РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
3
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.4
рефераты 97.03.001 -97.03.065
МОСКВА 1997
основанием для расторжения трудового договора (контракта) по инициативе администрации, поскольку невыполнение работником трудовых обязанностей связано с реализацией конституционного права на забастовку.
Значительное место в законе отведено вопросу об ответственности за нарушение законодательства о КТС (глава 4 закона). Статьи главы предусматривают ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах (ст. 20); ответственность за невыполнение соглашения (ст. 21); ответственность работников за незаконные забастовки (ст. 22); порядок привлечения к ответственности (ст. 23); ведение документации при разрешении КТС.
В главе 5 "Заключительные положения" говорится о признании нормативных правовых актов, не действующих в РФ, в связи с вступлением в силу закона (в частности, закон СССР "О порядке разрешения КТС (конфликтов) 1991 г." (ст. 25); о необходимости приведения нормативных правовых актов в соответствии с настоящим федеральным законом (ст. 27).
Во второй части работы подчеркивается, что коренная реформа трудового права представляет собой болезненный и длительный процесс. Автор выражает надежду, что предпринятая в работе попытка исследовать новые тенденции нормативного и индивидуального правового регулирования, выявить возможности эффективного правотворчества и правоприменения в сфере трудовых отношений, окажется полезной в условиях перехода к рыночным отношениям.
Е.В.Клинова
97.03.053. ВЛАСОВ В.И. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТНИКОВ С НЕПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ // Государство и право. - М„ 1996. - № 10. - С. 33-37.
В статье рассмотрена проблема неполной занятости как формы скрытой безработицы в условиях перехода России к рыночным отношениям. Поданным на февраль 1996 г. численность работников, переведенных на сокращенный рабочий день (неделю) и находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, достигла
97.03.653
164
4 млн. человек? По имеющимся прогнозам скрытая безработица может резко возрастать.
В России до сих пор не принято каких-либо законодательных актов в защиту временно или частично безработных, для них не определены ни статус, ни меры защиты. После обращения Федерации независимых профсоюзов России к Президенту РФ в апреде 1993 г. вышел Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации", который предусматривает ежемесячные компенсации для работников, работающих на предприятии с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. Для его реализации были выпущены приказы Федеральной службы занятости России. Однако эти документы не только предусматривают мизерные размеры компенсации, но и оговаривают разного рода условия и требования, которые затрудняют получение компенсаций. В целях совершенствования механизма материальной поддержки работников предприятий, испытывающих временные финансовые трудности, Федеральной службой занятости России 6 марта 1995 г. был издан приказ № 44 об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений и организаций, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Однако такие выплаты носят краткосрочный характер и предоставляются лишь работникам, состоящим в штате предприятий и не получающим льготные пенсии. Одной из мер борьбы со сложившейся ситуацией, почеркивает автор, могло бы стать включение в коллективный договор обязательства администрации компенсировать работникам их вынужденный простой.
Проблемы работников, относящихся к категории неполнозанятых, нашли отражение в отраслевых и территориальных соглашениях, в которые начиная с 1993 г. вносятся дополнительные правовые нормы по защите временно и частично безработных. Вместе с тем многие соглашения содержат лишь общие положения, замечает автор.
Далее автор подробно останавливается на правовых нормах, регулирующих права граждан с неполной занятостью в странах с рыночной экономикой, на долю которых приходится от 10 до 20% рабочей силы. Государственное субсидирование сокращенного рабочего времени как альтернатива высвобождению или увольнению
по экономическим причинам ' стало важным социальным инструментом в развитых странах с рыночной экономикой.
Неполная занятость не новое явление. Она получила особенно широкое распространение в развитых капиталистических странах в последние три десятилетия.
Наряду с тем что эта форма занятости носит экономически вынужденный характер, она может стать удобным средством выхода или возвращения на рынок труда. Непоная занятость позволяет учащимся совмещать работу с учебой; работающим женщинам, имеющим детей дошкольного и школьного возраста сочетать домашние обязанности с оплачиваемой работой; некоторым лицам предпенсионного и пенсионного возраста завершить свою трудовую деятельность путем перехода на неполный рабочий день или неделю; пенсионерам повысить жизненный уровень
Чтобы разрешить проблему неполной занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям, считает автор, необходимо внести существенные дополнения в законодательные акты, регулирующие социально-трудовые отношения на производстве. С этой целью в Законе о занятости населения России нужно дать определение неполной занятости, критериев присвоения статуса временно и частично безработных, установить государственные гарантии для данной категории работников. Последние должны включать материальную поддержку таких работников во время их вынужденного простоя, а также членов их семей. Необходимо законодательное закрепление порядка переподготовки работников при неполной занятости для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Кроме того, необходимо доработать КЗоТ РФ в части регулирования трудовых отношений временно и частично безработных с работодателем. Установить минимальную продолжительность рабочей недели для работников данной категории.
И наконец, внести в Закон о банкротстве положение о выплатах компенсаций временно безработным данного предприятия в случае, когда оно становится несостоятельным и проходит процедуры банкротства.
Е. В. Климова