Научная статья на тему '96. 02. 071. Ютте-раухут Л. Г. Североамериканская зона свободной торговли: результаты первого года. Jutte-rauhut J. , Naffa: resulte after one year // Intereconomice. - Hamburg, 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 70-76'

96. 02. 071. Ютте-раухут Л. Г. Североамериканская зона свободной торговли: результаты первого года. Jutte-rauhut J. , Naffa: resulte after one year // Intereconomice. - Hamburg, 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 70-76 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ СТРАНЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ -ИСТОРИЯ / СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 071. Ютте-раухут Л. Г. Североамериканская зона свободной торговли: результаты первого года. Jutte-rauhut J. , Naffa: resulte after one year // Intereconomice. - Hamburg, 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 70-76»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

ботаны международные законы, обеспечивающие применение этого соглашения: гражданские юридические процедуры и механизмы предотвращения "пиратского" импорта, а также уголовные процедуры для наказания "пиратских" действий. Важность соглашения о защите прав интеллектуальной собственности особенно очевидна при рассмотрении отношений между ПРС и РС с позиций теории динамической торговли, базирующейся на динамической конкуренции. Инновации обеспечивают временную монополию предпринимателям-пионерам, которая нарушается, когда конкуренты осуществляют имитацию нововведений. Сравнительные преимущества страны возникают как результат исследовательского процесса, который, в свою очередь, определяется наличием конкурентных стимулов и институциональной среды. В соответствии с этой теорией, в основе международной торговли лежит технологический прогресс, а структура международной торговли зависит от имитационного лага, т. е. от времени на осуществление имитации нововведения. Величина этого лага является важным фактором конкурентоспособности и зависит от предпринимательской активности и экономической политики.

Многие РС (особенно НИС) положили принцип имитации технологий, разработанных в ПРС, в основу своей внешнеторговой стратегии. Эти страны получают двойной выигрыш: поскольку технологические знания являются общественным благом, страна, осуществляющая имитацию, имеет большую экономию на инновациях; конкурентоспособность страны резко возрастает в результате сочетания имитаций с использованием дешевой рабочей силы.

РС считают, что соглашение о защите прав интеллектуальной собственности направлено против повышения их конкурентоспособности. По мнению авторов, это соглашение может оказаться выгодным для РС, так как имитация всегда стимулирует инновации, кроме того, РС получают выгоду от создания устойчивой системы законов о международной конкуренции. Соглашение о защите прав интеллектуальной собственности явится шагом к созданию такой системы.

Н. Н. Иванова

96.02.071. ЮТТЕ-РАУХУТ Л. Г. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА. Jiitte-Rauhut J., NAFFA: results after one year // Intereconomice .— Hamburg, 1995 .— Vol. 30, № 2.— P. 70-76.

Сотрудница А ахейского технологического университета (Германия) анализирует итоги функционирования Североамериканской зоны свобооной торговли (САЗСТ) в течение первого года ее существования. Эта зона, созданная США, Канадой и Мексикой, является крупнейшей

167

96.02.071

в мире зоной свободной торговли: ее население составляет 360 млн. человек, а совокупный ВНП превышает 7 тыс. млрд. долл. (с. 70).

При создании САЗСТ страны-участницы преследовали следующие цели: устранение торговых барьеров, обеспечение справедливой конкуренции, расширение инвестиционной базы, обеспечение коммерческой деятельности соответствующей юридической защитой, введение адекватных механизмов арбитража, развитие трехстороннего и многостороннего сотрудничества.

США заинтересованы в получении доступа к мексиканской нефти, в расширении экспорта на мексиканский потребительский рынок, а также в создании рабочих мест и повышении конкурентоспособности на мировых рынках за счет использования через прямые иностранные инвестиции дешевой мексиканской рабочей силы.

Мексика стремилась получить доступ к американским рынкам, повысить конкурентоспособность путем осуществляемой с помощью САЗСТ структурной перестройки, создать благоприятный инвестиционный климат для инвесторов из Европы и Японии.

Интерес Канады и созданию САЗСТ носил скорее оборонительный характер: она опасалась утратить выгоды, получаемые от двустороннего торгового соглашения с США, а также стремилась получить доступ к американскому рынку финансовых услуг и государственных заказов и увеличить свой экспорт в Мексику.

САЗСТ представляет собой первый шаг в создании Американской зоны свободной торговли (АЗСТ), переговоры о создании которой должны завершиться к 2005 г. Анализ функционирования САЗСТ в течение первого года показал, что основные ее трудности связаны с Мексикой, в которой отсутствует необходимая инфраструктура. На совершенствование инфраструктуры на границе с США требуется 16 млрд. долл. В настоящее время США и Мексика выделяют на эти цели по 3 млрд. долл. (с. 73). Изыскиваются способы финансирования мексиканской инфраструктуры за счет частного сектора. Мешает интеграции нехватка квалифицированной рабочей силы и низкий уровень научно-исследовательской активности в Мексике. Барьером для функционирования САЗСТ является отказ представителей трех стран от создания специального комитета по гармонизации конкурентных политик, поскольку предполагалось, что национальные законы, напраг вленные против антиконкурентной деятельности, в своей основе уже достаточно согласованы. Однако трудности в этой области уже возникают: так, США применяют импортную пошлину в 6,5% на некоторые виды канадских лесоматериалов, что снижает конкурентные позиции Канады по сравнению с другими странами, например Швецией. Канада, в свою очередь, установила высокие импортные пошлины на молочные продукты, защищая свой рынок от продуктов США.

Препятствием для успешной интеграции является также высокий уровень экологических стандартов, установленных САЗСТ. Эти стандарты не могут быть приняты многими мексиканскими компаниями. На защиту окружающей среды в зоне американо-мексиканской границы Североамериканский банк развития выделил 3 млрд. долл. (с. 74).

По данным Бюро экономического анализа США, за первые шесть месяцев после создания САЗСТ объем торговли в регионе существенно увеличился: по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года объем американского экспорта в Мексику возрос на 16,7%, а в Канаду — на 9,6; американский импорт из Мексики возрос на 20,3, а канадский экспорт в США — на 10,2% (с. 75). Однако нельзя утверждать, что рост торговли произошел исключительно за счет создания САЗСТ, очевидно лишь, что САЗСТ не сказалась отрицательно на торговых потоках.

В заключение автор отмечает, что САЗСТ безусловно создает преимущества для развития торговли. Первоначально этими преимуществами воспользуются сильные фирмы, в особо тяжелом положении окажутся мексиканские фирмы, однако в перспективе, по мере осуществления структурной перестройки мексиканской экономики, и они выиграют.

Н. Н. Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.