Научная статья на тему '95. 03. 042. Гольц Г. А. Урбанизация как феномен культуры: закономерности социально-информационного разнообразия // Изв. РАН. Сер. Геогр. - М. , 1994. - № 3. - С. 24-37'

95. 03. 042. Гольц Г. А. Урбанизация как феномен культуры: закономерности социально-информационного разнообразия // Изв. РАН. Сер. Геогр. - М. , 1994. - № 3. - С. 24-37 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
249
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / КУЛЬТУРА / УРБАНИЗАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 03. 042. Гольц Г. А. Урбанизация как феномен культуры: закономерности социально-информационного разнообразия // Изв. РАН. Сер. Геогр. - М. , 1994. - № 3. - С. 24-37»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 3

ФИЛОСОФИЯ

3

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,3 рефераты 95.03.001-95.03.052

МОСКВА 1995

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

95.03.042. ГОЛЬЦ Г. А. УРБАНИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: Закономерности социально-информационного разнообразия // Изв. РАН. Сер. геогр.— М., 1994 .— N 3 .— С. 24-37

Города, городской образ жизни, урбанизация могут и должны быть поняты как феномены культуры, которая, в свою очередь, интерпретируется через закономерности социально-информационного разнообразия (с. 36). Философски несостоятелен подход, при котором закономерности, формирующие социальные сообщества, трактовались как сознательно управляемые сущности (так было в отечественной общественной науке в советский период). Город, урбанизация, как и другие социальные явления, "пронизаны константами пространственной саг моорганизации населения" (с. 24), могут быть достаточно точно измерены по таким фундаментальным параметрам, как время, пространство, информация, энергия, в процессе формирования многоуровневых образований — городов, агломераций, региональных систем.

Фундаментальные структуры общества — пространственно-временные, социально-информационные, социально-энергетические, — как показывают исследования, исключительно устойчивы, и это обеспечивает устойчивость социальной жизни на Земле (с. 27). За кардинальные, революционные изменения часто принимают "не изменения самих этих структур как таковых, а некоторые биения, флуктуации на некоторой общей устойчивой траектории" (там же). Такой эфемерный подход подчас определяется "политически окрашенными анализами"; отказ от них способствовал бы более фундаментальному взгляду на общий закономерный процесс. "Вообще, видимо, разъединение общественного, гуманитарного знания с естественно-научным произошло именно по этому рубежу — служить сиюминутным целям или создать фyFIдaмeнтaльнoe знание" (там же).

С глобальной точки зрения, город воплощает в себе достижения человека во всех сферах деятельности. Но изолированные города и даже их сети - это уже пройденные этапы развития цивилизации "Современный объект урбанизированного пространства не просто город с его окружением, а вся территория, одинаково пронизанная средствами транспорта и коммуникаций, насыщенная социальной инфраструктурой. Урбанизация постепенно смещается с ее прежних концентрированных форм к менее разреженным и в пределе к отдель-

109

95.03.042

ному человеку. В этом понимании урбанизация и культура естественно смыкаются. При определенном уровне техники и технологии коммуникации урбанизация, как и культура, пройдет как бы через каждого отдельного человека. Уровень культуры его одновременно будет определять и уровень урбанизации. Но это в пределе. А на пути к нему много стадий развития и переходных форм" (с. 25).

В исторической ретроспективе возникновение, развитие и функционирование городов, становление городского образа жизни было связано не с административными установлениями и даже не с ремесленными или промышленными функциями: они были вторичными по отношению к первичным религиозно-культурным функциям. Именно "осознание человека как духовного, разумного существа, взаимосвязанного с другими подобными существами, природой и космосом в целом, было... одновременно и зачатком формирования города, городского образа жизни в виде культовых, храмовых построек, персонала, обслуживающего их" (с. 26). Сеть храмовых сооружений в больших пространственно-культурных общностях людей по существу была "про-тоурбанизационной структурой древних обществ" (там же), т. е. местами накопления и переструктурирования информации.

Таким образом, сущность урбанизационного процесса определяют культурно-информационная обеспеченность, ее структура и разнообразие. "Структура понимается как устойчивые отношения элементов. Надежно функционирующие структуры в силу инерции навязывают цели. Вот почему смена целей обычно приводит к конфликтной ситуации и революционным преобразованиям. Города представляют генераторы вызревания новых целей общества, новых социальных стандартов и стиля жизни" (с. 26). В этом отношении весьма показательно сравнение разнообразия деятельности в городе и на селе: в Х-ХН вв. максимальное число профессий в городе достигало 60, а на селе — 4 (отношение 15:1), а в 1989 г. — соответственно 60000 и 200 (отношение 300:1) (с. 31).

Культура возникает в результате осознания человеком естественных ограничений воспроизводственных процессов, будучи по сути единственным их регулятором, точнее — регулятором самоорганизации общества. "Города, сети городов, урбанизированные пространства и являются основными носителями этих саморегуляторов" (с 27). При этом развитие культуры можно представить как кумулятивный процесс роста информационного разнообразия. На каждом витке роста разнообразия имеются два устойчивых состояния с точки -фения го циальной напряженности: минимум (отсутствие) и максимум разно образим; между ними — поле неустойчивых состояний, порождающих пульсации (с 30) в спиралевидном развитии урбанизации в процессе диалектического взаимодействия новых целей и устойчивой инфор

мационной, культурной структуры общества (с. 26-27). Пульсациями разнообразия можно объяснить порой загадочные неожиданные взлеты и падения древних цивилизаций и городов. Максимум разнообразия, богатство культуры обеспечивают реальную социальную устойчивость общества: минимум разнообразия в псевдоурбанизированных центрах (например, в СССР, где большая часть городов была просто сетью благоустроенных общежитий при ВПК, характерных своим удручающим однообразием) также обеспечивал устойчивость, но на противоположном полюсе минимума культуры (с. 30). В последней ситуации даже скромные шаги увеличения экономического и социокультурного разнообразия в обществе влекут за собой взрывообразный процесс социальной напряженности (между двумя полюсами разнообразия).

Свои тезисы автор подтверждает формулами и графиками, математически обосновывающими его выводы, а также анализом ряда примеров расчета соотношения культуры и разнообразия определения устойчивых состояний социума (проблема социальной напряженности; разнообразие в городе и деревне; транспортные потоки и коммуникационно-информационные связи в городе; проблемы взаимосвязи экологии, здоровья и культурного разнообразия) (с. 29-36).

И. А. Беседин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.