УДК 629.78
А.Б. Железняков, В.В. Кораблев
ОПЫТ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
КНР, успешно реализуя свои космические планы, превратилась в одну из ведущих космических держав. Однако информация о китайских космических программах и этапах их реализации выглядит значительно скромнее по сравнению с подобной информацией о двух других лидерах освоения космоса — России и США.
Учеными Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ) был подготовлен ряд статей [1], посвященных проблемам освоения космоса. В предлагаемой работе кратко проанализированы основные шаги космической программы КНР — от ее старта в 1956 году до планов на ближайшие десятилетия.
Немного истории
Заметим, что именно Китай является родиной ракетной техники. Ракеты появились в Поднебесной около двух тысяч лет тому назад — сначала как средство развлечения (праздничные фейерверки), а вскоре и как система вооружения. Первые сведения о боевом использовании китайцами пороховых ракет относятся к 960 году, когда с их помощью были остановлены орды монголов-завоевателей. А уже в 1232 году в Китае были созданы ракетные установки залпового огня и ракеты с дальностью полета до 9 километров.
Приблизительно 1500 годом датируется легенда о попытке китайского мандарина Ван Гу отправиться в космос. Для этого он закрепил на своем троне 47 пороховых ракет и 47 его слуг одновременно поднесли факелы к их запалам. Как гласит легенда, вслед за этим последовал мощный взрыв. Когда дым рассеялся, очевидцы не увидели на «стартовой площадке» ни Ван Гу, ни его аппарата, ни его слуг.
Конечно, Ван Гу не мог даже теоретически достигнуть космического пространства. Вероятнее всего, он стал одной из первых «жертв» ракетостроения. Но такая попытка, если, конечно, она была предпринята, или лишь намерение совершить такой полет говорят о высочайшем уровне развития в Китае ракетной техники.
В эти же годы китайские ракетные технологии получили широкое распространение во многих странах Европы и Азии. За пределами Китая происходило их бурное развитие — ракеты становились мощнее, увеличивалась высота и дальность их полета. Расширился круг задач, которые решались с их помощью — они стали использоваться не только как оружие, но и как средство для решения научных и прикладных задач.
А вот в Китае о ракетах стали постепенно забывать. Долгие годы они оставались на своей родине на том же уровне развития, как и во времена Ван Гу, или даже ниже.
Все изменилось в середине ХХ века. Вновь к работам по ракетной тематике в Китае вернулись только в 1956 году. Считается, что в этом году было положено начало китайской космической программе. В то время СССР и КНР связывали тесные дружеские отношения, и в рамках двухсторонних межправительственных соглашений из Советского Союза Китаю были переданы некоторые образцы ракетной техники (в том числе и баллистические ракеты средней дальности Р-2), а также документация к ним. Многие китайские специалисты прошли курс обучения азам ракетостроения в нашей стране. В 1960 году состоялся успешный запуск первой китайской баллистической ракеты ББ-1, которая практически была копией советской ракеты Р-2.
Работы по ракетной тематике в Китае возглавил Цянь Сюэсэнь. Он долгие годы проживал в США, участвовал в создании американских межконтинентальных баллистических ракет, но во времена «охоты на ведьм» был отстранен от работы и вынужден вернуться на родину. Именно его сегодня называют «отцом китайской космонавтики» за тот вклад, который он внес в становление Китая как космической державы. Цянь Сюэсэнь скончался в Пекине 31 октября 2009 года в возрасте 98 лет.
Осложнение отношений между нашими странами в начале 1960-х годов привело к прекращению советско-китайского «ракетного сотрудничества», но ускорило самостоятельные разработки ракетной и космической техники в Китае. Эти работы в то время в значительной мере носили военный характер. Первым, основанным в октябре 1956 года, научно-исследовательским центром, связанным с космической отраслью, был Пятый НИИ Минобороны. Однако начиная с 1968 года спектр решаемых задач значительно расширился. В КНР был создан Исследовательский институт космической медицины и инженерии, заработали программы подготовки тайконавтов (китайских космонавтов), правительство страны уделяло большое внимание развитию космических технологий, в том числе для мирного использования космоса. Результатом этого стал запуск 24 апреля 1970 года спутника «Дунфан Хун-1». И пусть этот простейший космический аппарат транслировал с орбиты на Землю лишь одну единственную
М
Л
Рис. 1. Отец китайской космонавтики Цянь Сюэсэнь
мелодию «Алеет восток», но он позволил Китаю стать пятой в истории страной, обладающей технологией запуска спутника.
В 1970-х годах происходило становление китайской космонавтики. Темпы были не слишком высокими — в период с 1970 по 1979 год на орбиту было выведено восемь китайских спутников. Но в эти годы удалось заложить основу для дальнейшего развития космических средств, необходимых для решения прикладных задач (связь, навигация, метеорология, дистанционное зондирование Земли), а также задач национальной обороны (разведывательные спутники). Уже тогда рассматривались планы по осуществлению пилотируемых полетов в космос.
В следующее десятилетие (1980-е годы) началось развертывание в космическом пространстве спутниковых группировок народнохозяйственного назначения. В этот же период удалось решить такие важные задачи, как возвращение космического аппарата на Землю и вывод космических аппаратов на геостационарную орбиту. В период с 1980 по 1989 год в Китае было выполнено 15 успешных запусков ракет космического назначения. Но все же по сравнению с космическими достижениями СССР и США успехи КНР выглядели скромно.
Последнее десятилетие ХХ века характеризуется бурным развитием китайской экономики. Темпы ее роста, особенно на фоне геополитических изменений в Европе, более чем впечатляют. Это позволило Китаю на рубеже тысячелетий стать одной из ведущих мировых держав.
Не осталась в стороне от этого бурного развития и китайская космонавтика. Возросло количество китайских космических аппаратов, как запускаемых, так и функционирующих на орбите, увеличилась продолжительность их работы в космосе, расширился круг задач, ими решаемых. В начале 1990-х годов Китай вышел на мировой космический рынок, предоставив всем заинтересованным странам и организациям услуги по запуску спутников, а также по их разработке и изготовлению. Существенно расширился спектр услуг, которые стали предоставляться наземным потребителям.
В 1990-е годы началась реализация программы подготовки и осуществления пилотируемого полета в космос; работы по пилотируемой тематике были развернуты широким фронтом.
Надо отметить, что большая роль в том, что Китаю удалось отправить человека в космос, принадлежит России. К концу прошлого века восстановились добрососедские отношения двух стран и возобновилось сотрудничество в ракетной и космической сферах. Как и за сорок лет до этого, китайские специалисты стали вновь приезжать в нашу страну и учиться тому, в чем еще не были сильны.
Одновременно китайские компании стали активно закупать в нашей стране оборудование, которое могло быть использовано для отправки человека в космос и для его благополучного возвращения на Землю. В 1994 году и последующие годы Россия продала КНР ряд космических технологий, используемых для производства знаменитых космических кораблей «Союз». В частности, были закуплены спускаемый аппарат российского корабля «Союз», стыковочный узел, гамма-лучевой высотомер, скафандр, система жизнеобеспечения и ряд других агрегатов корабля. Несмотря на то, что документация при этом не поставлялась (или поставлялась в сильно сокращенном виде), китайские специалисты смогли использовать закупленную технику для разработки соответствующих аналогов.
Но, и это надо признать, разработка и изготовление аналогов узлов и агрегатов стало лишь первым шагом, который сделали китайские специалисты на пути создания своего космического корабля «Шеньчжоу-1» («Небесная ладья»). Вскоре они смогли сделать очередной шаг и на основе этих аналогов разработали собственные технические средства, которые не уступали, а часто и превосходили по техническим характеристикам те, которые они приобрели в России. Например, китайские корабли имеют в своем составе орбитальный отсек, который после завершения пилотируемой миссии способен около шести месяцев находиться в автономном космическом полете и обеспечивать выполнение программы научных и технических экспериментов.
Первый полет корабля «Шеньчжоу-1» в беспилотном варианте состоялся в ноябре 1999 года; он был приурочен к 50-летию КНР и прошел успешно. Корабль пробыл в космосе 21 час. После приземления спускаемого аппарата даже сторонним наблюдателям стало ясно, что Китай близок к тому, чтобы отправить человека в космос. Предполагали, что это случится еще до кон-
Рис. 2. Первый тайконавт Ян Ливэй
ца ХХ века. Однако в Китае решили «не торопить события» и отложить это эпохальное событие на начало следующего тысячелетия.
Совершение пилотируемого полета в космос предусматривал пятилетний план в области освоения космического пространства (2001— 2005 годы), сформулированный в Китае в самом начале XXI века. Кроме того, планировалось в течение этих лет разработать новое поколение телекоммуникационных и метеорологических космических аппаратов, создать новые типы носителей семейства «Великий поход», начать развертывание навигационной системы «Бейдоу», а также обосновать необходимость изучения Луны и других планет. В эти же годы впервые прозвучали слова о намерении Китая в обозримом будущем (ориентировочно в 2020-х годах) высадить своих космонавтов на поверхность естественного спутника Земли.
Надо отметить, что все эти планы были с успехом воплощены в жизнь. И самым главным достижением, конечно, стал первый полет в космос китайского космонавта.
Но перед тем, как отправить человека на околоземную орбиту, были совершены еще три полета кораблей «Шеньчжоу» в беспилотных вариантах. В 2001 году на борту «Шеньчжоу» в космос отправились собака, другие животные,
растения и микроорганизмы. В последующих полетах отправлялись манекены космонавтов с целью отработки очередных элементов будущей пилотируемой миссии, которая состоялась 15 октября 2003 года. Пилотировавший корабль «Шеньчжоу-5» Ян Ливей стал первым тайконав-том. Он провел на орбите 21 час 22 минуты, совершив 14 витков вокруг Земли. Китай стал третьей страной, отправившей человека в космос и обеспечившей возвращение его на Землю.
В 2005 году был совершен второй пилотируемый полет. На этот раз корабль пилотировал экипаж из двух космонавтов. Их полет продолжался почти пять дней. В ходе полета «Шень-чжоу-6» были испытаны системы ручного управления кораблем, ресурсные испытания системы жизнеобеспечения, а после его завершения была апробирована методика восстановления космонавтов после относительно длительного космического полета.
Сейчас лишь две страны запускают людей в космос — Россия и Китай. Обладающие такой возможностью США на время покинули этот сектор космической деятельности.
В течение 2001—2005 годов решались и другие задачи, ставившиеся перед китайской космонавтикой. И это удалось сделать несмотря на то, что основные усилия специалистов в это время были направлены на подготовку и осуществление пилотируемой миссии.
Но по-настоящему «звездный час» наступил для китайской космонавтики в 2006—2011 годах. Китайским специалистам удалось в этот период потеснить на космических орбитах своих конкурентов. Такие космические державы, как Япония, Индия, Иран, Израиль, Европейский союз, остались далеко позади, а «законодатели космической моды» Россия и США были вынуждены признать появление на космических трассах третьего полноправного игрока.
Именно эта пятилетка и сформировала образ современного «космического Китая».
Китайская космонавтика сегодня
За последние пять лет китайская космонавтика достигла многого. Можно смело утверждать, что темпы ее развития превосходят темпы развития китайской экономики. Это неудивительно — космонавтика всегда находится на острие научно-технического прогресса.
В области пилотируемой космонавтики знаковыми стали два события: первый выход в открытый космос, совершенный Чжай Чжиганом 27 сентября 2008 года (покинув корабль с флагом КНР в руке, он находился за бортом 25 минут*) и запуск лабораторного модуля «Тяньгун-1» («Небесный дворец») с последующей его стыковкой с беспилотным кораблем «Шеньчжоу-8» осенью 2011 года. Это позволило протестировать технику маневрирования при сближении с космической станцией и процедуру самой стыковки. Тем самым была заложена основа для развертывания на околоземной орбите китайской космической станции.
В эти же годы был произведен новый набор в отряд китайских космонавтов. Впервые в его состав вошли женщины.
В 2007 году стартовала китайская лунная программа. Состоялись полеты к ночному светилу двух межпланетных станций — «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2». Первая из них провела на окололунной орбите 16 месяцев, завершив свою миссию в марте 2009 года. В результате исследований, проведенных «Чанъэ-1», была составлена подробная трехмерная карта Луны. С помощью
Рис. 3. Спускаемый модуль пилотируемого Ян Ливэем корабля «Шеньчжоу-5» на Земле
* Космонавт Чжай Чжиган был облачен в скафандр «Фэйтянь», разработанный в КНР. Страховавший его космонавт Лю Бомин был одет в российский скафандр «Орлан М» и находился внутри разгерметизированного грузового отсека корабля.
«Чанъэ-2» были выбраны места будущих посадок лунных зондов.
В ходе миссии «Чанъэ-2» китайскими специалистами был продемонстрирован красивый инновационный подход к решению важной задачи. Завершив исследования на селеноцентрической орбите, космический аппарат не упал на поверхность Луны, как его предшественник, а был направлен в точку либрации Ь2 для продолжения своей работы. Обращаясь по орбите высотой сто километров над поверхностью Луны, он исследует ее поверхность с целью выбора места для посадки лунного зонда «Чанъэ-3». Его запуск запланирован на 2013 год. «Чанъэ-3» доставит на Луну луноход, который будет использовать источник энергии на радиоактивных изотопах. Планируется отправка тайконавтов на Луну в 2017 году, их подготовка уже ведется.
Следует отметить, что университет Цинхуа, с которым СПбГПУ связывают многолетние не только научные, но и дружеские отношения, активно участвует в лунной программе КНР. Так, в 2010 году Цинхуа успешно завершил цикл работ по разработке новых технологий для беспилотных лунных модулей. Профессор Лу Джанхуа, вице-председатель Школы космоса университета Цинхуа, получил премию правительства за выдающийся вклад в развитие космонавтики.
Предполагалось, что в 2011 году Китай приступит к изучению Марса. Для этого на борту российской межпланетной станции «Фобос-Грунт» был установлен китайский микроспутник «Инхо-1», который должен был отделиться от основного аппарата после прибытия станции в окрестности «красной планеты». К сожалению, миссия «Фобос-Грунта» закончилась провалом, и начало китайских исследований Марса пока откладывается. Вероятнее всего, Китай будет вести эти исследования самостоятельно, не полагаясь на третьи страны.
Планируется запуск исследовательского зонда к Марсу в конце 2013 года. В том случае, если все работы не будут выполнены к этому времени, запуск будет осуществлен в 2016 году (в это время орбиты Земли и Марса будут находиться на минимальном расстоянии друг от друга). К 2011 году Китай занял второе место в мире по интенсивности своей пусковой космической деятельности. За год было произведено 19 пусков ракет-носителей, из которых 18 были успешными
Рис. 4. Чжай Чжиган в открытом космосе
и один — аварийным. По этому показателю Китай уверенно занял второе место в мире, опередив США и уступая лишь России.
В конце 2011 года была введена в тестовую эксплуатацию навигационная система «Бейдоу», создание которой завершится в 2020 году. Важность этого события трудно переоценить. Ведь речь идет о возможности получать информацию от спутников орбитальной группировки в Китае и сопредельных стран и преодолеть зависимость КНР от системы GPS — доминирующей сети спутниковой навигации в мире. По своим параметрам «Бейдоу» мало в чем уступает американской системе GPS и российской ГЛОНАСС, но обходится существенно дешевле потребителям. Если такие цены сохранятся и в будущем, то «Бейдоу» может составить существенную конкуренцию другим глобальным навигационным системам.
Как американский и российский аналоги, система «Бейдоу» имеет двойное назначение. Она предназначена для удовлетворения в первую очередь потребностей Народной освободительной армии Китая (НОАК), а во вторую — нужд китайского народного хозяйства. Возможность коммерческого использования китайской навигационной системы стоит лишь на третьем месте, но тем не менее предполагает получение солидной прибыли.
В минувшие пять лет в Китае было завершено формирование национальной системы спутниковой связи. На геостационарной орбите успешно функционируют космические аппараты собственного изготовления.
Рис. 5. Запуск ракеты РН CZ-2F с беспилотным кораблем «Шеньчжоу-8»
Удовлетворение нужд китайской армии и народного хозяйства в спутниках связи позволило китайским специалистам приступить к их реализации на внешнем рынке. В последние годы телекоммуникационные спутники китайского производства были запущены в интересах Венесуэлы, Пакистана и Нигерии. В планах — запуск телекоммуникационного спутника для Лаоса.
В области метеорологии Китай сейчас эксплуатирует спутники второго поколения «Фэньюнь-ЗА». Космический аппарат оснащен десятком современных приборов дистанционного зондирования, в том числе пятиканальным устройством получения мультиспектральных изображений разрешением 250 метров. Он призван сыграть важную роль в области прогнози-
Рис. 6. Стыковка «Шеньчжоу-8» и лабораторного модуля «Тяньгун-1»
рования климата, контроля экологической обстановки и мониторинга стихийных бедствий.
Большое внимание в 2006—2011 годах в Китае было уделено созданию и запуску спутников дистанционного зондирования Земли как гражданского, так и военного назначения. На орбите уже развернута целая сеть таких космических аппаратов. Армия Китая имеет в своем распоряжении оптические спутники «Цзыюань» и радиолокационные «Яогань». Для прочих потребителей были созданы их гражданские аналоги, а также разработан китайско-бразильский спутник семейства СБЕЯЗ.
К спутникам дистанционного зондирования Земли относятся и океанографические спутники типа «Хайянь», а также малые космические аппараты мониторинга окружающей среды и контроля катастроф «Хуаньцзин». Причем все эти аппараты не единичны, а являются составной частью единой системы наблюдения за поверхностью Земли. В КНР развернуто полномасштабное строительство системы наблюдения Земли с высоким разрешением. Эта система один из 16 специальных проектов научно-технического значения, входящих в китайскую программу развития науки и техники на период с 2006 до 2020 гг.
Ведутся в Китае и работы прикладного назначения. Для проведения научных исследований и экспериментов используются аппараты типа «Шицзянь», регулярно выводимые на околоземную орбиту в последние годы.
Несмотря на мирную направленность космических исследований, в Китае не забывают и о нуждах национальной обороны. Помимо данных, получаемых от навигационных, связных, метеорологических и разведывательных спутников, в Китае разработан и испытан ряд систем вооружения, которые могут быть применены и в космическом пространстве. Еще в январе 2007 года НОАК сбила один из своих метеорологических спутников ракетой, создав большую массу космического мусора. В последние годы были проведены натурные испытания системы противоракетной обороны и противоспутниковой системы. Китайское правительство не намерено размещать эти системы на околоземной орбите, но имеет потенциальную возможность их развертывания при необходимости.
С расширением масштабов космической деятельности КНР развивает нормы и правила по-
ведения в космосе — космическое право. К настоящему времени еще не выработано единое космическое законодательство, но работы в этом направлении ведутся широким фронтом (регистрация космических объектов, лицензирование космической деятельности и экспорта космической продукции, борьба с космическим мусором, защита интеллектуальной собственности).
Перспективы китайской космонавтики
Столь же впечатляющими, как нынешнее состояние китайской космонавтики, выглядят и китайские планы на будущее. Они охватывают все сферы космической деятельности: пилотируемую космонавтику, изучение Луны и планет, создание орбитальных группировок спутников различного назначения. Свое отражение эти планы нашли в программе освоения космического пространства на ближайшие пять лет (2012—2016 годы), которая была одобрена (и, следовательно, будет профинансирована) правительством Китайской Народной Республики, а также в набросках программы на перспективу до 2030 года.
Правительство КНР не приводит данные о затратах на исследование космоса. По некоторым оценкам лишь проект изучения Луны обойдется приблизительно в 5 млрд долларов; при этом часть расходов не включена в статью «Космос», а финансируется НОАК. Затраты КНР на освоение космоса оцениваются как одни из самых больших в мире.
В области пилотируемой космонавтики предполагается продолжить работы по созданию орбитальной космической станции. Для этого уже в 2012 году должен быть запущен космический корабль «Шеньчжоу-9» с тремя космонавтами на борту. Им предстоит осуществить стыковку с находящимся в космосе лабораторным модулем «Тяньгун-1» и в течение 20 суток проработать на его борту. Возможно, в этом полете примет участие первая китаянка, уже завершившая подготовку к космическому полету.*
* Запуск «Шеньчжоу-9» с космонавтами Цзин Хайпэном, Лю Ваном и первой китаянкой-космонавтом Лю Ян состоялся 16 июня 2012 г. Спустя двое суток корабль успешно состыковался с орбитальным модулем «Тяньгун-1». 33-летняя Лю Ян замужем, что было одним из требований при зачислении в отряд космонавтов, воспитывает сына.
Еще один пилотируемый полет к модулю «Тяньгун-1» запланирован на конец 2013-го — начало 2014 года. Не исключено, что в этой миссии примет участие и еще один космический аппарат — беспилотный «Шеньчжоу-11» или грузовой транспортный корабль, который в настоящее время разрабатывается для снабжения орбитальной станции.
В 2015—2016 годах предполагается запуск модулей «Тяньгун-2» и «Тяньгун-3», которые, состыковавшись, позволят работать на борту этой экспериментальной станции экипажу из трех космонавтов. Запланированы полеты к этой «связке» пилотируемых и беспилотных грузовых и транспортных кораблей.
Завершить создание орбитальной станции Китай намерен к 2020 году. Предполагается, что к тому времени у китайцев появится возможность обеспечить регулярную смену экипажей на ее борту. Не исключено, что к тому моменту китайская станция станет единственной внеземной базой, обеспечивающей постоянное присутствие человека в космосе. По имеющимся на данный момент планам к 2020 году Международная космическая станция (МКС), решающая аналогичную задачу, должна быть сведена с орбиты. Особо отметим, что в проекте МКС помимо РФ и США участвует еще 21 страна (КНР не участвует). Таким образом, Китай пытается делать в одиночку то, что 23 технологически развитые страны делают совместно.
В перспективе предполагается создать и другие пилотируемые космические системы, в том числе и многоразовые. Они должны быть значительно большими по размеру, чем корабли серии «Шеньчжоу», обладать большими функциональными возможностями, чем современные корабли, обеспечить решение задач, которые намечены в Китае на 2020-2030-е годы. Но это дело относительно отдаленного будущего — пока новые пилотируемые корабли существуют только в набросках.
В области межпланетных полетов Китай пока имеет только трехэтапную программу лунных исследований, первый этап которой был практически завершен в ходе полета станции «Чаньэ-2».
В 2012—2016 годах Китай намерен выполнить второй этап своей лунной программы. При этом предполагается отработать технологию мягкой
Рис. 7. Зонд «Чанъэ-2» над Луной
посадки космического аппарата на поверхность Луны, разработать типовую платформу для доставки на лунную поверхность различного оборудования, а также создать мобильные средства для движения по поверхности естественного спутника нашей планеты.
Центральным событием второго этапа должна стать доставка на лунную поверхность лунохода. Предполагается, что он проедет на поверхности около 10 километров и будет изучать строение грунта, камней и следов лунной атмосферы.
А всего в рамках второго этапа предполагается осуществить две-три мягкие посадки с целью сбора основных данных для создания научной станции на поверхности Луны.
На 2017—2020 годы намечено выполнение третьего этапа китайской лунной программы. Запланирована установка на посадочный модуль бурового оборудования, которое позволит взять образцы грунта с разной глубины и с помощью миниатюрного возвращаемого аппарата доставить на Землю. Общий вес образцов должен составить около 1 килограмма.
Этот шаг китайские специалисты считают крайне важным для выбора будущего места размещения лунной базы, создание которой возможно в конце 2020-х годов. При этом планируется решать не только научные задачи по изучению Луны и окололунного пространства, но и задачи по эксплуатации лунных недр. В частности, китайских специалистов интересуют залежи воды в виде льда в подповерхностном слое лунного грунта, месторождения железа, а также — как отдаленная перспектива — возмож-
ность добычи на Луне гелия-3, используемого в качестве термоядерного топлива.
Но о том, как в дальнейшем будет развиваться китайская лунная программа, пока можно только гадать. Об отправке космонавтов на Луну в настоящее время речь не идет. Хотя на ближайшую пятилетку запланирована разработка обоснования необходимости совершения такой миссии. Вероятно, решение о пилотируемых лунных экспедициях будет принято по результатам выполнения второго этапа программы. Если запланированные результаты удастся достигнуть, то полет китайских космонавтов на Луну будет вполне реален и может состояться до 2020 года, а начало строительства на Луне добывающих промышленных модулей произойдет в 2025 году.
Исследование Луны — лишь первый шаг Китая по изучению и освоению дальнего космоса. В планах — куда более масштабные проекты по изучению Марса, Солнца, планет и других небесных тел Солнечной системы. Более или менее четкие планы пока существуют только в отношении Марса — в ближайшее десятилетие к Красной планете должен стартовать китайский зонд. В отношении других «потенциальных» целей пока существует только задача разработки обоснования необходимости их изучения. Однако логика развития мировой и, в частности, китайской космонавтики позволяет говорить, что в 2020-х годах Китай запустит ряд космических аппаратов для исследования и других объектов.
В ближайшие пять лет запланировано поддержание в рабочем состоянии и расширение орбитальных группировок навигационных, телекоммуникационных, метеорологических и зондирующих спутников. Например, навигационная система «Бейдоу» должна быть развернута в полном объеме, а ее коммерческая составляющая к 2015 году должна принести прибыль в размере 225 миллиардов юаней (около 25 миллиардов долларов).
Большое внимание предполагается уделить разработке новых метеоспутников. Уже утвержден проект спутников «Фэньюнь» («Ветер и облако») третьего поколения. А первый космический аппарат данного типа должен быть запущен в 2013 году. Всего до 2020 года предполагается запустить 12 аппаратов второго поколения
и шесть — третьего поколения. По замыслу китайских конструкторов, это позволит удовлетворить все национальные нужды, а также широко распространять метеоданные на коммерческой основе. Китайские специалисты утверждают, что ряд функций, которыми снабжена система «Фэньюнь-3», недоступны американским и европейским системам подобного типа.
Прогнозируется активное «вторжение» китайских спутниковых технологий на рынки третьих стран. Предполагается, что более всего спросом будет пользоваться наземное оборудование, а также спутники связи и спутники дистанционного зондирования Земли.
Для решения задач прикладного характера Китай намерен сохранить достигнутую к 2011 году интенсивность космических запусков. В период 2012—2016 годов запланирован запуск 100 ракет космического назначения, в том числе в 2012 году должны запустить двадцать одну ракету.
Для обеспечения столь интенсивной по нынешним меркам пусковой деятельности в Китае запланирована разработка новых ракет-носителей — «Великий поход-5», «Великий поход-6» и «Великий поход-7». По сравнению с ныне эксплуатируемыми ракетами они будут не только
обладать большей грузоподъемностью, но и использовать более совершенные двигатели, системы управления полетом и другие служебные системы.
Для обеспечения нужд китайской космонавтики в настоящее время используется три центра запусков спутников: Тайюань, Сичан и Цзюцю-ань. Расширение перечня задач потребовало создания еще одной стартовой площадки. На острове Хайнань на юге страны ведется сооружение стартовых площадок, технических позиций и систем коммуникаций. Начало функционирования нового космодрома должно начаться в ближайшее время. Предполагается, что с него будут стартовать носители, предназначенные для вывода грузов на геостационарную орбиту.
Учитывая, что предыдущие космические планы Китая были воплощены в жизнь, можно надеяться, что и очередные программы будут столь же успешно реализованы.
В статье использованы материалы источников [2—4]. Авторы благодарны президенту СПбГПУ академику РАН Ю.С. Васильеву и генеральному конструктору РКК «Энергия» им. С.П. Королева члену-корреспонденту РАН В. А. Лопоте за инициирование настоящей работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. У истоков космической эры [Текст] // Под ред. Ю.С. Васильева.— СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011.
2. Салахутдинов, Г.М. Космонавтика в Китае [Текст ] / Г.М. Салахутдинов, Т.Н. Желнина // Земля и Вселенная».— 1989. № 6.
3. Борзенко, В. Космонавтика Китая [Текст] / В. Борзенко // Аэрокосмическое обозрение.— 2003, № 1.
4. Белая книга «Деятельность Китая в космосе в 2011 году» (China's Space Activities in 2011) [Текст ] // China-press, 2011.