Научная статья на тему '97. 02. 003. Чжу-юлинь. Ускоренное развитие космической технологии в Китае. Zhu Yilin. Fast track development of space technology in China// space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12. - № 2. - P. 139-142'

97. 02. 003. Чжу-юлинь. Ускоренное развитие космической технологии в Китае. Zhu Yilin. Fast track development of space technology in China// space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12. - № 2. - P. 139-142 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР / ИР КОСМИЧЕСКИЕ -КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 003. Чжу-юлинь. Ускоренное развитие космической технологии в Китае. Zhu Yilin. Fast track development of space technology in China// space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12. - № 2. - P. 139-142»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2,8

рефераты 97.02.001-97.02.031

МОСКВА 1997

законодательств будет стимулировать частный сектор к активной работе в условиях мощного рынка, что может очень много дать человечеству.

В.Ю.Топчеев

97.02.003. ЧЖУ-ЮЛИНЬ. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В КИТАЕ.

ZHU YILIN. Fast track development of space technology in China// Space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12. - № 2. - P.139-142.

Рассматривая долгосрочную перспективу развития китайского космоса, автор, генеральный секретарь научно-технической комиссии Китайской академии космической технологии, утверждает, что успех этой отрасли возможен только на основе строгого планирования и при существенной поддержке государства.

В Китае разработан 9-й пятилетний план по развитию национальной экономики с дополнительными перспективными разработками вплоть до 2010 г. Одним из направлений этой долгосрочной политики является развитие космических проектов.

В настоящее время, отмечает автор, китайская космическая технология преследует три главные цели.

Первая- удовлетворение внутренних потребностей страны, так как необходимость в информационных спутниках растет быстрыми темпами. Только для создающейся национальной быстродействующей сети, телевизионных станций и мобильной связи Китай уже в 1995 г. нуждался в 60-70 бортовых передающих спутниковых системах, а к 2000 г. их потребуется до 150 (с. 139). Кроме того, уже создано более 10 организаций, которым нужны собственные спутники для слежения за поверхностью страны, оцени* природных ресурсов, предсказаний природных катастроф и оценки состояний окружающей Среды (с. 139). В спутниках остро нуждается также и военное ведомство.

Вторая по важности цель - это возрастающее участие Китая в международной конкуренции в области передовых космических технологий.

Наряду с решающей ролью США и России, как космических сверхдержав, Европейское космическое агентство и Япония наращивают свои космические бюджеты и разрабатывают новые

программы. Европа разработала тяжелую ракету Ариан-5 (Апап-5), а японцы уже осуществили несколько успешных запусков своего носителя Н-2. В 1996 г. Япония должна начать осуществлять запуски собственных спутников связи нового поколения. Отмечая большой прогресс Индии за последние годы, автор пишет, что, наряду с запусками Бразилией и Израилем спутников собственной постройки, такие страны, как Южная Корея, Тайланд, Пакистан и ЮАР имеют все возможности вступить в "космический клуб" (с. 139).

В-третьих, космическая индустрия Китая ставит целью обеспечить защиту внутреннего рынка от контроля зарубежными космическими компаниями.

Ожидаемые огромные прибыли обусловили жесткое соперничество в области космических ИР. Пока 80% внутреннего информационного рынка Китая контролируют иностранные спутники (с. 139), и это грозит ему потерей собственного рынка. Для того чтобы изменить положение в свою пользу, у страны есть, по мнению автора, только два пути: ускорять производство и удешевлять продукцию. Если этого не делать сейчас, то Китай навсегда утратит статус космической державы.

Учитывая это, 9-й пятилетний план с перспективой на 2010 г. предусматривает: 1) глобальное планирование; 2) выбор приоритетов; 3) формирование макросистемы; 4) координацию производства как самих спутников, так и наземной инфраструктуры; 5) коммерческую оценку с точки зрения получения прибыли (с. 140).

Этот план, пишет автор, должен обеспечить к 2010 г. автономность и стабильную работу спутниковых систем в таких областях, как телерадиовещание, метеорология и контроль наземных ресурсов на уровне ведущих космических держав 90-х годов.

В начале XXI в. с целью прорыва в ключевые области технологии Китаю необходимо: 1. Ускорить проектирование коммерческих спутников с высокими характеристиками. 2. Установить высокий уровень требований для систем, способных обеспечить многоцелевое продолжительное и стабильное функционирование спутников. 3. Перевести космическую технологию в область практического бизнеса. 4. Обратить усилия на превращение космоса в главную отрасль китайской национальной экономики (с. 140).

Чтобы выполнить такие задачи, отмечает автор, нужны разработки соответствующих стратегий с обеспечением их

государственной поддержки. Китайский космос, находящийся сейчас на перепутье, нуждается в больших денежных вливаниях. На это должны направляться не только государственные средства, но и большая часть иностранных инвестиций.

Для развития космической отрасли необходимы централизованное и единое руководство, интеграция как военных, так и гражданских ИР, всеобщее планирование и координация работ в течении более 30 лет. Только в этом случае, пишет автор, можно рассчитывать на успех. В качестве конкретных мер автор называет разработку нового законйдательства, создание структур управления, призванных стандартизировать научные изыскания.

Все ИР должны вестись на контрактной и конкурентной основе, но в условиях жестокого планирования. Такое планирование улучшит, по мнению автора, руководство инженерными кадрами, гарантирует успех разработок, интенсифицирует качественные показатели на каждом участке проектирования и снизит потенциальную опасность срыва программы.

Главная техническая задача, по мнению автора, это создание спутников. Важным элементом программы является формирование наземной инфраструктуры: мощностей и оборудования для проектных работ, собственное производство, а также проведение испытаний, сбор данных, стандартизация. В настоящее время большая часть ИР далеко не удовлетворяют современным требованиям. Для разработки нового поколения спутников необходимы существенная модернизация и перестройка многих производств. Китай должен уделить самое пристальное внимание также стандартизации и миниатюризации бортового электронного оборудования с целью минимизировать разброс в комплектующих частях.

В каждом цикле работы приобретение аппаратуры, ее использование и контроль за качеством должны вестись систематически, а сама система контроля за электронным оборудованием для спутников должна быть поставлена на плановую основу.

Все это, по мнению автора, сможет обеспечить Китаю широкое серийное производство электроники, возможность комбинировать подсистемы, компоненты и детали, что позволит разработать сразу серию спутников, сократить время ИР и производства и снизить затраты.

3-2891

Широкомасштабные космические ИР и использование космических систем - дело глобальное, и решение этих задач возможно лишь на путях международного сотрудничества. Китай, отмечает автор, становится все более открытым для такого сотрудничества и стремится использовать зарубежные фонды, ресурсы и технологии. Запуская новые серийные спутники, Китай будет готов сотрудничать с теми странами и регионами, которые обладают высокими технологиями научно-исследовательских работ: с США, Россией, Европой и Японией. Такое сотрудничество сократит фронт научно-исследовательских работ и будет способствовать повышению качественного уровня китайских спутников, однако Китай, как и прежде, намерен работать независимо и полагаться на собственные силы, а международное сотрудничество должно осуществляться планово, организованно, последовательно, шаг за шагом, в различных формах и на различных уровнях.

В статье выражается уверенность, что "после тридцати лет упорного труда Китай заложит техническую и материальную базу для дальнейшего развития космической технологии на следующие десять лет" (с. 142).

Автор заключает статью следующими словами: "Приходит время, когда космическая промышленность достигнет огромного прогресса. Китай хочет встретить приближающийся XXI век новыми замечательными достижениями и приложит усилия к тому, чтобы сделать космическую промышленность одной из главных опор национальной экономики".

В.Ю. Топчеев

97.02.004. ПИРЭЙДЖС Д. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ. PIRAGES D. Intellectual property in a postindustrual world//Science communication. - L:; New Delhi, 1966. - Vol.17, № 2. - P.267-273.

Автор, профессор права и политики, директор программы Гаррисона по будущим глобальным проблемам университета Мэриленд (США), рассматривает политические, юридические и этические проблемы защиты интеллектуальной собственности в постиндустриальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.