Научная статья на тему '96. 02. 006. Клеман-Питио Э. , съялом Л. Реформа системы финансового посредничества в России. Clement - pitio H. , Scialom L. reformer l'intermediation financiere en Russie: des options // rev. Econ. - P. , 1995. - Vol. 48, № 2. - P. 433-455'

96. 02. 006. Клеман-Питио Э. , съялом Л. Реформа системы финансового посредничества в России. Clement - pitio H. , Scialom L. reformer l'intermediation financiere en Russie: des options // rev. Econ. - P. , 1995. - Vol. 48, № 2. - P. 433-455 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ -БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО - РЕФОРМЫ / ФИНАНСОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО РФ / ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНАЯ СИСТЕМА -РФ / БАНК-ПРЕДПРИЯТИЕ -ВЗАИМООТНОШЕНИЯ --РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 006. Клеман-Питио Э. , съялом Л. Реформа системы финансового посредничества в России. Clement - pitio H. , Scialom L. reformer l'intermediation financiere en Russie: des options // rev. Econ. - P. , 1995. - Vol. 48, № 2. - P. 433-455»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

96.02.006. КЛЕМАН-ПИТИО Э., СЪЯЛОМ Л.РЕФОРМА СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА В РОССИИ.

CLEMENT — PITIO Н., SCIALOM L. Reformer 1 ’intermediation financifere ?n Russie: Dee options // Rev. eoon. — P., 1995 .— Vol. 48, M 2 .— P. 433-455.*

В основе статьи — доклад, прочитанный французскими специалистами на международной конференции по банковскому делу, состоявшейся в августе 1994 г. в Португалии с участием представителей научного мира и финансовых экспертов из стран Европейского союза (ЕС).

Отмечается, что банковская реформа в России, начавшаяся в 1988 г.; представляет собой существенный элемент общей программы экономических преобразований в стране. Хотя в России было многое сделано в области банковского законодательства и в создании двухуровневой системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки, в целом российская банковская система еще не избавилась от “исторического наследия” — модели монобанка. Стабильность банковской системы обеспечивается действием механизмов эффективного контроля за деятельностью банков со стороны ЦБ, органов контроля и акционеров. Анализ ситуации в банковской сфере России с точки зрения двусторонних отношений банков с экономическими субъектами свидетельствует о незрелости существующей системы и подтверждает необходимость ее реформирования.

Отношения российских банков с вкладчиками характеризуются абсолютным предпочтением наличных денег, что затрудняет контроль над денежным обращением. Безналичный денежный оборот сохраняется в расчетах между предприятиями, и в отношениях с государством. Огромные суммы наличных денег уходят в так называемую параллельную (теневую) экономику, что отражает глубокое недоверие к банкам. Сталкиваясь с проблемами ликвидности, банки начинают ограничивать возможности снятия вкладов, что еще более усиливает недоверие вкладчиков и создает серьезный риск для всей банковской системы.

Отношения банков с преяприятиями-заемщиками сохраняют многие черты, оставшиеся от прежней системы монобанка. Это прежде всего преобладание связей отраслевого характера. Коммерческие банки, созданные на базе отраслевых банков, сохраняют старые связи с крупными государственными предприятиями “своей” отрасли. В подобной верности нет ничего предосудительного, плохо, однако, то, что и вновь созданные коммерческие банки стремятся устанавливать особые связи с отдельными секторами экономики или в отдельных географических зонах.

Еще одной общей чертой российских банков является то, что они не берут на себя функции оценки финансового положения своих дебиторов, ле собирают необходимую информацию о потенциальных заемщиках и не анализируют жизнеспособность проектов, предлагаемых для финансирования. Кредиты, выдаваемые российскими банками, имеют низкое “информативное содержание”, следствием чего является перегруженность банков “сомнительными” долгами.

Авторы считают, что рассматривая отношения российских банков с акционерами, следует прежде всего учитывать хроническую нехватку капиталов у банков, а также широко распространенные в России мажоритарные (т. е. дающие право контроля) участия в капитале банка его основных дебиторов (должников). В этом случае клиенты и акционеры фактически совпадают, что не позволяет банкам давать объективную оценку предприятиям-клиентам.

Особенности взаимоотношений между коммерческими банками и ЦБ являются существенным препятствием на пути развития финансового посредничества. Подобно тому как коммерческие банки не дают систематической оценки финансового положения клиентов, ЦБ не делает того же в отношении контроля за деятельностью коммерческих банков. Процедура выдачи банковских лицензий излишне либеральна и не предусматривает никакого отбора.

Одним из факторов успеха экономической реформы в России является восстановление функции финансового посредничества банков, что требует прежде всего сбора, обработки и передачи финансово-экономической информации. Начинать следует с предприятий, которые должны уметь предоставлять информацию о своем финансовом положении и о жизнеспособности предлагаемых инвестиционных проектов.

Система расчетов и платежей образует основу организационной структуры всей банковской системы. Главная особенность этой системы в России состоит в том, что она сохранила почти все черты прошлой системы, в которой не придавалось никакого значения срокам платежей, а обоснованность последних определялась их соответствием плановым показателям, а не реальным сделкам. Господствующая роль государства, бравшего на себя все риски, исключала возможность банкротства. Нынешняя система платежей в России также неспособна учитывать и контролировать рыночные риски, в том числе кредитные и риски ликвидности.

Необходимым предварительным условием любой реформы банковской системы должна быть организация эффективной расчетно-платежной системы, позволяющей быстро осуществлять взаимные межбанковские и иные расчеты и определять чистые финансовые позиции банков и других экономических субъектов. При осуществлении реформы платежной системы следует разработать краткосрочную и дол-

госрочную стратегию. Целями последней должны быть: а) прочность платежной системы, т. е. ее способность противостоять шокам и сохранять преемственность в функционировании, несмотря на изменение регулирующих мер; б) эффективность системы, которая характеризуется скоростью и объемом осуществляемых расчетов и платежей; в) гласность правил и процедур функционирования системы, особенно в отношении распределения убытков в случае банкротства одного из ее участников.

В краткосрочном плане в целях трансформации платежной системы России следует устранить границы-между оборотом наличных и безналичных средств, расширить сферу безналичных расчетов; создать систему взаимных зачетов платежей на разных уровнях, особенно в межбанковских расчетах; ввести практику составления консолидированных отчетов банков.

Когда эти минимальные условия реформирования банковской системы будут выполнены, можно приступать к организации полноценной системы финансового посредничества, что предполагает осуществление следующих мер.

1. Отказ от модели универсального банка, которая не соответствует нынешним условиям России: на этапе перехода к рыночной экономике более приемлема система банков с ограниченной компетенцией, например, деление банков на депозитные и деловые.

2. Организация банковской структуры на основе сети отделений, расположенных во всех регионах России. Такой тип организации более прочен, чем система раздробленных самостоятельных банков, поскольку предохраняет от региональных рисков.

3. Создание специальной системы по сбору свободных денежных средств населения, что могло бы стать основой для мобилизации необходимых ресурсов для целевых инвестиций: в строительство жилья, развитие транспорта и связи, здравоохранения и т. д.

4. Создание финансовых институтов, способных играть роль институциональных инвесторов. В первую очередь это касается учреждений по страхованию по старости (пенсионных фондов), которые помимо решения социальных проблем будут способствовать развитию финансового рынка.

5. Оздоровление баланса банков путем определения точной структуры капитала и изъятия из баланса сомнительных долгов.

6. Введение коэффициента ликвидности, отражающего отношение ликвидных активов (наличность, ссуды до востребования, казначейские и коммерческие векселя) к суммарным депозитам. Между тем даже западные специалисты недооценивают роль этого показателя для российских банков, фокусируя свое внимание на коэффициенте покрытия капитала, отражающего отношение капитала банка к его активам.

з - 619

7. Для обеспечения минимальной безопасности 'банков необходима разработка правил диверсификации обязательств банков, которые ограничивали бы концентрацию займов, предоставленных отдельным заемщикам или группе клиентов с одинаковым уровнем экономического риска.

8. Развитие и совершенствование системы безопасности банков. В будущем, вероятно, банки станут добровольно участвовать в режиме взаимного страхования вкладов, хотя сегодня постановка такой задачи для российских банков преждевременна.

* В целом реформа банковской системы должна осуществляться одновременно с реформированием экономической политики, пЬскольку между финансовой сферой и сферой реальной экономики существуют тесные взаимосвязи и взаимозависимость. Учитывая нынешнее состояние производственной системы российской экономики, авторы считают, что восстановление финансового посредничества банков окажет позитивное воздействие на развитие реальной экономики.

JI. А. Зубченко

96.02.007. ЗЛОТОВСКИ И. УЗБЕКИСТАН: “ВЯЗКИЙ” ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

ZLOTOWSKI Y. L’Ouzbekistan ou la transiton enlisee // Economie intern — P., 1995 .— H 61 .— P. 173-183.

Сотрудник университета Париж-Х-Нантер (Франция) рассматривает проблемы и противоречия переходной экономики Узбекистана.

Автор отмечает, что общая философия реформ в республике сводится к пяти принципам, провозглашенным президентом И. Каримовым: отказ от идеологизации экономики, осуществление реформ государством, верховенство закона во всех сферах, приоритет, социальной политики, постепенность перехода к рынку. Таким образом, значительный вес государственного сектора экономики и социальные приоритеты обусловили специфику перехода к рынку. Пример России способствовал отказу от шоковой терапии с ее хаосом и негативными социальными последствиями.

Что касается хода реформ, то в августе 1993 г., по официальным данным, в республике существовало 5800 частных предприятий, на долю которых приходилось 23,1% производимой-в республике продукции (с. 175). Однако изменение форм собственности происходит в республике под таким строгим контролем государства, что сам термин “приватизация” выглядит слишком смелым. Скорее можно говорить о разгосударствлении без потери контроля над предприятиями со стороны государства. Собственниками предприятия могут стать только члены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.