Научная статья на тему '96. 02. 013. Волошина В. В. , Титов К. А. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты. - М. : луч, 1995. - 178 с'

96. 02. 013. Волошина В. В. , Титов К. А. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты. - М. : луч, 1995. - 178 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ -ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 013. Волошина В. В. , Титов К. А. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты. - М. : луч, 1995. - 178 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 2

издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.02.001-96.02.032

МОСКВА 1996

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

96.02.013. ВОЛОШИНА В. В., ТИТОВ К. А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ — М.: Луч, 1995 .— 178 с.

На основе изучения опыта правового регулирования государственной службы в ряде зарубежных стран, а также отечественного опыта анализируются формы и содержание государственно-служебных отношений в Российской Федерации, даются конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Государственная служба — сложная, целостная система. Она имеет несколько аспектов. Первый — юридический — практическое исполнение должностных обязанностей и полномочий в государственном аппарате; второй — социальный — осуществление целей и функций государства в жизни общества; третий — политический — связующее звено между государством и его гражданами.

Отсюда следует, что понятие "государственная служба" по содержанию и структуре должно быть комплексным и в концентрированном виде охватывать, выражать сложность, многогранность и разно-аспектностъ данного социального явления. По Мнению авторов, государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся в связи с установлением правовых статусов государственной должности и государственного служащего; осуществлением полномочий государственных органов и государственных служащих по реализации целей и функций государства, прохождением государственной службы, в том числе с продвижением и перемещением по службе госслужащих, их профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, оценкой труда, поощрением, ответственностью и прекращением службы государственными служащими.

Специфика госслужбы выражается в осуществляемых ею функциях я принципах ее организации и функционирования.

В юридической литературе нет единой точки зрения в подходах к пониманию функций государственной службы. Как считают авторы, функции — это основные, главные направления деятельности госаппарата. Их можно разделить на общие и специфические. Общие связаны с планированием, прогнозированием, организацией, координацией,

контролем (комплектование персонала государственного аппарата на основе профессиональных, личностных и нравственных качеств; ведение реестров госслужащих; организация разработки и контроля исполнения стандарте» госслужбы и т. д.).

Специфические функции связаны с исследованием, разработкой, финансированием (организация и координация научных исследований; разработка и введение нормативов численности, материальных и трудовых затрат для органов и учреждений государственной службы и др.).

Рассматривая принципы государственной службы, авторы пишут, что их сущность, содержание и система произведены от принципов государственного управления. К ним относятся: принципы гласности и законности; принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; принцип представительства субъекта Российской Федерации; принцип равного права граждан РФ на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации и др. Сущность последнего принципа, например, выражается в том, чтобы не только обеспечить равное право всех граждан независимо от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам занимать ту или иную должность в государственном аппарате, но и определять условия продвижения и перемещения по службе в порядке, установленном законом.

Важное значение для правовой организации государственной службы, говорится в книге, имеет форма ее правового регулирования. Здесь основными актами должны быть, по мнению авторов, Основы законодательства РФ о госслужбе, республиканские законы о государственной службе, уставы краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также на федеральном уровне — Федеральный закон о федеральной государственной службе, имеющий прямое действие на всей территории РФ в соответствии с ч. I ст. 76 Конституции РФ.

Среди ученых-юристов нет единого подхода к решению проблемы о предмете правового регулирования Основ законодательства Российской Федерации о госслужбе. Мнения юристов в рассматриваемой области разделилась на две точки зрения: для первой характерным является то, что надо регулировать работу служащих в органах государственной власти и управления. Представители второй считают необходимым регулировать работу всех служащих, независимо от того,

в каком государственном органе они работают, за исключением учителей, артистов, научных работников, вузовских преподавателей1'. По мнению авторов книги, целесообразно распространить действие рассматриваемых Основ на всю систему аппаратов представительных органов и органов судебной власти, включая аппарат Федерального Собрания РФ, Вооруженные Силы РФ, прокуратуру, аппарат внутренних дел, налоговую службу, таможенную службу, дипломатическую службу и т. д. Что касается структуры и содержания Основ, то в них прежде всего необходимо закрепить принцип разграничения полномочий органов государственной власти (нафедеральном уровне, уровне субъектов Федерации) по регулированию служебных отношений, а также общие цели и принципы единого правового регулирования госслужбы на территории РФ, применяемые в данной сфере понятия и термины. Важно также определить пределы действия ранее принятых правовых актов РФ о госслужбе, а также правовой механизм реализации положений Основ в случае их противоречия нормам законодательных актов субъектов Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ.

Вторым по значению в системе нормативных актов РФ о государственной службе должен стать Федеральный закон о федеральной государственной службе, в котором могли бы быть решены вопросы, связанные с правовым статусом государственных аппаратов парламента РФ, Правительства РФ, аппаратов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, федеральных органов исполнительной власти; с порядком отбора кадров для этих органов, прохождением государственной службы и ее прекращения, а также другие вопросы.

Далее рассматриваются проблемы правового регулирования аттестации государственных служащих. Подчеркивается, что аттестация — это юридическая обязанность государственных служащих проходить в установленной организационно-правовой форме периодическую проверку их профессиональных, деловых и нравственных качеств, организуемую администрацией соответствующего государственного органа с целью совершенствования деятельности аппарата государственного органа, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их профессиональной компетенции и повышения ответственности за результаты принимаемых решений, развития инициативы и творческой активности.

В Основах законодательства РФ о государственной службе следует усилить внимание к содержательной стороне аттестации госслужащих применительно к разным уровням и видам государственной службы на

')Материалы "круглого столе" по проблемам госслужбы // Нар. дел.— М., 1992 .— № 16 .— С. 78.

основе научно обоснованных показателей оценки результатов их труда, закрепить общие принципы и порядок проведения аттестации. Целесообразно также предусмотреть право государственного служащего обратиться в суд при несогласии с решением по государственной аттестации, что явится серьезной гарантией обеспечения независимости государственного служащего от мнения руководства при замещении государственных должностей и продвижения по службе.

Далее рассматриваются проблемы, связанные с понятием, статусом государственного служащего, сущностью государственной должности. Последняя, по мнению авторов, может быть определена как установленный в соответствии с актами законодательства объем полномочий, возлагаемых на работника той или иной государственной организационной структуры. По содержанию должностных полномочий они могут делиться на политические и административные, а по объему — на высшие государственные должности, главные государственные должности, ведущие, старшие, младшие государственные должности. К политической в федеральной государственной, службе относятся должности Президента РФ, председателя правительства РФ, высшие должности федеральных министерств, а также Генерального прокурора РФ, высшие должности руководителей аппарата обеих палат Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, руководителей органов исполнительной власти, компетенция которых устанавливается законодательств«« РФ, главные государственные должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых устанавливается Президентом РФ и Правительством РФ. К административным должностям, например, относятся: высшие административные государственные должности руководителей аппаратов Конституционного Суда РФ; Верховного суда РФ; Высшего Арбитражного Суда РФ м др.

Далее говорится об организации государствен ной службы в РФ. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации" от 3 июня 1993 г. был образовав Совет по кадровой политике при Президенте РФ. Он является консультативным органом Президента РФ и занимается вопросами организации государственной службы в органах исполнительной власти. Основными его задачами являются: координация функционирования системы госслужбы и кадровой политики в федеральных органах исполнительной власти РФ; анализ состояния и эффективности использования интеллектуального управленческого и предпринимательского потенциалов страны; разработка предложений по стратегии формирования кадрового потенциала российской государственности и повышения его эффективности и т. д. Контроль за выполнением решений Совета осуществляет Упра-

вление федеральной госслужбы Президента РФ. В функции последнего входят также подготовка совместно с федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, ведение федерального реестра госслужащих и реестра федеральных государственных органов и учреждений и т. д.

Контроль за деятельностью государственного аппарата, по мнению авторов, должны осуществлять конституционные органы власти всех уровней (законодательные, исполнительные, судебные и прокуратура).

В. Ф. Ломакина

96.02.014. ЗЫБИН С. Ф., СТРЕМОУХОВ А. В. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ С КАДРАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: Монография/Санкт-Петербург, юрид. ин-т — СПб, 1994 .— 97 с.

В монографии рассматриваются предмет, содержание, структура, цели, задачи, теоретические и методологические основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел, раскрываются роль и основные направления деятельности заместителя начальника органа внутренних дел по кадрам, содержание и основные понятия кадровой и воспитательно-правовой работы с сотрудниками.

Организационная работа с кадрами есть деятельность начальников органов внутренних дел всех уровней по определению и формированию организационно-штатной структуры, созданию и обеспечению работы кадровых ■ воспитательных аппаратов, руководству службами и подразделениями с целью комплектования, подготовки и воспитания кадров.

Организационная работа с кадрами строится на основе права и органично сливается с правовой работой. Понятие "правовая работа" стоит в одном ряду с такими, как "правовая деятельность", "правовое поведение", "юридическая практика", "юридический процесс" и "правовая активность", но не сводится ни к одному из них. По мнению авторов, правовая работа с кадрами — это деятельность федеральных и местных представительных и исполнительных органов власти, руководителей органе» и служб по работе с личным составом всех уровней, связанная с установлением ■ применением норм права, а также правовым воспитанием в процессе формирования каш ров в целях его упорядочения, развития и охраны в соответствии с требованиями и потребностями общества. Она осуществляется через правовые и иные формы, связанные с правом.

В качестве правовых форм выступают: издание нормативных и индивидуальных актов управления; заключение административных соглашений (контрактов); применение мер морального и материального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.