Научная статья на тему '98. 01. 093-094. Глобализация: от экономики к политике. (сводный реферат)'

98. 01. 093-094. Глобализация: от экономики к политике. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 093-094. Глобализация: от экономики к политике. (сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.01.001 -98.01.106

МОСКВА 1998

Интегральное влияние ПИ на масштабы и структуру международной торговли зависит от соотношения прямых и косвенных эффектов. Если инвестиции, следующие за товарным экспортом, могут замещать его на уровне отдельно взятого продукта, то на уровне экономики в целом и отдельных ее секторов этого не происходит. Обычно связанный с ПИ эффект расширения торговли превосходит эффект замещения.

В настоящее время постепенный переход от торговли к инвестициям все больше уступает место комплексным взаимосвязям, в рамках которых все большее значение приобретают международные торговые потоки внутри ТНК,т.е. между материнскими фирмами и филиалами, а также между филиалами. Если в 1977 г. в общем объеме экспорта зарубежных филиалов американских ТНК доля внутрифирменных поставок составляла 37%, то в 1983 г. этот показатель возрос до 53%, а к 1993 г. - до 60% (с.30).

90-е годы характеризуются либерализацией государственного регулирования иностранных ПИ. В 1995 г. в 64 странах отмечено 112 случаев регулятивных изменений в отношении иностранных ПИ, из них в 106 случаях инвестиционный режим менялся в сторону либерализации или стимулирования иностранных ПИ.

Задачи либерализации и стимулирования иностранных ПИ потребовали выхода регулирования за рамки отдельных государств на региональный и многосторонний уровни. Регулированием иностранных ПИ занимаются такие международные организации, как ВТО и ОЭСР, а также региональные и межрегиональные форумы (АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР и др.).

Н.Н.Иванова

98.01.093-094. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ОТ ЭКОНОМИКИ К ПОЛИТИКЕ. (Сводный реферат).

1. SACHWALD F. Mondialisation: De l'économie a la politique// Politique étrangère. - P., 1996. - N 4. - P. 899-907.

2. DEHOVE M. La mondialisation // CFDT aujourd'hui. - P., 1997. - N 122. - P. 5-35.

В реферируемых статьях рассматриваются различные аспекты процесса глобализации. В статье Ф. Саш вал ьда (1) дан обзор недавних публикаций по проблемам глобализации. В книге английских

исследователей П. Херста и Г. Томпсона рассматривается развитие процессов интернационализации с конца прошлого века до наших дней. Анализируя процессы интернационализации за последние полвека, авторы, по мнению Ф. Сашвальда, явно недооценивают достижения технического прогресса, особенно в области коммуникаций, которые значительно расширили организационные возможности предприятий, действующих в международных масштабах. Не учитывают авторы и того, что сегодня в процессах глобализации участвует гораздо больше стран, в том числе развивающихся (РС), чем в начале века.

Рассматривая проблемы изменений в области экономической политики, П. Херст и Г. Томпсон защищают идею об управляемости мировой экономики. По их мнению, современные правительства, которые уже не могут регулировать экономику в традиционном смысле, обладают достаточной властью, чтобы влиять и поддерживать экономических субъектов, действующих на их территории (1, с.902). Авторы считают, что процесс глобализации вовсе не означает, что рынок становится единственным регулятором экономики. Напротив, глобализация стимулирует создание новых структур государственного регулирования на национальном и международном уровнях. В этих условиях "государство выступает не как единственный суверен на своей территории, а как законный представитель общественного порядка" (1, с. 903). Исходя из этого, П. Херст и Г. Томпсон выступают за сильную европейскую политику, т. е. за разработку политики кейнсианского толка в масштабах европейского континента, которая позволит максимально быстро интегрировать восточноевропейские страны и усилить позиции Европы в целом.

Книга французских специалистов Ж.-П. Фитусси и П. Розанваллона посвящена анализу проблем неравенства в условиях глобализации. Авторы связывают неравенство не только с принадлежностью людей к различным социально-профессиональным группам, но и "с усилением индивидуализма, что делает общество более беспокойным и более непроницаемым" (1, с.906). Глобализация дает лишь частичный ответ на происходящие в современном обществе социально-экономические изменения. Проанализировав влияние растущей конкуренции со стороны РС на уровень безработицы в промышленно развитых странах (ПРС), авторы приходят к выводу, что эта конкуренция оказывает на уровень безработицы гораздо

меньшее влияние, чем технический прогресс. При этом они указывают на то, что определенную ответственность за расширение, безработицы несет государственная макроэкономическая политика. Международные сопоставления, подчеркивают авторы, свидетельствуют о том, что структуры распределения доходов в разных странах весьма различны и из эволюция определяется не только экономическими факторами. Таким образом, "не существует никакой фатальности в усилении неравенства" (1. с.906).

Чтобы не допустить усиления неравенства, Ж.-П. Фитусси и П. Розанваллон рекомендуют ПРС проводить политику, основанную на социал-демократических принципах и адаптированную к условиям глобализации. Особое внимание в политике должно уделяться выравниванию "начальных условий", что требует создания действительно государственных служб в области образования и профессиональной подготовки, а также обеспечения равного доступа граждан к жилью.

Цель статьи М. Деова (2), профессора университета Париж ХШ, состоит в выявлении действительно новых проблем, связанных с глобализацией, поскольку сама идея о том, что мир развивается в направлении к единой и универсальной модели, далеко не нова. Проанализировав данные о развитии мировой торговли, объем которой за последние 45 лет возрос в 14 раз (при росте производства в 5,5 раз)(2, с.7), автор выделяет следующие новые явления в развитии торговли: расширение обмена товарами, для производства которых требуется труд очень высокой квалификации; удвоение за последние 10 лет в мировом экспорте доли телекоммуникационного и конторского оборудования (их доля составляет сегодня 11%); соответствующее уменьшение в два раза доли продукции добывающей промышленности (2, с. 10-11).

Что касается международного финансового рынка, то, по словам автора, он очень близок к идеалу планетарного рынка, на котором операции совершаются круглосуточно и почти "со скоростью света". В начале 90-х годов объем ежедневных операций на валютном рынке оценивался в 1000 млрд.долл.; это значит, что годовые трансакции в 30 раз превышали объем мирового производства (2, с. 11). Новыми явлениями на мировом финансовом рынке автор считает: а) быстрый рост зарубежных прямых инвестиций, которые пока сосредоточены в группе ведущих ПРС, являющихся

одновременно главными экспортерами и импортерами капиталов в форме прямых инвестиций; б) быстрое развитие процессов интернационализации финансовой сферы в новых зонах мира и новых странах, в частности в Восточной и Юго-Восточной Азии. Финансовая глобализация, подчеркивает автор, серьезно не подорвала позиции американского доллара как ведущей международной валюты. В 1992 г. из общей суммы ежедневных трансакций на валютных рынках в 1353 млрд. долл. 83% приходилось на операции с долларами (2, с. 14).

Общеизвестно, что процесс интернационализации вызывает быстрые изменения в соотношении сил между отдельными странами. При этом одним странам удается быстро преодолевать свое экономическое отставание, тогда как другие все глубже погружаются в нищету. Автор приводит прогнозы увеличения душевого дохода в различных регионах мира в 1995-2030 гг. В целом в этот период должно произойти сокращение разрыва в этом показателе между ПРС и РС: в 1995 г. средний душевой доход в РС составлял 13% от уровня ПРС; в 2030 г. он составит 27%. Однако в отдельных странах это увеличение будет весьма разнородным: в 2030 г. в странах Восточной Европы, включая Россию, рассматриваемый показатель будет составлять 50% от уровня ПРС, тогда как в странах Африки южнее Сахары - всего 7% (2, с. 17). Проблема неравенства доходов стоит не только перед мировой экономикой в целом, но и перед ведущими ПРС, где также усиливается неравенство, растет безработица и появляются "новые бедные". Так, в США в 1974-1993 гг. реальная заработная плата рядовых служащих сокращалась ежегодно на 0,73%, тогда как средняя зарплата 10% наиболее высокооплачиваемых служащих за период 1970-1990 гг. удвоилась (2, с. 18).

Долгое время специалисты в области теорий развития защищали идею о том, . что главная причина слаборазвитости наиболее бедных РС заключалась в господстве богатых ПРС, возводивших протекционистские барьеры на пути товаров из РС. Опыт успешного развития некоторых РС и в первую очередь "четырех драконов" из Юго-Восточной Азии (ЮВА) показал, что ориентация на внешний рынок, наряду с активной государственной политикой в области проведения структурных реформ, привлечения иностранных капиталов и развития инфраструктуры, приводит к позитивным результатам. Появление новых индустриальных стран (НИС) с более

32-4350

низкими, чем в ПРС, расходами на оплату труда, оказывает влияние на рынок труда в ПРС. Автор рассматривает различия подходов теоретиков разных направлений к оценке такого влияния. Анализ эмпирических данных, например, по США, показывает, что конкуренция со стороны стран с низкой оплатой труда является второстепенным фактором усиления неравенства в ПРС (2, с.24).

Особое внимание Деов уделяет анализу изменения роли государства и его экономической политики под влиянием процессов глобализации. По его мнению, некоторое ослабление роли государства в экономике сопровождается появлением новых форм экономического регулирования на международном, региональной или мировом уровне. Интенсификация международного обмена приводит к тому, что пространство, в рамках которого создаются и распределяются доходы, все меньше совпадает с пространством, где они потребляются (2, с.30). В результате снижается эффективность политики регулирования спроса, что в определенной мере компенсируется расширением финансовых трансфертов между государствами. Однако, поскольку в этом случае связи между спросом и предложением становятся не прямыми, а косвенными, это усиливает их нестабильность и непредсказуемость. Появление новых форм межгосударственного сотрудничества открывает возможности сформировать новые способы экономического регулирования, более адаптированные, чем нынешние, к новым условиям производства и обмена, связанным с интернационализацией экономики и расширением рынков.

Касаясь в заключение проблем международных валютно-финансовых отношений, Деов пишет, что именно в этой сфере процессы глобализации получили наибольшее развитие. Вместе с тем глобализация финансовой сферы носит асимметричный характер, принося больше выгод ведущим ПРС и в первую очередь США и оказывая все большее давление на систему международного обмена. По мнению автора, необходимая стабилизация международных валютно-финансовых отношений возможна только при создании полицентричной валютной системы, разделенной на отдельные подсистемы в рамках складывающихся региональных торговых блоков. Необходима также институционализация отношений между этими локальными подсистемами и отдельными странами. Пример подобного подхода показывает ЕС, которое быстро идет по пути

создания единой валюты. Вопрос заключается в том, пойдут ли по этому пути и другие крупные региональные объединения.

Л. А. Зубченко

98.01.095. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБУВНОЙ, ТЕКСТИЛЬНОЙ И ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

La mondialisation des industries de la chaussure, des textiles et du vêtement: Rapp. soumis aux fins de discussion a la reunion tripartie sur la mondialisation des industries de la chaussure, des textiles et du vêtement: Incidences sur l'emploi et les conditions de travail. Ge'neve, 1996 / Organisation intern, du travail. Progr. des activités sectorièlles. - Ge'neve: Bureau intern, du travail, 1996. - VI, 141 p.

Исследование, подготовленной MOT для трехсторонних переговоров об условиях труда в легкой промышленности, состоит из семи глав. В первой рассматриваются общие условия производства и обмена в обувной, текстильной и швейной (ОТШП) промышленности; во второй — общие причины и главные аспекты процессов глобализации ; в третьей — занятость на предприятиях ОТШП; в четвертой — качественная структура занятых в ОТШП; в пятой - условия труда в рассматриваемых отраслях; в шестой -реакция предприятия ОТШП на процессы глобализации; в седьмой -подводятся общие итоги проведенного исследования.

Начиная с 1975 г. происходит процесс перемещения предприятий ОТШП из промышленно развитых (ПРС) в развивающиеся страны (PC), о чем свидетельствуют следующие данные. За последние 20 лет темпы роста мирового производства текстиля составляли 1,2%, в том числе в PC в целом — 2,7 и странах Азии (кроме Японии) - 3,6% (с.7). В 1986-1992 гг. экспорт готовой одежды из Китая возрос на 575%, Индонезии - на 513, Таиланда -360, Турции - 237% и т.д. (с.11). В PC перемещаются предприятия ОТШП, производящие стандартизированную продукцию массового потребления, использующие низко квалифицированную и дешевую рабочую силу. В то же время предприятия, производящие мелкосерийную продукцию высокого качества и использующие новейшую технологию, по-прежнему концентрируются в ПРС.

Среди главных причин глобализации рассматриваемых отраслей авторы доклада выделяют: постепенную либерализацию международной торговли; структуру издержек производства;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.