Научная статья на тему '97. 02. 024. Радклифф-Браун А. Р. Метод социальной антропологии. (фрагменты)'

97. 02. 024. Радклифф-Браун А. Р. Метод социальной антропологии. (фрагменты) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
448
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ПОТРЕБНОСТИ (ПСИХОЛ.)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Николаев В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 024. Радклифф-Браун А. Р. Метод социальной антропологии. (фрагменты)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.11 рефераты 97.03.001-97.03.024

МОСКВА 1997

СиЛИСиьиМ: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИКА

97.02.024. РАДКЛИФФ-БРАУН А.Р. МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ. (Фрагменты).

Глава 4

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

В книге "Мощп одапоп гепоуаШт"1)Уэвелл описывает индуктивную науку как "применение ясных и подходящих понятий" и "обобщения фактов". Каждая наука должна продвигаться вперед при помощи подходящих понятий, а для этого необходима связная и согласованная система технических терминов. "При высоком уровне развития науки история ее языка и есть собственно ее история... Основополагающий принцип и высшее правило любой научной терминологии заключается в том, что нужно конструировать и подбирать такие термины, которые были бы пригодны для простой и ясной формулировки общих истин", .социальную антропологию пока еще нельзя назвать развитой наукой, ибо у нее до сих пор нет связной понятийной системы и таких технических терминов, которые пользовались бы общим признанием и употреблялись в одном и том же смысле всеми учеными, работающими в данной области. Это и результат незрелости науки, и в то же время свидетельство ее. Одна из трудностей, с которыми приходится сталкиваться читателю антропологической литературы, заключается в том, что одно и то же слово используется разными авторами в разных значениях, а многие антропологические термины зачастую отягощены многозначностью и употребляются без четкого определения.

Во избежание путаницы необходимо четко осознавать природу той эмпирической реальности, с которой имеет дело социальная антропология и с которой должны соотноситься все наши понятия и теории. Только таким образом можно надеяться избежать ошибки

25-2892 /

^ Л

4 I

"утраты конкретности", ошибки, которая возникает при обращении с абстракциями как с конкретными реалиями и которой избежать очень трудно. Существует тенденция размышлять об обществах так, как будто бы это были обособленные дискретные сущности. Она восходит к Аристотелю, для которого общество было кошоша ро1Шке, политической ассоциацией наподобие греческого города-государства. Но совокупность людей, живущих на ограниченной территории и подчиненных единой политической власти, - это лишь один из типов ассоциации. Мы могли бы поставить вопрос, является ли "обществом" Британская империя, и если не является, то сколько отдельных обществ она в себе содержит. Римская католическая церковь как религиозная, или духовная, ассоциация является обществом не в меньшей степени, чем какая-либо политическая ассоциация, например Соединенные Штаты. Склонность думать об обществах как о дискретных сущностях, как это делал Герберт Спенсер, необходимо избегать.

Эмпирической реальностью, с которой приходится иметь дело социальной антропологии, которую ей приходится описывать, анализировать и подвергать сравнительному исследованию, является процесс социальной жизни того или иного территориально ограниченного региона на протяжении определенного промежутка времени. Социальная жизнь как феноменальная реальность представляет собой процесс, складывающийся из множества человеческих действий, точнее говоря, из взаимодействий и совместных действий людей. Отдельные события социальной жизни и есть те факты, с которыми должны соотноситься все наши понятия и теоретические построения. Чтобы дать описание социальной жизни, мы должны описать некоторые ее общие особенности, представляющиеся значимыми, или релевантными для наших исследований. Эти обобщенные описания дают нашей науке данные. Далеко не безразлично, каким способом получены эти данные: из непосредственного наблюдения конкретных фактов, из сообщений информаторов или из исторических документов.

На небольшом ограниченном промежутке времени общие особенности социальной жизни того или иного региона могут оставаться неизменными либо претерпевать некоторые незначительные изменения. В ином случае, когда берется достаточно большой временной период, в ряде аспектов могут иметь место

значительные изменения. Можно провести различие между синхронным описанием, при котором социальная жизнь берется в том виде, в каком она существует на определенный момент времени, без учета изменений в ее общих характеристиках, и диахронным описанием, принимающим во внимание эти изменения.

Двумя чрезвычайно важными понятиями являются понятия социальной структуры и социальной организации. Понятие структуры означает упорядоченность частей, или составных элементов, связанных друг с другом в единое целое. Можно говорить о структуре дома, имея в виду упорядоченное расположение стен, крыши, комнат, лестниц, коридоров и т.д., а в конечном счете - упорядоченное расположение кирпичей, камня, деревянных конструкций и т.п. Мы можем говорить о структуре музыкального произведения как об упорядоченной последовательности звуков, а также можем сказать, что структура какой-либо фуги или сонаты аналогична по форме структуре любой другой. Структура молекулы есть упорядоченное расположение атомов по отношению друг к другу. Структура человеческого тела представляет собой прежде всего упорядоченное расположение тканей и органов, а в конечном счете - упорядочение живых и мертвых клеток и межклеточных жидкостей.

Конечными элементами социальной структуры являются индивиды, фигурирующие в социальной жизни как актеры, или лица (persons). Сама же структура представляет собой упорядоченную расстановку лиц по отношению друг к другу. Жители Европы упорядочены в нации, и это, стало быть, является структурной особенностью социальной жизни Европы. В сельской местности мы можем обнаружить упорядоченное разделение людей на семьи, или дворы (households), что, опять-таки, является структурной особенностью, структуру семьи составляют отношения между отцом, матерью и детьми.

Таким образом, при изучении структурных особенностей социальной жизни мы прежде всего устанавливаем наличие тех или иных социальных групп, а также исследуем их внутреннюю структуру. Вместе с тем, наряду с упорядоченным разделением лиц на группы и упорядоченной расстановкой лиц в этих группах, мы обнаруживает также упорядоченное разделение людей на социальные классы и категории. Социальные различия между мужчинами и женщинами, между вождями, или знатью, и простолюдинами, между, патрициями

и плебеями, между браминами, шудрами и неприкасаемыми - все это важные структурные особенности, хотя мы и не можем с полным правом сказать, что эти разделения формируют социальные группы. Еще одной структурной характеристикой, имеющей принципиальное значение, является упорядоченная расстановка лиц в диадических отношениях, т.е. в отношениях между лицам и лицом (person to person), таких, например, как отношения между господином и слугой или отношения между братом матери и сыном сестры в примитивных обществах. В конечном счете, социальная структура находит выражение либо во взаимодействиях между группами, например, когда одна нация объявляет войну другой, либо во взаимодействиях междулицами.

Если понятием "структура" обозначается упорядоченность лиц, то понятием "организация" - упорядоченность деятельности. Садовод или крестьянин организуют свою работу, когда распределяют разные трудовые задачи по разным временам года. Социальная организация есть упорядочение детельности двух или более лиц, благодаря которому деятельность каждого приспособлена к деятельности других таким образом, что действия всех их соединяются в единую комбинированную деятельность. В качестве примера можно привести организацию работы на фабрике, где управляющий, маете и рабочий имеют каждый в отдельности свои особые задачи, но выполняют их в рамках единой совокупной деятельности. Организованная группа -это группа, состоящая из двух или более индивидов, объединенных совместной деятельностью, в которой каждый выполняет возложенную на него роль. Мы не можем, однако, рассматривать эти группы в качестве характеристик социальной структуры, если они не обладают определенной степенью устойчивости. Футбольная команда является организованной группой, в то время как толпа людей, помогающих вытащить из канавы опрокинувшийся автомобиль, таковой не является.

Понятия структуры и организации можно пояснить на примере современной армии. Структура здесь состоит прежде всего в упорядоченном разделении на группы: дивизии, армейские корпуса, полки, роты и т.д. Кроме того, структура включает в себя разделение армейского состава на ранги: генералов, полковников, майоров, капралов, "прочие ранки" и т.д. Ранг - то не группа, Например, майоры не образуют социальной группы; они формируют

социальную категорию, точно так же, как водопроводчики, букмекеры или университетские профессора. Вместе с тем разделение на рагни является важной структурной особенностью армии. Организация армии представляет собой распределение различного рода деятельности между группами и индивидами,будь то в мирное время или во время военных действий. Современная армия - лучший пример высокоорганизованной структуры. Нечто подобное представляет собой, видимо, и социалистическое государство.

Лучше всего объяснить понятие социальной структуры на примере. Возьмем в качестве примера структурную систему племен Западной Австралии, существовавшую в былые времена. В фундаменте этой структуры лежало разделение страны на несколько признанных отдельных территорий. Каждый мужчина от рождения и на протяжении всей своей жизни был прикреплен к одной из них, а именно к территории своего отца и отца своего отца. Мужчины, связанные таким образом с определенной территорией, составляли отдельную социальную группу, которую мы называет "кланом". Клан был единицей социальной структуры, имевшей в , ней основополагающее значение. Женщина тоже принадлежала к клану своего отца, но поскольку браки между членами одного клана былы запрещены, то женщины выходили замуж за мужчин из других кланов и прикреплялись таким образом к территориям своих мужей.

Мужчины клана вместе со своими женами, происходящими из других кланов, и детьми составляли группу, которую было бы удобно называть ордой. Орду можно определить как группу, занимающую территорию клана. Орда селилась единым лагерем как отдельная группа и тогда, когда жила дома, и в тех случаях, когда посещала с визитом дружественные территории. Об орде можно сказать, что она политически автономна, подчинена власти старейшин, а кроме того в значительной мере экономически самодостаточна. В среднем она насчитывала, вероятно, не более пятидесяти человек.

Внутренняя структура орды заключалась в разделении на семьи, каждая из которых состояла из мужчины, его жены или жен и их детей, не достигших зрелого возраста. Это была домашняя группа, подчиненная власти мужчины, имеющая собственные кров и очаг, а также собственное обеспечение пропитанием. Семья формировалась как группа браком и рождением детей и прекращала существовать в качестве отдельной группы вместе со смертью мужа, непрерывно

существуют, таким образом, лишь на протяжении ограниченного количества лет. Клан же был непрерывно существующей группой, которая, как полагали аборигены, возникла в начале времен и существовала вечно. В то время как кто-то из его членов умирал, потери постоянно возмещались рождением новых членов. Непрерывность существования орды как группы лиц, постоянно живущих вместе, поддерживалась несколько иначе. Мужчины клана составляли постоянное ядро орды, в то время как женщины данного клана, выходя замуж, выбывали из ее состава, а другие женщины, становившиеся женами мужчин данного клана, вливались в нее.

Существовали и более широкие структурные системы. Несколько кланов имели общий язык и сходные обычаи. Они формировали лингвистическое сообщество, называемое племенем. В отличие от групп, называемых племенами в других регионах, здесь племя не было политически единой группой. Членов племени не объединяли никакие совместные действия. Орды одного и того же племени или разных племен могли жить в мире, но могли иногда и воевать друг с другом.

Индивиды, принадлежащие к разным ордам и разным племенам, были связаны друг с другом системой родства. Человек был связан определенным родственным отношением, близким или дальним, с каждым человеком, с которым имел хоть какой-то социальный контакт, независимо от того, к каким орде и племени тот принадлежал. Основу отсчета родства составляли действительные генеалогические отношения, включая и те, которые связывали членов одного клана. Родственники каждого человека классифицировались на ограниченное число категорий, каждая из которых обозначалась единым термином родства. Наряду с этим, в каждой категории родственники разделялись по степени близости родства на близких и дальних. Поведение любых двух индивидов в обращении друг с другом зависело от того, в каком отношении они находились в структуре родства. Эта структура представляла собой сложную упорядоченность диадических отношений т.е. отношений, связывающих индивида с индивидом. Через свою мать мужчина был тесно связан с ее кланом и его членами. Он мог свободно посещать ее территорию и жить в ее орде, хотя не был и не мог стать членом ее клана. Разные члены одного клана былы связаны таким образом с разными другими кланами. Те же самые следствия имело родство мужчины с кланом

матери и кланом, из которого он взял жену. Каждый человек занимал свое особое положение в тотальной структуре родства. Даже два полнородных брата могли взять жен из разных кланов, хотя и имели общую связь с кланом своей матери.

Существует разделение общества на две фратрии, и это разделение пронизывает несколько племен. Каждый клан принадлежит к одной из фратрий. Эти фратрии можно обозначить как I и II. Данная система по сути предствляет собой классификацию, или группировку, кланов, накладывающуюся на разделение людей на племена, т.е. на языковые сообщества. Каждый человек разделяет известные ему кланы на те, которые принадлежат к его фратрии, и те, которые принадлежат к другой. Существует и еще одно дихотомическое деление общества - на два чередующихся поколения, которые можно обозначить как х и у. Если мужчина принадлежит к группе х, то его дети будут принадлежать к группе у, равно как и его отец, в то время как отец его отца и сын его сына будут так же, как и он сам, принадлежать к поколению х. Каждый клан, стало быть, содержит индивидов, принадлежащих к обеим этим группам. Итак, мы имеет разделение общества на четыре группы, которые можно назвать "секциями". Мы обозначим их как 1х, 1у, Их и11у. Эти секции имеют свои названия, например: банака, бурунг, каримера и палджери. По законам племен, о которых здесь идет речь, мужчина может взять в жены только такую женщину, которая принадлежит к одной из категорий, на которые разделяются его родственники, а именно из той категории, которая включает дочь брата его матери. Следовательно, ему следует выбирать жену среди тех женщин, которые принадлежат к его поколению и иной фратрии, нежели его собственная. Мужчина из секции 1х должен искать жену в секции Их. Например, в племени кариера мужчина, принадлежащий к секции банака, должен брать жену в секции бурунг. Если под "социальной группой" иметь в виду совокупность лиц, объединенных определенного рода сплоченностью, то кланы и орды в этом смысле будут группами, а секции - нет. Последние обеспечивают классификацию лиц в межплеменной структуре родства и являются частью этой структуры.

Необходимо упомянуть и другие аспекты социальной структуры. Каждый клан представляет собой отдельную тотемную группу, имеющую свои собственные священные тотемные центры,

находящиеся на ее территории, собственные мифы о происхождении топографических особенностей этой территории и расположенных на ней священных мест, а также собственные обряды, исполняемые с официальной целью поддержания дальнейшего существования природы и общества. Каждый клан обладает собственной тотемической солидарностью и преемственностью существования, отличающими его от других кланов. Наряду с этим, однако, существуют тотемические церемонии и религиозные обряды инициации мальчиков, на время которых объединяются и кооперируются несколько кланов. Время от времени несколько кланов собираются на территории одного из них, причем по случаю разных событий кланы собираются в разном составе, ибо встречу, проводящуюся на территории одного из кланов, посещают лишь те дружественные кланы, которые живут по соседству. Именно кланы и их встречи образуют и поддерживают религиозную структуру общества.

Каждую из таких встреч можно рассматривать как создание временной политической группы, поскольку во время них конфликты между кланами или индивидами, принадлежащими к разным кланам, разрешаются общественным мнением собравшихся. Здесь племена, о которых идет речь, ближе всего подходят к более широкой, по сравнению с ордой, политической организации.

У этих племен, как и повсюду в Австралии, существовал постоянный круговорот каких-то изделий, который поддерживался благодаря обмену дарами, в процессе которого они переходили от одной орды кдругой. Эти обмены были важны не столько экономически, сколько как средство поддержания дружественных отношений.

Во многих обществах важным элементом структурной системы является разделение людей на социальные классы, например, разделение на вождей и простолюдинов в Полинезии. В австралийских племенах не существует подобных разделений, за исключением разделения по полу и возрасту, которое, между тем, имеет очень большое значение. Мужчины и женщины имеют разные занятия. Власть во всех социальных делах осуществляется мужчинами пожилого возраста, которые являются также и ритуальными вождями.

Такое описание структурной системы примитивной народности может оказать нам помощь в прояснении некоторых

вопросов. Чтобы составить описание структурной системы, мы должны не только рассмотреть социальные группы,- (например, семью, клан и орду в Западной Австралии), внутреннюю структуру каждой группы, отношения между этими группами и социальные классы, но должны также подвергнуть рассмотрению весь комплекс социально закрепленных диадических отношений между людьми, например, таких, какие существуют в австралийской системе родства. Социальная реальность групп и классов заключается в том влиянии, которое они оказывают на взаимодейсмтвие между людьми, принадлежащими к одним и тем же или разным группам и классам. С этой точки зрения, структура региона на тот или иной момент времени представляет собой весь комплекс социальных отношений, в которые вовлечены живующие в данном регионе люди.

О каком бы из отношений, входящих в социальную структуру, ни шла речь, всегда имеет место ожидание того, что человек будет придерживаться определенных правил и паттернов поведения. Для обозначения этого ожидания используется термин "институт". Институт есть установившаяся или пользующаяся социальным признанием система норм и паттернов поведения, относящихся к тем или иным аспектам социальной жизни. Семейные институты общества - это паттерны поведения, следование которым ожидается от членов семьи в их обращении друг с другом. Существуют определенные паттерны, или нормы поведения отца по отношению к детям, жены по отношению к мужу и наоборот, детей по отношению к родителям, брата по отношению к брату или сестре. В каждом конкретном обществе эти институты фиксируют, при допущении определенной гибкости, надлежащую манеру поведения того или иного лица в том или ином типе отношений. Институт определяет, какое поведение ожидается от человека и какого поведения он может ожидать от других. Человек далеко не всегда ведет себя так, как он должен и как от него ожидается. В любом обществе большие или меньшие отклонения не редкость. Для противостояния им существуют различного рода санкции. Таким образом, социальную структуру необходимо описывать через институты, которые определяют надлежащее или ожидаемое поведение людей в различного рода отношениях. Структурные характеристики социальной жизни - это все те устойчивые во времени упорядоченные расстановки людей в институциональных отношениях, которые

26-1-2892

находят выражение в их действиях и взаимодействиях, составляющих в совокупности социальную жизнь.

Необходимо упомянуть еще одни вопрос, хотя мы можем здесь коснуться его лишь в самых общих чертах, Это вопрос структурной преемственности (continuity). Прежде всего, можно отметить преемственность существования социальных групп. Группа, например нация, племя или клан, несмотря на то что состав ее постепенно изменяется, побладает преемственностью существования: она теряет одних своих членов, когда те умирают, но обретает взамен новых, когда те рождаются. Научное сообщество теряет членов вследствие их смерти или ухода в отставку, но на их место избирает новых. Французская академия сохраняет свою идентичность, хотя ее нынешний состав полностью отличается от того, который был в XVIII в.

Аналогичную преемственность можно наблюдать у социальных классов. В полинезийском обществе класс вождей обладает преемственностью, ибо когда вождь умирает, он кем-то заменяется, например его старшим сыном. Аналогичную преемственность может иметь и профессиональный класс: по мере того как одни врачи или юристы умирают или уходят на пенсию, их места занимают новые рекруты их профессии. Армейский полк тоже может иметь преемственность существования, несмотря на более или менее регулярное изменение его личного состава; несмотря на то, что лейтенанты становятся капитанами, потом майорами, а далее полковниками, порядок рангов остается тем же самым. В Соединенных Штатах всегда есть президент, а в Англии - король, хотя конкретное лицо, занимающее данное положение в социальной структуре, время от времени изменяется. В Англии Палата общин, а в Соединенных Штатах Палата представителей сохраняют преемственность своего существования несмотря на изменение их состава, происходящее после каждых выборов.

Поскольку социальная структура представляет собой упорядоченную расстановку лиц в институционализированных ролях и отношениях, то структурная преемственность есть преемственность таких упорядоченных расстановок..„Это было бы удобно объяснить при помощи понятий материи и формы. В случае статической преемственности здания одними и теми же остаются как материя -кирпичи, лесоматериалы, плитка и т.п., так и форма. В человеческом

теле материю составляют молекулы, и она постоянно изменяется. Мое тело состоит не из тех же молекул, из которых оно состояло вчера. Считается, что по истечении семи лет в человеческом теле заменяются все молекулы до единой. Вместе с тем человеческий организм сохраняет свою форму, если исключить такие изменения, какие происходят, например, при ампутации ноги. Структурная преемственность организма, стало быть не статична, а динамична. Она представляет собой процесс, в ходе которого составляющая организм материя постоянно изменяется, тогда как форма остается той же самой. В этом смысле динамична и преемственность человеческих обществ: материей здесь являются индивиды, а формой - тот способ связи между ними, который устанавливается институциональными отношениями.

Один из аспектов, на который необходимо обратить внимание, - это тот факт, что на протяжении жизни индивиды изменяют свое положение в социальой структуре. Человек может изменить свое гражданство, покинуть одну церковную конгрегацию и присоединиться к другой. Остается же неизменным то, что человек вступает в жизнь младенцем, а далее растет и становится взрослым. С течением времени социальное положение человека изменяется. Это происходит либо постепенно, либо через институционально определенные стадии. К примеру, человек из мальчика превращается в юношу, из юноши - в мужчину. В некоторых африканских обществах важным элементом социальной структуры является система возрастных стадий, и индивид переходит из одной возрастной ступени в другую в соответствии с установленными институциональными паттернами.

Итак, социальную структуру следует определить как преемственно существующую упорядоченную расстановку лиц в отношениях, определяемых и контролируемых институтами,т.е. социально установленными нормами или паттернами поведения.

Примечание

') Whewell, Novum organon renovatum, 3d., 1858.

26-1*

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Теория социальной эволюции была сформулирована Гербертом Спенсером в 1860 г. в очерке "Социальный организм" и получила разработку в его "Принципах социологии", публикация которых началась в 1876 г. Эту теорию можно рассматривать как результат соединения в единую, как говорил сам Спенсер, "синтетическую философию" двух идей, пришедших из восемнадцатого столетия. Первой была идея трансформации органической жизни, или, как стали говорить со времен Спенсера, "органической эволюции". Второй была идея прогресса человеческого общества.

Во второй половине XYIII в. вера в постоянство животных и растительных видов была подорвана работами таких ученых-биологов, как Адансон, де Мопертюи, Бюффон, Эразм Дарвин, Кабанис и Ласепед. Эти ученые проложили дорогу теории органической эволюции, которая впервые получила четкую формулировку у Ламарка в его вступительном обращении перед чтением курса по зоологии 21 флореаля VIII года Революции (1800). Эволюционисты были в биологии еще до Чарлза Дарвина. В их числе был и Спенсер. Однако известность теории эволюции принесла именно публикация "Происхождения видов" (1859). Теория человеческого прогресса достигла своей кульминации в работах конца XVIII. в., а в XIX в. получила общее признание. Спенсер, испытавший на себе влияние Конта, с самого начала исследовал общество в терминах прогресса, что явственно видно из его работы "Социальная статика", опубликованной в 1851 г.

Нам нет необходимости рассматривать в полном объеме спенсеровскую теорию эволюционирующего универсума. Мы может ограничиться рассмотрением его теории социальной эволюции. Спенсер утверждал, что развитие органической жизни и развитие социальной жизни представляют собой частные случаи единого процесса, который он предложил назвать "эволюцией". Идея эволюции - это идея прогрессирующей актуализации возможностей; в первом случае речь идет о возможностях органической жизни, а во втором - о возможностях социальной жизни. Эта теория может бывть сведена к трем основным положениям. 1. Как органическая, так и социальная эволюции представляют собой естественные процессы,

подчиненные естественному закону. 2. Процесс эволюции есть процесс дивергентного развития. Все многообразие существующих и вымерших видов животных и растений произошло от небольшого числа древних простейших форм живой материи; разнообразие форм органической жизни есть результат дивергентного развития, характерного для эволюции. Аналогичным образом и различные формы социальной жизни, существующие в настоящее время и известные нам из истории, возникли в процессе дивергентного развития. 3. Как для органической, так и для социальной эволюции была характерна общая тенденция, которую Спенсер определяет как "рост организации". В процессе органической эволюции организмы, имеющие более сложную структуру и функцию, развивались из более простых организмов через ряд последовательных стадий. Например, позвоночные животные произошли от беспозвоночных, а теплокровные - от холоднокровных. В процессе социальной эволюции общества, имеющие более сложную структуру, или организацию, возникали путем последовательного прогрессивного развития не менее сложных форм. Таким образом, эволюция, с точки зрения этой теории, представляет собой, во-первых, процесс диверсификации форм органической или социальной жизни и, во-вторых, процесс "роста организации" - органической или социальной. Не следует забывать слова Т.Г.Гексли, говорившего, что "эволюция -это не объяснение мирового процесса, а просто обобщенная констатация механизма и результатов этого процесса".

Философия Спенсера подчеркивает единство и неразрывность природы, а также эволюции как естественного процесса. Свойством органической эволюции является развитие психики, т.е., возникновение все более сложных форм психической деятельности из более простых. Социальная эволюция, называемая также Спенсером "сверх-органической", является, с его точки зрения, непосредственным продолжением процесса органической эволюции. Он говорит, что между органической и сверхорганической эволюцией не может быть проведено никакой абсолютной границы. "Если и в самом деле происходила Эволюция, то та ее форма, которую мы здесь определяем как сверхорганическую, должна была незаметно и постепенно возникнуть из органической. Однако нам было бы удобно ее отграничить, включив в нее все те процессы и их продукты, которые предполагают скоординированные действия множества

26-2-2892

индивидов - действия, позволяющие достигать таких результатов, которые значительно превосходят по масштабам и сложности те, которых можно было бы достичь при помощи индивидуальных действий."

Возникновение и развитие у животных социальной жизни является важной особенностью органической эволюции. Исследуя низшие формы животной жизни, биологи подвергли изучению феномен, который Элли называет "массовой физиологией" животных агрегатов. Скопление животных одного вида по соседству друг с другом часто дает им определенные выгоды: такое скопление иногда может изменять среду обитания, делая ее более пригодной для их жизни, например, изменять среду обитания, делая ее более пригодной для их жизни, например, изменять воду, в которой они плавают. Если мы не станем рассматривать такие агрегаты как в подлинном смысле слова социальные, а, следуя примеру Элли, определим их как "субсоциальные", то, взяв всю область животной жизни в целом, мы вынуждены будем признать, что "нет никаких четких и резких границ, которые можно было бы провести между социальными и субсоциальными организмами". "Единственное, что можно обнаружить, так это постепенное развитие социальных атрибутов, предполагающее наличие... определенного субстрата социальных тенденций, пронизывающего собою все животное царство. Из этого субстрата под действием различных механизмов возникает социальнаяч жизнь, проявляющаяся в разнообразных формах и достигающая ныне кульминации у позвоночных и насекомых." На относительно ранних стадиях животной эволюции разделились два разных направления развития, одно из которых привело к насекомым, а другое - к позвоночным. Последнее направление, опять-таки разделившись, привело, с одной стороны, к возникновению птиц, с другой стороны -млекопитающих. Именно у высокоразвитых насекомых, птиц и млекопитающих мы и находим наиболее развитые формы социальной жизни.

Для эволюциониста человеческий род, включающий в себя как вымершие, так и ныне живущие виды Homo sapiens, является продуктом органической эволюции^ а человеческий разум -продуктом нервно-психического развития, представляющего собой неотъемлемую часть органической эволюции. Что касается сверхорганической эволюции, то здесь обнаруживается весьма

существенное различие между людьми и другими общественными животными. Если у последних форма социальной жизни остается одной и той же во всех популяциях вида, то у человека в разных агрегатах индивидов существуют разные формы социальной жизни. Сверхорганическая эволюция человеческого рода - это такой процесс, который уже не зависит от органической эволюции, т.е. от развития врожденных видовых характеристик. В наших познаниях об эволюционном процессе, вообще говоря, есть огромный пробел, ибо мы ничего не знаем и никогда не узнаем о формах социальной жизни древнейших людей и их непосредственных предшественников из животного мира. Нам ничего не известно о социальной жизни БшатИгорш ректетшв. Реальный переход от дочеловеческих форм социальной жизни к человеческой резонно связывать с возникновением языка.

Суть теории социальной эволюции состоит, следовательно, не только в том, что в разных контингентах человеческого рода происходило дивергентное развитие форм социальной жизни, но также и в том, что при этом имело место "усложнение организации", причем последенее происходило неравномерно. Здесь необходимо избегать ряда ошибочных представлений. Спенсер писал: "Эволюция, как обычно ее понимают, предполагает наличие во всем существующем внутренней тенденции к совершенствованию. Эта концепция, тем не менее, ошибочна." Как только общество достигает состояния внутреннего и внешнего равновесия, оно может продолжать существовать без каких бы то ни было значительных изменений в структуре. "Изменение не обязательно предполагает развитие. Часто оно не ведет ни к более высокой, ни к более низкой структуре. Лишь иногда случается новая комбинация факторов, вызывающая такое изменение, которое представляет собой шаг вперед в социальной эволюции. Вполне возможно, что регресс был не менее частым явлением, чем прогресс." То же самое относится и к органической эволюции, Джулиан Хаксли пишет:"3начительная часть систематически происходящих в природе небольших изменений нерелевантна для основного направления эволюции и представляет собой лишь виньетки разнообразия, накладывающиеся на основную модель эволюционного процесса;."

По существу, эволюционный процесс представляет собой комбинацию случайности и закона и ввиду присутствующего в нем

элемента случайности не поддается предсказанию Биология, сколь бы обширными познаниями она ни обладала, никогда не смогла бы предсказать, что от пятипалого предка лошадей когда-то произойдут английский рысак и ломовая лошадь наших дней. И наоборот, не будь у нас палеонтологических данных, мы никогда бы так и не узнали, от какого рода животного ведет свое происхождение современная лошадь

В качестве фактора социальной эволюции Спенсер выделял "возрастание размеров социального агрегата, обычно сопровождающееся возрастанием его плотности." Идея о том, что маленькие объединения людей, небольшие по составу и занимаемой территории, в процессе социальной эволюции поглощаются более крупными или замещаются ими, высказывалась еще до Спенсера. Сен-Симон говорил, что наиболее примечательным фактом исторического развития было все более широкое утверждение принципа ассоциации, взять, к примеру, такой ряд, как семья, город, нация, наднациональная церковь. У сен-Симона эта идея была заимствована Контом, который опередил Спенсера в ее разработке. Дюркгейм, следуя за Спенсером, выражает эту идею в утверждении, что доминирующей тенденцией социальной эволюции было "прогрессивное расширение социальной среды".

Спенсер имел склонность рассуждать об обществах как о дискретных сущностях, как будто бы они были организмами. Автора не устраивает такой подход. Необходимо переформулировать идею Спенсера Если мы попадем на какое-то время в какой-то регион, например в племя австралийский аборигенов, то мы сможем составить представление о том, что можно было бы назвать сферой взаимодействий,в которую вовлечены наблюдаемые нами люди. Взаимодействие в данном смысле включает в себя как дружественные взаимодействия, так и враждебные. В аборигенной Австралии бывает такое взаимодействие, когда одна орда воюет против другой. Во время недавней войны имело место враждебное взаимодействие между Соединенными Штатами и Японией. Итак, можно переформулировать утверждения Спенсера и Дюркгейма, определив тот фактор, на который они ссылаются, как прогрессивное расширение сферы взаимодействий.

Широта сферы взаимодействия определяется прежде всего не географически, а числом людей, с которыми жители данного региона

взаимодействуют или могут взаимодействовать. Так, возрастание плотности населения в регионе имеет следствием увеличение сферы взаимодействия. В этой связи следует отметить проводимое Дюркгеймом различие между материальной и социальной плотностью. Первая измеряется численностью людей, проживающих на какой-то единице территории, скажем, квадратной миле. Вторая же повышается, независимо от материальной плотности, в результате увеличения количества коммуникаций и повышения частоты взаимодействий.

Там, где взаимодействия происходят часто и регулярно, они имеют тенденцию принимать стандартную форму и в большей или меньшей степени институционализироваться. Географическое расширение сферы взаимодействия, следовательно, создает возможность для возникновения более широкий систем социальной интеграции и часто их порождает. Для Спенсера "интеграция" является "основной характерной особенностью Эволюции"; "возрастание в размерах социального агрегата", трактируемое здесь как увеличение сферы взаимодействия, ведет к развитию более широких и сложных форм социальной интеграции и в силу этого является чрезвычайно важным фактором социальной эволюции. Существуют различные способы социальной интеграции, которые могут различным образом комбинироваться в одном и том же регионе. Спенсер обычно говорил о политической или комбинированной политико-экономической интеграции. При таком подходе остается за рамками рассмотрения такое, например, общество, как Римская католическая церковь, а в австралийском аборигенном обществе остается без внимания интеграция, обеспечиваемая системой родства.

Для сравнения обществ по размерам сферы взаимодействи прежде всего полезно рассмотреть язык. В наиболее примитивных из всех известных нам обществ первичной группой является группа людей, закрепленных на определенной территории. Такие группы невелики по размеру, обычно включают не более сотни мужчин, женшин и детей; их численность редко - если вообще когда-либо -превышает двести человек. Несколько таких групп имеют общий язык и образуют, таким образом, лингвистическое сообщество. В тако сообществе обычно соблюдаются одни и те же обычаи и существует общая система представлений. Такого рода социальную структуру

можно определить как структуру рассеянного, или децентрализованного, племени. Племена, или лингвистические сообщества, невелики по размеру. Они насчитывают в своем составе всего по нескольку сотен индивидов, приблизительно от 200 до, быть может, 2500 - для данного типа структуры это максимум. Такая структура обнаруживается у "дикарей", живущих охотой, рыболовством и собирательством, В таких примитивных обществах человек в действительности нередко учится говорить и на языке, для него не родном, и там, где два соседних языка сходны по грамматике и словарному составу, коммуникация между людьми не только возможна, но и вообще не представляет из себя проблемы. Между тем, небольшой размер лингвистического сообщества свидетельствует об ограниченных размерах сферы взаимодействия. В качестве противоположности такому положению дел можно привести нынешнюю ситуацию, когда на английском, испанском или арабских языках говорят как на своем родном языке миллионы людей.

История латыни демонстрирует связь, иногда существующую между языком и теми процессами, посредством которых происходит расширение или сужение сферы взаимодействия. Первоначально латынь была языком небольшой группы людей, населяющих ЬаНит. Вследствие образования в Риме города-государства и последующих завоеваний, приведших к возникновению и росту Римской империи, латынь стала разговорным языком на широких просторах Западной Европы, вытеснив этрусский и многочисленные италийские и кельтские языки. Лингвистическая унификация сопуствовала процессу политической интеграции, происходящему посредством завоеваний, однако по ряду причин, которые нетрудно назвать, разговорным языком Восточной Римской империи латынь не стала. Во втором веке процесс экспансии прекратился, и вместе с упадком Римской империи начался процесс политической дезинтеграции. Латинский язык распался на большое число разных разговорных диалектов. В качестве письменного языка латынь сохранялась усилиями Римской католической церкви, однако использовалась она только образованными классами. Когда начался процесс политической реинтеграции, это -привело к формированию на территории Западной империи нескольких отдельных наций. Из многочисленных диалектов латыни образовались современные

романские языки - французский, прованский, итальянский, каталонский, кастильский, португальский.

Спенсер, считавший общества дискретными единицами, каждую из которых составляет население какого-то ограниченного региона, полагал, что рост размеров социального агрегата происходит в результате поглощения небольших обществ более крупными. Он писал, что "более крупное общество образуется лишь путем объединения мелких обществ; такое объединение происходит без сглаживания разделений, прежде порождавшихся их обособленностью". Общество, в том смысле, в каком его трактовал Спенсер, может расти, как он выражался, в "массе" вследствие роста населения, ибо под словом "масса" подразумевается численность составляющих группу индивидов. Социологи признали, что рост населения является одним из важных факторов социальной эволюции.

Почему же собственно размер, понимаемый здесь как число людей, вовлеченных во взаимодействия, составляющие социальную жизнь, сам по селе должен рассматриваться как фактор увеличения сложности социальной структуры? Ответ следует искать в принципе, который известен ученым как "принцип сродства" (principle of similitude) и получил разработку у Галилея еще три столетия назад. Грубо говоря, принцип этот заключается в том, что для каждого типа структуры существуют количественные пределы размеров. К примеру, Природа неспособна породить на Земле такие деревья, которые бы превышали своей высотой определенный предел; по оценкам Галилея, этот предел составляет примерно 300 футов. Признание действия этого принципа в отношении социальной структуры - одно из ключевых положений теории социальной эволюции. Зиммель, например, писал, что "любой количественный рост общества приводит его к качественному изменению и требует от него новых приспособлений. Формы групп находятся в строгой зависимости о количества их составных элементов; структура, подходящая для социальной группы, имеющей определенную численность, теряет свою ценность, как только эта численность возрастает."

С точки зрения основоположника данной теории, социальная эволюция по сути представляет собой развитие "структуры и функций, которые составляют организацию и жизнь любого общества", от самых простых его форм до самых сложных. Также

Спенсер признавал "некоторые сопутствующие формы развития, которые поддерживают социальную эволюцию и сами ею поддерживаются, - развитие языка, знания, нравов, эстетики". В качестве одного из "факторов" социальной эволюции он рассматривал "накопление сверхорганических продуктов, которые мы обычно называем искусственными, но которые, с философской точки зрения, естественны ничуть не менее, чем любые другие продукты эволюции". В их число он включал материальные приспособления, язык, развитие знания, находящее завершение в науке, развитие права, мифологии, теологии, правила приличия и хорошего тона, церемонии, а также разнородную по составу группу "продуктов, которые мы называем эстетическими". Все эти феномены, как гипотетически предполагается, развиваются не обособленно друг от друга, а в неразрывной связи с развитием социальной структуры. Какова природа этой связи - это, разумеется, предмет особого исследования.

Явление, которое обычно называют "прогрессом", представляет собой процесс накопления знаний и совершенствования технических навыков посредством открытий и изобретений, ведущий от условий существования дикий племен к научным и техническим высотам современных обществ. С точки зрения теории эволюции, прогресс, понимаемый таким образом, одновременно и зависит от усложнения организации, являющегося необъемлемой частью социальной эволюции, и сам представляет собой один из факторов, от которого зависит, в свою очередь, усложнение организации. Например, в сложных обществах прогресс знаний и технических навыков находился в зависимости от развития так называемого "разделения труда", которое правильнее было бы назвать возрастающей дифференциацией родов занятий, ведущей к усложнению профессиональной структуры; последняя же, в свою очередь, зависела от технического прогресса и накопления знаний.

Джулиан Хаксли писал: "Эволюцию можно рассматривать как процесс, в ходе которого поступательно возрастает эффективность использования земных ресурсов". Эволюционный процесс сопряжен с развитием форм адаптации, причем адаптации как внешней, так и внутренней. Прогрессом во внешней адаптации Хаксли называет "достижение высшего предела биологической эффективности, определяемое как возрастание контроля над средой и независимости

от нее". Прогресс во внутренней адаптации он описывает как "достижение высшего предела целостной функциональной эффективности и гармонии внутренних сочленений". В процессе эволюции человеческих обществ развитие внешней адаптации происходило не путем изменения самого человеческого организма, а благодаря тому, что выше было названо прогрессом. Это развитие приспособленности людей к той физической среде, в которой они живут. Развитие внутренней адаптации происходило путем взаимоприспособления индивидов друг к другу в системах упорядоченных отношений. Лучше всего было бы употребить здесь выражение "социальная коаптация". Именно она имеется в виду под словом "цивилизация", если обратиться к его происхождению, ибо cives были людьми, совместно живущими в институционально упорядоченном сообществе, в отличие от hostes, от которых можно было ожидать только враждебных действий. В органической эволюции внешнее и внутреннее совершенствование взаимозависимы. В социальной эволюции тоже имеется определенная взаимозависимость между адаптацией группы к среде и той "функциональной эффективностью и гармонией внутреннего взаимоприспособления", которая составляет социальную коаптацию.

Социальную эволюцию Hominidae можно разделить на три стадии. О первой нам ничего не известно. Это была стадия первоначального развития орудий труда, языка, морали, также, возможно, религии или, по крайней мере, веры в сверхъестественные силы. О событиях второй стадии не известно ничего определенного, а догадки этнологов и выводы археологов мало чем могут помочь. Можно наблюдать лишь продукты этой стадии развития - различные формы социальной жизни неисторических народов. Третья стадия -это та стадия, о которой имеются исторические знания, охватывающие ограниченный период времени, не более шести столетий, и относящиеся к ограниченной части замной территории. Третья стадия представляет собой область исторических исследований. Нет никаких оснований, которые могли бы лишить социальных антропологов права кое-что сказать об обстоятельствах и событиях этой фазы социальной эволюции. И тем не менее основной областью приложения сил для социальных антропологов остается изучение тех форм социальной жизни, которые сохранились до настоящего времени и представляют вторую стадию социальной

27-2892

эволюции - ту стадию, когда люди еще не изобрели письменности и не имели возможности оставить о себе и своей жизни документальных свидетельств, пусть даже и несовершенных. Следует помнить, что ни одно из неисторических обществ не является той формой, от которой произошли исторические общества. Ни одна из сохранившихся до наших дней рептилия не может рассматриваться в качестве праобраза, от которого произошли птицы и млекопитающие.

В.Г.Николаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.