Научная статья на тему '96. 03. 097. Рандзио-плят К. , Фридман Б. Перемены в Восточной Европе - вызов для ес? Randzio-plath Chr. , Friedmann B. Umbruch in Osteuropa- Herausforderung fur die eg? // randzio-plath Chr. , Friedmann B. Unternehmen Osteuropa - eine Herausforderung fur die Europaische Gemeinschaft : zur Notwendigkeit einer EG-Ostpolitik. Baden-Baden, 1994. - S. 5-26'

96. 03. 097. Рандзио-плят К. , Фридман Б. Перемены в Восточной Европе - вызов для ес? Randzio-plath Chr. , Friedmann B. Umbruch in Osteuropa- Herausforderung fur die eg? // randzio-plath Chr. , Friedmann B. Unternehmen Osteuropa - eine Herausforderung fur die Europaische Gemeinschaft : zur Notwendigkeit einer EG-Ostpolitik. Baden-Baden, 1994. - S. 5-26 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / -ЕС --И ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ -СТРАНЫ / МИГРАЦИЯ -НАСЕЛЕНИЯ -- ВНЕШНЯЯ -- ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ПОМОЩЬ ЕС ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИМ СТРАНАМ / БЕЗРАБОТНЫЕ - МИГРАЦИЯ -ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 097. Рандзио-плят К. , Фридман Б. Перемены в Восточной Европе - вызов для ес? Randzio-plath Chr. , Friedmann B. Umbruch in Osteuropa- Herausforderung fur die eg? // randzio-plath Chr. , Friedmann B. Unternehmen Osteuropa - eine Herausforderung fur die Europaische Gemeinschaft : zur Notwendigkeit einer EG-Ostpolitik. Baden-Baden, 1994. - S. 5-26»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108

МОСКВА 1996

96.03.097

192

поскольку в решении принимает участие большее количество стран.

3. Ведение переговоров в ОЭСР с привлечением стран-нечленов для принятия решения на основе консенсуса. В этом случае обе организации несут ответственность за принятые решения. Этот сценарий является предпочтительным.

4. Создание абсолютно новой правовой и институциональной основы для международного инвестирования. Это маловероятный и нежелательный, по крайней мере на ближайшие пять лет, сценарий.

Авторы подчеркивают, что успех создания нового инвестиционного режима будет зависеть от создания возможности для стран-нечленов ОЭСР участвовать в процессе разработки многосторонних соглашений, а также от участия в переговорах по инвестированию региональных организаций, например АТЭК.

Н. Н. Иванова

96.03.097. РАНДЗИО-ПЛЯТ К., ФРИДМАН Б. ПЕРЕМЕНЫ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ — ВЫЗОВ ДЛЯ ЕС? RANDZIO-PLATH CHR., FRIEDMANN В.

Umbruch in Osteuropa— Herausforderung für die EG? // RANDZIO-PLATH Chr., FRIEDMANN B. Unternehmen Osteuropa — eine Herausforderung für die Europäische Gemeinschaft: Zur Notwendigkeit einer EG-Ostpolitik. Baden-Baden,1994 .— S. 5-26.

В предисловии к книге немецких авторов бывших председатель Европейской комиссии (ЕК) Ж. Делор пишет, что ЕС, безусловно, нуждается в восточной политике, хотя сегодня акценты в этой политике поменялись: отныне речь идет не об изменениях путем сближения, а о сближении в результате изменений. Изменения в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) носят драматический характер, там происходит двойная революция: в области политики создается открытое демократическое общество, а в экономике осуществляется поворот к свободному рынку и формированию капиталистической экономической системы. ЕС не может остаться в стороне от этих событий, поскольку заинтересован в том, чтобы его восточным соседям курс реформ удался. Это, по мнению Ж. Делора, является одним из крупнейших вызовов новейшей истории. Заключив со странами ЦВЕ соглашения об ассоциации ("Европейское соглашение"), ЕС сделал важный шаг;, чтобы приблизить их к себе и дать им европейскую перспективу. Уже действуют обширные программы помощи (ФАР — для государств ЦВЕ и ТАСИС — для стран СНГ), в области торговли улучщены условия для доступа к рынку ЕС, со стороны ЕС предпринимаются дальнейшие шаги по поддержке процесса реформ и укреплению демократии в этих странах.

193

96.03.097

В первой главе авторы рассматривают отношение ЕС к странам Восточной Европы (ВЕ) после краха в 1989 г. коммунистической модели государственного и общественного устройства. ЕС предложил им партнерство, предоставив, казалось бы, шанс на возвращение в Европу. В настоящее время, когда Сообщество одолевают сомнения, осознание переоценки собственных сил, страх перед кризисом и попытками изоляции, оно не может оказать новым демократиям такую же помощь, как в 1976 г. Испании и Португалии после крушения там диктаторских режимов. Шансы на перемены и экономический потенциал восточноевропейских стран и республик бывшего Советского Союза были переоценены как в Восточной, так и в Западной Европе. Надежды и ожидания населения ВЕ на то, что с введением демократии и рыночной экономики для всех наступит свобода и повысится уровень благосостояния, не сбылись, наступило разочарование. ЕС был для ВЕ светом в конце туннеля, надеждой на политическую и экономическую стабильность, но от этой надежды мало что осталось, поскольку "страны — члены ЕС повели себя эгоистично, малодушно и менее щедро по отношению к новым демократиям" (с. 11). Ив глазах стран ВЕ, рассчитывавших на помощь ЕС, сильно померк образ Сообщества, охваченного противоречиями по поводу путей европейской интеграции и ратификации Маастрихтских соглашений, опасающегося кризиса и массовой безработицы, склонного к протекционизму.

Выражением партнерства со странами ВЕ являются соглашения о Торговле и сотрудничестве (об ассоциации), которые должны были подготовить их вступление в ЕС. Но до сих пор для шести ассоциированных стран (Болгарии, Польши, Румынии, Словении, Чехии и Венгрии) нет конкретного графика их вступления в ЕС, хотя речь идет (как ранее с Испанией и Португалией) о стабилизации юных демократий в общеевропейских интересах. Однако нынешний ЕС пока сам плохо знает свое будущее. Кризис и массовая безработица усиливают эгоизм, национализм, регионализм, противоречия и социальную напряженность. Если в 1989 г. все мечтали о Европе мира и демократии, то в 1993 г. все раздумывают над тем, как бы защитить собственное благосостояние. Несмотря на отмену в ЕС внутренних границ, соседи стали дальше друг от друга.

Эгоизм переносится и на ВЕ, от которой стремятся отгораживаться торговыми и валютными барьерами. Даже соглашение со странами Вишеградской четверки о расширении зоны свободной торговли и о сотрудничестве в области развития инфраструктуры и охраны окружающей среды носит зачаточный характер. Чтобы спасти европейскую стабильность, ЕС нуждается в новой культуре участия вместо нынешней самоуверенности. Поскольку внешняя задолженность восточноевропейских государств препятствует их возрождению, она должна

25 Зак 2116

96.03.097

194

быть частично списана с учетом их реальных возможностей, исходя из того, что она является наследием коммунистических диктатур и тормозит становление демократии.

Экономическому положению Европы и без того угрожают кризис, ослабление темпов роста, массовая безработица. Перемены в ВБ также представляют угрозу для ее дальнейшего развития, требуя расходов для глубокой перестройки экономики и общественного сознания. На возрождение с помощью рыночных сил странам ВЕ рассчитывать не приходится, поскольку они не могут привлечь западных инвесторов ни инфраструктурой, ни условиями для инвестиций, работы и жизни. Устойчивые изменения и подъем могут быть обеспечены здесь только с помощью западных инвесторов, для которых правительства стран ВЕ должны создать соответствующие условия. В первую очередь это касается стран СНГ, торговля и сотрудничество с которыми должны строиться на новых основаниях с учетом различий их политической роли, географической и ментальной близости к Европе, экономических условий, культурной и религиозной ориентации.

Для приспособления к рыночной экономике странам ВЕ предстоит одновременно осуществить конверсию, перестройку общественного сознания и экономики. Для макроэкономической стабилизации, наряду с демократией и рыночной ориентацией, им потребуются структурные и институциональные реформы. Перемены тормозятся отставанием законодательного процесса, слабым развитием социального партнерства и отсутствием среднего класса, которые так же важны для успеха демократии и рыночной экономики, как стабильность цен и валют. Особенно важно для трансформации обновление институтов по управлению финансами, налогами, судопроизводству, социальному обслуживанию. Начав демократические революции, страны ЦВЕ и бывшего СССР обратили свое внимание на Сообщество, которое привлекло их прежде всего своими экономическими успехами. Но в настоящее время ЕС переживает серьезный кризис, вновь подтвердивший глобальность рынков и бессилие национальных государств. Возможно, предполагают авторы, расширение окажет благотворное влияние и на ЕС, если заставит его осуществить реформы и изменить систему ценностей.

Авторы считают ответ Запада на вызов ВЕ недостаточным. ЕС оказывает весьма умеренную помощь переходным процессам, выделяя только 5% от объема средств, которые ФРГ потратила на пять своих новых земель (с. 19). После второй мировой войны американцы проявили большую солидарность с Западной Европой, предоставив ей помощь из Фонда Маршалла в размере 5% своего ВНП; нынешняя помощь ЕС странам ВЕ составляет всего 1/8 часть совокупного ВНП стран-членов (120 млрд. долл.), что катастрофически мало для подтягивания экономики ВЕ до европейского уровня. Поток частных инвестиций в эти

195

96.03 097

страны (менее 10 млрд. долл.) тоже не впечатляет. По расчетам, странам ВЕ нужно минимум 2000 млрд. экю, чтобы достичь немецкого или французского уровня производительности (с. 20).

Авторы согласны с мнением французского специалиста Ф. Моро Д^ фаржа о том, что Восточной Европы больше не существует, поскольку она все больше ориентируется на Запад, и вполне возможно, что "общеевропейский дом" окажется пирамидой, которая предоставит равные права и обязанности только ограниченному числу европейских государств. Как считают авторы, в нынешней переломной ситуации предоставление незначительной помощи безответственно. Вместе с тем финансовая помощь должна выделяться на решение определенных проблем.

Со своей стороны, страны ВЕ не должны пассивно ожидать лучших времен, надеясь на западную помощь И ориентируясь только на отношения с Западом, а должны активизировать собственные усилия по оживлению традиционных торговых и экономических связей, по переобучению занятых и безработных, проводить ориентированную на человека политику здравоохранения и защиты окружающей среды.

Особую озабоченность авторы высказывают по поводу безработицы в восточноевропейских странах. Низкие темпы приватизации обусловливают ее повышение: уровень безработицы вырос в Польше до 4%, в Венгрии — до 6-7, в бывшей Чехословакии — до 13, в Болгарии — до 18% (с. 21). Особенно страдают от безработицы регионы, в которых преобладают тяжелая промышленность, сельское хозяйство или специфические отрасли, приведшие к их одностороннему развитию. ЕС занял круговую оборону, опасаясь притока населения из ВЕ в поисках рабочих мест. Почти 18 млн. безработных я более 50 млн. бедных в ЕС требуют от своих правительств закрыть границы (с. 22). Однако несмотря на демократические революции в странах ВЕ, приток беженцев в Западную Европу продолжает расти. Именно поэтому перед ЕС стоит задача дать этим людям надежду и перспективу, предоставив помощь с тем, чтобы они остались дома.

Пытаясь сократить приток беженцев, наиболее развитые страны ЕС стараются направить их поток в Польшу или Венгрию, обещая последним материальную поддержку и превращая их в буферную зону, отделяющую Запад от "неудобных" восточных регионов. Но история человечества показывает, что при сохранении несносных условий существования никакие барьеры не могут остановить переселение, и массовый исход из ВЕ, и прежде всего из стран СНГ, является до сих пор острой европейской проблемой, достойного решения которой Западная Европа пока не находит. Авторы видят решение проблемы в улучшении положения бедных на местах. ЕС же не старается изменить ни мировой экономический порядок, ни условия торговли, ни вопросы

96.03.098-100

196

распределения. По-прежнему условия мировой экономики регулируются в пользу развитых стран, не решаются проблемы задолженности, а экономически и экологически бессмысленная аграрная политика ЕС закрывает коммунитарный рынок для так называемых "чувствительных" продуктов из стран ВБ. Пропасть между Востоком и Западом растет, следствием чего является обострение борьбы за перераспределение и усиление международной миграции бедных. ЕС должен предложить странам ВЕ солидарную концепцию, которая охватывала бы решение проблем бедности, занятости, развития и переселения. Первым правильным шагом в этом направлении являются соглашения об ассоциации с Венгрией, Польшей и Чехословакией, хотя их недостаточно. Будучи богатейшим регионом мира, ЕС должен научиться отдавать и помогать, чтобы неимущие страны могли пережить и осуществить процесс перемен.

В. И. Шабаева

96.03.098-100. ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. (Сводный реферат).

1. SCHARRER Н.-Е. Die EU nach der Notderweiterung // Wirtschaftsdienst.— Hamburg, 1995 .— Jg. 75, H. 1.— S. 1-3.

2. WEIDENFELD U., REICHERT Р., SAUTERT. EU: Sicher ein Nein // Wirtschaftswoche.— Frankf. а. M., 1995 .— Jg. 49, H. 25 .— S. 36-38.

3. TANGERMANN S. Osterweiterung der EU: Wird die Agrarpolitik zum Hindernis? // Wirtschaftsdienst.— Hamburg, 1995 .— Jg. 75, H. 9 .— S. 484-490.

Вице-президент Института экономических исследований (Гамбург) Х.-Е. Шарер (1) пишет, что с 1 января 1995 г. новыми членами ЕС стали Австрия, Швеция и Финляндия, что увеличило число его членов с 12 до 15, общую площадь — почти на 1/3, население — на 6%, ВНП — на 7% (до 5,9 трлн. экю) (1, с. 2).

Со вступлением новых стран в ЕС промышленный товарооборот внутри союза изменился незначительно, поскольку продукция высокоразвитой перерабатывающей промышленности уже с 1977 г. имела беспошлинный доступ на рынок ЕС в рамках соглашения о свободной торговле между ЕС и ЕАСТ, такими же правами пользовался и экспорт ЕС в эти страны. Вступление в ЕС дало им .прежде всего упрощение административных процедур.

В то же время в ряде других областей появились существенные изменения. Участие в единой аграрной политике означает для новых членов необходимость снижения сельскохозяйственных дотаций, что создает некоторые региональные осложнения, хотя вовлечение в региональную политику ЕС дает им некоторую компенсацию за это: 40%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.