Научная статья на тему '96. 04. 008. Пронякин Д. И. Основные доктрины классического анархизма: учебное пособие / Санкт-Петербург. Гос. Ун-т. - СПб. , 1995. - 80 с. - библиогр. В конце очерков'

96. 04. 008. Пронякин Д. И. Основные доктрины классического анархизма: учебное пособие / Санкт-Петербург. Гос. Ун-т. - СПб. , 1995. - 80 с. - библиогр. В конце очерков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
355
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРЦЕН АИ / БАКУНИН МА / АНАРХИЗМ / КРОПОТКИН ПА / 04001 / 04007 ПРУДОН ПЖ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 008. Пронякин Д. И. Основные доктрины классического анархизма: учебное пособие / Санкт-Петербург. Гос. Ун-т. - СПб. , 1995. - 80 с. - библиогр. В конце очерков»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4

издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.04.001-96.04.038

МОСКВА 1996

народа, а интересам классов, сосредоточивши« в своих руках капитал и земельную собственность.

Взяв курс на построение государства, не нужно тешить себя иллюзиями, что это идеальная концепция государственного развития. И здесь прежде всего нужно иметь в виДу, что правовое государство и правовой закон, как и государство и право вообще, - не самоцель, а социально и исторически обусловленное всеобщее средство и форма выражения организации и упорядочения свободы в общественных отношениях людей.

Опасность на пути создания правового государства - это возможность поставить право и закон не на свое место. Они не определяются по принципу "чем выше, тем лучше". В правовом государстве роль права и закона повышается до уровня их господства над обществом. Термины "господство права", "господство законов" присутствуют практически во всех старых и новых концепциях правового государства, хотя еще никому не доводилось видеть общество, в котором право и закон действительно бы господствовали.

В.Н.Листовская

96.04.008. ПРОНЯКИН Д.И. ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНЫ КЛАССИЧЕСКОГО АНАРХИЗМА: Учебное пособие / Санкт-Петербург. гос. ун-т. - СПб., 1995. - 80 с. - Библиогр. в конце очерков.

Основная идея анархизма, по мнению автора, Состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Она является системообразующим признаком и основным принципом теории анархизма, который включает в себя, кроме того, анархический идеал как совокупность представлений о будущем безгосударственном устройстве общества, теоретическое обоснование этого идеала и комплекс средств, необходимых для его воплощения.

Анархизм, появившись в середине XIX в., выработал такие свои концепции, как анархо-индивидуализм, анархо-федерализм и анархо-коммунизм, которые хоть и не сохранились в неизменном виде, но до сегодняшнего дня так или иначе представлены в мировом анархизме.

Анархо-индивидуализм, в основу которого положены принципы абсолютной свободы личности, частной собственности, силы, заменяющей право, отрицания любых форм социальной организации, представлен в настоящей работе взглядами его основоположника Макса Штирнера. Основной его труд "Единственный и его собственность" трижды опубликован в русском переводе, причем третий раз совсем недавно (Харьков, 1994).

Анархо-федерализм с его принципом общины, с которой личность связана добровольными соглашениями, с его свободным союзом общин, вольной федерацией представлен именами П.ЖЛрудона, А.И.Герцена и М.А.Бакунина.

В основе анархо-коммунизма - идея общественной собственности, социального равенства, мировой общины. В настоящем пособии он представлен именами Л.И.Мечникова и П.А.Кропоткина. •

Понятие "общество", по мнению М.Штирнера, - такая же фикция, как и понятие "бог". За ними не стоит ничего реального. Но вера в Бога порождает церковь, а вера в общество - государство. Следовательно, и церковь, и государство вместе с их порядками - это не что иное, как результат веры. На пути достижения абсолютной свободы, по его мнению, прежде всего стоит государство. Во имя свободы "Я" он отрицает государство. Для гарантии этой свободы от покушений других таких же "Я" им конструируется "Союз эгоистов". Однако оказывается, что этого недостаточно, н единственно надежной гарантией личной свободы "Я" по-прежнему остается собственность.

По Прудону, происхождение государства генетически связано с семейными и религиозными идеями. В своей критике буржуазного

6-3294

государства Л.Ж.Прудон приходил к вполне консервативному выводу о том, что надо отказаться от всякого участия в политике. Всякое участие в политике, политической борьбе, по Прудону, лишь поддержка, признание существующих институтов власти и потому должно быть отвергнуто.

В основу своей позитивной программы П.Ж.Прудон кладет идею справедливости. Справедливость есть уважение человеческого достоинства, оказываемое на условиях взаимности всякому лицу и при всех обстоятельствах. Отсюда, право есть возможность требовать себе уважения со стороны других, обязанность - необходимость оказывать его другим. Таким образом, справедливое общество - это прежде всего общество справедливого обмена.

Собственность, по Прудону, противоречит справедливости, потому что нельзя найти никакого принципа, на котором можно было бы ее обосновать. Для сохранения и защиты отстаиваемых им условий производства и обмена П.Ж.Прудон и предлагает заключить всеобщий "договор", объявляя его условием "анархии", "безвластия", "свободы". "Для того чтобы надо мной был лишь один закон, - мой собственный... - пишет П.Ж.Прудон, • нужно построить общественное здание на базе человеческой идеи Договора"1).

Договор ничто без санкции, санкция - ничто без права, право -ничто без государства. Свой идеал еще в своем первом политическом произведении П.Ж.Прудон назвал "анархией". Там же он подчеркнул, что анархия есть единственно приемлемая "республика", если подразумевать под этим термином "дело народное".

Всякая политическая организация и всякое политическое действие отрицаются П.Ж.Прудоном категорически. Иные взгляды мы встречаем у А.И.Герцена.

При всей резкости герценовской критики "политической", "представительной" республики он постоянно говорил, что такая

1) Proudhon PJ. Idee generale de la Revolution au XIX siecle. - Р., 1867. - P.215.

республика - необходимый первый шаг в освобождении народов, что она необходимо предшествует республике социальной и по существу является переходом к ней.

В то время как П.Ж.Прудон исходит из аксиомы, согласно которой экономическая организация противостоит политической, у А.И.Герцена анархическая республика - это не организация экономических интересов, а федерация территориальных союзов, связанных единством крови, языка, воспоминаний и управляющихся посредством делового бюро, не имеющего характера власти. Это -федерализм, базирующийся на коммуне, провинции, национальности и реализующийся путем децентрализации власти.

Теория русского социализма, разрабатывавшаяся А.И.Герценом в 50-60-е годы XIX в., есть не что иное, как конкретизация и развитие применительно к специфическим условиям русской жизни его анархической социологии, и потому сам русский социализм А.И.Герцена может быть охарактеризован как анархо-федерализм.

Социальная революция в России предполагает, во-первых, уничтожение существующих политических форм - самодержавия и централизованной бюрократической системы управления. Формы эти должны быть уничтожены потому, что они противоречат началу общественного самоуправления, составляющего одну из основ русской сельской общины, не являются органическим порождением жизни страны, навязаны ей насильственно. Во-вторых, социальная революция призвана развить и распространить на всю политическую жизнь страны принцип "мирского самоуправления", свойственный общине. И наконец, новая форма государственного устройства России представляется А.И.Герцену основанной на федеративном принципе.

По мнению единомышленника Герцена М.А.Бакунина, два инстинкта имманентны природе человека и наиболее адекватно выражают ее - инстинкт властолюбия и эгоизма, понимаемый как

стремление к свободе, протест против угнетения, против всякого 6*

подчинения. Государство, считает он, именно и значит насилие, господство посредством насилия, а господство означает эксплуатацию. Государство, каким бы народным его ни делали по форме, всегда остается институтом господства и эксплуатации.

Вывод, который М.А.Бакунин делает из всего этого, предельно прост, ясен и лаконичен: государство должно быть уничтожено немедленно.

М.А.Бакунин формулирует принцип солидарности. Смысл его сводится к тому, что каждый человек может освободиться сам, лишь освобождая других, каждый действительно свободен лишь тогда, когда его свобода санкционируется свободой всех остальных.

Первыми результатами социальной революции наряду с уничтожением государства, по его мнению, должны стать уравнение классов, упразднение права наследования, уравнение прав женщины и уничтожение брака, передача земли тем, кто ее обрабатывает, -гражданским общинам, передача капитала и орудий труда - рабочим ассоциациям, создание федераций вольных рабочих - как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей (ассоциаций).

Выдвигая идею немедленного и окончательного уничтожения государства, М.А.Бакунин выступает за так называемую "федеральную организацию", построенную "снизу вверх" и состоящую из рабочих и земледельческих ассоциаций и групп, добровольно объединяющихся в общины, волости и далее в области и целые народы с правом полного самоуправления каждой из них и выхода из общего объединения.

П.И.Кропоткин же считал, что сущность любого государства в том, что оно является тормозом общественного прогресса и орудием эксплуатации большинства меньшинством. Он определяет государство как "общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы

обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты"1).

Сущностью государства обусловлена его основная н единственная функция. Эта функция двояка - угнетение, подавление, эксплуатация внутри страны и экспансия вне ее.

История человечества, по мнению П.А.Кропоткина, есть не что иное, как борьба двух начал, которые он называет народным и государственным, двух тенденций - прогрессивной и регрессивной, реакционной. Он пишет: "Через всю историю нашей цивилизации проходят два течения, две враждебные традиции: римская и народная; императорская и федералистская; традиция власти и традиция свободы. И теперь, накануне великой социальной революции, эти две традиции опять стоят лицом к лицу"2).

Более того, теоретик анархизма считает, что выбор в пользу отрицания государства уже сделан человечеством в ходе его исторического развития.

П.А.Кропоткин, как и М.А.Бакунин, выступил под флагом революционного отрицания буржуазной частной собственности и буржуазного государства. Но его не удовлетворяла предложенная М.А.Бакуниным коллективная собственность. Она, по его мнению, не могла обеспечить свободы и равенства всех членов будущего общества. Он требовал полного обобществления всей собственности в общенациональном, а затем и в интернациональном масштабе.

П.А.Кропоткин выступил, таким образом, уже как коммунист. Но анархический коммунизм - а именно так П.А.Кропоткин назвал свое учение - не мог оставаться ни последовательным коммунизмом, ни последовательным анархизмом. И это видно уже на примере анархо-коммунистического идеала.

Весь прогресс человечества, считает он, неразрывно связан с

1) Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. - М., 1990 -

С.317.

2) Там же. - С.452.

жизнью общественной. Жизнь в обществе естественно и неизбежно порождает у людей и у животных инстинкты общительности, взаимопомощи» которые в дальнейшем своем развитии у людей претворяются в чувства доброжелательности, симпатии и любви.

Взаимная помощь, справедливость, самопожертвование -таковы три элемента нравственности, согласно теории П.А.Кропоткина. Он видел некоторые черты своего анархо-коммунистического идеала и в новых явлениях жизни современного ему общества - в крупных национальных акционерных обществах, интернациональных монополиях, трансконтинентальных железных дорогах, международном туризме и тд.

В.Н.Листовская

96.04.009. СЕМЕНОВ С.Б. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АНГЛИЙСКИХ РАДИКАЛОВ XVIII ВЕКА / Самар. гос. пед. ин-т. -Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. -115 с.

•В монографии рассматривается и анализируется комплекс политических воззрений наиболее известных представителй раннего английского радикализма 60-80-х годов XVIII в.: Дж. Бурга, Дж.Картрайта, Дж.Пристли, Р.Прайса и др. Их идеи представлены в контексте развития английского Просвещения и политической борьбы в Великобритании этого периода. Много внимания уделяется программе парламентской реформы, выдвинутой радикалами.

Хотя большинство произведений, которые рассматриваются в данной книге, практически неизвестны в отечественной историографии, многие их идеи выступают как давно знакомые. Это объясняется тем, пишет автор в "Предисловии", что они принадлежат веку Просвещения, интеллектуальный фон которого составляли теоретические концепции Локка, Вольтера, Монтескье и других его выдающихся лидеров. Радикалы входили в эту блестящую плеяду и, хотя не играли в ней главной роли, были верными адептами ее постулатов. В то же время в их политических воззрениях можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.