РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1991 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.03.001 -97.03.090
МОСКВА 1997
выпуском ценных бумаг приватизированных предприятий, центральных и местных органов власти, а также созданием взаимных фондов коллективных размещений, которые, по оценке экспертов, могут привлечь сбережения населения на сумму в 20-30 млрд. долл. и затем разместить их в приобретение ценных бумаг (2, с. 63). В будущем российские филиалы французских банков намерены осуществлять функции не только коммерческих, но и деловых (инвестиционных) банков, обслуживая операции по слиянию и поглощению предприятий, принимая участие в капитале предприятий и в эмиссии корпоративных ценных бумаг и т.д. Первым шагом в этом направлении является участие французского банка "Париба" совместно с "КС Ферст Бостон" и российским банком "Империал" в эмиссии конвертируемых облигаций крупнейшей нефтяной компании России "Лукойл". Несмотря на неустойчивость экономического и политического положения в России, пишут в заключение авторы, французские банки в целом положительно оценивают результаты своей деятельности в стране, надеясь в будущем увеличить свой вклад в развитие российской экономики.
J1.А. Зубченко
97.03.024. ВЕЙЯН И., АМУРЬЕ Ж. УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМ КРИЗИСОМ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ ЗАПАДА.
VAILLANT I., AMOURIAUX G. La gestion des crises bancaires a l'etranger// Banque. - P., 1996,- N 570. - P. 62 - 64.
В статье сотрудниц отдела экономики зарубежных стран Банка Франции отмечается, что в преодолении недавнего банковского кризиса в США, Японии и странах Северной Европы определяющую роль сыграли органы государственной власти. При этом государство использовало как традиционные, так и новые формы участия в судьбе банков, которым угрожало банкротство. Центральные банки (ЦБ) некоторых стран сыграли важную роль в финансировании банков. В Финляндии в 1993-1995 гг. выделенные ЦБ средства для терпящих бедствие банков превысили 5 млрд. финских марок. В Скандинавских странах государство традиционно играет существенную роль в деятельности банковской системы: в 1988-1992 гг. государственные расходы на приобретение участий в капитале банков и на гарантирование банковских займов составляли в Норвегии 3% ВВП, в
Швеции в 1991-1994 гг. - 6, в Финляндии - 15%. В Японии государственная помощь банкам оценивается почти в 1% ВВП (с. 62).
Перечисленные выше меры носят чрезвычайный и временный характер. В Норвегии и Швеции банки - после их оздоровления -снова приватизируются: в октябре 1995 г. был с успехом
приватизирован норвежский банк "Фокус банк" - третий по величине коммерческий банк страны; в Швеции объявлено о продаже более 30% акций "Нордбанкен". Чрезвычайная политика оказания помощи банкам и сберкассам позволила спасти вклады физических лиц, а смягчение валютно-денежной политики дало возможность банкам восстановить свою маржу. Американские банки смогли оздоровить свои балансы и снова получить позитивные результаты. Японские банки в 1995 г. увеличили объем чистого банковского продукта.
Во всех рассматриваемых странах банковский кризис во многом был связан с отсутствием гласности банковских счетов и с недостаточным котролем за деятельностью банков со стороны органов надзора в условиях финансовой либерализации, что побудило банки взять на себя неоправданно высокие риски, не создавая при этом необходимых резервов. В своей политике в отношении банков государственные власти сделали акцент на необходимости введения более жесткого управления рисками и на соблюдении банками нормативов (коэффициентов) платежеспособности и собственных фондов. В Японии предусматривается введение методов предупреждения рисков с помощью ряда официальных критериев (например, норматива собственных фондов), а также разрешение органам надзора принимать превентивные меры (в частности, требовать изменений в руководстве банка).
Действия государственных властей в США позволили довольно быстро создать гарантийные резервы: в 1989-1993 гг. резервы по сомнительным долгам возросли на 50%, составляя в среднем 2,5% от суммы предоставленных займов. Власти Японии в 1995 г. стимулировали создание банками страховых резервов по сомнительным долгам, позволив обанкротиться некоторым банкам. Волна банкротств банков в рассматриваемых странах выявила недостаточность объема взаимных фондов гарантий вкладов, что заставило государственные власти провести реформы этих фондов. В Норвегии государство вынуждено было оказать финансовую помощь двум фондам. В Финляндии власти создали в 1992 г. государственную 9*
систему страхования банков с целью укрепления доверия к банкам и в дополнение к трем частным гарантийным фондам. Вклады банков в новый государственный фонд составляют 0,01% их активов. В США государственная помощь Национальному фонду страхования составила 30 млрд.долл., при этом взносы банков в этот фонд были увеличены с 0,09 до 0,3% суммы вкладов. Японский гарантийный фонд также превратился в должника ЦБ, взносы банков в него в 1996 г. должны увеличиться с 0,012 до 0,084% суммы вкладов.
Большое внимание во всех странах уделяется укреплению внутреннего контроля в банках. В Японии осенью 1995 г. правительство предложило проект реформы внутреннего контроля. В США ФРС проводит рейтинг качества систем внутреннего контроля банков, основываясь на следующих критериях: активный контроль за деятельностью банка со стороны его высшего руководства, "прозрачность" процедур и правил контроля, независимость органов контроля от подразделений, управляющих рисками, масштабы мер внутреннего контроля и аудита.
Одним из средств повышения рентабельности является сокращение численности банковских агентств и отделений. С этой целью многие банки осуществляют перестройку внутренней структуры и рационализацию отделений, занимающихся розничными операциями. Одновременно с этим банки меняют свою специализацию, отказываясь от одних видов деятельности и сосредоточивая внимание на других. Так, американский банк "Чейз Манхетген" решил ограничить свою деятельность следующими областями: управление имуществом, финансовое обслуживание предприятий, управление рисками, хранение и управление портфелем ценных бумаг. При этом банк намерен сократить объем своих зарубежных операций, сосредоточившись на обслуживании внутреннего рынка.
Широкое распространение традиционных банковских продуктов и услуг усилило межбанковскую конкуренцию и толкнуло их к поискам новых видов деятельности, особенно в Японии и Скандинавских странах, где объем кредитного рынка относительно невелик. Если банки стран Северной Европы встали на путь развития все более севершенных финансовых продуктов, то японские банки обратились к операциям по страхованию и размещению ценных бумаг. Это стимулировало процесс приобретения банками страховых
и брокерских компаний, в том числе за рубежом. В начале банковского кризиса процесс концентрации в банковском секторе выражался в основном в приобретении крупными или успешно развивающимися банками более мелких или испытывающих трудности банков. Именно на этом этапе произошла структурная перестройка сети сберегательных касс. В последующем слияния банков стали осуществляться в региональных масштабах, особенно в США. И наконец, структурная перестройка приобрела новое качество: между крупными банками все чаще стали происходить сближения, превратившиеся в "мегаслияния", которые направлены на укрепление рыночной власти банков.
Л.А. Зубченко
97.03.025-027. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ БАНКОВ. (Сводный реферат).
1. Securiser le systeme d'information// Banque. - P., 1996. - N 571. -P. 18-20.
2. BOUCKEHOVE J.-P. Auditer le systeme d'information // Banque. - P., 1996. - N 571. - P.21-23.
3. PRAMOTTON D., JOLIA-FERRIER L. Le cout pour les banques// Banque. - P., 1996. - N 571. - P. 24-27.
Ускоренная информатизация деятельности банков усиливает их уязвимость перед лицом различных нарушений в функционировании информационных систем (ИС), связанных с поломками, ошибками, злоупотреблениями, несчастными случаями. По оценкам, в 1995 г. потери французских банков от различного рода сбоев ИС превысили 1,1 млрд. фр.; потери всех французских предприятий составили 11,5 млрд., что почти вдвое больше, чем в 1984 г. (6 млрд.) (1, с. 19). Общая сумма потерь распределялась следующим образом: потери от технических аварий и несчастных случаев - 2,87 млрд., от ошибок операторов - 1,85 млрд. и от умышленного вредительства - 6,84 млрд. При оценке этих данных следует помнить, что не все неполадки в ИС бывают выявлены и не обо всех выявленных неполадках сообщается.
Проблема обеспечения безопасности ИС банков является весьма сложной, затрагивая не только технические, но и - что более