РаССИИСКАЯЧМИиВМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.5 рефераты 97.01.001-97.01.031
МОСКВА 1997
97.01.029. КУНЦЕЛЬ Р. ПАДШИЕ ЖЕНЩИНЫ,
ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕВУШКИ. НЕЗАМУЖНИЕ МАТЕРИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, 1890-1945 ГГ.
KUNZEL R. Fallen women, problem girls: Unmarried mothers and the professionalization of social work, 1890-1945. - New Haven, 1993. - XII, 264p.
Ретна Кунцель тщательно высвечивает изменения, которые с конца прошлого столетия происходили в судьбах незамужних матерей. Описывая их сходства и несхожести, автор учитывает возраст, классовую и расовую принадлежность.
В конце XIX в. женщины-евангелистки стали обращать внимание на проблему спасения "падших женщин", забеременевших вне брака. Эти женщины воспринимались евангелистками как беспомощные жертвы злобных мужчин. Евангелистские
реформаторы учреждали и сооружали специальные дома, где незамужние женщины могли бы растить и воспитывать своих детей. Это рассматривалось как освобождение от греха недозволенной сексуальности.
С 1910 по 1920-е гг. идеология и практика женщин-евангелисток стали подвергаться критике со стороны
профессионалов, занимавшихся изучением и разрешением социальных проблем. Отклоняя мелодраматические утверждения реформисток о "соблазненных и покинутых" женщинах,
профессионалы стали смотреть на незамужних матерей как на лиц с ненормальной психикой или чересчур сексуально озабоченных. Профессионалы старались устанавливать диагноз у своих пациенток и лечить их "научными" методами. Они также выступали за предоставление нормальных условий для воспитания детей, рожденных вне брака.
К 40-м годам профессионалы осуществляли контроль за большинством родильных домов и создали себе в глазах
общественности имидж непререкаемых авторитетов в вопросах
воспитания внебрачных детей. Если в прошлые годы внебрачные дети обычно появлялись у работающих женщин, то в 40-е годы к таким матерям стали присоединяться выходцы из среднего класса. А незамужние матери стали использовать "дома" в своих собственных целях, нередко вопреки воле евангелистических матрон и социальных работников.
В работе Кунцель ощущается ностальгия по "добрым старым временам", когда работа с незамужними матерями и их детьми велась на религиозной, а не научной основе. Автору удалось выявить и вычленить те нравственные основы, которые были заложены в религиозном воспитании ребенка'.
В-АЛнатольев
Этнология и антропология
97.01.030. НАРОДЫ РОССИИ: Энциклопедия/ Гл.ред.Тишков В.А. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 с.
В энциклопедии "Народы России", наиболее полном справочнике о российских народах (около 140), обобщены данные всего комплекса наук, изучающих различные аспекты характеристики населения (этнологии, лингвистики, антропологии, религиеведения, демографии и др.).
Энциклопедия состоит из трех разделов. В первом помещены статьи, характеризующие этническую (в широком смысле этого слова) ситуацию в России, а также в ближнем и дальнем зарубежье.
Второй раздел включает статьи о народах России, в алфавитном порядке от абазинов до якутов. Как правило, в них приводятся сведения о названии народа, принятом в русском языке, самоназвании, характере расселения, общей численности, сведения о языке и его диалектах, религиозной принадлежности, этногенезе и краткой этнической истории.
Энциклопедия дает развернутые - этнографические характеристики народов, включая сведения об их традиционной