Научная статья на тему '95. 03. 004. Гейтс Б. Т. Возвращаясь к Дарвину с симпатией. Gates В. Т. Revisioning Darwin, with sympathy // history of European ideas. - Elmsford, 1994. - Vol. 19, № 4/6. - P. 761-768'

95. 03. 004. Гейтс Б. Т. Возвращаясь к Дарвину с симпатией. Gates В. Т. Revisioning Darwin, with sympathy // history of European ideas. - Elmsford, 1994. - Vol. 19, № 4/6. - P. 761-768 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / НАУКА {{-}}В ВЕЛИКОБРИТАНИИ -ИСТОРИЯ / НАУКА -И МОРАЛЬ / НАУКА {{-}}ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / БИОЛОГИZ ИСТОРИЯ / ВИВИСЕКЦИЯ -МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Юдин Б. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 03. 004. Гейтс Б. Т. Возвращаясь к Дарвину с симпатией. Gates В. Т. Revisioning Darwin, with sympathy // history of European ideas. - Elmsford, 1994. - Vol. 19, № 4/6. - P. 761-768»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ^ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

.....-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.03.001-95.03.028

МОСКВА 1995

95.03.004. ГЕЙТС Б. Т. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ДАРВИНУ С СИМПАТИЕЙ.

GATES В. Т. Revisioning Darwin, with sympathy // History of European ideas .— Elmsford, 1994 .— Vol. 19, № 4/6 P. 761-768.

В статье анализируется деятельность двух женщин в Англии конца прошлого века, которые предложили две различные версии этики, базирующиеся на науке того времени. Одна из них ^ Арабелла Бакли — была дарвинисткой, другая — Франс Пауэр Кобб — одна из наиболее известных борцов против- вивисекции. Каждая из них обращалась к своей аудитории, но обе они видели себя как женщин постдарвиновского времени, отстаивающих стиль отношений, преисполненный взаимной симпатией и доверия.

С начала XIX в. и до викторианской эпохи женпШны исполняли роль семейных моралистов и моральных учителей молодежи, особенно в том, что касается отношения к природе. Уже детские писательницы 80-х годов XVIII в., такие как Мэри Уолстонкрафт (Wolstonecraft) и Сара Триммер (Trimmer), в своих произведениях показывали, как женщины могут помочь детям выработать уважение и симпатию к живым существам. Их поддерживали такиё влиятельные люди, как Эразм Дарвин, который специально занимался проблемами женского образования и рекомендовал, чтобы женщины воспитывали у более молодых женщин чувство жалости к жертве жестокости, например, к насекомому, которое уничтожают. Много позже éro внук Чарльз оказал сильное влияние на авторов книги "Эволюция пола", в которой женщины характеризовались как имеющие "более обширную и устойчивую сферу альтруистических эмоций" и как обладающие превосходством "в постоянстве эмоций и привязанностей"1. Неудивительно поэтому, что такие потребности сохранились и у нового поколения женщин постдарвиновского времени.

А. Бакли работала секретарем сэра Ч. Лайелля (Lyell) и была лично знакома с ведущими учеными и научными теориями своего времени. Признанный популяризатор науки, она отстаивала идею об ответственности женщины за моральное воспитание необразованных людей и молодежи. Она публиковала книгу "Красная история естествознания"2, в которой намеревалась "сообщить то скромное количество научной информации, которой должен владеть каждый, и в то же время... изложить полезные основные сведения для тех, кто впоследствии захочет изучать какую-либо специальную отрасль науки" (с. VIII). Вместе с популярным изложением естественной истории своей книгой она надеялась стимулировать и преподавание морали жизни.

1 Geddes P. and Thompson J. A. The evolution of sex. L.: 1889, P. 270-271.

2Buckley A. A short history of natural Bcience. L.: 1876.

95 03.004

22

Хорошо зная эволюционную теорию и все аспекты новой геологии, Бакли представила свои знания в серии ярких и оригинальных популярных книг. Трудно представить себе популяризатора Дарвина, который мог бы превзойти самого Дарвина, изложившего драматическую историю борьбы, происходящей в природе. Но сам Дарвин знал, что его история эволюции допускает много интерпретаций, о чем свидетельствуют и его собственные попытки пересмотреть то, что он понимал под естественным отбором. Одним из интерпретаторов теории Дарвина стала и Бакли в своих двух книгах: "Жизнь и ее дети" и "Победители в гонке жизни"1. Первая показывает шесть областей живого — от амеб до насекомых, а вторая — седьмую, "великое семейство позвоночных". Одна из героинь этих книг — жизнь, или жизненная сила, которая побуждает творения продолжать жизнь своего вида. В животном мире эта роль отводится позвоночным. Здесь Бакли отнюдь не повторяет Дарвина, который смешивал доброжелательную естественную силу, Природу и более индифферентную — естественный отбор.

Последняя глава книги "Жизнь и ее дети" посвящена муравьям, которые демонстрируют социализированное поведение. Однако при этом возникает вопрос, наделены ли муравьи каким-либо чувством симпатии. Бакли делает отрицательный вывод — муравьи посвящают себя сообществу, а не друг другу. Симпатия и доброта свойственны только позвоночным. Обращаясь во второй книге к эволюции млекопитающих и человека, Бакли вводит свое главное совершенствование теории Дарвина — эволюцию симпатии.

Прежде всего она останавливается на адаптации и инстинктах, что вводит ее в сферу чувств. Лояльность прирученных змей, жертвенная симуляция ранения птицами-родителями, пытающимися увести врага от гнезда, защитный стадный инстинкт — все это ведет Бакли к выводу, что "один из законов жизни, который так же силен, если не сильнее, чем закон силы и эгоизма, это закон взаимной помощи и зависимости" (с. 351). Этот закон не есть особый дар свыше, как это могло быть представлено в верованиях христиан, а отражение постепенного развития животного мира. В противовес социал-дарвинистам своего времени Бакли видит великий моральный урок истории развития животного мира в том, что на фоне тяжкого труда и страданий, борьбы и смерти верховный закон жизни — это закон самопожертвования и любви. Смысл эволюции не только в сохранении жизни, но и в развитии этих альтруистических чувств.

Бакли была одним из немногих ранних дарвинистов, осознавших слабость Дарвина в том, что касается развития моральных качеств

Buckley A. Life and her children — L , 1881, Ibid. Winners and life's race — L , 1883 — Приведено по реф. источнику. С. 768.

в животном царстве, и ставшей очевидной при обсуждении им "социальных инстинктов". Дарвин набрюдал конкурентные преимущества, даваемые развитым социальным инстинктом, но не смог объяснить их, особенно в отношении родительских чувств. Бакли продолжила эти наблюдения, но со значительно большим акцентом на взаимной поддержке. И здесь она была пионером. Ее работа совпала по времени с лекцией Карла Кесслера "О законе взаимной помощи" (1880), которая стимулировала Кропоткина к пересмотру дарвинизма. Кесслер умер в 1881 г.; лишь через десять лет Кропоткин вступил в дискуссию с Хаксли о важности взаимопомощи, и через 20 лет он опубликовал свою знаменитую "Взаимопомощь как фактор эволюции"1. Хаксли утверждал, что космическая природа — это не школа добродетели, а средоточие противников этики. Если бы Бакли адресовалась к другой аудитории, ее работа могла бы помочь оппонентам Хаксли заполнить лакуну, вызывавшую колебания у Кропоткина.

Что касается Ф. Кобб — радикального антививисекциониста, то она считала, что этого самого взаимного расположения часто не хватает именно Человеку разумному, который превозносит себя за умение сострадать и понимать. После 20-х годов прошлого столетия, когда лозунгами стали благожелательность и справедливое управление, в среднем классе начинает развиваться этика доброты в отношении к животным. В некоторых семьях животных начинают воспринимать как личностей со своей индивидуальностью и способностью к сопереживанию. И в это же время особенно интенсивно развиваются эксперименты на животных.

В 1863 г. Кобб пишет эссе, которое она оценила как первую попытку рассмотреть моральные вопросы, связанные с мучительством животных. Впоследствии она образовывает Общество защиты животных, подвергаемых вивисекции, которое лоббировало принятие законодательного акта, регулирующего вивисекцию. Однако акт 1876 г., требовавший лицензирования тех, кто занимается вивисекцией, не смог предотвратить "истязания" экспериментальных животных. И тут вновь выступает Кобб с ее зоофилией и разоблачениями науки, которую в течейие последующих 20 лет она во множестве эссе обвиняет в жестокости.

Подобно Бакли, Кобб была обеспокоена интерпретацией "борьбы за существование", с помощью которой, по ее словам, люди пытаются оправдать то, что она считала аморальным поведением. Сардонически суммируя аргументы Дарвина, лично подарившего ей свое "Происхождение человека", она писала: "Природа крайне жестока, но у нас нет

1 Kropotkin P. Mutual aid: a factor in evolution .— L., 1902 .— Приведено по реф. источнику. С. 768.

95.03.005

24

ничего лучшего, чем следовать природе. Закон выживания приспособленных, примененный к человечеству, предполагает абсолютное право Сильного (т. е. того, кто может доказать, что он наиболее приспособленный) произвольно жертвовать Слабым и Неприспособленным"1. Кобб считала ошибкой "собирать плоды с шипов физики и зоологии", поскольку "такие фрукты не растут на этих деревьях", а "моральные истины распознаются морально", а "не раскрываются в исследовании вещей, не имеющих ничего... морального" (с. 764).

Кобб исповедовала этику зоофилии, считая, что пропасть между человеком и животным не столь велика, чтобы ограничить моральные обязательства человека только его собственной средой. Однако сама она не распространяла эти обязательства на низших животных, например, устриц и паразитов. Ее критерием оценки при этом была чувствительность к боли.

В одном из своих наиболее резких эссе с эпиграфом из вымышленного ею "Нового евангелия науки" она писала: "Блаженны безжалостные, ибо они получают полезное знание". Кобб характеризовала ученых как жертв высших существ, стоящих ближе к Богу и ставящих эксперименты над ними самими. Она видела в вивисекции не просто жестокость, но и угрозу европейской цивилизации. При всей любви к животным, она разделяла со своей эпохой страх перед тем, что она называла животным началом. Человеческие свойства она была склонна приписывать домашним животным, опеку над которыми считала для себя святым делом. Цивилизация и природа были для нее различными ипостасями.

И хотя судьбой как Бакли, так и Кобб было уготовано выступать лишь в роли частных моралистов, они стремились к публичным заявлениям о своих знаниях и убеждениях. В век, когда господствуют мужчины, они смогли возбудить в обществе восприимчивость к нуждам других живых существ и включить ее -в предписанные женщинам роли. Каждая из них в своей сфере ценила и защищала жизнь не только людей, поэтому их можно считать первыми феминистскими критиками дарвинизма.

Б. Г. Юдин

95.03.005. ДЖОНС Г. ВОЗВРАЩЕНИЕ К СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМУ. JONES G. Social Darwinism revisited // History of European ideas.— Elmsford, 1994, № 4/6 .— P. 769-775.

В последние годы происходит возрождение социал-дарвинизма. В

1Gobbe F. P. The modern rack: Papers on vivisection .— L., 1889 .— Приведено □о реф. источнику. С. 768.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.