ПРОБА ПЕРА
КАНАДА КАК УЧАСТНИК СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
Е.Н. КУКЛИНА
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10а, ¡17198 Москва, Россия
В работе изучаются общие принципы и основные направления внешнеэкономической политики Канады в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле.
Вступление в силу в 1994 году Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой означало создание в Западном полушарии регионального интеграционного объединения мирового значения. В северной части полушария начался быстрый рост торгово-экономических и инвестиционных связей, которые привели к принципиально новой расстановке сил и интересов в регионе и в мирохозяйственных отношениях вообще. Действие НАФТА было направлено, в первую очередь, на либерализацию взаимоотношений США - Мексика и Канада - Мексика, поскольку торговый коридор между США и Канадой был создан еще в 1988 г., положив начало интеграционному процессу [8, с.З]. Оба государства взяли на себя обязательства всемерно содействовать свободе перемещения товаров, капиталов и рабочей силы между двумя странами. Ведущая роль в североамериканской интеграции принадлежит частным, а не государственным инициативам. Роль государственного сектора заключается в создании благоприятной экономической ситуации. Главная особенность североамериканской интеграции состоит в том, что механизм формирования и функционирования регионального хозяйственного комплекса США
- Канада характеризуется абсолютным преобладанием частномонополистического начала, активным развертыванием интеграционных процессов на микроуровне [5, с.22-23]. Для Канады внешнеэкономические связи с Соединенными Штатами являются чрезвычайно важными, поскольку основным потребителем канадских товаров и услуг выступает рынок США. Тесная привязка Канады к экономике США уже давно приобрела характер зависимости. Так, около 81% канадского экспорта и 70% канадского импорта ориентировано на США, 2/3 притока инвестиций в Канаду приходится также на Соединенные Штаты [7, с.4-5].
Участие Канады в НАФТА можно объяснить, прежде всего, отсутствием другой альтернативы. Мексиканская инициатива не могла быть проигнорирована из-за существования реальной угрозы канадскому привилегированному доступу на американский рынок. Предполагаемое двустороннее соглашение мемеду США и Мексикой могло бы привести к негативным последствиям, как для Мексики, так и Канады: оно поставило бы Соединенные Штаты в исключительно благоприятные условия в сфере инвестиций и торговли относительно обеих стран. США могли воспользоваться льготным доступом на рынки торговых партнеров, но каждый из них имел бы только конкурентный доступ на американский рынок и не имел доступа на рынки друг друга [2, с.102]. Следовательно, заключить трехстороннее соглашение было более выгодно, чем отказаться от него. Кроме того, канадские политики полагали, что участие Мексики, а в будущем и других государств, в интеграционных
процессах в составе НАФТА расширит географию объединения, что позволит увеличить «вес» Канады на международной арене и заставит Соединенные Штаты в большей мере учитывать интересы своего северного соседа [4]. Деловые круги Канады были обеспокоены долгосрочными перспективами североамериканской зоны свободной торговли [10]. Это тревога была обусловлена тем, что в результате подключения к ней Мексики центр экономической активности США еще больше смещался бы с севера на юг - из Нью-Йорка, Чикаго и Детройта в Калифорнию и Техас. Эти опасения были особенно сильны в Онтарио и Квебеке, где производится две трети ВВП Канады. Экономика этих двух провинций безальтернативно привязана к Северо-Востоку и району Великих озер в США. Поэтому сдвиг экономического центра в США на юг сулил им длительную перспективу относительного ослабления деловой активности [12, с.65-66]. Противники соглашения заявляли, что НАФТА усилит и без того очень большую зависимость канадской экономики от американской, результатом будет возросшая уягшимость, а не устойчивость, углубится сырьевая ориентация Канады. Несмотря на сильную оппозицию, палата общин ратифицировала договор 27 мая 1993 г. 140 голосами против 124, а сенат - 23 июня того же года 147 голосами против 30 [1, с.70].
Создание НАФТА усилило процессы торгово-экономического сращивания США и Канады, взаимного инвестирования и переплетения собственности. С момента создания зоны свободной торговли между США и Канадой (договор вступил в силу с 1 января 1989 г.) товарооборот между странами вырос с 190 млрд, долл. США до 430 млрд. в 2002 году. Для сравнения: примерно так же товарооборот вырос между США и другими странами мира за это же время. С 1989 по 2002 г. экспорт Канады в США вырос со 100 до 327 млрд. долл. (ежегодный средний рост-9,3%), импорт Канады из США - с 99 до 253 млрд долл. (ежегодный средний рост -7,5%) [9; 13]. Новые горизонты, открывшиеся с формированием НАФТА, активизировали и встречные потоки капиталов. Объем прямых инвестиций между США и Канадой к концу 2002 г. составил 250 млрд. долл. (против 104 млрд. долл. в 1989 г.), причем объем канадских инвестиций в экономику США вырос в 1,9 раза, а аналогичных американских инвестиций в экономику Канады - в 1,5 раза. США и Канада за тот же период инвестировали в Мексику 2,4 млрд. долл., что составило 55% от общего объема иностранных инвестиций в этой стране [9; 13].
С реализацией НАФТА возникли принципиально новые условия для развития экономики Канады. Сократились государственный долг и дефицит в результате существенных изменений в экономической системе, структурной перестройки и модернизации канадской промышленности, приватизации основных государственных предприятий, радикальных реформ механизма государственного регулирования в сфере экономики. Заключение соглашения благоприятно отразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическая промышленность, сельское хозяйство. В то же время компании, функционировавшие в добывающей промышленности, металлургии, судоходстве, столкнулись с некоторыми трудностями. Экономическая взаимозависимость между США и Канадой продолжает усиливаться. Мексика играет пока незначительную роль. Хотя доля Мексики во внешнеторговом обороте Канады в 1999 г. составила около 0,5% для канадского экспорта (1,2 млрд. долл.) и около 2% для канадского импорта (4,3 млрд. долл.), за годы функционирования НАФТА в канадомексиканском товарообороте произошел заметный рост. Канадский экспорт в Мексику с 1993 по 1998 г. увеличился, по данным канадской статистики, на 76%, а по мексиканским данным — на 127%, Канадский импорт из Мексики возрос на 106%, [6]. Канада опирается на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединённых Штатов. В свою очередь, Мексика
получила в 1995 г. полную поддержку Канады при обращении в МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо. Благодаря тесному сотрудничеству с США, а в дальнейшем и с Мексикой, Канада рассчитывает решить проблему создания новых рабочих мест в наукоемких отраслях и сопутствующих им услугах за счет увеличения местного производства, а также найти в лице участников НАФТА партнеров для урегулирования экологических проблем и вопросов международной безопасности.
В то же самое время к Мексике отошла определенная доля американского рынка в секторах, где США и Канада соперничали: автомобилестроении и производстве запчастей к ним, в секторе нефтепродуктов, информационно-компьютерного оборудования, поставок цинка. Дешевый импорт из Мексики представляет угрозу для отдельных отраслей канадской промышленности (текстильной, легкой), появилась проблема оттока рабочих мест и инвестиций из Канады через компании, заинтересованные в перенесении своего бизнеса в страну с более дешевой рабочей силой. Кроме того, возникла некоторая настороженность и беспокойство относительно возможной долгосрочной угрозы независимости Канады в связи с усиливающейся гармонизацией ее политики с США, а также размыванием и утратой культурной обособленности [9].
Канада выступает за открытый характер НАФТА и активно участвует в переговорах по созданию Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), поддерживая планы дальнейшего расширения НАФТА на другие страны Латинской Америки, хотя доля Латино-Карибской Америки в системе внешнеэкономических связей Канады остается небольшй. На шесть крупнейших стран Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Чили, Колумбия и Аргентина) в сумме приходится лишь 1,25% объема канадского экспорта [3, с.45]. Демонстрируя свою
самостоятельность и решительность, канадцы открыто заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 г. заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных соглашения - о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды - по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 г. между Канадой, США и Мексикой. Согласно договору, сразу же либерализуются 75% их взаимной торговли, а остальные барьеры на ее пути должны быть устранены в течение 6 лег. В результате, рынок Чили стал для канадских экспортеров более доступным, чем для их конкурентов не только из США и Европейского Союза, но даже из соседних Бразилии и Аргентины [3, с.7]. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, скопированные с соответствующих статей НАФТА. Примером могут послужить соглашения о поддержке и защите иностранных инвестиций с Бразилией, Венесуэлой, Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Панамой и др. [II].
Таким образом, заключение Канадой в 1988 г. Соглашения о свободной торговле с США привело к качественному сдвигу в ее связях с внешним миром. Распространение режима свободной торговли на Мексику (по соглашению НАФТА), на Чили, заключение целого ряда торгово-экономических соглашений многостороннего и двустороннего характера со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, участие в переговорах по созданию Межамериканской зоны свободной торговли - всё это убедительно говорит о том, что латиноамериканское направление канадской внешней политики по своему значению приближается к западноевропейскому и азиатско-тихоокеанскому. При этом Канада выступает в роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентацией. Под влиянием сил регионального развития Канада в течение одного десятилетия превратилась из довольно пассивного
наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона, в ведущего участника межамериканской системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Интеграция в Западном полушарии на пороге XXI века. / Под ред. А.Н.Глинкина. -М.'.ИЛА РАН, 1999.
2. Касымова Н.А. НАФТА: предпосылки создания и тенденции развития. // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2001. - №9. - С. 102.
3. Комкова Е.Г. Канада на переговорах о ФТАА. // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2002. -№11. - С.45-63.
4. Di Filippo A. Roi de las instituciones régionales en la globalizaciôn. // Estudios Internacionales.
- 2003. - №141 //www.difilippo.cl
5. Duina F. The Social Construction of Free Trade: The European Union, NAFTA, and Mercosur. -Princeton: Princeton University Press, 2005 // www.princeton.edu
6. Foster J.W., Dillon J. NAFTA in Canada: The Era of a Supra-Constitution.- Ottawa: North-South Institute, 2002// www.kairoscanada.org/e/economic/lrade/NAFTACanada.pdf
7. Hakim P., Litan R. The Future of North American Integration: Beyond NAFTA. - Washington: The Brookings Institution Press, 2002 //www.american.edu
8. Hufbauer G.C., Schott J. NAFTA Revisited: Achievements and Challenges. - Washington: The Peterson Institute for International Economics, 2005.
9. NAFTA: A Strong Record of Success. - Office of the United States Trade Representative, 2006 // www.ustr.gov
10. North American Free Trade Agreement/ //www.ftaa-alca.org
11. Opening Doors to the World: Canada's International Market Access Priorities-2006. - Ottawa, 2006. // www.dfait-macci.gc.ca
12. Pastor R.A. Toward A North American Community: Lessons from the Old World for the New. -Washington: Institute for International Economics, 2001.
13. Trade Update 2002. Third Annual Report on Canada's State of Trade. - Ottawa, 2002. // www.dfait-macci.gc.ca
CANADA AS A MEMBER OF THE NORTH AMERICAN FREE TRADE AREA
E.N. KOUKLINA
Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The author studies the general principles and main directions of the Canadian external economic policy within the framework of the North American Free Trade Area.