РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108
МОСКВА 1996
96.03.074
152
Существовавшая ранее система ученичества, указывают авторы, дестабилизирована из-за слишком высоких требований в отношении общего образования. В глазах молодежи профессиональное обучение обесценивается, так как свидетельства о прохождении стажировки или сертификат об общем образовании не имеют никакой цены на рынке труда. Молодежь требует предоставления возможности учиться достаточно продолжительное время с тем, чтобы получить стабильную занятость, иметь стабильный социальный статус, независимость и уверенность в будущем.
Стажировка и временная занятость, по мнению предпринимателей, не дают возможности приобрести профессиональный опыт. Зная об этом, лица, длительно безработные и старше 50 лет, тем не менее соглашаются на такие формы профессиональной подготовки, так как они оплачиваются и позволяют им выйти из изоляции.
В настоящее время образование стало средством физического выживания. В то время как 5 млн. человек живут за чертой бедности, 11-12 млн. человек имеют нестабильную занятость, 3 млн. человек неграмотны, из них 1,8 млн. — французы, растет производство материальных богатств за счет роста квалификации труда, развития новых технологий при одновременном сокращении числа рабочих мест, необходимых для производства определенного количества товаров.
Авторы приходят к выводу, что предпринимаемые властями меры, направленные на интеграцию в экономически активную жизнь молодежи и малоквалифицированных безработных и получение ими соответствующего образования, являются альтернативой безработицы. Стажировки и временные трудовые контракты являются формой социального лечения безработицы.
С. Н. Куликова
96.03.074. МИЧИ ДЖ. КОГДА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ВРЕДИТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. MICHIE J. Quand les bas salaires nuisent ... à la compétitivité //Le monde diplomatique. — P., 1995 .— № 498 .— P. 20-21.
В статье анализируются политика правительства Великобритании в области регулирования рынка рабочей силы, а также социальная и налоговая политика. В целом политика консерваторов, по мнению автора, направлена на ликвидацию гарантий для трудящихся в области занятости и в социальной сфере.
Правительство считает, что если трудящиеся будут по-прежнему требовать повышения оплаты труда, то целые категории наемной рабочей силы окажутся безработными. Для преодоления трудностей пра-
153
96 03 07 I
вительство предприняло ряд мер, направленных на снижение опланл труда и позволяющих "рынку более свободно функционировать" 'Гак, сокращены льготы, связанные с предоставлением отпуска в связи с ро ждением ребенка; некоторые государственные службы переданы частным предприятиям, выплачивающим своим служащим более низкую заработную плату, чем в государственном секторе; другие приватизированы, что лишило низкооплачиваемых работников надбавки, зафиксированной в коллективном договоре; наконец, отменена минимальная заработная плата. Параллельно был принят ряд антипрофсоюзных законов.
В 80-х годах доходы части населения Великобритании значительно возросли, но за счет резкого увеличения неравенства. Число бедных утроилось. Ожидаемая продолжительность жизни ребенка, родившегося в экономически неблагоприятном районе, на восемь лет ниже, чем у родившегося в процветающем районе У 10% низкооплачиваемых мужчин-рабочих реальная заработная плата с 1975 по 1992 г. сокрахи-лась, в то время как доходы 10% наиболее богатых англичан возросли на 53% (с. 20)
Налоговая и социальная политика дополнила меры консерваторов, предпринятые на рынке рабочей силы. Отмена максимальных ставок налогов, увеличение доли косвенных налогов, поступающих в бюджет государства, и увеличение социальных взносов были выгодны наиболее богатым. Одновременно для безработных был установлен единый уровень — по самой низкой шкале — пособий по безработице (ранее он увеличивался по мере роста числа иждивенцев) и отменена их индексация Все эти меры привели к следующим результатам: в 1989 г доля социальных пособий в национальном доходе упала ниже уровня 1979 г., в то время как число пенсионеров возросло на 1 млн. человек. Также возросло и число безработных (с. 20).
После 15 лет реформ рынок рабочей силы Великобритании продолжает характеризоваться Нестабильностью, что отчасти смягчается высоким уровнем безработицы. Он вынуждает трудящихся соглашаться на любую работу. Так, около 40% предложений касаются низкооплачиваемых рабочих мест в сфере распределения, ремонта и гостиничном бизнесе — секторах, обеспечивающих только 20% общей занятости.
Экономический спад способствует отчасти восстановлению равновесия между спросом на низкооплачиваемые рабочие места и их предложением, но только потому, что ликвидировано значительное число более привлекательных рабочих мест. Так, пользуясь ситуацией, компания "Burton" уволила более 1 тыс служащих, имевших контракт на постоянную работу, и затем заменила их 3 тыс временных работников.
20 Зак. 2116
96 03.074
154
Как правило, на предприятиях, имеющих низкооплачиваемых работников, стоит устаревшее оборудование и производимая продукция отличается низким качеством. На обучение занятых средства не выделяются. Низкооплачиваемая работа и соответствующее обучение невысоко ценятся в обществе и часто ассоциируются с определенными социальными группами населения, что также снижает интерес к этим специальностям. Таким образом, политика низкой заработной платы, наряду с ухудшением социальных условий в стране, снижает стремление ее жителей к получению новых специальностей.
Деиндустриализация в Великобритании сначала спровоцировала снижение уровня заработной платы в кризисных отраслях промышленности, затем в тех отраслях, куда пришли работать уволенные работники уже закрытых предприятий. Это произошло в первую очередь потому, что ослабли позиции профсоюзов, что не позволяло им сопротивляться наступлению предпринимателей. Кроме того, в этом же направлении действовало стремление предпринимателей в условиях кризиса экономить на обучении наемной рабочей силы. -
Для решения проблем безработицы и недостаточной квалификации рабочей силы правительство консерваторов организовало новую систему стажировок и обучения, но она быстро получила репутацию замаскированной безработицы и второстепенной работы. В результате число кандидатов на стажировки и переобучение стало сокращаться, а те, кто получил определенную квалификацию и занятость, стремились поменять их при первой возможности.
В целом бесперспективная работа, низкая заработная плата и посредственные условия труда вместе с политикой, проводимой властями и предпринимателями, отмечает автор, приводят к деквалификации труда, демотивации наемных работников и наихудшему распределению средств, предназначенных для профессионального обучения.
Усиление неравенства и бедности оказывает также отрицательное воздействие на платежный баланс страны, провоцируя рост потребления импортных товаров обеспеченными социальными группами. Одновременно увеличивается задолженность государства и местных органов управления, обремененных новыми социальными расходами. Если правительство попытается удержать размер государственной задолженности в пределах, определенных Маастрихтским соглашением (3% ВВП), то увеличение числа претендентов на социальные пособия будет неизбежно сопровождаться снижением их размера или же сокращением государственных инвестиций в экономику, что ухудшит положение с занятостью. В 1995 г. 14 млн. граждан Великобритании имели доход в размере менее половины среднего душевого дохода, а каждая пятая семья получала социальную помощь.
По данным исследований, нестабильность занятости в Великобри-
155
96 03 075
тании продолжает усиливаться. С 1977 но 1987 г около 3/4 занятых считали свои профессиональные перспективы достаточно благоприя!-ными, в настоящее время — только половина занятых. Что касаеюя еще неработающих граждан Великобритании, то их первая работа скорее всего будет нестабильной и низкооплачиваемой, так как она будет временной или рассчитанной на неполный рабочий день.
С Н Куликова
96.03 075. АДЖИЕВ А. М ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Даг. науч центр РАН Ин-т истории, археологии и этнографии. — Махачкала, 1995 .— 11 с.
В первом разделе брошюры, посвященной проблемам занятости в Российской Федерации, автор пишет, что ситуация на рынке труда продолжает оставаться сложной. По данным Госкомстата РФ, число безработных в России в 1994 г. достигло 4,7 млн. человек, или 6% экономически активного населения (с. 3). Кроме того, растет скрытая безработица, ожидание массовых банкротств предприятий и резкого увеличения масштабов высвобождения работников создает напряжен ность в обществе. Федеральная служба занятости дает меньшие ве личины нуждающихся в трудоустройстве, но эти данные включают лишь тех, кто обращается в службу занятости, тогда как многие ищут работу самостоятельно.
При таких показателях нельзя назвать безработицу в России массовой, а ситуацию в сфере занятости — критической. Тем не менее существует потенциальная (скрытая) безработица, которая оценивается в 12-17% и которая постепенно будет переходить в открытую форму. В результате в ближайшей перспективе безработица в РФ может стать массовой, охватив почти 20% населения (с. 4). Наибольшее влияние на уровень занятости оказывают социально-экономические факторы. В настоящее время российская безработица вызвана структурным спадом производства в условиях разрушения прежних рынков и функционирования хозяйства при медленном формировании новых рынков и новых рыночных механизмов. Формированию безработицы способствуют инвестиционный кризис, кризис неплатежей, возможность массовых банкротств. Сдерживающими факторами в увеличении безработицы являются высокая обеспеченность хозяйства природными ресурсами, активное развитие частного сектора, стремление "директорского корпуса" сохранить квалифицированные кадры.
Негативными тенденциями, которые будут усиливаться по мере роста безработицы, автор считает: недоиспользование и прямую noirpio