Научная статья на тему '96. 02. 002. Крадер Л. Начала капитализма в Центральной Европе. Krader L. die Anfange des Kapitalismus in Mitteleuropa. - Frankfurt A. M. etc. : Peter Lang, 1993. - 361 S. - (Gesellschaften U. Staaten im Epochenwandel; bd 2). - bibliogr. : S. 323-334'

96. 02. 002. Крадер Л. Начала капитализма в Центральной Европе. Krader L. die Anfange des Kapitalismus in Mitteleuropa. - Frankfurt A. M. etc. : Peter Lang, 1993. - 361 S. - (Gesellschaften U. Staaten im Epochenwandel; bd 2). - bibliogr. : S. 323-334 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИЗМА -ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА {{-}}ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - 15-17 ВВ / ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ {{-}}ИСТОРИЯ - 15-17 ВВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ {{-}}ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ - 15-17 ВВ / КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ {{-}}ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ - 15-17 ВВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ястребицкая А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 002. Крадер Л. Начала капитализма в Центральной Европе. Krader L. die Anfange des Kapitalismus in Mitteleuropa. - Frankfurt A. M. etc. : Peter Lang, 1993. - 361 S. - (Gesellschaften U. Staaten im Epochenwandel; bd 2). - bibliogr. : S. 323-334»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕ! II1ЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАШ1ТАМ1ШтУК;И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ 2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 96.02.001 - 96.02.059

МОСКВА 19%

РЕФЕРАТЫ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

96.02.002. КРАДЕР Л. НАЧАЛА КАПИТАЛИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ.

KRADER L. Die Anfange des Kapitalismus in Mitteleuropa. - Frankfurt a.M. etc.: Peter Lang, 1993. - 361 S. - (Gesellschaften u. Staaten im Epochenwandel; Bd 2). - Bibliogr.: S 323-334.

Книга Лоуренса Крадера посвящена проблеме становления капиталистической системы и современного буржуазного общества в Центральной Европе, преимущественно в "ее германоязычном пространстве''. Как отмечается в предисловии, книга эта родилась в ходе работы руководимого автором в Берлине (с 1972 г.) Международного семинара, в центре которого находится проблема периодизации мировой истории. Проблема эта является центральной и для данной книги, все разделы которой ориентированы на то, чтобы на материале истории зарождения и развития капиталистической системы производства и общественных отношений обосновать главный принцип, которым руководствуется автор в своей периодизации хода мировой истории: исторические периоды отличаются друг от друга, пишет он, не событиями, личностями, изобретениями ("чудесами эпохи"), но "социальными моментами", - процессами, движениями, которые персонифицируются в выдающихся личностях и событиях, формируют мироощущение современников.

Определяя свою методологическую ориентацию, Л.Крадер подвергает критике "восходящую к неокантианству идеографическую традицию", которая видит в истории лишь цепь случайностей (с.23) и отказывает историку в возможности ее познания, полагая, что исторические события могут быть лишь образно описаны, но не поняты в их сущности. Автор относит себя к тому направлению современной историографии, которое исходит из признания исторической закономерности развития. Задачей историка при таком подходе, полагает Крадер, является вскрытие и изучение этих закономерностей, критический анализ "движения от прошлого до сегодняшнего дня" с тем, чтобы (и это представляется автору "наиболее важным и значимым") не только лучше понимать современный мир, но и "управлять его развитием* (с.23). Именно в этом методологическом пространстве, как представляется автору, проблема периодизации обретает одно из ключевых значений.

Вместе с тем Л.Крадер подчеркивает, что его монография не является "книгой по истории" в традиционном смысле. Во-первых, потому, что в центре внимания здесь находятся не события сами по себе, но главным образом "высказывания и впечатления о них и о своем времени великих и знаменитых людей рассматриваемой эпохи", таких как Мартин Лютер, Альбрехт Дюрер, Агрикола, Якоб Фуггер, Ганс Сакс, И ост Амман, Ваноччо Бирингуччо и др. Действительно, выдержки из их корреспонденции и сочинений цитируются Л.Крадером в аппарате примечаний к соответствующим частям и разделам работы в качестве иллюстрации тех или иных его констатаций относительно социальных процессов в Центральной Европе, а также развития техники и технологий, организации производственного процесса, формировании системы нового, капиталистического производства и буржуазных отношений и тд.

Во-вторых, авторский анализ включает рассмотрение (в нарративной форме, с обширным цитированием) ведущих научных концепций Х1Х-ХХ вв. проблемы перехода от феодализма к Новому времени в Европе и становления капитализма. В этом ряду работы

К.Маркса и М.Вебера, Э.Трельча, но также К.Зомбарта, Й.Кулишера, К .фон Белова, Я.Штридера, И.Янссена, Л.Брентано, Я.Шумпетера, В.Парето, Ф.Броделя и др. Свою же задачу Л.Крадер видит в том, чтобы, исходя из различных практик, воззрений, высказываний, социальных теорий XV, XVI и XVII столетий и последующего осмысления их учеными - историками, экономистами, социологами, политэкономами, политологами, философами, марксистами и тд., "представить цельную систему исторического процесса в рассматриваемую эпоху. Это тем более важно, полагает автор, что "сегодня как-то упускается из вида", что современная буржуазная мировая капиталистическая система по своему происхождению -феномен исключительно европейский. Она • продукт новой европейской истории, начало которой и маркирует. Зародившийся в Средиземноморье и распространившийся оттуда достаточно быстро-в Центральной и Западной Европе, капитализм, пишет К рад ер, был вскормлен колониализмом и через его посредство начал свое шествие по всему миру, оставаясь при этом по отношению к нему чисто внешним явлением, поскольку имело место не повторение пути, пройденного в свое время европейскими странами, но перенесение в иную среду форм и отношений, сложившихся иа совершенно иной почве.

Основное содержание книги Л.Крадера распадается на три части: I. "Начала современного буржуазного общества в Центральной Европе. Буржуазная революция XV-XVII вв.". II. Трудовые процессы в Центральной Европе XV-XVII столетия". III. "Машины, механизмы, время и геометрия". Заключение включает три раздела: "Европа в мире", "Капитализм и культурное развитие", "От социального договора к понятию общества*.

Авторская концепция по существу поставленной главной проблемы, обозначенной в заглавии книги, формулируется в целом в первой части. Социальным историкам, пишет Л.Крадер, присущ односторонний подход к проблеме происхождения и становления капиталистической системы и буржуазного общества. Она либо

рассматривается исключительно сквозь призму классовых антагонизмов, либо выводится из "практики и этики предпринимательства" и 'деятельности исключительно богатых классов". Автор декларирует стремление преодолеть эту односторонность. Он говорит о важности синтезирующего анализа в общеевропейском контексте, учитывающего и общие магистральные тенденции и их взаимовлияния, равно как и своеобразие конкретно-исторического развития непосредственно Центральной Европы.

Крушение старой системы, Пишет Крадер, - длительный процесс, охватывающий период с XV по XVII столетие, но он был столь радикален по своему характеру, что это позволяет говорить о революции. Речь шла о внедрении капиталистической системы отношений и производства, о развитии рыночного и денежного хозяйства, о высвобождении крестьян из личной зависимости, развитии городской индустрии и создании системы национальных государств Нового времени. В этом одновременно преобразовательном и созидательном процессе участвовали различные сословия, слои и классы - крестьянство, купечество и "городской класс наемных работников". Но протекал он не равномерно. Старинная, средневековая аристократия, королевские дворы, церковь образовывали правящий слой европейского общества на исходе Средневековья и в начале Нового времени, и ведущая роль его в политике трансформировалась медленно.

Вместе с тем, на протяжении уже почти пяти столетий, пишет Крадер, включая в свою периодизацию и эпоху раннего гуманизма, немало людей уже сознавало, что их время - это не продолжение прежнего образа жизни, но новая эра; и хотя это новое давало о себе знать на первых порах спорадически, но зато почти во всех сферах: в системе хозяйства и права, в религии, искусствах, науке. На Юге и на Севере Европы говорили о Возрождении. Но феодализм продолжался еще долго.

Начало капиталистической эпохи, считает Крадер, заявило о себе в Северной Италии в ХШ-Х1У вв., в немецких землях - в XV в.

Если в Италии носителями этого процесса были цехи суконщиков и купечество, то в Германии он связан прежде всего с горнорудным производством и торговлей металлами. Хотя Германия, как и Центральная Европа в целом, и не является "прародиной капитализма", но именно она внесла важнейший вклад в развитие этого преобразовательного, и в человеческом смысле, и технологически, процесса. Именно в немецком горнорудном производстве были предприняты первые шаги капиталистической индустриализации, подхваченные и развитые затем Нидерландами и Англией.

Столь же, если не более важным, по мнению автора, является развитие именно в Центральной Европе ХУ-ХУ1 вв. широкого крестьянского революционного движения.

Вопрос о времени начала капиталистической системы в Европе, пишет Крадер, таким образом, не имеет однозначного ответа: он зависит от того, что берется за точку отсчета. Точно так же и динамика перехода к капитализму в разных европейских регионах определялась разными факторами. В Италии и Испании, например, она теснее, чем в Германии, связана с развитием мореходства и кораблестроением. В Центральной Европе в большей мере, чем в Средиземноморье, сопрягается она с горнорудной промышленностью, металлообработкой и книгопечатанием. Совершенно иное впечатление о возникновении капиталистической системы и ее динамике даст история данного процесса в Англии и Голландии или во Франции, где особенно важную роль в этом процессе сыграл меркантилизм.

В Центральной Европе определяющими с точки зрения развития капиталистических отношений являются ХУ-ХУ1 столетия. Ведущее положение в этом движении занимала Верхняя Германия, города Балтии и побережья Северного моря, Рейнской области. Хотя капиталистическая система в своем временном движении и пространственном распространении и видоизменялась, но константными оставались ее определяющие элементы - наемный

труд и капитал, их взаимоотношения и соответствующие формы организации трудового процесса.

Переход от Средневековья к Новому времени, пишет Л.Крадер, связывают обычно с открытием Америки, изобретением книгопечатания, Реформацией, появлением крупных торгово-промышленных компаний, распространением предпринимательства, освобождением крестьянства, расширением товарно-денежных отношений и т. д. Бесспорно важные сами по себе подобные явления тем не менее не играют решающей роли в периодизации. Крестьянская война и Реформация, полагает Крадер, полемизируя с М.Вебе ром, в целом, будучи несомненно одними из важнейших событий и аспектов истории Центральной Европы, не являются, однако, таковыми с точки зрения "современной буржуазной формации". Столь же односторонен, по мнению автора, и подход К.Маркса, который, беря • качестве масштаба оценки начал капиталистического процесса эпоху Реформации, датирует начало становления капиталистической системы лишь XVI в., игнорируя крестьянские выступления и движения в Италии и Англии уже в XIV в. Переход от Средневековья к Новому времени и буржуазному обществу был подготовлен многими факторами • постепенным расширением и интенсификацией коммуникаций, в том числе и культурных, между различными областями и регионами Европейского континента, между городами и сельской местностью; на "Новое время" были ориентированы духовные и религиозные искания Х1У-ХУ столетий.

Не следует забывать, однако, и об известной неоднозначности, присущей этой многовековой эпохе, пишет автор. Если с точки зрения интенсивности интеллектуальной жизни и творческих исканий она является одной из вершин истории созидательной деятельности человека, то с точки зрения хозяйственных и социальных процессов эпоха' эта выглядит подготовительной и переходной. Эта внутренняя, органическая двойственность находит отражение и в сознании ее современников. В противоположность 4 2118

Петрарке, Альберти и Дюреру, Якоб Фуггер, например, пишет Крадер, не ощущал свое время как "новую эру", а свою практику -"как вклад в преобразовательный процесс".

Человеческая история - это не движение по кругу и не повторение уже имевшего место. Это преобразовательный процесс критического переосмысления условий жизни, практик, понятий, представлений. Движение истории имеет свои периоды дисконтинуитета, разрывов. Они дают о себе знать как "образно" - в произведениях искусства, в их неповторимом своеобразии, так и в закономерностях производственного процесса (с.34).

Но свой вклад в наступление новой исторической эпохи внесло и крестьянство, сознательно и целенаправленно боровшееся за свою формальную свободу. Также как художники, поэты, философы, сознававшие значение своей деятельности, крестьянское движение осознанно было ориентировано на новую эпоху и являло собой "эпохообразующий феномен", имеющий прямое отношение к началам нового, современного буржуазного общества. Оба этих феномена действовали рука об руку с активизацией и интенсификацией связей - коммерческих, хозяйственных, культурных как внутри Европейского континента, так и, через Средиземноморье, между европейскими, азиатскими и африканскими странами и, наконец, через Атлантику, Индийский и Тихий океан с Америкой и Дальним Востоком.

Эпоха перехода к современному буржуазному обществу, как и само европейское общество с XV по XIX в., "имеет свою систематику", путеводной нитью для понимания которой являются "закономерные отношения производственного процесса" (организация и разделение труда, производства, распределение и потребление произведенных товаров и изделий; производственные отношения и т. п.).

"Закономерное в производственном процессе" (с. 34) - главная тема содержания основных частей книги Л.Крадера. О характере освещения ее и ведущих аспектах рассмотрения свидетельствуют

названия и содержание их глав. Во второй части Трудовые процессы в Центральной Европе, ХУ-ХУН вв." автор прежде всего характеризует движение в эту эпоху народонаселения ("Население и его численность'').

Другие главы посвящены положению крестьянства в различных немецких землях, характеристике их повинностей и событиям Крестьянской войны 1525-1527 гг.; состоянию аграрного производства (1511-1625); корпоративным формам городского ремесла - цехам и гильдиям; их судьбам и функционированию в XVII-XVIII вв.; распространению раздаточной системы и мануфактуры; социальным конфликтам в городах. Л.Крадер подчеркивает известную общность » социальной и производственной практике цехов и раздаточной системы. И та, и другая, полагает автор, ограничивали рост прибыли, аккумуляции капитала, размеры производства, развитие разделения труда, введение технических новшеств и т. п.

В завершающих главах второй части речь идет о купечестве, его организации, формах торговли, бухгалтерском искусстве. Главное внимание уделяет здесь Л.Крадер характеристике деятельности южнонемецких фирм (Фуггеры, Вельзеры, Паумгартнеры и др.), торгово-промышленных и акционерных компаний ХУ-ХУН вв., их роли в переходе к современному буржуазному обществу.

Третья часть книги состоит из двух глав: в первой - "Машины, механизмы, время и геометрия" • рассматривается распространение механических часов, рост сознания времени и его ценности; отражение этого на организации трудового процесса, оплате его результатов, прежде всего • городах (повременная, поденная оплата; возникновение рабочего договора между предпринимателем и рабочими, подмастерьями, фиксирующего продолжительность рабочего дня, перерывы в работе, праздничные дни и утверждаемого городскими властями и т. д.). Л.Крадер приводит примеры подобных соглашений в различных отраслях промышленного производства, в частности горнорудного и металлургического. Рассмотрению 4*

организации производства и структуры социальных отношений в этих областях индустриального производства в Центральной Европе посвящена специальная глава. Горнорудное производство, полагает автор, полемизируя с распространенной точкой зрения, восходящей еще к Я.Штридеру, • отнюдь не спорадический феномен процесса капиталистического развития в ХУ-ХУ1 столетиях. Уже в этот ранний период оно развивалось в тесной взаимосвязи с монетным производством, металлообработкой, с кредитными операциями и банками, с денежной циркуляцией, книгопечатанием, транспортом, производством оружия и дальней торговлей. В этом смысле горнодобывающая промышленность, как и металлообработка, • "феномен системный".

Автор далее характеризует уровень разделения труда в горнодобывающих отраслях в Х1У-ХУ1 вв. и организации производственного процесса, опираясь на известное сочинение Георгия Агриколы "Ое ге те1аШса". Л.Крадер дает представление о горнорудном производстве в австрийских и чешских областях, землях Верхней Германии в XVI в., о добыче и обработке там благородных и цветных металлов; технологических новшествах; формах капиталистического предпринимательства (деятельность нюрнбергских, аугсбургских, лейпцигских акционерных товариществ). В целом, считает автор, разделение труда в горнорудном производстве и плавильном деле, как оно сложилось в ХУ-ХУ1 вв., в принципе мало отличалось от того, что утвердилось там в последующие столетия, включая и XIX в. Эти отрасли выделялись динамизмом, были ориентированы на повышение производительности труда за счет новых технологий и механизации. Дальнейшее их развитие происходило в направлении сложения крупной индустрии. В оценке состояния социальных отношений и тенденций развития горнорудного производства в Центральной Европе Л.Крадер солидаризируется с фон Штридером, О.Йохансеном и др., рассматривавшими его как приоритетную "область предпринимательства и классовой борьбы" (с.213). Организация

производства здесь в рассматриваемый период носила товарный характер и была ориентирована на извлечение прибыли; горнорабочие же принадлежали уже к классу работающих по найму и стремились к повышению зарплаты и улучшению условий труда (с.224).

Центральная Европа в позднее Средневековье и в раннее Новое время играла ведущую роль также в производстве черных металлов и торговле изделиями из них. Характеристике организации производства и социальных отношений в ХУ-ХУ1 вв. в соответствующих отраслях металлургии и металлообработки автор посвящает специальную главу. Крадер прослеживает динамику процесса перехода от ремесленных форм к раздаточной системе и связанной с нею "домашней индустрии" в Зальцбурге, Зиегерланде, Нюрнберге, Аугсбурге (с.227-245), приводит примеры, характеризующие размеры предприятий, уровень специализации и разделения труда, формы и размеры капиталовложений в центрах металлообработки Верхней Германии.

"Субстанционные процессы хозяйства и общества, - пишет Л.Крадер, завершая свое рассмотрение, - обладают различным ритмом изменений... и Маркс с этой точки зрения был прав в своем определении исторического процесса (становления капитализма): система, дух капитализма обрели реальность только на центральноевропейской почве, тогда как капиталистические формы в Италии - не больше, чем лишь предвосхищение будущего, его вестники... Раннекапиталисгическая система наемного труда, денежной циркуляции и кредита создана рабочими, крестьянами, предпринимателями, собственниками и правителями (властью). Некоторое из того, что было ими тогда создано - простая кооперация, раздаточная система, товарищества типа ганз и др. "мсреходные"формы - было утрачено, тогда как другое утвердилось и упрочилось в качестве основы развитого капитализма" (с.243): рыночное хозяйство, банковская и кредитная система, наемный труд, формальные свободы предпринимателей, рабочих и крестьян.

Горнорудное производство Верхней Германии, Тироля, Гарца не было связано с цеховой организацией; оно изначально было ориентировано на прибыль и аккумуляцию капитала и в этом смысле является "непосредственным предшественником капиталистической системы Х1Х-ХХ вв." Определяющими для капиталистической эпохи в целом на всем протяжении с XV по XX столетие являются отношения между капиталом и работой по найму. Психологическо-мировоззренческая линия развития истории предпринимательства: кальвинистская аскеза и бережливость XVI в., меркантилизм XVII в. и т. п., хотя и делают эпоху, полагает автор, но в своем воздействии ограничены: "они исчезают вскоре после того, как расцветут. "Протестантский дух" возникает рано в истории капитализма, но еж не является причиной этого феномена. Стремление крестьян к освобождению, считает автор, возникает намного раньше и более действенно в этом смысле. Свобода и работа по найму суть также "моменты капиталистического крестьянского духа". К числу "радикальных моментов" в истории становления капиталистической эпохи автор относит "превращение крестьян в работающих по найму", "рост классового сознания", "просвещения, грамотности, образованности и организационных форм рабочего класса и капиталистов и "народа в целом". В этом же ряду стоит развитие книгопечатания, "связанное с горнорудным и металлургическим производством, капиталом", а также "колониализм и колонизация"(с.258).

Заключая рассмотрение монографии Л.Крадера, необходимо отметить следующее. Книга эта далеко не бесспорна в своих основных методологических положениях и весьма уязвима (как, впрочем, любое претендующее на широкое обобщение исследование) во многих конкретных выводах. Она посвящена одной из "вечных" и остродискуссионных тем исторической науки - определению хронологических вех начала Нового времени. Не менее дискуссионной является и сама проблема зарождения капитализма и судеб его в немецких землях в ХУ-ХУ1 вв. Разработка ее до 80-х годов

занимала видное место и в советской историографии (М.М.Смирин, В.Майер, А.Н.Чистозвонов, АЛ.Ястребицкая, Н.Савина).

Л.Крадер не считает себя приверженцем марксизма, хотя влияние на него работ К .Маркса и Ф.Энгельса (в частности, в оценке эпохи раннего Нового времени как революционной и переходной), как и традиционной социальной истории, очевидно. Выделяя отношения между трудом и капиталом как определяющие для понимания сущности капиталистической системы и истории ее становления, Л.Крадер, вместе с тем, ставит вопрос о важности системного раскрытия данной темы в целом и учета действия факторов, относящихся также к сфере социокультурного сознания и практики. Восприятие авторской концепции затрудняется нечеткостью самой структуры ее изложения в книге, повторами. Изданная в серии "Общества и государства в переломные эпохи", книга Л.Крадера, вместе с тем, заслуживает внимания содержащимся в ней хорошо организованным конкретно-историческим материалом, характеризующим хозяйственные и социальные процессы в ведущих отраслях экономической жизни Германии ХУ-ХУП вв., так же как и историографическим экскурсом существующих в науке концепций раннекапиталисгического развития в Европе. Но она показательна также как один из образчиков современной историографии. Схематизм традиционного подхода механистически соединяется в ней с элементами системного, историко-антропологического анализа и "постмодернистским" критицизмом.

А.Л. Ястребицкая

96.02.003. ВОЙНА И МИР В РАННЕЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: В 2-х т. / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. - М.,1994. - Т.1. - 176 с.-Библиогр.:с.162-175; Т.2. - 247 е.- Библиогр: с.121-126,232-244.

В XX в. проблемы роли и места войны в истории человечества встали с особой остротой, став предметом всестороннего теоретического осмысления. В последние десятилетия на западе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.