РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издастся с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс сврии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108
МОСКВА 1996
распределения. По-прежнему условия мировой экономики регулируются в пользу развитых стран, не решаются проблемы задолженности, а экономически и экологически бессмысленная аграрная политика ЕС закрывает коммунитарный рынок для так называемых “чувствительных” продуктов из стран ВБ. Пропасть между Востоком и Западом растет, следствием чего является обострение борьбы за перераспределение и усиление международной миграции бедных. ЕС должен предложить странам ВЕ солидарную концепцию, которая охватывала бы решение проблем бедности, занятости, развития и переселения. Первым правильным шагом в этом направлении являются соглашения об ассоциации с Венгрией, Польшей и Чехословакией, хотя их недостаточно. Будучи богатейшим регионом мира, ЕС должен научиться отдавать и помогать, чтобы неимущие страны могли пережить и осуществить процесс перемен.
В. И. Шабаева
96.03.098-100. ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. (Сводный реферат).
1. SCHARRER Н.-Е. Die EU nach der Norderweiterung // Wirtschafts-dienst.— Hamburg, 1995 .— Jg. 75, H. 1.— S. 1-3.
2. WEIDENFELD U., REICHERT P., SAUTERT. EU: Sicher ein Nein // Wirtschaftswoche.— Frankf. a. М., 1995 .— Jg. 49, H. 25 .— S. 36-38.
3. TANGERMANN S. Oeterweiterung der EU: Wird die Agrarpolitik zum Hindernis? // Wirtschaftsdienst.— Hamburg, 1995 .— Jg. 75, H. 9 .— S. 484-490.
Вице-президент Института экономических исследований (Гамбург) Х.-Е. Шарер (1) пишет, что с 1 января 1995 г. новыми членами ЕС стали Австрия, Швеция и Финляндия, что увеличило число его членов с 12 до 15, общую площадь — почти на 1/3, население — на 6%, ВНП — на 7% (до 5,9 трлн. экю) (1, с. 2).
Со вступлением новых стран в ЕС промышленный товарооборот внутри союза изменился незначительно, поскольку продукция высокоразвитой перерабатывающей промышленности уже с 1977 г. имела беспошлинный доступ на рынок ЕС в рамках соглашения о свободной торговле между ЕС и ЕАСТ, такими же правами пользовался и экспорт ЕС в эти страны. Вступление в ЕС дало им .прежде всего упрощение административных процедур.
В то же время в ряде других областей появились существенные изменения. Участие в единой аграрной политике означает для новых членов необходимость снижения сельскохозяйственных дотаций, что создает некоторые региональные осложнения, хотя вовлечение в региональную политику ЕС дает им некоторую компенсацию за это: 40%
австрийского и 54% финского населения живет теперь в регионах, получающих помощь из бюджета ЕС (I, с. 2). Некоторые выгоды получат потребители: в Австрии, например, после вступления в ЕС значительно подешевели некоторые продукты питания. Выходцам из этих стран не придемся теперь просить разрешение на работу в других странах ЕС, предприятия могут свободно создавать филиалы, отпадают последние ограничения на пути движения капиталов. Участие в бюджете ЕС означает для Австрии и Швеции в финансовом отношении чистую нагрузку, а у ЕС появились новые нетто-плателыцики, Финляндия же выигрывает и в финансовом отношении.
Средне- и долгосрочные эффекты от вступления для новых членов и для Сообщества в целом, по мнению автора, практически равнозначны. Новые члены получают надежные долгосрочные перспективы участия в Европейском экономическом пространстве, что будет положительно воздействовать на их экономику, хотя ожидаемое увеличение экспорта, инвестиционной деятельности, роста и занятости не произойдет само по себе. Эти страны должны будут постоянно прилагать особые усилия, чтобдо оставаться конкурентоспособными на международном и европейском уровне. Со своей стороны, ЕС рассчитывает получить от новых членов дополнительные импульсы для большей открытости, углубления разделения труда и усиления конкуренции. Этого же ожидают в ЕС и от их ближайших соседей и естественных партнеров — стран Восточной и Центральной Европы и Балтии.
Окончание раунда расширения на Север выдвинет перед ЕС новые требования. На очереди проблема расширения на Юг и на Восток и связанные с этим институциональные реформы, реформы аграрной и структурной политики и решение проблем создания Валютно-экономического союза (ВЭС).
В статье немецких авторов, написанной через по л год а после вступления в ЕС трех стран, подводятся первые итоги совместного существования (2). По словам авторов, у вновь вступивших стран начинается отрезвление. Сказавшие на референдуме о вступлении в ЕС “да” шведы, финны и австрийцы надеялись прежде всего на снижение цен. Полгсща спустя иллюзий поубавилось: конкуренция для предприятий усилилась, необходимость консолидации бюджета тоже, цены же едва снизились, а на некоторые товары (например, французский сыр) даже выросли, пиво по-прежнему дорого, так что ежедневно тысячи шведов отправляются за ним в Данию, а финны — в Эстонию. В Австрии, по данным Института экономических исследований, в апреле 1995 г. 43,9% товаров было дешевле, чем в декабре 1994 г., однако почти половина товаров подорожала (2, с. 36). Естественно, многие уже раскаиваются в своем “да”.
Но еще хуже то, что разочарованные граждане возлагают на Евро-
пу ответственность за сокращение социальных расходов и субсидий. При этом во всех трех странах, желавших оказаться в числе первых членов ВЭС, на первом месте оказалась проблема оздоровления бюджета. После кризиса, который особенно глубоко затронул экономику Швеции и Финляндии, уровень их задолженности резко подскочил: государственный долг Швеции составил в 1995 г. 103% ВНП, Финляндии — более 80, Австрии — более 60% (2, с. 38). Население Австрии возмущено тем, что для взноса в ЕС 20 млрд. шилл. в 1995 г. пришлось снижать пенсии служащим, экономить на оплате учителей и ввести налог на энергию (2, с. 38). Шведское правительство обещало своим гражданам в случае вступления в ЕС сохранить “государство всеобщего благоденствия”, и теперь вину за сокращение пособий по безработице, государственного финансирования на воспитание детей и объявленное повышение налогов они возлагают на ЕС.
Рассчитывать на улучшение ситуации в ближайшие годы, по мнению авторов, не приходится. В 1995 г. темпы экономического роста в Швеции составят максимум 1,5-2,0%, обострится проблема бюджета, практически не снизится уровень безработицы — 7,7% в 1995 г., а с учетом вторичного рынка труда — 13%. Финны ощутят болезненные последствия присоединения в 1996 г., поскольку правительство намерено сократить государственные расходы на 20 млрд. финских марок, или на 4% ВНП. Ухудшится положение безработных, крестьян, многодетных семей и пенсионеров по причине сокращения субсидий. В то же время после глубочайшего кризиса финской экономики в конце 1994 г. начался ее подъем, и в 1995 г. ожидается рост ВНП на 5% (2, с. 38). Если Швеция и Австрия относят свои проблемы на счет ЕС, то финны готовы, хотя бы частично, объяснить свой бум вступлением в ЕС, поскольку появилось большее доверие к финской экономике, что выразилось в росте иностранных инвестиций в 1995 г. на 20% по сравнению с 1994 г. (2, с. 38).
В заключение авторы пишут, что, похоже, только финны испытывают удовлетворение от вступления в ЕС, поскольку являются единственной страной, имеющей общую границу с Россией, и партнерство с ЕС придало стране ощущение надежности. 60% шведов разочаровались в объединенной Европе, Австрия, если бы пришлось снова обсуждать проблему вступления в ЕС, сказала бы твердое “нет”.
О проблемах будущего вступления в ЕС стран Центральнрй Европы (ЦЕ) пишет профессор университета в Гёттингене С. Тангерман (3). Он отмечает, что в то время как политическая подготовка к расширению ЕС за счет стран ЦЕ идет полным ходом, его,экономико-политическая подготовка еще не началась, тогда как адаптация необходима не только для стран ЦЕ (в первую очередь), но и для чувствительных отраслей ЕС, к которым прежде всего относится сельское хо-
зяйство. Если присоединение Швеции, Финляндии и Австрии прошло практически безболезненно, то расширение на Восток потребует глубоких политических и экономических изменений в самом ЕС. Хотя начало и последовательность вступления стран ЦЕ пока не определены, нужно исходить из того, что расширение на Восток начнется в начале следующего тысячелетия и к 2005 г. несколько стран ЦЕ станут членами ЕС (3. с. 484).
В порядке политической подготовки ЕС заключил или согласовал со странами ЦЕ соглашения об ассоциации, в которых четко определена цель их последующего вступления. Значительно интенсивнее стали двусторонние контакты между странами — членами ЕС и странами ЦЕ, министры последних приглашаются на заседания Совета Министров ЕС. Экономико-политическая подготовка пока выражается в том, что ЕС предложил программу помощи с целью поддержки процесса преобразований в странах ЦЕ.
Лозунг “Расширение на Восток должно происходить за счет фермеров ЕС” ярко отражает опасения фермеров Западной Европы за свое будущее (3, с. 484). Автор считает эти опасения оправданными, поскольку расширение на Восток будет в большой мере “аграрным расширением” , так как объем сельскохозяйственного производства десяти центральноевропейских стран — кандидатов на вступление в ЕС составляет почти 30% от ЕС, тогда как используемые площади — 44% (3, с. 485). Учитывая то, что с начала политических и экономических перемен аграрное производство в этих странах сократилось на 25-30%, некоторые наблюдатели полагают, что пока оно не будет быстро развиваться (3, с. 486). Но относительно меньшее снижение сельскохозяйственного производства в этих странах по сравнению с промышленным свидетельствует о том, что сельское хозяйство оказалось сравнительно крепким сектором экономики, и вполне вероятно, что в предстоящие десять лет оно будет развиваться быстрее, чем западноевропейское. К тому же цены на сельскохозяйственные продукты на рынках ЦЕ значительно ниже, чем на рынках ЕС, хотя и колеблются в зависимости от страны и продукта. При неизменной аграрной политике ЕС, выражающейся в поддержании цен на относительно высоком уровне, у сельскохозяйственных производителей стран ЦЕ будет значительный стимул к увеличению производства. В результате это может вызвать наводнение сельскохозяйственных рынков ЕС продукцией этих стран. Влияние расширенного ЕС на мировую сельскохозяйственную торговлю не будет соответствовать его обязательствам перед ГАТТ и перед кандидатами на вступление в союз. Неизменная аграрная политики повысит нагрузку на бюджет ЕС.
Сокращение выравнивающих платежей сельскому хозяйству в ЕС требует изменений в их оформлении, в будущем административная и
финансовая ответственность за платежи должна быть перенесена на уровень стран-членов. Подводя итог, цвтор настаивает на том, что аграрная политика ЕС должна быть изменена для того, чтобы она не стала препятствием для расширения Сообщества на Восток. Ряд изменений он считает целесообразным для ЕС и без расширения на Восток: снижение ценовых субсидий, отделение выравнивающих платежей от производства, перемещение этих платежей на уровень стран-членов. Только осуществление этих изменений позволит успешно завершить начатую в 1992 г. реформу аграрной политики ЕС, которая заключалась в том, что поддержка цен на зерновые, масличные и стручковые культуры и, в меньшей степени, на говядину должна была постепенно снижаться, а в порядке компенсации за связанные с этим потери доходов фермеры ЕС должны получать выравнивающие платежи. Ожидаемое воздействие расширения на Восток на сельское хозяйство ЕС делает продолжение реформ еще более необходимым, и делать это нужно как можно быстрее по двум причинам: во-первых, без дальнейшего пересмотра аграрной политики будет затруднен и без того достаточно сложный процесс расширения ЕС на Восток; во-вторых, не следует недооценивать воздействие стратегических аграрно-политических решений ЕС на соответствующую ориентацию будущей аграрной политики в странах ЦЕ. Неизменность аграрной политики ЕС может побудить политиков стран ЦЕ следовать тем же курсом, и им придется испытать глубокое разочарование, если после их вступления расширенный ЕС не сможет продолжать этот курс.
В. И. Шабаева
96.03.101-102. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС. (Сводный реферат).
1. WEISE CH. EU-Politik zur Steigerung regionaler Wettbewerbefahig-keit // Vierteljahrsh. гиг Wirtschaftsforechung. - B., 1995 .— H. 2 .— S. 266-276.
2. MAYfiRHOFER P. Osterreichs Regionalforderung nach dem EU-Beitritt // Monatsber./Osterr. Inet. fiir Wirtechaftaforechung. Wien, 1995
Jg. 68, J* 5 .— S. 343-355.
В статье немецкого специалиста X. Вайзе рассматриваются необходимость региональной политики ЕС и допустимость государственного вмешательства в рыночный процесс. Европейская Комиссия (ЕК) определяет конкурентоспособность как способность предприятий, отраслей промышленности, регионов, наций или наднациональных регионов обеспечивать в течение длительного периода в условиях международной конкуренции относительно высокий уровень доходов и за-