Научная статья на тему '97. 04. 044. Перкинс Л. Дж. Практическое руководство по возмещению ущерба, причиненного спортсменам-авиаторам. Perkins L. J. A practical Guide to recovery for injured air sport participants // J. of air law a. Commerce. - Dallas, 1996. - Vol. 62, № 2. -P. 559-590'

97. 04. 044. Перкинс Л. Дж. Практическое руководство по возмещению ущерба, причиненного спортсменам-авиаторам. Perkins L. J. A practical Guide to recovery for injured air sport participants // J. of air law a. Commerce. - Dallas, 1996. - Vol. 62, № 2. -P. 559-590 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИКТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПАТЕНТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 044. Перкинс Л. Дж. Практическое руководство по возмещению ущерба, причиненного спортсменам-авиаторам. Perkins L. J. A practical Guide to recovery for injured air sport participants // J. of air law a. Commerce. - Dallas, 1996. - Vol. 62, № 2. -P. 559-590»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 97.04.001 -97.04.059

МОСКВА 1997

97.04.044

134

97.04.044. ПЕРКИНС Л.Дж. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО СПОРТСМЕНАМ-АВИАТОРАМ.

PERKINS L.J. A practical guide to recovery for injured air sport participants // J. Of air law a. Commerce. - Dallas, 1996. - Vol.62, № 2. -P.559-590.

Распространение авиаспорта - прыжков с парашютом, воздухоплавания, управления сверхлегкими летательными аппаратами неизбежно сопровождается ростом травматизма, который в ряде случаев возникает по вине изготовителей инвентаря или лиц, предоставляющих услуги спортсменам-авиаторам. Однако возмещение ущерба, причиненного здоровью спортсменов, зачастую оказывается невозможным из-за договорных условий об освобождении вышеуказанных лиц от ответственности или положений законодательства, ограничивающих ответственность собственников земельных участков. В предлагаемых страховыми компаниями правилах страхования жизни и здоровья часто содержится оговорка, согласно которой ущерб, причиненный страхователю в связи с занятием авиаспортом, возмещению не подлежит. Таким образом, бремя несения ущерба практически полностью возлагается на спортсменов и их семьи, а те, кто получает прибыль от их увлечения, от этого бремени освобождаются. В своей статье автор стремится выяснить, какие лица и на каком основании могут быть привлечены к имущественной ответственности в случае причинения вреда жизни и здоровью лиц, занимающихся авиаспортом.

Многие обязательные требования к квалификации лиц, занимающихся авиаспортом, содержатся в Федеральном воздушном уставе. Для того, чтобы получить сертификат пилота с правом перевозить пассажиров за плату, необходимо достигнуть 18-летнего возраста, владеть английским языком, иметь медицинский сертификат второго класса, сдать устные и письменные экзамены и налетать не менее 250 часов (для планеристов и воздухоплавателей последнее условие не обязательно), В отношении же лиц, управляющих сверхлегкими летательными аппаратами ( к ним относятся предназначенные только для спорта и отдыха летательные аппараты, не рассчитанные на перевозку пассажиров, не имеющие сертификата пригодности к полету и не подлежащие регистрации) не

установлено ни возрастных ограничений, ни требований к квалификации. В отличие от сверхлегких летательных аппаратов воздушные шары подлежат сертификации. Всю ответственность за безопасность полета Устав возлагает на лицо, управляющее воздушным шаром (остальные участники полета могут быть привлечены лишь к ответственности за вред, причиненный предметами, которые они бросили или уронили с воздушного шара).

Ст. 105 Устава посвящена регулированию прыжков с парашютами. Она содержит правила, адресованные как пилоту, так и парашютисту, который тоже должен обладать специальными познаниями (например, о запрещении прыжков сквозь облачность и об обязательности специального оборудования для прыжков в ночное время). Однако лицо, вынужденное впервые совершить непредвиденный прыжок с парашютом, может не обладать этими сведениями, и тогда логичным было бы ответственность за их предоставление возложить на пилота. Как ни странно, Устав не предусматривает никакой ответственности инструктора или пилота.

Роль Федерального воздушного устава автор видит лишь в определении надлежащих сторон в процессе по поводу причинения вреда жизни или здоровью спортсменов-авиаторов. В большинстве случаев в качестве истца в таких делах выступает спортсмен или его семья, а в качестве ответчика - пилот летательного аппарата или лицо, на основании лицензии предоставляющее услуги в сфере авиаспорта. Как правило, это лицо предлагает клиенту присоединиться к договору, в который включается оговорка об освобождении от ответственности за вред, который может быть причинен его жизни или здоровью. И если такие условия, навязанные клиенту в других сферах обслуживания, суды часто признают недействительными, сомнений в действительности этой оговорки в договорах об оказании услуг в сфере авиаспорта у судов обычно не возникает. Видимо, они просто считают, что спортсмены-авиаторы необоснованно подвергают опасности свою жизнь и здоровье, и поэтому отказывают им в защите, предоставляемой другим категориям потребителей. Правда, заключение договора на таких условиях освобождает лицо, оказывающее услуги, от ответственности за простую, но не за грубую небрежность (gross negligence). Например, при рассмотрение дела Durell v. Parashutes air fun, inc. суд решил, что уклонение ответчика от ответа на вопросы истца, который должен

97.04.044

136

был совершить второй в своей жизни прыжок с парашютом, о технике безопасности, является грубой небрежностью, и не придал значения ссылке ответчика на положения договора, согласно которым он освобождался от ответственности за повреждение здоровья истца.

Если вред жизни или здоровью спортсмена причинен из-за недоброкачественности летательных аппаратов и спортивного инвентаря, к ответственности могут быть привлечены их изготовители. Такой вариант привлекателен для истцов тем, что отвественность изготовителей является строгой, то есть безвиновной. Кроме того, изготовители не могут избежать ответственности за вред, причиненный недоброкачественной продукцией, путем включения в договоры соответствующих оговорок, так как такие оговорки суды признают недействительными.

Иногда лица, занимающиеся авиаспортом, получают телесные повреждения на земле из-за ее непригодности к взлету или посадке. К отвественности за вред, причиненный лицу на земельном участке, может быть привлечен владелец этого участка. В зависимости от правовых оснований пребывания лиц на земельном участке, находящемся в частной собственности, различают нарушителя владения (tresspasser), лицо, находящееся на участке с прямо выраженного или подразумеваемого согласия его владельца (licensee), лицо, находящееся на участке для нужд его владельца (invitee). В отношении первого владелец земельного участка несет обязанность воздерживаться от умышленного причинения ему вреда, в отношении второго - предупреждать о возможной опасности причинения вреда, а в отношении третьего, кроме того, осуществлять контроль за безопасностью. Правда, для того, чтобы стимулировать владельцев земельных участкрв разрешать их использование для отдыха населения, в том числе для занятий авиаспортом, Модельным законом 1965 г. об использовании земель для отдыха их ответственность за вред, причиненный здоровью находящихся на их землях лиц, была ограничена. Впоследствии 49 штатов приняли законодательство, в той или иной мере воспроизводящее положения Модельного закона. Необходимо отметить, что согласно Модельному закону ограничивается ответственность лишь тех землевладельцев, которые не взымают с населения какую-либо плату за доступ на их земли с целью отдыха, Правда, законодательство некоторых штатов смягчает это положение. Так, по закону штата Висконсин

ответственность землевладельца подлежит ограничению, если совокупная сумма платежей, собираемых им за год за предоставление населению доступа на них для отдыха, не превышает 2 тыс. долл. Но, тем не менее, положение пострадавших авиаторов не столь безнадежно, как могло показаться с первого взгляда, и если нельзя привлечь к ответственности лицо, оказывающее услуги в сфере авиаспорта, пилота, производителя летательного аппарата или спортивного инвентаря либо получить страховое возмещение, в некоторых случаях возможно добиться возмещения вреда землевладельцем, на участке которого вред был причинен.

Е.Г.Афанасьева

97.04.045. ЛИНЧ Д.М. ДИСКРИМИНАЦИЯ АВИАКОМПАНИЯМИ ЛИЦ С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ.

LINCH D.M. The heavy issue: weight based discrimination in the airline industry //J.of air law a. Commerce. - Dallas, 1996. - Vol.62, № 2. -P.201-242.

В США число людей с избыточным весом с каждым годом увеличивается. В 1994 г. ожирением страдала почти треть взрослого населения, около 40% имело вес, превышающий норму не менее чем на 10% (с.215). Отношение общества к ним отчасти демонстрируют данные проведенного в 1991 г. опроса: 10-12% женщин ответили, что предпочли бы сделать аборт, если бы во время беременности узнали, что их будущий ребенок будет страдать ожирением (с.207). Распространенным является мнение, что такие люди сами виноваты в своем состоянии, и они часто подвергаются дискриминации как работники и как потребители. Авиалинии дискриминируют лиц с избыточным весом при приеме на работу и при размещении во время полета, когда они выступают в качестве пассажиров.

В борьбе за клиентов многие американские авиакомпании стали уделять большое внимание внешности стюардесс, считая, что они должны не только обслуживать пассажиров, но и играть роль секс-символов. Поэтому они ввели ряд ограничений по возрасту, росту, весу, полу, которые распространялись как на желающих поступить на работу, так и на уже работающих у них стюардесс. Иски лиц, права и интересы которых были затронуты такими ограничениями, послужили основаниями для целой серии процессов

18-262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.