Научная статья на тему '96. 02. 026. Гроувс Дж. Наука чувствовать: забытая социология социальных движений. Groves G. learning to feel: the neglected Sociology of social movements // sociol. Rev. - Keele- 1995. - Vol. 43. - № 3. - P. 435-461'

96. 02. 026. Гроувс Дж. Наука чувствовать: забытая социология социальных движений. Groves G. learning to feel: the neglected Sociology of social movements // sociol. Rev. - Keele- 1995. - Vol. 43. - № 3. - P. 435-461 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 026. Гроувс Дж. Наука чувствовать: забытая социология социальных движений. Groves G. learning to feel: the neglected Sociology of social movements // sociol. Rev. - Keele- 1995. - Vol. 43. - № 3. - P. 435-461»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИАЛ

СОЦИОЛОГИЯ

2

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,11 рефераты 96.02.001-96.02.027

МОСКВА 1996

151

96.02.026

96.02.026. ГРОУВС Дж. НАУКА ЧУВСТВОВАТЬ: ЗАБЫТАЯ СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.

GROVES G. Learning to feel: the neglected sociology of social movements // Sociol. rev — Keele.— 1995 .— Vol. 43 .— № 3 .— P. 435-461.

Джулиан Гроувс (Гонконгский научно-технический университет) представляет новый аналитический подход, позволяющий проникнуть в эмоциональную природу массовых социальных движений. Концептуальную базу данного подхода составляют новейшие работы в жанре социологии эмоций; эмпирической основой послужило проведенное авторш в 1988-1992 гг. полевое исследование движения за права животных (на материале местной добровольной организации, действовавшей на юге США). В процессе исследования автор использовал включенное наблюдение, интервью и неформальные беседы с активистами движения.

Глубоким заблуждением социологов, пишет Гроувс, является их нежелание рассматривать формирование эмоций, опосредующих социальные движения, в терминах межличностных отношений и межличностного взаимодействия. Большинство исследователей разделяют обыденное представление об эмоциональных состояниях как импульсивных, рефлексивных и иррациональных по своей природе. Никто не отрицает того, что существует эмоциональное измерение социального активизма, но никто не принимает его всерьез. Можно выделить несколько современных социологических подходов к проблеме, которые в равной мере игнорируют эмоциональный фактор вовлечения людей в социальные движения. Так, сторонники концепции "сердца и разума" полагают, что люди присоединяются к массовой организации под влиянием обиды, фрустрации или социальной депривации. Иначе говоря, эмоции выступают в качестве побудительного импульса или стимула, который предваряет вступление индивида в социальную организацию, но не претерпевает никаких изменений в ходе самого процесса вовлечения его в социальное движение. Адепты концепции "мобилизации ресурсов" утверждают, что участие в той или иной форме социального активизма опосредовано контактами потенциального члена с ее конкретными представителями или организационными структураг ми; эмоциональный же настрой "новобранцев" играет второстепенную роль. Новейшим вариантом "мобилизационной" теории можно считать концепцию рационального выбора, согласно которой потенциальный участник сначала взвешивает все "за" и "против", и лишь потом дает волю чувствам.

Существует, однако, альтернативный взгляд на проблему эмоционального измерения социального активизма. Опираясь на идеи Гоф-фмана, некоторые социологи предлагают интерпретировать данный процесс в терминах символического интеракционизма: социальные

96.02.026

152

движения вербуют своих сторонников, коституируя (в виде символических "рамок") определенный набор верований и связанных с ними эмоциональных состояний. Эти "рамки" определяют проблему или ситуацию, нуждающуюся в социальном вмешательстве, и предлагают стратегию, тактику и "рациональный словарь мотивов", облегчающих неофиту его решение в пользу участия в том или ином движении.

Разделяя данный подход к вопросу о социальной роли эмоций как фактора социального активизма, Гроувс утверждает, что "чувства, связанные с той или иной злободневной проблемой, также как и ассоциирующиеся с ней эмоциональные состояния, есть, помимо всего прочего, результат процесса интеракции" (с. 437). "Интеракционное измерение эмоций" выступает главным-(хотя и не всегда очевидным) фокусом исследований в области социологии эмоций.

Теоретическое содержание социологии эмоций включает следующие посылки. Социальная организация, экономические институты и культурные стереотипы задают совокупность эмоциональных поведенческих нормативов, обязательных для индивида в определенных ситуациях. Нарушение этих нормативов, т. е. эмоциональные реакции, неадекватные общепринятому прочтению ситуации, воспринимают^ ся как эмоциональные отклонения, достойные порицания. Различные культуры интерпретируют эмоциональные состояния в соответствии со своими собственными культурными категориями, так что эмоциональный словарь одной культуры не всегда тождественен "шкале чувств" другой. Наконец, как показал Парсонс, существует гендерная дихотомия эмоций и эмоциональных склонностей, которая из частной жизни переносится в социальную сферу.

Основной массив новейших социологических исследований эмоций связан с изучением различных сфер профессиональной деятельности. Гроувс же использует данные теоретические посылки для осмысления эмоционального измерения самого процесса включения в социальное движение. В течение пяти лет автор неоднократно участвовал в собраниях, митингах и акциях протеста активистов движения за права животных. Местом проведения этих акций служили охотничьи праздники, родео, модные меховые салоны, рестораны, не имеющие в своем меню вегетерианских блюд, религиозные церемонии и т. п. 70% членов данной организации составляли женщины, подавляющее большинство имело высокий профессиональный и социальный статус.

В ходе полевого исследования Гроувс выявил две характерные особенности, типичные как для процесса индивидуального вовлечения в движение, так и для эволюции движения в целом. Во-первых, участники постоянно сталкивались с непониманием, скепсисом и даже откровенной враждой со стороны друзей, близких, коллег по работе и просто посторонних. Уличенные в "эмоциональных отклонениях", гро-

153

96 02.026

зящих социальному благополучию и спокойствию, активисты были вынуждены разработать особую тактику эмоционального самоконтроля, с тем чтобы легитимизировать свое неприятие жестокого отношения к животным. Во-вторых, они постепенно научились дифференцировать окружающих по степени их согласия/несогласия с идеей защиты животных, приобретая опыт эмоционального контроля над другими. Эмоциональное научение, как назвали этот процесс его участники, сопровождалось работой над специфическим словарем эмоций, овладение которым способствовало успешной профессиональной карьере в рамках движения.

Эмоциональное научение, подчеркивает Гроувс, — это "постепенное движение от эмоционального к рациональному отношению к проблеме" (с. 443). На первом этапе потенциальный участник движения испытывает сострадание к домашним (комнатным) животным. Это сострадание выражается "не столько в делах, сколько в слезах" . Специальная литература и видеоматериалы расширяют информационный горизонт защитников животных, в их поле зрения попадают бойни, фермы, охота, родео, биомедицинские эксперименты. Эмоциональные всплески сменяются поиском альтернативных действий и аргументов; начинается переход к "рациональной" (или объективной) стадии. Для того, чтобы быть услышанным, а тем более понятым, недостаточно сострадать обиженным, необходимо в действии исповедовать философию справедливости, призывающую человеческий род к гуманизму в отношении всего животного мира как части единого универсума. "Объективная" стадия характеризуется безличным, а иногда и подчеркнуто индифферентным, отношением к животным конкретного вида ("я не очень люблю кошек, я терпеть не могу крабов и раков") наряду с активной пропагандой справедливого и гуманного отношения ко всему живому. Стратегия эмоционального научения (самоконтроля) показывает, что чрезмерная эмоциональность по поводу таких обыденных предметов, как меховое манто или мясное блюдо воспринимается окружающими /как нечто иррациональное; поэтому отбрасывается и сама идея борьбы за права животных. Подчеркнутая рациональность доводов, напротив, побуждает других, если не проникнуться этой идеей, то хотя бы заинтересоваться ею.

В отношении оппонентов также необходима эмоциональная дифференциация. С активными противниками не следует вступать в какие-либо межличностные отношения, поскольку никакой контакт здесь невозможен. В его присутствии уместна только безличная проповедь, лишенная эмоциональной окраски. Если человек симпатизирует дпи жению, необходимо предоставить ему максимум информации, не избегая и эмоционального давления. Наконец, того, кто уже созрел для 20-1-1087

96.02.027

154

участия в акциях протеста, необходимо обучить приемам эмоционального самоконтроля.

Таким образом, пишет в заключение Гроувс, умение дифференцировать свои собственные и чужие эмоциональные состояния позволяет избежать неприятных ситуаций эмоционально отклоняющегося поведения и вступать в эффективные интеракции с потенциальными союзниками. Исследование показало, что эмоции не просто побуждают к участию в социальном движении, они "возникают и развиваются в процессе превращения индивида в активиста по мере того, как он испытывает давление со стороны аутсайдеров и своих коллег" (с. 457).

Б. В. Якимова

ПРИЛОЖЕНИЕ

96.02.027. ХАУС Дж. С. ТРИ ЛИЦА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. HOUSE J. S. The three faces of social psychology. // Sociometry.— Albany, 1977 .— Vol. 40, № 2 .— P. 161-177.

Статья американского психолога Дж. Хауса (Дюк университет) посвящена сравнительному анализу трех составляющих "междисциплинарного поля социальной психологии" (с. 161). Констатируя зна-чительный количественный рост числа исследований в этой области после второй мировой войны (изданное в 1935 г. однотомное "Руководство по социальной психологии" в 1969 г. насчитывало уже пять томов), Хаус одновременно отмечает усиливающееся недовольство социальных психологов общим состоянием дел внутри дисциплины. Причем, если социальные психологи психологической ориентации озабочены главным образом чрезмерной специализацией и узкотемьем своих работ, то социологи, напротив, выражают опасения, что "всеохват-ность" их исследований в этом жанре грозит уничтожить предмет социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Подобные аргументы свидетельствуют о существовании серьезной проблемы, которая и будет предметом данной статьи, а именно — разделения социальной психологии на три изолированные области, или "лица", которые автор называет: 1) психологической социальной психологией, 2) символическим интеракционизмом и 3) психологической социологией (или моделью социальной структуры и личности). Психологическая социальная психология принадлежит к главному направлению социальной психологии в рамках психологии, ее фокусом выступают психологические процессы в их связи с социальными стимулами; здесь преимущественно используются лабораторные эксперименты; институциональной базой служат Американская психологическая ассоциация (8-ая секция) и журнал "Personality and social psychology". Символический ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.