российская 'академия наук
снчь)
н
институт научной информации по общественным наукам
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
реферативный журнал серия 5
издается с 1973 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 96.04.001-96.04.038
ИСТОРИЯ
4
москва 1996
Гарнер признает, что работы Мелвиля не оказали большого влияния на историков, которые теперь пытаются "переосмыслить" события тех дней. Причина этому, по мнению автора, редкие записи Мелвила о своих контактах с участниками войны, а также его редкие публичные оценки происходящих событий. Гарнер, в свою очередь, пытается как бы воссоздать отношение Мелвила к войне на основании тех событий, непосредственным участником которых был писатель. Гарнеру в этом помогает и его знакомство с политическими взглядами и убеждениями Мелвила.
Автор описывает войну в основном глазами окружения Мелвила. Сам же Мелвил выразил свое отношение к войне в цикле стихов "фрагменты баталий" (1866 г.). Красной нитью через этот цикл проходит мысль, что война восстановит Союз в том виде, в котором он задумывался "отцами-основателями" США. Однако война разрушила Союз и заменила его системой разветвленной федеральной власти. Для Мелвила эта система представилась в образе "железного купола" вновь построенного здания Капитолия в Вашингтоне.
Л.В.Василъев
96.04.038. КУЛЬТУРНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ В США / Перм. гос. ун-т и др.; Сост. и науч. ред. Рахшмир П.Ю. - Пермь. 1995. -140 с.
Сборник знакомит российских историков, философов и политологов с политическими, экономическими и духовными предпосылками, способствовавшими возникновению культурного консерватизма и раскрывает его идейно-политические и морально-ценностные установки. Материалы для сборника (9 статей) предоставлены Институтом Крибла Фонда свободного конгресса, возглавляемого одним из основателей культурного консерватизма Полом Вайрихом.
До недавнего времени это течение чаще всего ассоциировалось с консервативными мыслителями, литераторами, деятелями искусств, представляющими то, что принято именовать "высокой
237
96.04.038
культурой" и ее "избранными" представителями • консервативной и интеллектуальной элитой.
Со второй полтины 80-х годов Пол Вайрих, Уильям Линд, Уильям Маршнер и их соратники (авторы статей сборника) привносят в это понятие новое содержание. Они не спустили его с пьедестала "высокой культуры", но существенно расширили под ним почву за счет включения в него культуры обыденной, объемлющей моральные и духовные ценности простых американцев. На такой обширной основе легче сойтись консерваторам разных типов и оттенков. Движение изначально замышлялось как широкое, интегрирующее.
В американском консерватизме последних десятилетий наметилась тенденция к поиску общего знаменателя. Такой подход был, в частности, характерен в 70-х годах для неоконсерваторов. Их ведущий идеолог Ирвинг Крисгол отмечал, что неоконсерватизм -"синкретическое интеллектуальное движение". Но его целью является нечто большее, чем синкретизм; он стремится к новому синтезу.
Синкретическим движением является и культурный консерватизм, но в еще большей степени. Его платформа достаточно широка, чтобы там могли разместиться практически все разновидности консерватизма - от либеральной и традиционалистской до ассоциируемой с новыми и религиозными правыми.
Отличительной чертой культурного консерватизма является решительный выход за элитарные сугубо интеллектуальные рамки. В нем синтезируются не только идеи и ценности, но и комбинируются разнообразные формы деятельности: политическая, идейно-пропагандистская, культурно-просветительская и т.д. Культурные консерваторы готовы работать как с отдельными индивидами и группами, так и с массовыми слоями населения, как на уровне федеральном, так и локальном. Их программы охватывают буквально все сферы национальной жизни.
В своем предисловии к сборнику Пол Вайрих пишет, что составители сборника предлагают американский культурный консерватизм не в качестве рецепта для России, а только как пример того, что делают американцы на своем континенте. Российский культурный консерватизм должен соответствовать культуре России, а не Америки, считает он.
В.М. Соломатина