Научная статья на тему '97. 04. 045. Линч Д. М. Дискриминация авиакомпаниями лиц с избыточным весом. Linch D. M. The heavy issue: weight based discrimination in the airline industry //J. of air law a. Commerce. - Dallas, 1996. - Vol. 62, № 2. -P. 201-242'

97. 04. 045. Линч Д. М. Дискриминация авиакомпаниями лиц с избыточным весом. Linch D. M. The heavy issue: weight based discrimination in the airline industry //J. of air law a. Commerce. - Dallas, 1996. - Vol. 62, № 2. -P. 201-242 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - США / ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА / ПРИЧИНЕННОГО СПОРТСМЕНАМ-АВИАТОРАМ - США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 045. Линч Д. М. Дискриминация авиакомпаниями лиц с избыточным весом. Linch D. M. The heavy issue: weight based discrimination in the airline industry //J. of air law a. Commerce. - Dallas, 1996. - Vol. 62, № 2. -P. 201-242»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫМИ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 97.04.001 -97.04.059

МОСКВА 1997

ответственность землевладельца подлежит ограничению, если совокупная сумма платежей, собираемых им за год за предоставление населению доступа на них для отдыха, не превышает 2 тыс. долл. Но, тем не менее, положение пострадавших авиаторов не столь безнадежно, как могло показаться с первого взгляда, и если нельзя привлечь к ответственности лицо, оказывающее услуги в сфере авиаспорта, пилота, производителя летательного аппарата или спортивного инвентаря либо получить страховое возмещение, в некоторых случаях возможно добиться возмещения вреда землевладельцем, на участке которого вред был причинен.

Е. Г. Афанасьева

97.04.045. ЛИНЧ Д.М. ДИСКРИМИНАЦИЯ АВИАКОМПАНИЯМИ ЛИЦ С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ.

LINCH D.M. The heavy issue: weight based discrimination in the airline industry //J.of air law a. Commerce. - Dallas, 1996. - Vol.62, № 2. -P.201-242.

В США число людей с избыточным весом с каждым годом увеличивается. В 1994 г. ожирением страдала почти треть взрослого населения, около 40% имело вес, превышающий норму не менее чем на 10% (с.215). Отношение общества к ним отчасти демонстрируют данные проведенного в 1991 г. опроса: 10-12% женщин ответили, что предпочли бы сделать аборт, если бы во время беременности узнали, что их будущий ребенок будет страдать ожирением (с.207). Распространенным является мнение, что такие люди сами виноваты в своем состоянии, и они часто подвергаются дискриминации как работники и как потребители. Авиалинии дискриминируют лиц с избыточным весом при приеме на работу и при размещении во время полета, когда они выступают в качестве пассажиров.

В борьбе за клиентов многие американские авиакомпании стали уделять большое внимание внешности стюардесс, считая, что они должны не только обслуживать пассажиров, но и играть роль секс-символов. Поэтому они ввели ряд ограничений по возрасту, росту, весу, полу, которые распространялись как на желающих поступить на работу, так и на уже работающих у них стюардесс. Иски лиц, права и интересы которых были затронуты такими ограничениями, послужили основаниями для целой серии процессов

18-262

против авиакомпаний. В большинстве случаев истцы в обоснование своих требований ссылались на положения VII раздела Закона о гражданских правах 1964 г., запрещающего дискриминацию по признакам расы, цвета кожи, религиозных убеждений, пола или национальной принадлежности. Так, например, в 1971 г. рассматривалось дело Dias v. Pan American warld airways: истец требовал признания незаконной практики авиакомпании, которая принимала на должность стюардессы только женщин. В суде первой инстанции ответчик, ссылаясь на заключения психологов, смог доказать, что женщины лучше приспособлены к такой работе и наилучшим образом удовлетворяют психологические потребности пассажиров, однако суд апелляционной инстанции встал на сторону истца, так как решил, что использование мужчин-стюардов не снижает возможности компании осуществлять безопасные пассажирские перевозки.

Вслед за этим было вынесено решение по делу Sprogis V. United airlines, inc., которым было признано, что авикомпания, требующая от стюардесс, чтобы те оставались незамужними, действует незаконно, поскольку подобные требования не предъявляются мужчинам-стюардам, и ответчик не смог доказать связь между качеством работы стюардесс и их семейным положением. Суд предписал восстановить истицу на работе и присудил ей с ответчика сумму заработка, не полученного за время, прошедшее с момента незаконного увольнения.

Таким образом, суды признавали неправомерной проводимую авиакомпаниями как работодателями дискриминацию по признакам пола и семейного положения. Однако попытки признать таковой и дискриминацию лиц с избыточным весом не увенчались успехом. Суды не усматривали в установлении авиакомпаниями стандартов веса, которым должны соответствовать стюардессы, нарушений раздела VII Закона о гражданских правах, поскольку, как они считали, вес не является постоянным признаком. Правда, известен случай, когда дело по иску стюардессы, уволенной из-за того, что ее вес превышал стандарты, установленные авиакомпанией, было решено в пользу истицы (Gerdom v. Continental airlines, inc, 1982 г.), однако такое решение было вызвано лишь тем, что стандарты были установлены в отношении женщин, но не в отношении мужчин, что было расценено судом как дискриминация по признаку пола. В тех

случаях, когда подобные стандарты установлены в отношении лиц как женского, так и мужского пола, у судов обычно не возникает сомнений в правомерности их применения.

Лица с избыточным весом сталкиваются с дискриминацией не только как работники, но и как потребители. Например, страдающие ожирением пассажиры дискриминируются авиакомпаниями при размещении во время полета, так как им сложно, а иногда просто невозможно втиснуться в кресло самолета. Защита прав работников и пассажиров с избыточным весом на основании VII раздела Закона о гражданских правах оказывается неэффективной, поскольку вес не включен в содержащийся в этом разделе перечень признаков, дискриминация по которым запрещается. Но даже если бы этот перечень был расширен, потребителям это бы все равно не помогло, так как раздел VII распространяется только на случаи дискриминации наемных работников.

Положительную роль в защите прав работников с избыточным весом может сыграть законодательство штатов. Так, в штате Мичиган принят Закон о гражданских правах, известный как Закон Эллиота-Ларсена, который прямо запрещает дискриминацию работников по признаку веса. Если истцу удается показать, что он имеет избыточный вес, был уволен и заменен работником, не имеющим избыточного веса, ответчик несет бремя доказывания правомерности своих действий, например, путем показывания других оснований для увольнения или доказательства несовместимости избыточного веса с выполнением конкретных трудовых обязанностей. К сожалению, Мичиган пока является единственным штатом, в котором принято такое законодательство.

Более надежным средством автор считает ссылку на нарушение ответчиком Закона о реабилитации 1973 г., распространяющегося на организации, получающее бюджетное финансирование, или Закона об американцах-инвалидах 1992 г, установившего обязанности для всех организаций, поскольку ожирение по крайней мере некоторых степеней может рассматриваться как физический недостаток для целей этого законодательства (handicap) Кроме того, это законодательство распространяется не только на случаи дискриминации работников, имеющих физические недостатки, однако справляющихся с трудовыми обязанностями, но и на случаи, когда работникам ошибочно приписываются физические недостатки,

18*

в силу которых они якобы являются профессионально непригодными. Автор приводит пример разрешения судом в 1993 г. в пользу истицы спора Cook v. Rhode island. Наемная работница была уволена работодателем, который посчитал, что она вследствие ожирения может не справиться со своими трудовыми обязанностями. Ей удалось доказать, что она в состоянии нормально выполнять свои трудовые обязанности, и суд признал ее увольнение незаконным и присудил ответчика к выплате ей компенсации в размере 100 тыс. долл. Ответчик пытался оспорить такое решение, ссылаясь на то, что ожирение не является постоянным признаком и вызывается неправильным образом жизни лица. Однако апелляционная инстанция не согласилась с такими доводами, указав, что законодательство о лицах с физическими недостатками умалчивает о необходимости такого признака как необратимость физического состояния и не делает различий между лицами, имеющими право на его защиту, в зависимости от того, как они приобрели физические недостатки: в равной мере оно распространяется на алкоголиков, курильщиков, ВИЧ-инфицированных и иных лиц, которые, возможно, получили физические недостатки в результате собственного волевого поведения.

Защита прав пассажиров с избыточным весом возможна на основании Закона о доступности воздушных перевозок, принятого в 1986 г. и распространяющегося на все авиакомпании. Закон запрещает дискриминацию пассажиров с физическими недостатками, если это не диктуется соображениями безопасности полета (например, правомерным будет отказ осуществить перевозку лица, страдающего инфекционным заболеванием, если оно может заразить других пассажиров). Закон устанавливает обязанность перевозчика помогать пассажирам, имеющим физические недостатки, при посадке и высадке, создавать для них разумные удобства. В Законе прямо не говорится о том, что нарушение перевозчиком указанных обязанностей может являться основанием для предъявления ему пассажиром иска о возмещении причиненного ему ущерба, но у судов обычно не возникает сомнений в этом. Однако умолчание Закона о том, какой ущерб подлежит возмещению авиаперевозчиком в таких случаях, делает положение истцов непрочным. Это хорошо видно на следующих примерах. 14-летняя девочка-инвалид, обладающая ограниченными возможностями по передвижению, собиралась лететь

домой на каникулы, но авиакомпания отказалась продать ей билет, заявив, что она не сможет позаботиться о себе в аварийной ситуации. Отцу девочки пришлось прибыть к месту ее учебы и сопровождать ее в полете домой. Он обвинил авиакомпанию в дискриминации его дочери из-за ее физических недостатков и потребовал возмещения убытков и морального вреда в размере 80 тыс. долл. (Tallarico v. Trans warld airlines, inc., 1989 г.). У суда первой инстанции не возникло сомнений в квалификации действий авиакомпаний, но он решил, что в соответствии с Законом 1986 г. истцу должны быть возмещены лишь понесенные им в связи с нарушением перевозчиком его обязанностей расходы в размере 1350 долл., и только суд второй инстанции посчитал моральный вред подлежащим возмещению и присудил ответчика к выплате всей требуемой суммы. Вопрос о возможности взыскания штрафных убытков в данном случае не обсуждался, так как истец на этом не настаивал.

В другом случае пассажир-инвалид летел транзитом из Вашингтона в Джексон через Нашвиль. Поскольку первый рейс задержался из-за погодных условий, время на пересадку было ограничена, и инвалид попросил стюардессу помочь ему как можно скорее покинуть самолет, но та ответила, что сможет сделать это лишь после того, как высадятся остальные пассажиры. В результате инвалид опоздал на свой рейс и остался без кресла-каталки, которое вместе с багажом было отправлено в Джексон. Авиакомпания предоставила ему на время другое кресло, но оно было менее удобным и безопасным. Инвалид предъявил авиакомпании иск о возмещении понесенных расходов, морального вреда и выплате штрафных убытков, ссылаясь на то, что он подвергся дискриминации из-за своих физических недостатков (Shinault v. American airlines, inc., 1991 г.). Суд первой инстанции решил, что такие средства защиты не предусмотрены Законом о доступности воздушных перевозок, и лишь апелляционная инстанция решила дело в пользу истца и присудила ответчика к возмещению расходов и морального вреда; во взыскании штрафных убытков было отказано, поскольку отсутствовали доказательства умышленного причинения вреда.

Приравнивание лиц, страдающих ожирением, к лицам, имеющим физические недостатки, даст им возможность защищаться от дискриминационных действий авиакомпаний на основании Закона о доступности воздушных перевозок. По мнению автора,

Закон следовало бы дополнить прямым указанием на то, что он распространяется на таких лиц, и положением о том, что пассажиры в случаях, когда они подвергаются дискриминации из-за физических недостатков, имеют право требовать присуждения авиаперевозчика к возмещению понесенных расходов, морального вреда и выплате штрафных убытков. Такая мера будет оказывать серьезное превентивное воздействие на авиакомпании.

Е. Г. Афанасьева

97.04.046. ДЖЕНЕНДЕР П. ОЦЕНКА ПРАВОМЕРНОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ВТОРЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ США В ЕВРОПУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АНТИТРЕСТОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. JENENDER P. A transcontinental alley-oop: antitrust ramifications of potential National basketball expassion association into Europe // Duke j. of comparative a. intern, law. - Durham, 1994. — Vol.4, № 2. - P.291-333.

Одна из американских спортивных лиг - Национальная баскетбольная ассоциация создана на основе договора между 27 командами, одновременно осуществляющими совместную деятельность, доходы от которой подлежат разделению, и конкурирующими между собой. Некоторые меры, принимаемые этой организацией, например, ограничения права игроков на переход из одной команды в другую, ограничения денежных сумм, выплачиваемых игрокам, сомнительны с точки зрения антитрестовского законодательства. Большая часть антитрестовских процессов против спортивных лиг основывается на фактах нарушения Закона Шермана, признающего неправомерным любой договор, объединение в форме треста или в другой форме или сговор в целях ограничения торговли между штатами или с зарубежными государствами. Обычно суды в таких процессах руководствуются правилом обоснования, сформулированным Верховным судом США, согласно которому при определении правомерности таких ограничений следует принимать во внимание особенности той сферы коммерческой деятельности, в которой они приняты, ее состояние до и после введения ограничений и их действительный и предполагаемый эффект. Это правило- достаточно расплывчато, поэтому трудно предсказать результаты его применения судом в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.