РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ-НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАШ1ТАМ1ШтУКИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ 2
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 96.02.001 - 96.02.059
МОСКВА 19%
которые совершаются в России в короткие сроки. Трансформация российской экономики и общества - это затяжной процесс, который займет десятилетия. Здесь не подойдет американская привычка, выраженная словами ‘сделаем дело побыстрей и покончим с этим" Перемены в России должны идти изнутри, а не в зависимости от экономического воздействия извне. Деньги помогут, но не решат проблем России. Есть нечто, что Америке делать просто; покупать российские товары на мировом рынке. ‘Лучшая форма помощи, которую мы можем предоставить - увеличить наш импорт из России, тем самым позволять ей зарабатывать больше твердой валюты, которая позволит ей выжить на мировом рынке*,- заключает Палмиери (с. 82).
Еща одна глава, посвященная российско-американским экономическим отношениям, написана российскими дипломатами А.Колосовским и В.Удаловым. Авторы предвидят торговые конфликты между США и Россией, когда последняя стабилизирует свою экономику и начнет проникать на американский рынок и в те страны, где на рынке традиционно доминируют американцы. Авторы отмечают сходство между экономикой России и США, состоящее в стремлении максимально извлечь выгоду из своих природных ресурсов и в упоре на развитие наукоемких отраслей высокой технологии. На этой почве авторы предсказывают • ‘когда-то в будущем* • если не торговую войну между Россией и США, то во всяком случае соперничество (с. 100).
В. М. Соломатина
96.02.015. РОССИЯ - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ТИХООКЕАНСКИЙ МОСТ/РАН. Ин-т Лат. Америки; Отв.ред. Сизоненко А.И. - М., 1993. - 80 с.
В сборнике статей прореживается тихоокеанское направление внешней политики латиноамериканских стран. В нем 17-2118
рассматриваются возможные пути их сотрудничества с Россией через Тихий океан.
Д.и.н. А.И.Сизоненко касается активизации тихоокеанской политики ряда государств Латинской Америки с начала 80-х годов, а также условий упрочения их всесторонних связей с Россией. Он указывает на быстрое выдвижение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) на арену мировой дипломатии, стремительное экономическое развитие расположенных в нем стран - Японии, КНР, Тайваня, Южной Кореи, Австралии и появление этого района среди внешнеполитических приоритетов России. Все это заставляет более внимательно присмотреться не только к происходящим здесь переменам и к ведущим представителям АТР, но и к другой группе членов ’тихоокеанской семьи* - 11 странам Латинской Америки, которые расположены на восточных берегах крупнейшего водного бассейна земного шара. Их население превышает 200 млн. человек, они обладают значительным экономическим потенциалом. Примечательно то, что наиболее крупные из них - Мексика, Колумбия, Перу и Чили - расценивают свой тихоокеанский курс как стратегическое направление дипломатии. Им присуще стремление выйти ’из тени* и наладить сотрудничество со всеми представителями АТР и занять там достойное место. У них есть общие цели: превращение южной части Тихого океана в
безъядерную и экономически безопасную зону, сохранение и бережное использование его ресурсов. Указанные цели стали составными элементами постепенно формирующейся тихоокеанской концепции стран Латинской Америки.
А.И.Сизоненко полагает, что уже с середины 90-х гадов Латинская Америка станет играть более заметную роль в Тихоокеанском регионе. Поэтому сейчас требуется ускорить вовлечение России в международное сотрудничество в Тихоокеанском бассейне, активнее искать там новых партнеров для торгово-экономического и дипломатического взаимодействия. Такими партнерами потенциально являются в первую очередь
Мексика, Колумбия, Перу и Чили. В Латинской Америке можно закупать столь необходимые для Сибири и Дальнего Востока продовольственные товары (мясо, фрукты, рис, кофе, какао, сахар), текстильные изделия и обувь в обмен на уголь, древесину, металлолом и тд. Российско-тихоокеанское сотрудничество через Тихий океан могло бы разворачиваться в форме обмена производственным опытом, общих действий в целях сохранения и разумной эксплуатации морских богатств тихоокеанского бассейна, создания совместных промышленных предприятий. Функционирование свободных экономических зон на Сахалине и в Находке с их выгодными условиями для иностранных вкладчиков представляло бы определенный интерес и для инвесторов из Латинской Америки.
Как одно из свидетельств возможности плодотворного сотрудничества А.И.Сизоненко рассматривает заявления членов латиноамериканских делегаций, участвовавших в работе международных форумов тихоокеанских стран во Владивостоке в 1988 и 1990 гг. и, кроме того, результаты встреч и переговоров в июле 1991 г. в Москве президентов России и Мексики. 'Однако в деле установления российско-латиноамериканских контактов через Тихий океан сделано пока еще очень мало*(с.4). Между тем их налаживанию способствуют не только чисто хозяйственные потребности, но и общность или близость позиций обеих сторон по актуальным проблемам Тихоокеанского бассейна. Как Россия, так и латиноамериканские государства ратуют за укрепление мира и безопасности и прекращение испытаний ядерного оружия в этом регионе. Они одинаково приветствуют всестороннее деловое сотрудничество и разнообразные гуманитарные связи.
Как констатирует А.И.Сизоиенко, уже в настоящее время имеется политическая и экономическая основа для развертывания полнокровного сотрудничества России и Латинской Америки через Тихий океан. Тихоокеанский бассейн может стать'как бы мостом, соединяющим Россию с Латиноамериканским континентом.
17*
Обозначились перспективы оживления российской дипломатии в АТР. В 1992-1993 гг. импульс ей придали официальные визиты президента Б.Н.Ельцина в Южную Корею, КНР и Индию. В ходе поездки президент заявил о намерении РЬссии стать полноправной участницей происходящих в АТР процессов, ее готовности включиться в деятельность региональных межгосударственных организаций.
Втягиваясь в интеграционные процессы, Россия и латиноамериканские страны как новички могут действовать сообща. Первые шаги в этом направлении уже делаются в СГЭС (Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству), членами которого стали как Мексика, Перу и Чили, так и Россия. Аргентина, Чили и Перу наравне с Россией обеспокоены дальнейшей судьбой Антарктиды, в особенности ее экологическим состоянием. Они весьма заинтересованы в изучении и освоении южного материка. Следует учесть, что в прошлом столетии в упомянутых государствах сложились богатые исторические традиции сотрудничества в Тихом океане. Таковы сближающие факторы, на базе которых возможны деловые и дипломатические контакты России с Латинской Америкой.
С точки зрения А.И.Сизоненко, разработка концепции и конкретной программы развития российско-латиноамериканских связей через Тихий океан должна вестись совместно всеми заинтересованными и этом государственными и научными учреждениями в центре и на Дальнем Востоке (МИД, МВЭС, промышленными министерствами и палатами и институтами РАН). Целесообразны их предварительные консультации с латиноамериканцами. Координировать общие усилия призван Российский национальный комитет по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству вместе с Институтом Латинской Америки РАН.
Д.э.н. З.И.Романова исследует • статье "Новый интеграционный вызов в Тихоокеанском бассейне" глобальные последствия усиления и объединения азиатских стран,
расположенных на берегах Тихого океана. Прежде всего автор обращает внимание на две противоположные тенденции в планетарном масштабе: с одной стороны, тяга к
интернационализации национальных экономик и нарастание взаимозависимости государств, а с другой • их своеобразное обособление вследствие образования экономических союзов м консолидации интеграционных мегаблоков. До недавнего времени важнейшим на них оставался ЕС. Его отличали социально-экономическая однородность государств-членов и сравнительно высокая эффективность действий. Ныне в интеграционные процессы вовлекается множество все более разнородных участников. Усложняются поставленные ими цели и средства их достижения. Об этом можно судить, например, по объединительному процессу в Азиатско-Тихоокеанском бассейне. Этот регион превращается в "новый центр развития* с иным стилем и ритмом, в наиболее динамичную часть мирового хозяйства.
Возрастают роль стран АТР в целом и их стремление к взаимному сближению и созданию сильного сообщества во главе с Японией. Хотя темпы хозяйственного польема "азиатских драконов" сократились с двузначных цифр до 5-7%, они все равно выше, чем в Латинской Америке и США. Ускоряется вторжение Японии в деловую жизнь Западного полушария. Этому примеру следуют группирующиеся вокруг нее "азиатские тигры". Их доля в торговле США уже превзошла довоенные показатели. Наступая вслед за Японией на Латинскую Америку - естественный "экономический тыл США", они появились и на рынках, которые издавна считались "латиноамериканскими".
Как подчеркивается в статье З.И.Романовой, если ранее во внешнеэкономической сфере Соединенные Штаты Америки тревожили ЕЭС и его протекционизм, то теперь на передний план выдвинулись Япония и противоречивые связи с ней как деловым партнером и конкурентом. Широкомасштабная торгово-финансовая экспансия Японии, ставшей ныне главным кредитором в мире, - это
"опасный вызов экономической мощи США"(с.21). Во внешнеторговом обороте Канады Япония перешла с четвертого места в конце 50-х годов на второе в конце 80-х годов. Как потребитель американской продукции, Япония уступает только Канаде. США превратились в ведущего торгового партнера "страны восходящего солнца*(30% ее товарооборота). В свою очередь Япония стала крупнейшим коммерческим контрагентом на американском рынке (20%) (с.20). Только в 80-е годы доля японских инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений в США выросла х 6 до 16% (с.20). Правящие круги Северной Америки встревожены и желанием Японии стать в предстоящем столетии ведущей супердержавой мира. Они убеждены в том, что, лишь объединяясь с соседями, США смогут удержать главенство в мировой экономике и политике.
Отмечая тягу латиноамериканских стран к сближению с государствами АТР, З.И.Романова объясняет ее множеством причин, а не только усилением последних. Ввиду неустойчивости экономик стран Латинской Америки, обремененных к тому же громадными внешними долгами, в 70-80-е годы неуклонно снижалась их доля в международной торговле (с 5,6% в 1970 г. до 3,7% в 1990 г.) (с. 16). Поэтому они старались расширить круг своих торговых и деловых партнеров. Сближение с азиатско-тихоокеанскими государствами сулило им многое. Открывалась перспектива более эффективного хозяйственного сотрудничества с ними и получения дополнительных финансовых ресурсов и технологической помощи.
Перемены в Европе и АТР, обострение конкуренции на мировом рынке, "азиатское наступление" и ослабление собственных торгово-экономических позиций подтолкнули США в 1990 г. к "Инициативе для Америк" • беспрецедентной программе создания на Западном полушарии зоны свободной торговли. Предполагалась торговая и инвестиционная либерализация в обширном регионе от Аляски до Огненной Земли, где впервые США и Латинская Америка будут выступать не как противоборствующие стороны, а в качестве
партнеров и участников одного экономического объединения. Начальная фаза хозяйственной интеграции "двух Америк” ознаменовалась образованием Североамериканской зоны свободной торговли (САЗСТ) на территории от Юкона до Юкатана.
Изменения в Америке, заключает З.И.Романова, бесспорно, повлияют на последующие события в мире в целом и в АТР в частности. Россия не может игнорировать их. В современной обстановке повышается значение широкомасштабных действий группы стран во главе с уверенным в себе лидером. России следует установить более тесные отношения с Мексикой - членом мощного североамериканского блока. Перспективность подобных действий признают ЕС и Япония. Помимо того, целесообразно сформировать интеграционный блок пол собственным руководством, куда вошли бы и заинтересованные тихоокеанские страны. Заманчиво также создать объединение, ядро которого составят Россия, Казахстан и Япония.
В статье Г .С Дементьева освещается сотрудничество Мексики со странами АТР ■ 80-90-е годы. Оно рассматривается им как частичная альтернатива прежней ориентации исключительно на США. Разворот мексиканской дипломатии в сторону Тихого океана был в немалой степени обусловлен изменением приоритетного направления экономической экспансии государств АТР на латиноамериканском континенте. Если в 70-е гады она сосредоточилась на юге, в особенности в Бразилии, то полтора десятилетия спустя устремилась в Карибский субрегион с центром в Мексике.
С 80-х годов Мексика активно включилась в изучение возможностей создания тихоокеанского сообщества. С 1989 г. она постоянно участвует в региональной конференции по экономическому сотрудничеству в Тихоокеанском регионе. ‘Комплексной программой изучения Тихоокеанского бассейна" занимается созданная в 1986 г. при университете г.Гвадалахдр* группа исследователей. Концептуальную разработку тихоокеанской политики мексиканское руководство подкрепляет
организационными мерами* В 1988 г. в Мехико оно учредило национальную межведомственную комиссию по связям со странами Тихого океана.
Свидетельством особого расположения Мексики к АТР, где наряду с Северной Америкой и Западной Европой все больше концентрируется мировая торговля, явился визит президента К.Салинаса де Гортари в Японию, Сингапур и Австралию летом 1990 г. Япония превратилась во второго после США торгового партнера Мексики и третьего по значимости иностранного инвестора и продолжает наращивать поток капиталовложений в эту страну. Мексика рассчитывает на расширение деловых связей также с Южной Кореей, Малайзией, Таиландом, Сингапуром и Тайбеем, которые заинтересованы в использовании ее опыта развития гидроэнергетики, рыболовства, строительства железных дорог и, наконец, в освоении мексиканской технологии очистки сырой нефти. Налаживается торгово-экономическое сотрудничество Мексики с Австралией и Новой Зеландией. В целом Мексика заняла девятое место по объему экспорта в страны АТР.
Необходимость упрочения сотрудничества между Россией и Мексикой, особенно в деле совместной эксплуатации природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, Г.СДементьев обосновывает их принадлежностью к Тихоокеанскому бассейну. 'Именно в Тихом океане находятся соединяющие их кратчайшие морские и воздушные пути и коммуникации” (с.36). В последние годы обозначились положительные сдвиги в сфере российско-мексиканского взаимодействия в АТР. В 1991 г. оно оформилось в правовом отношении. Но "нестабильность внутриполитического и экономического положения в Российской Федерации, неясность механизма реализации намеченных мер по переходу к рыночной экономике, недостаточная конкретизация принятых в последнее время решений по вопросам совершенствования законодательства в области иностранных инвестиций оказывают сильное сдерживающее влияние на позиции деловых кругов многих зарубежных стран"(с.37-
38). 'Ахиллесовой пятой* совместного предпринимательства в России, на взгляд мексиканских специалистов, остаются слабая инфраструктура, неритмичность поставок сырья и низкий уровень технологии и подготовки рабочей силы.
Е.Г.Капустян анализирует тихоокеанскую политику Чили. В статье отмечается, что чилийцы разделяют убежденность многих в том, что в третьем тысячелетии "эра Атлантики* сменится 'эрой Тихого океана" ввиду стремительного роста торгово-экономического потенциала стран АТР, их политической активности на международной арене, а также ускорения региональных интеграционных процессов в конце текущего столетия.
"Тихоокеанская политика Чили имеет большую традицию" (с.39). Один из первых се теоретиков • национальный герой войны за независимость Бернардо О.Хиггинс. Он сделал акцент на вытекающей из географического положения Чили закономерности ее интересов на юге бассейна Тихого океана и Южном полюсе. В нынешнем столетни правомерность геополитических устремлений Чили в Тихоокеанском бассейне доказывал генерал Рамон Каньяс Монтальва. В 40-50-е годы он увлекся теоретической разработкой и популяризацией тихоокеанской геополитической концепции. Им был основан Географический журнал Чили, где публиковались научные исследования в области региональной политики страны. Генерал Монтальва верил в неминуемое наступление "эры Тихого океана* и предназначение Чили стать тихоокеанской державой. Он сформулировал тезисы об основных направлениях государственной тихоокеанской политики:
- формирование национального самосознания относительно особой роли Чили в бассейне Тихого океана;
• административное устройство страны с учетом ее специфических региональных интересов;
- усиление присутствия Чили в бассейне Тихого океана (на о.Пасхи), установление связей с Новой Зеландией,. Австралией и государствами Юго-Восточной Азии;
18-21»в
- содействие сближению группы стран на юге Тихого океана, включая латиноамериканские. В Тезисах Монтальвы" нашли отражение общие долгосрочные тенденции во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Чили и ее региональные интересы. В них проявились такие характерные черты геополитической школы Чили в целом, как национализм и амбициозность. ~~
Последний пункт Тезисов Монтальвы* воплотился в жизнь в 1952 г. Тогда Чили, Перу, Колумбия и Эквадор образовали Постоянную комиссию стран южной части Тихого океана. Ее функции определялись защитой суверенных прав стран - участниц на морские и природные ресурсы в пределах 200-мильной зоны их прибрежных вод и континентальной платформы Латинской Америки. С 70-х годов комиссия протестует против испытаний ядерного оружия в Тихом океане. В настоящее время она озабочена созданием механизма трехстороннего сотрудничества между собственными членами, странами АСЕАН и тихоокеанскими островными государствами, усилением их 'горизонтальных связей”.
По признанию автора статьи, "большое значение для внешнеполитической деятельности Чили имела разработка геополитических доктрин”, предпринятая генералом А угу сто Пиночетом в его работе Теополитика”. Она была опубликована в 1968 г. Основные положения "Геополитики” легли в основу военноидеологической концепции дипломатии страны после захвата АЛиночетом власти в 1973 г. Генерал декларировал 'высшие цели* чилийской политики: господство в южной части Тихого океана и проливе Дрейка; экспансия на север и юг от границ Чили; соперничество с Перу и Аргентиной в данном регионе. Право на подобный курс он обосновывал историческими традициями, географическим положением страны, а также владением островами в Тихом океане и национальными интересами в Антарктике. ”Столь открытая агрессивность и претенциозность были характерны для геополитической школы Чили в 70-е годы, в разработке которой
большое участие принимали военные*(с.42). Однако режиму А.Пиночета из-за международной изоляции пришлось приглушить милитаристскую и экспансионистскую направленность геополитических установок и сделать упор на экономические выгоды от освоения морских территорий Чили.
Образ Чили как 'постового у входа в Атлантический и Тихий океаны” достаточно долго сохранял свою привлекательность в национальной геополитике. Свидетельство тому - подписание 2 августа 1985 г. Чили и США Договора об использовании о.Пасхи для аварийного приема или возможной посадки космических кораблей многоразового использования. Чили была заинтересована в этом договоре и развитии инфраструктуры острова, поскольку в Соответствии с геополитическими установками рассматривала последний как трамплин для проникновения в АТР.
Е.Г.Капустян замечает, что планирование и реализация политики Чили в Антарктике составляют часть ее общей стратегии в Тихом океане. Чилийская геополитика придерживается концепции Чили как "трехконтинситального государства, расположенного на южноамериканском континенте, островах в океане и имеющего территории в Антарктике. Ледовый материк издавна привлекал внимание чилийских политиков, моряков и исследователей. Официально интересы Чили на нем были узаконены в ноябре 1940 г. Декретом N1747. Согласно декрету, все земли, острова, рифы, айсберги, известные или еще не обнаруженные, находящиеся в секторе между 53 и 90 градусами зд. по Гринвичу, являются антарктической территорией и принадлежат Чили. Ее первая научная экспедиция отправилась в Антарктику в 1946 г. Через два года чилийские власти открыли собственную научную станцию на ледовых просторах. В декабре 1959 г. Чили в числе 12 государств подписала Договор об Антарктике, а по существу об ее использовании в мирных целях. Чилийцев интересуют морские коммуникации и аэрокосмическое пространство ледового материка, перспективы добычи его природных богатств. Кроме того, они 18’
озабочены защитой окружающей среды Антарктики, ее превращением в заповедник.
Для успешного проведения тихоокеанской политики были созданы Институт геополитики Чили, Комитет по сотрудничеству в Тихом океане и Институт по изучению Тихого океана. Начиная с 70-х годов чилийская дипломатия в этом регионе оживилась. Помимо имевшихся посольств на Филиппинах, в Австралии, Японии и Южной Корее Чили открыла их в КНР, Новой Зеландии, Индии, Сингапуре, Таиланде и Малайзии. В 1986 г. Чили направила в АТР 17,6% своих экспортных товаров. А пять лет спустя этот показатель поднялся до 45% (с.46).
В 1989 г. Чили стала полноправным членом Экономического совета стран бассейна Тихого океана и активно работает в рабочих группах СТЭС, куда входит с 1991 г. Она сменила облик 'постового” на имидж "торгового партнера” и планирует стать в будущем посредницей между государствами АТР и латиноамериканскими странами, не имеющими выхода к Тихому океану.
В статье "Тихоокеанский бассейн в оценках латиноамериканских специалистов” А.И.Сизоненко приводит высказывания видных политиков, ученых и общественных деятелей о возрастающем экономическом потенциале и внешнеполитическом влиянии государств АТР и важности активизации там латиноамериканской дипломатии. От широкого обсуждения в 80-е годы своего места и роли в многообещающем Тихоокеанском регионе латиноамериканцы перешли на рубеже 80-90-х годов к созданию национальных комиссий и комитетов по сотрудничеству с народами АТР и проведению встреч и переговоров на высшем уровне. Принятие Мексики, Перу и Чили в 1991 г. в Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству А.И.Сизоненко расценивает как бесспорный успех их дипломатии. В итоге он констатирует, что, четко осознавая международное значение Тихоокеанского бассейна, необходимость безотлагательного подключения к происходящим в нем социально-экономическим процессам, страны Латинской
Америки намерены играть там самостоятельную роль и надеются на максимальную отдачу.
А.В.Егорова
96.02.016. КУБЫШКИН А.И. АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ В XIX-НАЧАЛЕ XX В. - Саратов: Иад-во Сарат. ун-та, 1994. - 237 с.
В центре исследования находится борьба английской и североамериканской дипломатии за установление контроля над межоксанским каналом, особенности колониальной политики Великобритании • регионе и попытки экспансионистских кругов США подчинить себе центральноамериканские государства. Анализируется процесс выработки механизма дипломатического компромисса ■ разрешении конфликтов для обеспечения общих стратегических интересов. Книга состоит из введения, шести глав и заключения.
,7 Англо-американское соперничество в Центральной Америке в рассматриваемый период являлось не только важным фактором истории взаимоотношений между двумя странами, но и ключевым моментом к пониманию многих особенностей развития экономики и политики самих центральноамериканских стран. На протяжении всего этого периода Англия обладала значительными
экономическими и политическими преимуществами в регионе (обширный рынок сбыта своих товаров и одновременно важный источник импорта).
Хотя в целом Центральная Америка в большинстве случаев оставалась на периферии интересов британской внешней и колониальной политики, Англия в то же время жестко реагировала на попытки других государств, в первую очередь Соединенных Штатов, а также Франции, Бельгии, Германии, поставить под сомнение устойчивость английского влияния на экономику и политику центральноамериканских стран.