Научная статья на тему '96. 02. 025. Рубинштейн гл. Африка в мировом хозяйстве и международной торговле на рубеже XXI века / РАН. Ин-т Африки. - М. : 1994. -198 с'

96. 02. 025. Рубинштейн гл. Африка в мировом хозяйстве и международной торговле на рубеже XXI века / РАН. Ин-т Африки. - М. : 1994. -198 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ --ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА -И АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ОМЕЙСКИЕ КОНВЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ -АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ -АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тупов Б. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 025. Рубинштейн гл. Африка в мировом хозяйстве и международной торговле на рубеже XXI века / РАН. Ин-т Африки. - М. : 1994. -198 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕ! II1ЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАШ1ТАМ1ШтУК;И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ 2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 96.02.001 - 96.02.059

МОСКВА 19%

В кокандских хрониках XIX в. содержатся целые главы о Великих Моголах, заимствованные из Бабур-наме, Акбар-наме и устной традиции. Интерес к Великим Моголам кокандских ханов объясняется тем, что они обосновывали свое право на верховную власть в Фергане и близлежащих районах своим происхождением от сына Бабура. Более того, через Бабура и Тимура они прослеживали происхождение от семьи Чингис-хана и тем самым доказывали легитимность своего ханского титула. В свою очередь Великие Моголы, как потомки Тамерлана, считали ЦА (часть территории улуса Чагатая) своей родиной и законным наследием. Правление здесь Шейбанндов и Аштарханидов рассматривалось в Могольской Индии как вопиющая несправедливость, ибо обе эти династии были потомками Джучи - старшего сына Чингис-хана и не имели прав на улус Чагатая • среднего сына.

Возрождение в XIX в. искусства книжных иллюстраций в Фергане также было связано с Индией - с влиянием кашмирского стиля. Советскими учеными отмечалось воздействие индийского поэта и мыслителя Абд аль-Кадира Бидил на центральноазиатскую литературу XVIII-XIX вв. Стихи Бидиля неоднократно цитировались в Кокандских хрониках. В словаре последних немало заимствований из урду и хинди.

В заключение автор повторяет, что "анализ кокандских хроник раскрывает разнообразные индо-афгано-ферганскне связи, влияние которых на формирование политических институтов, идеологии и культуры Кокандсхого ханства значительно глубже, чем обычно предполагали" (с. 134).

СИ.Кузнецова

96.02.025. РУБИНШТЕЙН ГЛ. АФРИКА В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА / РАН. Ин-т Африки. - М.: 1994. -198 с.

В работе к.э.н. Г.И.Рубинштейна основное внимание сосредоточено на освещении проблем положения Африки в мировом 27-2118

хозяйстве, взаимосвязей между развитием экономики и внешней торговли, специфике торгово-экономических отношений со странами различных регионов мира, а также на возможностях взаимовыгодных экономических связей между Россией и странами Африки. Работа состоит из предисловия, пяти глав и заключения.

Опыт 80-х годов, отмечается в предисловии, показал, что в 60-х и 70-х годах большиство советских экономистов, занимавшихся проблемами "третьего мира", недооценивали внутренние затруднения для преодоления социально-экономической отсталости в странах Африки. К тому же политическая нестабильность в регионе, пережитки колониализма, этнические противоречия, обострение экологического кризиса, а также неблагоприятные внешние условия затормозили развитие экономики и внешней торговли стран Африки. "Попытки некоторых африканских государств перескочить через исторически сложившиеся препятствия при помощи чудодейственных "прогрессивных" идеологий, - подчеркивает автор,-также оказались несостоятельными" (с. 6).

Африка не рассматривается теперь как "передний край" антагонистической борьбы двух мировых политических и социально-политических систем. И хотя торгово-экономические отношения между развитыми капиталистическими странами и странами Африки формируются в условиях издавна сложившихся глубоких противоречий, вместе с тем они содержат в себе элементы сотрудничества и прогресса. Африканские государства учитывают в своей экономической политике сохраняющуюся ведущую роль западных стран в их внешней торговле и рассчитывают на дальнейшее совершенствование торгово-экономических отношений с этими странами в условиях подлинного равноправия и взаимной выгоды.

Анализ торгово-экономических отношений между странами Африки и капиталистическими странами автор начинает с рассмотрения истории экономических связей Европейского

Сообщества (ранее называлось Общим рынком, затем Европейским экономическим сообществом) с Африкой.

Уже при заключении в 1957 г. Римского договора, на основе которого было создано Европейское Сообщество, страны-учредители (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) включили в сферу действия этого договора французские и бельгийские владения в Тропической Африке в качестве ассоциированных стран.

Как считает автор, под воздействием критики со стороны африканских стран и с учетом изменений в мире (ослабление напряженности между Востоком и Западом, подписание Хельсинкского соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятие Генеральной Ассамблеей ООН декларации об установлении нового международного экономического порядка) Европейское Сообщество пошло на значительные уступки в пользу развивающихся стран. Европейские государства отказались от принципа взаимности торговых льгот, который носил фактически фиктивный и неравноправный характер. Ломейские конвенции предоставили развивающимся странам беспошлинный доступ на рынки Европейского Сообщества всех промышленных и большинства сельскохозяйственных товаров на невзаимной основе. Со своей стороны разживающиеся страны приняли обязательство представить странам Европейского Сообщества режим наиболее благоприятсгвуемой нации.

Подводя итоги деятельности Ломейских конвенций, автор отмечает, что "Ломейские конвенции имеют во многих отношениях экспериментальный и уникальный характер, не имеющий аналогов в международны! практике" (с 112). О глобальном характере и успехе эксперимента свидетельствует в первую очередь расширение его геополитических рамок. В четвертой Ломейской конвенции принимали участие уже 12 государств Западной Европы и 69 развивающихся, в том числе 46 государств Тропической Африки. Автор напоминает, что в 70-х - начале 80-х годов некоторые 27*

африканские государства социалистической ориентации (например, Гвинея, Ангола, Мозамбик) колебались, следует ли им присоединиться к соглашениям с "западными империалистами" или лучше оставаться в стороне, чтобы сохранить свободу политического выбора и маневрирования. Однако уже к концу 80-х годов сомнения были развеяны, и все, без исключения, страны Тропической Африки подписали четвертую Ломейскую конвенцию.

Западноевропейским государствам - членам Европейского Сообщества • Ломейские конвенции обеспечили обширную зону "особых отношений", где они пользуются наиболее благоприятными условиями для торговой и инвестиционной деятельности. Тот факт, что они официально предоставили преференции на невзаимной основе, не меняет, как показал опыт, их привилегированных позиций, обусловленных постоянным присутствием на рынках, многолетним валютно-финансовым сотрудничеством,

установившимися связями.

Страны Тропической Африки также получили на основе этих соглашений конкретные преимущества. Несмотря на низкую конкурентоспособность и слабую предпринимательскую инициативу, тропическим продуктам и сырьевым товарам стран Африки была обеспечена значительная доля западноевропейского рынка. Они могли, говорится в работе, твердо рассчитывать на частичную компенсацию потерь, связанных с колебаниями конъюнктуры, и на ощутимую финансовую помощь. Тысячи компетентных западноевропейских специалистов и преподавателей направляются на основе Ломейских конвенций в развивающиеся страны в счет технической помощи Европейского Сообщества.

Хотя увеличивающаяся помощь и способствовала развитию инфраструктуры и подъему сельского хозяйства, ее масштабы не соответствовали потребностям африканских государств; они не могли предотвратить снижения доходов на душу населения и падения жизненного уровня населения. При этом следует иметь в виду, что помощь Европейского Сообщества, подчеркивает автор, не

нацелена на быструю индустриализацию в Африке - этой задачи Сообщество перед собой не ставило, и весьма сомнительно, пишет далее автор, стремится ли к такой надуманной цели большинство стран Тропической Африки. Европейское Сообщество придерживается мнения, что развитие обрабатывающей промышленности • это дело в первую очередь частного капитала, и африканские государства, если стремятся к этому, должны создать оптимальные условия для привлечения иностранных инвесторов.

В печати африканских стран, а иногда и в статьях "леворадикальный западных публицистов высказывается мнение о том, что изменения, внесенные в Ломейские конвенции по сравнению с Яукдскими, носили в основном формальный и декларативный характер; экономические отношения между Европейским Сообществом и развивающимися странами являются и теперь неравноправными, неоколониалистскими.

Сферой трений между Европейским Сообществом и странами Африки южнее Сахары является так называемая обусловленность помощи. Первоначально она носила в основном экономический характер - была направлена на то, чтобы помощь действительно использовалась на согласованные цели, чтобы в получающей стране принимались меры по обузданию коррупции, проводилась более или менее рациональная финансовая политика. Однако в дальнейшем (в 80-х годах) требования руководящих органов Европейского Сообщества к развивающимся странам стали расширяться. Теперь они распространяются на весь комплекс экономической политики африканских стран, на их политический строй и внешнюю политику. Некоторые африканские политические деятели выражают недовольство этой обусловленностью помощи и рассматривают ее как новую форму неоколониализма.

Тем не менее руководство развивающихся стран с готовностью подписывает соглашения с Европейским Сообществом, поскольку понимает, что без Ломейских конвенций " они имели бы меньше доступа и получал^ бы меньше разносторонней помощи" ( с. 116).

Автор называет США "новыми пришельцами" в Африке. В конце 50-х и в первой половине 60-х гадов, когда многие африканские страны добились политической независимости, США не только установили с ними дипломатические отношения, но и заключили ряд торговых и экономических соглашений. В работе отмечается, что большинство американских компаний были мало знакомы со специфическими условиями африканского континента. А западноевропейские государства, хотя и утратили политическое господство над Африкой, сохранили обширные зоны влияния. Перестроив формы экономического воздействия, они упрочили свои "особые связи" с большинством африканских государств и в меру возможностей продолжали сдерживать экспорт американских корпораций.

Торговля между США и странами Африки в 60-х годах развертывалась относительно медленными темпами. Американская экономика в те годы базировалась еще в основном на отечественных природных ресурсах. Относительно небольшие количества нефти и металлических руд, импортируемых, в США, поступали главным образом из "традиционных" источников в Латинской Америке, где позиции американского капитала были особенно сильными по сравнению с другими регионами.

В 70-е годы заинтересованность США в импорте минерального топлива существенно возросла, несмотря на резкое повышение мировых цен на нефть. Усилилась также заинтересованность военно-промышленного комплекса и некоторых отраслей гражданской обрабатывающей промышленности США в рудах и металлах, которыми богата Африка.

В 70-х годах наглядно выявилось также, что формирование торгово-экономических отношений США со странами Африки определяется не только коммерческими соображениями, но в значительной степени и сложным комплексом факторов глобального или "геополитического" характера. Большое беспокойство в США вызвало усиление во многих странах антизападных и

антикапиталистических настроений, возникновение в этом регионе режимов социалистической ориентации.

В условиях "холодной войны" и глобального противостояния двух систем США стремились оказывать военную и экономическую поддержку тем африканским государствам, которые рассматривались как "дружественные" и "прозападные".

За 70-е годы торговый оборот США со странами Африки увеличился в 20 раз (с. 138). К началу 80-х гадов США заняли первое место среди стран-импортеров продукции африканских государств (в основном за счет нефти) и доля США в экспорте развивающихся стран Африки возросла с 6,6% в 1976 до 30% в 1980 ( там же).

В 80-х годах ситуация в торгово-экономических отношениях США со странами Африки существенно изменилась. В 1982-1983 гг, во время кризиса, США резко уменьшили импорт нефти и сырьевых товаров из Африки. Также и в дальнейшем, после преодоления кризиса, общая стоимость импорта США из Африки оставалась намного ниже, чем на рубеже 70-х и 80-х гадов. Сказались в первую очередь осуществленные в США мероприятия по внедрению ресурсосберегающих технологий, частичное переключение энергетики США на другие (на нефтяные) виды топлива, а также диверсификация районов снабжения: увеличение закупок нефти в Мексике, Канаде, Англии и Норвегии.

В конце 80-х годов импорт США из Африки снова несколько увеличился, однако в 1990 г. его стоимость (9,7 млрд. долл.) не достигла и 1/3уровня 1980г. (с. 139).

Географическое распределение торговли США со странами Африки отражает как коммерческие, так и политико-стратегические интересы США. Особенно "политизирован" их экспорт в Африку: на две страны, расположенные на магистральном пути к Ближнему Востоку - Египет и Марокко,- приходилось в 1990 г. около 45% всей стоимости экспорта США в страны африканского региона.

Касаясь места Японии, ее политики в отношении стран Африки, автор замечает, что до второй мировой войны

западноевропейские страны препятствовали проникновению Японии на рынки африканских колоний. Также и в первые послевоенные годы Япония имела мало возможностей для установления торговых отношений с Африкой, поскольку во многих странах этого континента применялись законодательные ограничения на торговлю с Японией. Однако начиная с 50-х годов, по мере того как Япония наращивала свой экономический потенциал и ее статус в международных отношениях нормализовался, она стала расширять свою внешнюю торговлю с различными регионами мира, в том числе и с африканскими странами.

Правда, отмечает автор, следует оговорить, что Африка играла второстепенную роль во внешней торговле Японии, ее внешнеэкономические интересы сосредоточены главным образом в индустриально-развитых странах, а также в Юго-Восточной Азии. Однако и в странах Африки быстро проявилась высокая конкурентоспособность и маневренность японских корпораций, особенно на рынках машин, оборудования и транспортных средств.

Характерной чертой внешнеэкономической деятельности Японии в Африке до второй половины 80-х годов явилось то, что она не ставила себе в этом регионе каких-либо глобальных внешнеполитических или стратегических целей (в отличие, скажем, от США или Франции), а исходила исключительно из коммерческих интересов японских корпораций.

В 80-х годах торговля Японии с развивающимися странами Африки стала сокращаться. Многие японские корпорации разочаровались в рынках Африки. Сказались, по-видимому, такие факторы, как снижение платежеспособности африканских стран, политическая нестабильность, непредсказуемость поведения африканских фирм н государственных организаций. В период с 1980 по 1990 г. экспорт Японии в развивающиеся страны Африки сократился в 1,6 раза, а в те же годы в промышленно развитые капиталистические страны увеличился в 2,9 раза, в развивающиеся

страны Латинской Америки" - на 13%, в страны Южной и Юго-Восточной Азии - в 2,4 раза (с. 145).

В 1990 г. наиболее крупными внешнеторговыми партнерами Японии в Африке (за исключением ЮАР) были Замбия, Алжир, Египет, Марокко, Нигерия и Мавритания.

"В обозримом будущем Япония, по нашему мнению, - пишет автор, - будет продолжать придерживаться в основном выжидательной тактики в отношении торгово-экономической деятельности в Африке до тех пор, пока в отдельных странах этого региона сложится более благоприятная внутренняя обстановка, способствующая устойчивым крупномасштабным торговым связям и инвестициям японских корпораций" (с. 147).

Предпосылки для установления торгово-экономических отношений СССР с африканскими странами сложились в первые десятилетия по завершении второй мировой войны, когда выявилось снижение роли западноевропейских колониальных держав на мировой арене (по сравнению с межвоенным периодом) и усилилось национально-освободительное движение в странах Азии и Африки. Поддержка Советским Союзом антиколониальных движений (каковы бы ни были мотивы этой поддержки), значительно повысила репутацию СССР в Африке. По мере того как африканским странам удавалось добиться политической самостоятельности, СССР получал возможность установить с ними дипломатические и торговые отношения.

Первое торговое соглашение СССР было заключено с Египтом в 1948 г.; в 1957 г. - с Тунисом, в 1958 г. - с Марокко, в 1959 г. - с Ганой и Эфиопией. В дальнейшем, когда процесс распада колониальных империй в Африке ускорился, были подписаны торговые и экономические соглашения почти со всеми возникавшими в этом регионе независимыми государствами.

По мнению автора, трудно говорить о какой-то продуманной единой концепции развития экономических отношений с африканскими странами в Советском Союзе • подходы неоднократно 28-2118

менялись на протяжении тридцатилетия (1960-1990 гг.) в зависимости от текущей обстановки. Практически они отражали компромиссы между интересами различных инстанций и ведомств -ЦК КПСС, Совета Министров, МИД, Министерства обороны, Минвнешторга, ГКЭС, Госплана и др.

Внешнеторговый оборот СССР со странами Африки был подвержен большим колебаниям в зависимости от уровня мировых цен и текущих изменений внешнеэкономической политики. До середины 80-х годов преобладала тенденция к росту товарооборота, а со второй половины 80-х годов началось его сокращение, главным образом в связи с экономическими затруднениями в СССР.

Поскольку в отношениях с некоторыми странами Африки вооружение занимало ведущее место в советском экспорте, автор считает целесообразно привести опубликованные в 1991 г. данные о задолженности африканских стран Советскому Союзу. Общая сумма задолженности (в млрд. инвалютных рублей) составила, по состоянию на 1 января 1991 г., 13,9, в том числе по военным кредитам 12Д экономическим -1,6 (с 173). 67% задолженности приходилось на страны социалистической ориентации. Наиболее крупными должниками по военным кредитам были Эфиопия, Алжир, Ливия, Ангола, Мозамбик и Египет.

Хотя в настоящее время (рукопись подготовлена к публикации в конце 1993 г.), по мнению автора, еще не созрели предпосылки для всесторонней объективной оценки торгово-экономических отношений СССР со странами Африки, автор считает тем не менее необходимым высказать некоторые соображения по этим вопросам.

Главная задача, поставленная перед внешнеполитическими, военными и внешнеэкономическими организациями Советского Союза, состояла в том, чтобы способствовать созданию в Африке опорных позиций для противостояния мировому империализму. Для этого необходимо было обеспечить приоритет африканским странам социалистической ориентации, оказывать им всемерную поддержку поставками на льготных условиях вооружения, машин и

оборудования, дефицитных материалов, представлением советников и специалистов, подготовкой национальных кадров. При этом предполагалось, что страны социалистической ориентации, благодаря преимуществам своего политического и социально-экономического строя, а также содействию СССР и других государств-членов СЭВ, быстро продвинутся по пути подъема экономики, создадут мощные вооруженные силы, будут корректно расплачиваться за предоставляемые им кредиты и за поставки советских товаров.

Однако уже с первых лет советско-африканских отношений выявилось, что претворение в жизнь идеологических принципов сталкивается на практике с большими препятствиями. Прежде всего, отмечает автор, многие страны, которые в 60-х годах считались столпами "социалистической ориентации", например, Египет, Судан, Гана, Мали, Гвинея, в дальнейшем изменили свой политический курс.

Далее автор указывает, что результаты социально-экономического развития большинства африканских стран социалистической ориентации в 70-х и 80-х годах оказались весьма скромными.

Следует оговорить, отмечается в работе, что экономическая ситуация в ряде других африканских государств, придерживавшихся курса на развитие рыночных отношений и рассчитывавших на покровительство Запада, сложилась в 80-х годах не лучше.

В ряде африканских стран социалистической ориентации (например, • Эфиопии, Анголе и Мозамбике) возникли в 70-х годах вооруженные конфликты, в ходе которых правительственные армии и силы госбезопасности вели ожесточенные бои с местными повстанцами, опиравшимися на поддержку иностранных государств.

СССР в течение многих лет снабжал дружественные страны оружием и транспортными средствами (без какой-либо реальной перспективы оплаты советских поставок); представлял им большие контингента военных и технических советников; в некоторых 28*

случаях советские военные, главным образом летчики, принимали непосредственное участие в боевых операциях

Несмотря на это, ни один из режимов социалистической ориентации в Африке не мог одержать решающих побед над своими противниками. В концу 80-х годов выяснилось, что военные действия затягиваются до бесконечности. В начале 90-х годов режим социалистической ориентации в Эфиопии потерпел крах, свергнутый диктатор Менгисту Хайле Мариам бежал из страны. Правительства Анголы, Мозамбика и ряда других стран заявили о своем отходе от социалистической ориентации, стали усиленно искать компромиссов со своими противниками, сближения с Западом и международными финансовыми организациями.

"Таким образом, - делает вывод автор, - в конце 80-х и начале 90-х годов для советского руководства стало очевидным, что ставка на создание опорных позиций в Африке путем поддержки режимов социалистической ориентации проиграна* ( с 179).

Советский Союз стал сворачивать военную и экономическую помощь этим странам, сокращать поставки вооружения и других товаров на льготных условиях.

Далее автор подчеркивает, что было бы ошибочно на этом поставить точку в анализе советско-африканских экономических отношений.

Далеко не все отношения с африканскими странами социалистической ориентации оказались убыточными для советской стороны. Так, торговля и экономическое сотрудничество с Алжиром и Гвинейской Республикой, несмотря на ряд неудач, в целом протекали нормально и отвечали критериям взаимной выгоды. При содействии Советского Союза в Алжире выстроен ряд важных для этой страны народнохозяйственных объектов, а Алжир расплачивался поставками нефти и различных товаров национального производства. Выстроенный в Гвинее при содействии Советского Союза боксито-добывающий комплекс обеспечил регулярную поставку в СССР высококачественного сырья для

алюминиевой промышленности и своевременное погашение предоставленных этой стране кредитов.

Наряду с этим, отмечает автор, следует иметь в виду, что значительная часть (около 2/3) внешнеторгового оборота СССР со странами африканского региона осуществлялась со странами, тяготеющими к рыночной экономике.

"Подводя итоги, необходимо еще раз подчеркнуть, что глобальная цель, поставленная фундаменталистами марксистско-ленинского учения перед организациями, осуществлявшими торгово-экономические отношения с Африкой,- способствовать внедрению в этом регионе социалистической ориентации, приобщить страны Африки ' к подготовке неминуемого столкновения с мировым империализмом, оказалась иллюзорной" (с. 189).

RCTynoe

Страны Северной Америки

96.02.026. ЙОХАННИНГСМАЙЕР Э.П. ЖИЗНЬ У.З.ФОСТЕРА. JOHANN1NGSMEIER Е.Р. Forging American communism: The life of W.Z.Foster. - Princeton (NJ.): Princeton univ. press, 1994. - XIV, 433 p. -Bibliogr.: p. 423-433.

Работа Э, Йоханнингсмайера, специалиста по современной истории США (ун-т шт. Делавер)г посвящена деятельности одного из выдающихся представителей американского и международного рабочего движения, крупнейшего теоретика-марксиста Уильяма Зебюлона Фостера (1881-1961 гг.), прошедшего, по словам автора, "долгий и зигзагообразный жизненный и политический ' путь от лесоруба и фермера, вагоновожатого и кочегара, рабочего, строителя и шахтера до организатора профсоюзов в стране, руководящего деятеля Коминтерна и Профинтерна, лидера Компартии США" (с. XI).

В 14 лет У.Фостер принял первое участие в стачке трамвайных рабочих Филадельфии. С образованием в 1901 г. Социалистической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.