РОСС®ДОКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУI НАУЧНиИ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
2
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 97.02.001-97.02.041
МОСКВА 1997
основополагающие основы его: марксистская идеология и порожденная ею мифология догматизировались, отрывались от жизни. Вскоре господствовавшая коммунистическая мифология исчерпала себя, потеряла способность к саморазвитию. "Процессы, происходившие в массовом сознаниии в последние годы, вновь привели к тому, что включились архаические механизмы сознания. Однако перспективы дальнейшего развития остаются неясными. Ясно лишь, что закономерности архаического сознания необходимо учитывать, чтобы избежать наиболее катастрофических последствий их проявления" (с.190).
В.М.Шевырин
97.02.008. АЛЕВРАС H.H. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ГОРНОЗАВОДСКОМ УРАЛЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА. - Челябинск, 1996. - 212 с.
В работе представлен процесс разработки и реализации серии региональных аграрных законов, принятых в конце XIX - начале ХХв., которые составили стержень мероприятий правительства в аграрной сфере уральского горнозаводского хозяйства. В силу технических причин в книгу не вошел раздел, посвященный аграрному реформированию в регионе в период с 70-х годов ХТХ в. до 1905 г., но отмеченные сюжеты учтены в заключении. Аграрные новации на Урале в период революции 1905-1907 гг. рассматриваются в первом разделе. Во втором разделе исследуются различные аспекты аграрного вопроса в регионе в 1907-1914 гг., подводятся итоги землеустроительной кампании на Урале.
Автор рассматривает горнозаводское население как "искусственно созданную государством XVIII в. сословную группу, формирующуюся в условиях модернизации экономики России и системы жестких государственных регламентаций"(с.6). Важнейшими чертами сословной характеристики автор считает наличие так называемых "обязательственных отношений", а также землепользование, представлявшее натуральную часть
вознаграждения за выполняемые заводские работы. В течение XVIII-XIX вв. сформировался особый тип уральского рабочего, отличавшийся от рабочих других областей патриархальностью и инертностью социальной психологии. Социальная природа уральских горнозаводчиков была неразрывно связана с землевладением и монопольными правами на территорию горнозаводских округов: и в начале XX в. они сохраняли в своем облике архаичные черты предпринимателя-вотчинника.
После реформы 1861 г. земельный участок уральского мастерового по своему юридическому статусу начинал приобретать черты надельного землепользования. Однако реформирование аграрных отношений на Урале, осуществлявшееся правительством по аналогии с теми принципами, которые были выработаны при освобождении крестьян, натолкнулось на массу самобытных условий, в которых существовали горнозаводская промышленность и население. По мнению автора, процесс приспособления аграрной политики правительства к местным условиям выразился в первую очередь в разделении законодательных актов по формально-правовому признаку - для казенных, посессионных и частновладельческих категорий заводов вырабатывались отдельные законопроекты (с.7).
Концепция землеустройства горнозаводского населения во второй половине XIX в., пишет Н.Н.Алеврас, эволюционировала в правительственной политике от идей создания подсобного земледельческого хозяйства с правом пользования на ограниченные в размерах земельные наделы к идеям передачи земли, находящейся в фактическом пользовании у населения, в собственность (с.8). Несомненно, что она испытывала различные влияния, в первую очередь, со стороны горнозаводчиков и администрации горных заводов. Существенный отпечаток на политику правительства в регионе наложили переплетения интересов всех участников аграрной уральской истории, специфические условия функционирования горнозаводского хозяйства и сложившиеся основы горнозаводского
землевладения, традиции бюрократических подходов к разработке и реализации законодательных актов, общероссийские нормы аграрного законодательства, внутриправительственные противоречия.
Первое на Урале после реформы 1861 г. правительственное мероприятие - "эксперимент-реформа" на казенных заводах в 1877 г. оценивается автором как либерально-бюрократическое начинание, произошедшее в условиях еще не остывших традиций пореформенного буржуазного реформирования. Не превращая горнозаводское население в собственников надельной земли, оно тем не менее отвечало их представлениям о своих фактических правах на те земельные участки, которые исторически вошли в состав их землепользования. Утверждение закона стало возможным в силу собственной правительственной инициативы и принадлежности территории казенных заводов государству. При первых попытках перенести действие закона на посессионные округа возник решительный протест со стороны их владельцев (с.207-208).
Содержание второго аграрного закона 19 мая 1893 г. для посессионных заводов отразило воздействие на региональное реформирование общих идей контрреформистского курса. Декларированная в законе безвозмездная передача земли в собственность сводилась на нет "казуистической неоднозначностью содержания" и введением 15-летнего "временнообязанного периода", указывает Н.Н.Алеврас (с.208).
Следующая веха в аграрных мероприятиях правительства определилась проблемами, поставленными революцией 1905-1907 гг. Эти годы явились для горнозаводской промышленности временем продолжавшегося кризиса: производство чугуна сократилось с 50,4 млн. пуд. в 1900 г. до 38,5 млн. в 1907 г. Техническая отсталость, слабые связи уральской промышленности со свободным рынком, низкий технико-экономический уровень рабочих и технических кадров в представлении наиболее дальновидных заводовладельцв и управляющих связывались с полукрепостническими отношениями и
земельными, в частности (с.19). Представительный орган уральских горнозаводчиков - Совет съездов - с первых месяцев революции становится своеобразным политическим центром, в котором вырабатывались мероприятия для предотвращения революционного движения. Аграрный вопрос на Урале рассматривался в нем как важнейшая причина революционных потрясений и социальных проблем. Аграрная программа Совета сосредоточилась вокруг нескольких тем: разработки закона о наделении землей населения в частновладельческих округах, отмены посессионного права, а также на вопросе о реализации закона 1893 г, и необходимости отмены отдельных его статей (с.20-22).
Параллельно в правительстве, в Главном управлении землеустройства и земледелия, шла разработка аграрного проекта для частновладельческих заводов. Однако возникшие при его обсуждении разногласия между представителями правительства и Совета съездов не позволили реализовать реформистские инициативы (с.50). На частновладельческих заводах в области аграрных отношений сложилась по существу тупиковая ситуация, которую так и не удалось разрешить и позднее - в 1914-1917 гг. Землеустроительная кампания на этой категории заводов осуществлялась на основе чрезвычайно трудно заключавшихся локальных добровольных соглашений, в результате чего население получило в собственность не более 50-60% земли фактического землепользования (с.200).
Разрешение земельного вопроса на посессионных заводах тесно увязывалось с решением проблем ликвидации посессионного права и с частичным изменением закона 1893 г. Одним из первых мероприятий правительства в этом направлении явилось включение в сферу деятельности уральского поземельно-устроительного отрада, наряду с казенными горнозаводскими дачами, также и посессионных округов. Были образованы Особые совещания по выкупу посессии и землеустройству, работавшие в тесной взаимосвязи. Однако уже к концу 1907 г. разрешение аграрного вопроса в посессионных округах
застопорилось, Совещания практически свернули свою работу. Главным препятствием для реализации предлагавшихся проектов автор называет развернувшуюся борьбу заинтересованных сторон -горнозаводского населения, посессионеров и чиновников-практиков (с.74-75).
В межреволюционный период правительство, более не поднимая вопросов о пересмотре аграрных законов, изданных для казенных и посессионных заводов, форсировало завершение землеустройства их населения на основе законов 1877,1893 и 1901 гг., а также занималось рассмотрением многочисленных аграрных споров, решаемых главным образом Сенатом. В основе сенатских дебатов лежала неразработанность в аграрных законах понятия "собственность'' в отношении к надельному землепользованию горнозаводского населения, что создавало трудноразрешимые с юридической точки зрения спорные ситуации (с.147). Автор просматривает в этом сюжете связь с идеями столыпинской реформы о ценности частной собственности на землю, полученной крестьянским сословием (с.148). В то же время, указывает Н.Н.Алеврас, прямого перенесения принятых в 1906-1911 гг. новых законодательных норм на горнозаводское население не наблюдалось. В определенной мере это было связано с подворным характером землепользования и практическим отсутствием проблем выхода из общины.
Узел аграрных противоречий отчасти удалось разрешить на казенных и посессионных заводах, где в течение 1914-1917 гг. был проведен отвод надельных участков для практического пользования (до 96% земельного фонда). Однако процесс официального закрепления наделов в собственность с выдачей соответствующих юридических документов находился в самой начальной стадии (с.198). На частновладельческих заводах аграрные проблемы не получили своего разрешения.
Итоги исследования аграрной политики правительства на горнозаводском Урале, заключает автор, позволяют рассматривать 17-1740
ее как отдельный элемент общероссийского регионального аграрного реформирования. Его уральский вариант отличали особенности, связанные с самобытным характером горнозаводской промышленности. Однако более эффективными аграрные преобразования могли бы быть только в случае реформирования самой горнозаводской промышленности. Тем не менее сколько-нибудь продуманных вариантов ее буржуазной перестройки так и не было выработано (с.210-211).
О.В.Большакова
97.02.009. ЗИМА В.Ф. ГОЛОД В СССР 1946-1947 гг.: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ / РАН. Ин-т росс, истории. - М., 1996. - 265 с.
В монографии впервые на новом, ранее недоступном для исследователей материале секретных документов из фондов партийных и государственных архивов СССР, писем, воспоминаний очевидцев и жалоб трудящихся, а также художественной литературы и публицистики раскрываются причины, масштабы и последствия голода 1946-1947 гг. в Советском Союзе. Хронологические рамки исследования - 1945-1953 гг. Книга состоит из введения, восьми глав и заключения, разделена на четыре части.
Во введении дается краткий исторический и историографический очерк проблемы голода в России и характеристика источниковой базы.
Часть первая "Причины голода" освещает состояние сельского хозяйства после войны, уровень жизни народа, а также аграрную политику советского руководства. За годы войны пострадали все сферы народного хозяйства, но наиболее ощутимые удары были нанесены аграрному сектору. В 1946 г. в целом трудовые ресурсы составляли 50-60% от их потребности. Техническое оснащение сельского хозяйства было прекращено в начале войны, колхозы перешли на использование ручного инвентаря и конного тягла. Ухудшение агротехники, а также сокращение посевных площадей