РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.04.001*96.04.038
МОСКВА 1996
УГОЛОВНОЕ ПРАВО.УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
96.04.027. МАЛКОВ В.П., ТИМЕРШИН Х.А. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: Учеб. пособие / М-во внут. дел Росс. Федерации. Цфим. высш. шк. - Уфа, 1995. - 75 с. - Библиогр.: с. 60-74.
В книге с учетом законодательных новелл исследуется понятие множественности преступлений, критически осмысливаются дискуссионные вопросы по этой проблематике. Рассматриваются сложные единичные преступления, характеризуется их отличие от повторности, совокупности, неоднократности и- других видов множественности преступлений.
В теории уголовного права, пишут авторы, идет сложный процесс переоценки и переосмысления многих устоявшихся положений и институтов, наполнение их новым нравственным содержанием.
Исследователи, получив, наконец, доступ к криминальной статистике, имеют реальную возможность для объективного анализа проблемных ситуаций в сфере борьбы с преступностью, изучения слабых и сильных сторон соответствующих институтов уголовного законодательства. В проектах Уголовного кодекса Российской Федерации редакции 1992 и 1994 г. решаются вопросы об институтах повторности и неоднократности преступлений, их совокупности, рецидива преступлений, давности и судимости. Это вызывает необходимость нового анализа некоторых теоретических положений
учения о множественности преступлений, а также подготовки новых исследований, которые бы отражали изменения в уголовной политике.
Актуальность настоящей работы, пишут авторы, обусловлена не только моральным старением имеющихся публикаций, но и дефицитом монографий по тем или иным аспектам проблемы множественности преступлений.
Следственно-судебная практика свидетельствует о том, что значительное число преступников совершают часто не одно, а два либо более преступлений. В 1989 г., например, в нашей стране было выявлено 293 963 человека, ранее уже привлекавшихся к уголовной ответственности и вновь совершивших преступления (это 22,5% от общего числа выявленных преступников). В том же году 31 063 человека, впервые привлеченных к уголовной ответственности, совершали преступления неоднократно, но оставались определенное время неразоблаченными. Совершившими преступления повторно ежегодно оказываются каждый четвертый-пятый взрослый и каждый девятый-десятый несовершеннолетний преступник.
В случае, когда лицо совершило два или более преступлений, либо когда привлекалось уже к уголовной ответственности и отбывало наказание и вновь совершило преступление, перед работниками органов дознания и предварительного следствия, прокурорами, защитниками и судьями встают вопросы о том, как это может или должно влиять на правовую квалификацию содеянного и на порядок, а также пределы назначения наказания, каким образом данное обстоятельство должно сказываться на других уголовноправовых и уголовно-процессуальных решениях.
Все эти вопросы, пишут авторы, охватываются проблемой множественности преступлений. Понятие множественности преступлений, разработанное и сформулированное в науке уголовного права, еще не нашло официального отражения в уголовном законодательстве. Однако отдельные указания на различные виды или разновидности множественности преступлений
имеются в статьях Особенной части .УК. Впервые определения понятий повторности, совокупности, рецидива преступлений были законодательно зафиксированы в Основах уголовного законодательства 1991 г., которым в связи с распадом СССР не суждено было вступить в силу. В проекте УК Российской Федерации редакция 1992 г. институту множественности преступлений была посвящена специальная глава (8). Однако этот проект УК признан неудовлетворительным. В проекте УК редакции 1994 г. уже нет главы, посвященной множественности преступлений.
Указания, относящиеся к различным видам множественности преступлений, содержатся как в Общей, так и Особенной части действующего УК, а также в проекте УК России редакции 1994 г. Принадлежность множественности преступлений к институтам Общей части уголовного права не вызывает сомнений и не нуждается, по мнению авторов, в специальном обосновании. Ведь множественность преступлений - это, в первую очередь, проблема учения о преступлении. Однако это не означает, что исследование института множественности преступлений должно быть подчинено лишь задаче квалификации преступлений. Она имеет прямое отношение и к наказанию. Но прежде чем решить вопрос о наказании виновного, необходимо разобраться в том, содержится ли в содеянном множественность преступлений либо лишь одно преступное деяние.
Понятие множественности преступлений в научной юридической литературе, пишут авторы, формулируется неоднозначно. Одни специалисты это понятие определяют как совершение одним и тем же лицом двух и более преступлений, другие - как стечение в действиях лица нескольких преступлений, третьи считают существенным признаком множественности то, что содеянное при ней не охватывается одной нормой Особенной части уголовного закона, четвертые - когда лицом совершено несколько правонарушений, каждое из которых расценивается уголовным
законом в качестве самостоятельного преступления (содержит состав преступления).
В книге указывается, что предложенные в литературе определения множественности преступлений раскрывают лишь Отдельные признаки рассматриваемого понятия. Множественность преступлений, пишут авторы, можно определить как случаи, влекущие за собой определенные юридические последствия, когда лицо совершает одним действием (бездействием) или несколькими последовательными действиями (деяниями) два и более преступлений, подпадающих под одну и ту же статью (или различные статьи уголовного закона), ни за одно из которых оно (лицо) еще не было осуждено, либо совершает преступление после осуждения за предыдущие, если при этом хотя бы по двум из совершенных преступлений не аннулированы уголовно-правовые последствия в установленном законом порядке, а равно если не имеется уголовнопроцессуальных препятствий по ним к возбуждению уголовного дела.
Социальная сущность множественности преступлений заключается в том, что она является, как правило, свидетельством повышенной общественной опасности личности преступника, а также им содеянного. Кроме того, множественность преступлений (высокий ее уровень) указывает и на неблагополучие в организации борьбы с преступностью в соответствующем населенном пункте, районе, регионе или стране.
Если совершение одним и тем же лицом двух или более преступлений при определенных условиях не представляет повышенной общественной опасности, то, следовательно, не может и не должно повлечь для преступника неблагоприятных уголовноправовых последствий. В уголовном законодательстве, пишут авторы, закреплены положения, согласно которым содеянное не расценивается в качестве множественности преступлений, если хотя бы по одному из двух деяний лицо было освобождено от уголовной ответственности или наказания за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности либо исполнения
15-3294
обвинительного приговора, по актам. амнистии или помилования, либо по иным указанным в уголовном законе основаниям, а также если погашена или снята судимость за прежнее преступление. Совершение двух преступлений не образует множественности и тогда, когда по одному из них имеются процессуальные препятствия к возбуждению уголовного преследования (отсутствие жалобы потерпевшего по делам, возбужденным лишь по такой жалобе). Названные условия служат обстоятельствами, исключающими множественность преступлений.
Далее в работе подробно анализирубтся виды множественности преступлений: а) повторность, б) совокупность, в) рецидив, г) неоднократность, систематичность и совершение преступлений в виде промысла, а также рассматривается правовое значение исследуемого института.
Л.ЛЛнаниан
96.04.028. МАРГОЛИС А.Д. ТЮРЬМА И ССЫЛКА В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ: Исслед. и арх. находки. - М.: Лантерна: Вита, 1995. - 207 с. - Библиогр.: с. 199-207.
В сборник включены статьи и материалы, опубликованные в 1975-1994 г., переработанные и дополненные автором специально для настоящего издания. Первый раздел составили статьи, посвященные сибирской ссылке, которая вплоть до конца XIX в. преследовала не только карательные, но и колонизационные цели.
В работе указывается, что ссылка в окраинные города в качестве уголовного наказания впервые упоминается в изданном 12 марта 1582 г. дополнительном указе к судебнику Ивана Грозного. До этого времени русское право не знало ссылки в буквальном смысле .этого слова, т.е. насильственного переселения в определенную местность. Присоединение Сибири создало предпосылки для широкого применения ссылки, которая к концу XVII в. стала самой массовой, наиболее распространенной мерой наказания.