РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
3
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,6 рефераты 96.03.001-96.03.045
МОСКВА 1996
269
96.03.038
показывается эволюция президентской власти в США со времен президента Эндрю Джексона до настоящих дней.
В то же время обращает на себя внимание определенная идеологическая ориентация автора, которая ныне определяется формулой "неоконсерватизма", особенно в третьей части книги. Так, им непомерно возвеличивается деятельность президента Р.Рейгана. А президент Р.Никсон, по мнению автора, мож^т быть смело причислен к разряду "великих".
Нет необходимости принимать на веру все утверждения Макдоналда, а его богатая эрудиция будет по достоинству оценена читателями книги.
А.В.Васильев
96.03.038. ЧИЗБРО Д. "НЕТ БОЛЬШЕЙ ПЕЧАЛИ, ЧЕМ НАША". СЛУЖИТЕЛИ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЦЕРКВИ СЕВЕРА И УБИЙСТВО ЛИНКОЛЬНА.
CHESEBROUGH D. "No sorrow like our sorrow": Nothern protestant ministers and the assasination of Lincoln. - Kent: Kentstate univ.press, 1994. - XXII, 200 p.
В этой книге представлен анализ немедленны! реакции протестантского духовенства северных штатов на убийство А Линкольна 14 апреля 186S г. Сконцентрировав свое внимание на 340 опубликованных проповедях, большинство из которых последовали в считанные дни после убийства, Чизбро объясняет, как религиозные лидеры способствовали становлению образа Линкольна в сознании общественности Севера и Юга.
Протестантская элита, ведомая пресвитерианцами, внесла большой вклад в разъяснение своей пастве значения личности Линкольна. Автор подробно рассматривает церемониальные службы, состоявшиеся в страстное воскресенье 16 апреля, в день похорон Линкольна - 19 апреля, в следующее за похоронами воскресенье, а также 1 июня • в день "Национального унижения", как объявил его
96.03.038
270
президент ЭДжексон. Чизбро удалось найти тему, которая красной нитью проходила по всем проповедям.
Священники акцентировали чувство горя, которое испытали многие американцы различных вероисповеданий, узнав об убийстве Линкольна. При этом священники говорили о "неподкупном" характере Линкольна, ставя его тем самым рядом с Дж.Вашингтоном, как символ национального величия. Панегирики его честности, уму, а также лидерству в гражданской войне часто подкреплялись ссылками на его высокие моральные качества. Священники возлагали вину за убийство Линкольна на беспринципных лидеров Юга, на коррумпированное влияние института рабовладения. Призывы к справедливости и отмщению усиливали радикальные настроения в обществе и ослабляли влияние обычных христианских проповедей покорности и всепрощения. И, наконец, священники пели осанну Богу и предсказывали, что смерть Линкольна послужит делу продвижения страны к национальному объединению и всемирной славе.
Анализ Чизбро подкрепляется полным текстом ряда проповедей, что позволит читателю самостоятельно оценить выводы автора.
Содержание церемониальных проповедей перекликалось, как показывает автор, с содержанием речей светских властей. Так, на гражданской панихиде в Бостоне, представитель муниципалитета от имени властей заявил о "глубокой скорби" народа по убиЛму "благородному другу". Этот же представитель сравнивал Линкольна с "бессмертным Вашингтоном".
Монография Чизбро демонстрирует заметный вклад, который клерикалы вложили в прославление Линкольна. Убитый президент постоянно подтверждал свою приверженность протестантизму. И его имя нашло себе достойное место среди наиболее выдающихся лидеров Америки.
A.B. Васильев