Научная статья на тему '96. 04. 002. Проблемы истории и историографии зарубежного мира: межвуз. Сб. Научн. Ст. / отв. Ред. Кутявин В. В. - Самара: Самарский ун-т, 1994. -122 с'

96. 04. 002. Проблемы истории и историографии зарубежного мира: межвуз. Сб. Научн. Ст. / отв. Ред. Кутявин В. В. - Самара: Самарский ун-т, 1994. -122 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ -ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ -РОССИЙСКАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 002. Проблемы истории и историографии зарубежного мира: межвуз. Сб. Научн. Ст. / отв. Ред. Кутявин В. В. - Самара: Самарский ун-т, 1994. -122 с»

сич (і)

н

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 96.04.001-96.04.038

ИСТОРИЯ

4

МОСКВА 1996

РЕФЕРАТЫ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

96.04.002. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНОГО МИРА: Межвуз. сб. научн. ст./ Отв. ред. Кутявин

В.В. - Самара: Самарский ун-т, 1994. -122 с.

Сборник включает статьи, посвященные актуальным и малоизученным в отечественной историографии вопросам зарубежной истории в самом широком ее диапазоне - от древности до XX века. Некоторые статьи' затрагивают современные историографические проблемы. Авторы статей, историки Самары, Санкт-Петербурга, Джамбула, привлекли обширную зарубежную литературу, широкий круг источников, в том числе мало или вовсе не известных читателю.

ИЛ.Гурин (Самарский гос. ун-т) посвятил свою статью восстановлению картины военных действий армии Цецилия Метелла Пия, консула 80 г., наместника провинции Испания Дальняя с 79 г. во время Сарторианской войны. Согласно авторской версии, армия Цецилия Метелла в начале кампании 79 г. завязала бои на северо-восточной границе Дальней Испании, до 76 г. вела боевые действия в основном на территории Бетики (Южной Испании). В 76 г. она отошла к Пиренеям, в 75 г. продвинулась от Пиренеев до Сеговии, от нее пошла на соединение с Помпеем (пройдя, как полагает автор, видимо, через район Сегобриги), соединившись с Помпеем, выдержала генеральное сражение с Серторием у Сегонтии. Затем

Метелл подчинил Ближнюю Ксльтиберию, а в 74 г. вместе с Помпсем безуспешно пытался подчинить Дальнюю, после чего пошел на Юг, вернувшись в следующем году на север полуострова. После гибели Сертория он снова возвратился в свою провинцию, где вел борьбу с лузитанами, в целом довольно безуспешную.

Вопрос о дворянской оппозиции в Англии в эпоху правления первых Тюдоров не принадлежит к числу пользующихся особым вниманием в историографии, более того, подвергается сомнению сама правомерность применения к политике Генриха VII и Генриха VIII такой характеристики, как "антидворянскай". И.В.Казаков (Самарский пед. ин-т) поднимает вопрос о дворянской оппозиции и законодательстве об измене при первых Тюдорах, показывая, что это законодательство являлось одним из самых сильных орудий королевской власти в борьбе с дворянской оппозицией. Автор полагает, что,хотя с юридической точки зрения сильного расширения категорий защиты в эпоху первых Тюдоров не произошло даже по сравнению с первым Статутом 1352 г., можно говорить о значительном ужесточении преследований за эти преступления и расширении рамок применения понятия измены. "Пользуясь законами об измене, нарождающийся абсолютизм, не преследуя иной цели, кроме укрепления королевской власти, подавлял баронскую анархию, тем самым объективно способствуя процессу социальной стабилизации в Англии"(с.23).

С.Б.Семенов (Самарский пед. ин-т) показывает как британские радикалы XVIII в. трактовали идею свободы. Детально изучив взгляды теоретике» радикализма, автор приходит к выводу, что идея свободы играла определяющую роль в их социологической концепции. Прежде всего радикалы рассматривали свободу как одну из характеристик естественного состояния человека, живущего по природным законам. В обществе происходит отчуждение свободы в пользу верховной власти в интересах общего блага. На алтарь общественного договора каждый индивид жертвует, лишь частью своей свободы, сохраняя за собой определенный объем прав. 6-3-160

Соответственно их содержанию в общественной жизни сосуществуют два вида свободы - "политическая" и "гражданская". Первая равнозначна политическим правам человека, вторая - свободе личности. Джозеф Пристли, предложивший данную классификацию, полагал, что, хотя для каждого человека более важной является "гражданская", личная свобода, решающая роль в общественной жизни принадлежит "политической " свободе. Причем "чем большей политической свободой обладает народ, тем в большей безопасности его гражданская свобода" (цит по: с.27). При отсутствии

политической свободы у граждан существует опасность установления деспотической власти и как следствие - ограничение и уничтожение свободы гражданской. Таким образом свобода сохраняет свою высшую ценность и в общественной жизни - этот вывод стал основой радикальной концепции свободы.

Однако проблема свободы интересовала радикалов не сама по себе, а с точки зрения формирования модели идеального государственного устройства, в котором бы гармонически сочетались преимущества общественной организации и исконнные права личности. Исторический опыт и здравый смысл убеждал радикальных мыслителей в том, что на практике существует постоянная опасность для свободы со стороны самой государственной власти. Радикалы искали выход из тупика, в который завела их естественно-правовая теория. Исходный принцип заключался в идее участия каждого члена общества в принятии законов (Дж.Пристли). Однако, не будучи революционерами, радикалы не решались довести эту мысль до логического конца. Исключение составил Дж Картрайт, выдвинувший лозунг всеобщего избирательного права. Разработка проекта парламентской реформы стала одной из главных задач интеллектуального радикализма.

М.С.Стецкевич (Гос. музей истории религии, г.Санкт-Петербург) рассматривает представления о роли и функции церкви Англии в английской общественной мысли конца ХУШ - первой трети XIX в. Автор приходит к выводу, что в целом в английском

обществе к началу 1830-х годов имел место консенсус относительно сохранения существовавшего статуса Церкви Англии как "установленной”. К этому времени как у вигов, так и, в меньшей степени, у тори сложилось понимание неизбежности внесения изменений в механизм функционирования Церкви. В английских интеллектуальных кругах окрепло убеждение, что выход из сложившегося после "Конституционной революции" положения лежит на путях возрождения идеи Церкви как священного института. Наиболее решительно эти взгляды отстаивали деятели так называемого Оксфордского движения. Под их влиянием в духовной среде постепенно сложились воззрения о важности выдерживания определенной дистанции в отношениях с государством, воссоздания церковного самоуправления. Начавшаяся в 1830-е годы волна внутрицерковных реформ позволила англиканству частично восстановить утраченные потенциал и позиции.

Статья САЛосева (Самарский гос. ун-т) посвящена анализу взаимосвязи между так называемой "управляемой экономикой" и якобинским террором. Автор отмечает, что отсутствие всеобщего максимума и недостаточное преследование врагов революции казалось санкюлотам единственным препятствием, отделяющим их от грядущего изобилия дешевых товаров. Именно изобилия, ибо характерной чертой массового сознания была вера в то, что причина дороговизны кроется в порочной системе распределения, где господствует спекулянт. Рассмотрев документы судебных процессов, автор приходит к выводу о полной неэффективности деятельности карающих органов в борьбе с собственно экономическими преступлениями. В своей главной экономической функции -обеспечение соблюдения максимума и твердого курса ассигната, политика террора потерпела полный крах. С другой стороны, террор превратился в важнейший источник государственных доходов и способствовал росту чиновничьей коррупции, "перераспределению состояний и образованию нового правящего класса"(с39). ь*

Причина краха надежд на эффективность "справедливого" террора в решении социальных проблем кроется "не в недостаточности масштабов или суровости репрессий, а в изначальной обреченности самого максимума, как средства регулирования экономики великой страны, представлявшего собой, по меткому определению Е.В.Тарле, "опыт вооруженной борьбы против непреодолимых сил экономической эволюции"(цит по: С.41). В конечном итоге террор способствовал обострению социальной напряженности в обществе, вызывая недовольство и в массах, и у собственниковЛЛозунг отмены максимума и прекращения террора объединил на время те слои общества, которые развела по разным полюсам неумолимая логика Революции, и эта временная консолидация стала важнейшей предпосылкой термидора" (с.41).

А.И.Попов (Самарский пед ин-т), основываясь на изучении источников и иностранной литературы, уточнил ряд моментов истории Бородинской битвы, указывая, в частности, что было не восемь атак на флеши, а два больших приступа, а также на то, что ранение князя Багратиона и первое взятие французами батареи Раевского произошло примерно в одно и то же время, а именно, около девяти часов утра.

В.В.Кутявин (Самарский гос. ун-т), рассматривая взгляды различных группировок и организаций польского национально-освободительного движения после поражения восстания 1830-1832гг., приходит к выводу, что тридцатые годы стали важным этапом в процессе кристаллизации и укрепления в польском национальном движении. "Важнейшим итогом этого процесса... стало решительное преобладание республиканских тенденций в польском обществе накануне восстановления независимости Польского государства в 1918 г." (с.56).

В статье С.М.Стецкевича (Санкт-Петербургский ун-т) содержится политико-историографический обзор концепций и взглядов относительно исторической роли Польской социалистической партии. При этом автор подчеркивает значимость

трудов польского ученого Я.Канцевича, в которых содержится вывел, что эта партия, выдвинувшая лозунг борьбы за национальную независимость и демократические свободы, объединяла не только рабочих, но и многих искренних демократов и патриотов и выражала, таким образом, освободительные стремления значительной части польского народа.

Эгно-исгорический характер носит статья А.АЗнаменского (Самарский пед. ин-т), посвященная индейцам Дакота-Сиу. В ней рассматривается история четырех самых трудных и драматических десятилетий новейшей истории индейцев (1890-1933 гг.), когда шел мучительный процесс врастания индейцев в американское общество.

Автор отмечает, что в указанный период индейцы активно осваивали практику американской законодательной и судебной системы, местное самоуправление, а не пассивно стагнировали, не имея возможности оправиться от культурного шока, как это представлялось ранее. Там, іде это было возможно, Дакота-Сиу вписывали свои политические структуры в новую колониальную систему. В то же время закладываются элементы "общенародного* этнического сознания всех Дакота-Сну. Поселение в резервации и радикальная культурная трансформация населения явно усилили консолидацию разрозненных кланов и групп в большие народности (с.86).

Политическим аспектам этнических проблем посвящена и статья С.А.Мартышкина (Самарский технический ун-т) об истории принятия иммиграционного закона 1924 г., запретившего японскую иммиграцию в США. Такие же дискриминационные меры уже были приняты ранее для представителей других стран Востока. Обстановка усиления шовинизма и расизма в США в эпоху процветания после Первой мировой войны оказалась чрезвычайно благоприятной для наступления на права . японских иммигрантов. Лишь иммиграционный закон 1965 г. отменил запреты на въезд японских иммигрантов в США, занятие определенными видами'деятельности и т.п.

Последние две статьи сборника посвящены эволюции общественных взглядов американского писателя Ш.Андерсона (С.М.Николаева, Самарский гос.ун-т) и значению так называемого ганзейского феномена в творчестве Томаса Манна (И.И.Девицкий, Джамбульский пед. ин-т).

И.Е.Эман

ДРЕВНИЙ МИР

96.04.003. СПЕЙДЕДЛЬ М.П. ВЕРХОМ ЗА ЦЕЗАРЕМ: РИМСКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОННАЯ ГВАРДИЯ.

SPEIDEL М.Р. Riding for Caesar: The Roman emperors horse guards. -Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 1994.- 223 p.- Bibliogr.: p.203-217.

Монография посвящена истории римской императорской конной гвардии в период от Цезаря до Константина. В источниках они фигурируют как Batavi, Germani corporis custodes и equites singulares Augusti. Однако все эти названия служили в разное время для обозначения одного и того же подразделения, состоявшего из 400 воинов при Цезаре, 1000 - при Траяне, 2000 - при Септимии Севере и 3500 - в эпоху Поздней империи. Надписи и изображения на погребальных и посвятительных стелах и алтарях, триумфальных колоннах и арках, произведения античных писателей в совокупности дают значительную массу сведений о карьерах этих воинов, их вооружении, системе подготовки, обязанностях, их роли в военной организации Римской империи.

В главах 1-3 рассматриваются этапы истории императорской конной гвардии. При этом за точку отсчета автор берет 52 г. до н.э.( когда в 'Записках о галльской войне” Цезарь впервые упоминает о 400 состоявших при нем лично equites Germani, которых он бросил в атаку в критический момент сражения при Новиодуне. Появление этих всадников в армии Цезаря автор относит ко времени после 57 г. до н.э. Именно тогда был заключен союз с некоторыми германскими племенами к востоку от Рейна, в частности с убиями. Позднее, при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.