РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
™...^
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ 3 НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
2
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074
МОСКВА 1995
ного неравенства, а провозглашаемые меры в области либерализации, приватизации и сокращения государственного сектора служат лишь средствам повышения уровня концентрации капитала.
В 1982-1992 гг. совокупный оборот 200 крупнейших ТНК возрос с 3 трлн. до 5,8 трлн. долл., а их доля в мировом ВНП — с 24,2 до 26,8% (2, с. 18). Эти успехи были достигнуты в условиях, когда мировая экономика переживала полный застой.
Главным последствием кризиса капиталистического способа производства автор считает изменение самого характера труда. Сегодня в промышленности и сфере услуг наряду с безработицей классического типа существует временная (частичная) занятость, исключающая какую бы то ни было профсоюзную борьбу. Это позволяет предпринимателям нанимать и увольнять работников по собственному желанию, сокращать социальные расходы, а также раскалывать работников на временных и постоянных (которых становится все меньше). Наряду с этим все шире используются такие способы интенсификации труда наемных работников, как продление рабочего дня и наращивание темпов работы. По данным сотрудницы Гарвардского университета Дж. Шор, в 1987 г. средний американский рабочий работал на 163 часа в год больше, чем в 1969 г. По расчетам Дж. Шор, чтобы обеспечить себе уровень жизни 1973 г., американские рабочие должны работать на 245 часов в год больше, чем в начале 70-х годов (2, с. 18).
Во всех дискуссиях о безработице, считает Ф. Клермон, игнорируется тот факт, что при сохранении неизменного объема производства любое повышение производительности труда приводит лишь к росту безработицы. Сегодня мировые промышленные мощности используются всего на 65-70%, поэтому неправомерно утверждение о том, что повышение производительности труда является главным способом возобновления экономического роста. Наделе, считает Ф. Клермон, главным злом капиталистической системы является хроническое перепроизводство, которое, в свою очередь, является следствием недостаточного потребления. Последнее составляет 60-65% ВНП стран ОЭСР; в последние годы оно сокращается под воздействием роста безработицы, снижения общего уровня жизни и роста задолженности. В заключение автор подчеркивает, что сегодня не просматривается никаких перспектив, которые вселяли бы жертвам кризиса надежду хотя бы на минимальное улучшение их положения.
Л. А. Зубченко
95.02.054. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕС ПОСЛЕ 1992 Г.
Main economic policy areas of the EC — after 1992 / Ed. by Coffey P.—
21- тл;
4th rev. ed.— Dordrecht etc.; KJuwer, 19!>3 .— XXIII, 184 p.— (Intern, studies in economics a. econometrics; Vol. 30) .— Bibliogr.: p. 174-178.
Четвертое переработанное издание сборника по проблемам функционирования ЕС, вышедшее в серии “Международные исследования в области экономики и эконометрики”, посвящено итогам и основным направлениям политики стран — членов ЕС после 1992 г. — времени подписания Маастрихтского договора о создании Европейского союза.
На 1 января 1993 г. из 282 директив, включенных в план создания единого внутреннего рынка (EBP) ЕС, подавляющая часть (от 70% в Италии до 80% в Германии) прошла стадию утверждения законодательными органами стран — членов ЕС. В то же время по ряду важных вопросов Совет Министров ЕС не смог достичь единства.
В сборнике анализируются состояние и тенденции развития Европейской валютной системы (ЕВС), проблемы создания экономического и валютного союза (ЭВС), перспективы европейской промышленной политики (ЕПП), налоговой политики (НП), общей сельскохозяйственной (ОСХП), транспортной (ТП) и региональной политики (РП).
После нескольких лет относительной стабильности и успехов в сентябре 1992 г. вся структура ЕВС испытала острые потрясения, вызванные выходом Великобритании и Италии из механизма обмена валют ЕВС. Под вопросом оказалась возможность быстрого создания ЭВС, что требует выработки и осуществления единой НП и РП. Однако разработке НП не уделялось достаточного внимания, особенно в Германии, а РП пока не привела к сглаживанию основных региональных различий в ЕС. Последнее требует осуществления значительных трансфертов средств в более бедные регионы. Источником необходимых денежных средств могли бы стать фонды солидарности, образованные за счет взносов более богатых стран — членов ЕС. Однако возможный прием в члены сообщества стран Центральной и Восточной Европы может усугубить региональное неравенство в ЕС.
В сборнике рассматриваются альтернативные варианты будущего устройства ЕС с учетом радикальных изменений, произошедших на политико-экономической карте Европы на рубеже 80-90-х годов. Особую проблему представляет интеграция стран Восточной Европы и республик бывшего СССР с Западной Европой. Эта проблема имеет как экономические, так и политические аспекты, часто трудноразделимые. Так, ратификация договора об ЭВС выдвигает новые сложные проблемы разработки общей внешней политики. По мнению авторов, легче претворить в жизнь общую оборонную политику или идею общей безопасности, чем решить проблемы ЭВС.
Первостепенное внимание уделяется авторами проблеме формирования и функционирования ЕВС и ЭВС. ЕВС появилась в ответ на устраненность США от решения многих важных вопросов в сфере
международных валютных отношений. Авторы сравнивают ЕВС в техническом отношении с “валютной змеей”, хотя ЕВС предусматривает менее существенные колебания национальных валют относительно экю и соблюдение более жесткой валютной дисциплины странами-участницами. Так, механизм ЕВС предусматривает предоставление кредитов странам-участницам в случае усиления “давления” на национальную валюту и обострения проблем с платежным балансом. При этом ЕВС предполагала создание Европейского центрального банка на базе взносов странами-участницами 20% их золотых и долларовых запасов. Однако ЕВС не достигла запланированных рубежей, и ЕЦБ не был создан. Вместе с тем ЕВС обеспечила определенную валютную стабильность и снижение темпов инфляции, а экю стал привлекательной валютой для третьих стран, заняв место среди пяти самых распространенных валют для международных коммерческих займов. Эти очевидные успехи не дают основания для слишком большого оптимизма относительно ЭВС из-за наличия многих структурных проблем, неравномерности продвижения различных стран Западной Европы в сторону интеграции и т. д. Создание ЕВР можно считать фактором продвижения к ЭВС, равно как создание единой европейской валюты явится фактором усиления международных коммерческих, валютных и дипломатических позиций ЕС.
Ратификация Маастрихтского договора создает юридическую основу для единой ЕПП, которая должна стать важным фактором усиления сотрудничества и конкуренции, повлиять на всю структуру экономики, способствовать созданию оптимальных условий для необходимой структурной трансформации. Авторы отмечают важную роль процессов слияния, поглощений компаний ЕС и усиление контроля за этими процессами. Новым моментом является то, что основным принципом ЕПП становится горизонтальный, а не отраслевой подход. ПП г пира-ется на открытый и конкурентный рынок, на необходимость создания благоприятного климата для бизнеса. Разработчики ПП считают, что усилия ЕС должны быть переориентированы с простого устранения барьеров на пути создания единой инфраструктуры на развитие возможности технической и технологической модернизации и на координацию помощи восточноевропейским странам.
После пяти лет энтузиазма и широкой поддержки со стороны предпринимателей процессов интеграции ЕС столкнулось с новы-1 ми проблемами, возникшими в ходе приспособления к новым усло-виям. Возрастает давление со стороны отдельных стран-участниц в пользу замедления структурной перестройки, сохранения и даже усиления внешних барьеров, хотя объединенный рынок позволяет ' предприятиям получать значительные преимущества благодаря возросшей конкуренции, использованию сравнительных преимуществ и
за счет экономии, обусловленной возрастанием масштабов производства.
Как считают авторы, ЭВС следует рассматривать как единство двух элементов — экономического и валютного союзов, причем валютный союз должен быть реализован к 1999 г. Европейская экономика столкнется с необходимостью соединения денежной и фискальной политики, что окажет влияние на уровень доходов и распределение богатства между странами. НП должна приобрести определенную жесткость и больше влиять на уровень доходов и занятости, чтобы придать ЕС больше жизнестойкости. Из-за различий в уровне экономического развития отдельных стран-участниц их НП должна будет пересматриваться в разной степени. В целом роль НП в ЭВС возрастает, особенно в условиях экономического спада, что показала практика начала 90-х годов. Важной задачей НП остается обеспечение региональной конвергенции и стабилизации.
В сборнике обосновывается важность ОСХП, в которой выделяются два основных направления — политика прямого субсидирования (в Великобритании, Дании и Ирландии) и политика установления гарантированных цен на сельскохозяйственные продукты. Подавляющая часть Европейского хозяйственного фонда используется для гарантирования цен, причем 60-70% всего бюджета ЕС расходуется на финансирование этого фонда. Нынешняя реформа ОСХП базируется на предложения Макшэрри, одобренных Советом Министров ЕС летом 1992 г.
Будучи одной из основных составляющих политики ЕС, ТП долгое время оставалась наименее разработанной, хотя она призвана играть существенную роль в экономическом объединении стран ЕС. В настоящее время в области транспорта происходят значительные изменения. Так, объем перевозок по автодорогам составляет до 70% всего грузопотока, доля железнодорожного транспорта — 15%, доля перевозок по внутренним водным артериям — около 9%. За 20 лет пассажирские перевозки в ЕС выросли более чем на 85%, в основном за счет внедрения в быт частного автомобиля (с. 125-126). Старт для единой ТП был дан в 80-е годы, и сегодня стоит задача создания единого рынка транспортных услуг. Либерализация различных отраслей транспорта способствовала улучшению транспортного обслуживания, а стремление граждан стран ЕС повысить качество жизни проявилось в выдвижении таких требований, как свободное пересечение государственных границ, высокий уровень безопасности поездок, обеспечение экологически чистым транспортом.
Завершает сборник обзор европейской РП, формировавшейся в условиях расширения и углубления экономической интеграции. Раскрывается понятие РП, причины ее формирования в условиях регио-
нального неравенства, экономические и социальные меры по сглаживанию региональных диспропорций. Описаны направления и перспективы РП, в том числе в условиях создания ЭВС и расширения ЕС. В качестве индикаторов региональных различий авторы используют показатели концентрации населения и экономической активности в регионе, уровень дохода на душу населения, производительность труда работников, наличие культурной инфраструктуры, объем рекреационной деятельности и т. п.
Рассматриваются теоретические аспекты регионального развития, в том числе неоклассическая теория Палинка и Ниджкампа, теория международной торговли Хекшера—Олина, теория экспортной базы, теория полюсов роста и т. д.
Распространение производственной деятельности в Европе определяется факторами размещения, важность которых меняется с течением времени, в частности, в связи с изменением производственной инфраструктуры, включая прогресс на транспорте. Отмечается, что в настоящее время преимущества обладания ресурсами дешевой неквалифицированной рабочей силы сменяются фактором наличия высококвалифицированных рабочих. В условиях переоценки значимости и диверсификации различных факторов практически любой тип регионов получает шансы для успешного развития.
В. Г. Вылов
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
95.02.055-056. РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЕС СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. (Сводный реферат).
1. DEUBNER Ch., KRAMER Н. Die Erweit.erung der Europaischen Union nach Mittel- und Osteuropa: Wende oder Ende der Gemeinschaftsbildung? // Aus Politik u. Zeitgeschichte.— Bonn, 1994.— № 18/19.— S. 3-19
2. DODD T. Genossenschaft — ein Modell fur Europa? // Aussenpoli-tik.— Hamburg, 1994,— Jg. 45, 2. Quart.— S. 176-181.
В статье, посвященной проблеме расширения ЕС за счет вступления в него стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) (1), немецкие авторы пишут, что с начала 1995 г. ЕС будет насчитывать не 12, а 16 стран-членов. На очереди стоят и другие европейские страны, в том числе и страны ЦВЕ и Балтии. Наилучшие перспективы из последних имеют страны “Вишеградской группы”, в принятии которых в ЕС особенно заинтересованы такие страны, как Германия и Великобритания. Сроки вступления стран “Вишеградской группы” будут зависеть от целей, преследуемых ЕС и самими претендентами, в том