Научная статья на тему 'Канада как участник Североамериканского соглашения о свободной торговле'

Канада как участник Североамериканского соглашения о свободной торговле Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1609
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куклина Е. Н.

В работе изучаются общие принципы и основные направления внешнеэкономической политики Канады в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CANADA AS A MEMBER OF THE NORTH AMERICAN FREE TRADE AREA

The author studies the general principles and main directions of the Canadian external economic policy within the framework of the North American Free Trade Area.

Текст научной работы на тему «Канада как участник Североамериканского соглашения о свободной торговле»

ПРОБА ПЕРА

КАНАДА КАК УЧАСТНИК СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Е.Н. КУКЛИНА

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10а, ¡17198 Москва, Россия

В работе изучаются общие принципы и основные направления внешнеэкономической политики Канады в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле.

Вступление в силу в 1994 году Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой означало создание в Западном полушарии регионального интеграционного объединения мирового значения. В северной части полушария начался быстрый рост торгово-экономических и инвестиционных связей, которые привели к принципиально новой расстановке сил и интересов в регионе и в мирохозяйственных отношениях вообще. Действие НАФТА было направлено, в первую очередь, на либерализацию взаимоотношений США - Мексика и Канада - Мексика, поскольку торговый коридор между США и Канадой был создан еще в 1988 г., положив начало интеграционному процессу [8, с.З]. Оба государства взяли на себя обязательства всемерно содействовать свободе перемещения товаров, капиталов и рабочей силы между двумя странами. Ведущая роль в североамериканской интеграции принадлежит частным, а не государственным инициативам. Роль государственного сектора заключается в создании благоприятной экономической ситуации. Главная особенность североамериканской интеграции состоит в том, что механизм формирования и функционирования регионального хозяйственного комплекса США

- Канада характеризуется абсолютным преобладанием частномонополистического начала, активным развертыванием интеграционных процессов на микроуровне [5, с.22-23]. Для Канады внешнеэкономические связи с Соединенными Штатами являются чрезвычайно важными, поскольку основным потребителем канадских товаров и услуг выступает рынок США. Тесная привязка Канады к экономике США уже давно приобрела характер зависимости. Так, около 81% канадского экспорта и 70% канадского импорта ориентировано на США, 2/3 притока инвестиций в Канаду приходится также на Соединенные Штаты [7, с.4-5].

Участие Канады в НАФТА можно объяснить, прежде всего, отсутствием другой альтернативы. Мексиканская инициатива не могла быть проигнорирована из-за существования реальной угрозы канадскому привилегированному доступу на американский рынок. Предполагаемое двустороннее соглашение мемеду США и Мексикой могло бы привести к негативным последствиям, как для Мексики, так и Канады: оно поставило бы Соединенные Штаты в исключительно благоприятные условия в сфере инвестиций и торговли относительно обеих стран. США могли воспользоваться льготным доступом на рынки торговых партнеров, но каждый из них имел бы только конкурентный доступ на американский рынок и не имел доступа на рынки друг друга [2, с.102]. Следовательно, заключить трехстороннее соглашение было более выгодно, чем отказаться от него. Кроме того, канадские политики полагали, что участие Мексики, а в будущем и других государств, в интеграционных

процессах в составе НАФТА расширит географию объединения, что позволит увеличить «вес» Канады на международной арене и заставит Соединенные Штаты в большей мере учитывать интересы своего северного соседа [4]. Деловые круги Канады были обеспокоены долгосрочными перспективами североамериканской зоны свободной торговли [10]. Это тревога была обусловлена тем, что в результате подключения к ней Мексики центр экономической активности США еще больше смещался бы с севера на юг - из Нью-Йорка, Чикаго и Детройта в Калифорнию и Техас. Эти опасения были особенно сильны в Онтарио и Квебеке, где производится две трети ВВП Канады. Экономика этих двух провинций безальтернативно привязана к Северо-Востоку и району Великих озер в США. Поэтому сдвиг экономического центра в США на юг сулил им длительную перспективу относительного ослабления деловой активности [12, с.65-66]. Противники соглашения заявляли, что НАФТА усилит и без того очень большую зависимость канадской экономики от американской, результатом будет возросшая уягшимость, а не устойчивость, углубится сырьевая ориентация Канады. Несмотря на сильную оппозицию, палата общин ратифицировала договор 27 мая 1993 г. 140 голосами против 124, а сенат - 23 июня того же года 147 голосами против 30 [1, с.70].

Создание НАФТА усилило процессы торгово-экономического сращивания США и Канады, взаимного инвестирования и переплетения собственности. С момента создания зоны свободной торговли между США и Канадой (договор вступил в силу с 1 января 1989 г.) товарооборот между странами вырос с 190 млрд, долл. США до 430 млрд. в 2002 году. Для сравнения: примерно так же товарооборот вырос между США и другими странами мира за это же время. С 1989 по 2002 г. экспорт Канады в США вырос со 100 до 327 млрд. долл. (ежегодный средний рост-9,3%), импорт Канады из США - с 99 до 253 млрд долл. (ежегодный средний рост -7,5%) [9; 13]. Новые горизонты, открывшиеся с формированием НАФТА, активизировали и встречные потоки капиталов. Объем прямых инвестиций между США и Канадой к концу 2002 г. составил 250 млрд. долл. (против 104 млрд. долл. в 1989 г.), причем объем канадских инвестиций в экономику США вырос в 1,9 раза, а аналогичных американских инвестиций в экономику Канады - в 1,5 раза. США и Канада за тот же период инвестировали в Мексику 2,4 млрд. долл., что составило 55% от общего объема иностранных инвестиций в этой стране [9; 13].

С реализацией НАФТА возникли принципиально новые условия для развития экономики Канады. Сократились государственный долг и дефицит в результате существенных изменений в экономической системе, структурной перестройки и модернизации канадской промышленности, приватизации основных государственных предприятий, радикальных реформ механизма государственного регулирования в сфере экономики. Заключение соглашения благоприятно отразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическая промышленность, сельское хозяйство. В то же время компании, функционировавшие в добывающей промышленности, металлургии, судоходстве, столкнулись с некоторыми трудностями. Экономическая взаимозависимость между США и Канадой продолжает усиливаться. Мексика играет пока незначительную роль. Хотя доля Мексики во внешнеторговом обороте Канады в 1999 г. составила около 0,5% для канадского экспорта (1,2 млрд. долл.) и около 2% для канадского импорта (4,3 млрд. долл.), за годы функционирования НАФТА в канадомексиканском товарообороте произошел заметный рост. Канадский экспорт в Мексику с 1993 по 1998 г. увеличился, по данным канадской статистики, на 76%, а по мексиканским данным — на 127%, Канадский импорт из Мексики возрос на 106%, [6]. Канада опирается на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединённых Штатов. В свою очередь, Мексика

получила в 1995 г. полную поддержку Канады при обращении в МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо. Благодаря тесному сотрудничеству с США, а в дальнейшем и с Мексикой, Канада рассчитывает решить проблему создания новых рабочих мест в наукоемких отраслях и сопутствующих им услугах за счет увеличения местного производства, а также найти в лице участников НАФТА партнеров для урегулирования экологических проблем и вопросов международной безопасности.

В то же самое время к Мексике отошла определенная доля американского рынка в секторах, где США и Канада соперничали: автомобилестроении и производстве запчастей к ним, в секторе нефтепродуктов, информационно-компьютерного оборудования, поставок цинка. Дешевый импорт из Мексики представляет угрозу для отдельных отраслей канадской промышленности (текстильной, легкой), появилась проблема оттока рабочих мест и инвестиций из Канады через компании, заинтересованные в перенесении своего бизнеса в страну с более дешевой рабочей силой. Кроме того, возникла некоторая настороженность и беспокойство относительно возможной долгосрочной угрозы независимости Канады в связи с усиливающейся гармонизацией ее политики с США, а также размыванием и утратой культурной обособленности [9].

Канада выступает за открытый характер НАФТА и активно участвует в переговорах по созданию Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), поддерживая планы дальнейшего расширения НАФТА на другие страны Латинской Америки, хотя доля Латино-Карибской Америки в системе внешнеэкономических связей Канады остается небольшй. На шесть крупнейших стран Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Чили, Колумбия и Аргентина) в сумме приходится лишь 1,25% объема канадского экспорта [3, с.45]. Демонстрируя свою

самостоятельность и решительность, канадцы открыто заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 г. заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных соглашения - о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды - по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 г. между Канадой, США и Мексикой. Согласно договору, сразу же либерализуются 75% их взаимной торговли, а остальные барьеры на ее пути должны быть устранены в течение 6 лег. В результате, рынок Чили стал для канадских экспортеров более доступным, чем для их конкурентов не только из США и Европейского Союза, но даже из соседних Бразилии и Аргентины [3, с.7]. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, скопированные с соответствующих статей НАФТА. Примером могут послужить соглашения о поддержке и защите иностранных инвестиций с Бразилией, Венесуэлой, Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Панамой и др. [II].

Таким образом, заключение Канадой в 1988 г. Соглашения о свободной торговле с США привело к качественному сдвигу в ее связях с внешним миром. Распространение режима свободной торговли на Мексику (по соглашению НАФТА), на Чили, заключение целого ряда торгово-экономических соглашений многостороннего и двустороннего характера со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, участие в переговорах по созданию Межамериканской зоны свободной торговли - всё это убедительно говорит о том, что латиноамериканское направление канадской внешней политики по своему значению приближается к западноевропейскому и азиатско-тихоокеанскому. При этом Канада выступает в роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентацией. Под влиянием сил регионального развития Канада в течение одного десятилетия превратилась из довольно пассивного

наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона, в ведущего участника межамериканской системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интеграция в Западном полушарии на пороге XXI века. / Под ред. А.Н.Глинкина. -М.'.ИЛА РАН, 1999.

2. Касымова Н.А. НАФТА: предпосылки создания и тенденции развития. // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2001. - №9. - С. 102.

3. Комкова Е.Г. Канада на переговорах о ФТАА. // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2002. -№11. - С.45-63.

4. Di Filippo A. Roi de las instituciones régionales en la globalizaciôn. // Estudios Internacionales.

- 2003. - №141 //www.difilippo.cl

5. Duina F. The Social Construction of Free Trade: The European Union, NAFTA, and Mercosur. -Princeton: Princeton University Press, 2005 // www.princeton.edu

6. Foster J.W., Dillon J. NAFTA in Canada: The Era of a Supra-Constitution.- Ottawa: North-South Institute, 2002// www.kairoscanada.org/e/economic/lrade/NAFTACanada.pdf

7. Hakim P., Litan R. The Future of North American Integration: Beyond NAFTA. - Washington: The Brookings Institution Press, 2002 //www.american.edu

8. Hufbauer G.C., Schott J. NAFTA Revisited: Achievements and Challenges. - Washington: The Peterson Institute for International Economics, 2005.

9. NAFTA: A Strong Record of Success. - Office of the United States Trade Representative, 2006 // www.ustr.gov

10. North American Free Trade Agreement/ //www.ftaa-alca.org

11. Opening Doors to the World: Canada's International Market Access Priorities-2006. - Ottawa, 2006. // www.dfait-macci.gc.ca

12. Pastor R.A. Toward A North American Community: Lessons from the Old World for the New. -Washington: Institute for International Economics, 2001.

13. Trade Update 2002. Third Annual Report on Canada's State of Trade. - Ottawa, 2002. // www.dfait-macci.gc.ca

CANADA AS A MEMBER OF THE NORTH AMERICAN FREE TRADE AREA

E.N. KOUKLINA

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The author studies the general principles and main directions of the Canadian external economic policy within the framework of the North American Free Trade Area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.