Научная статья на тему '95. 02. 007. Пригожин И. Время и становление. Prigogine I. temps et devenir // Bull, de la classe des lettres et des Sciences Morales et politiques. - Bruxelles, 1993. - ser. 5, № 7/12. - P. 313-324'

95. 02. 007. Пригожин И. Время и становление. Prigogine I. temps et devenir // Bull, de la classe des lettres et des Sciences Morales et politiques. - Bruxelles, 1993. - ser. 5, № 7/12. - P. 313-324 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ФИЗИКА -ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ФИЛОСОФИЯ ФИЗИКИ / ВРЕМЯ (ФИЛОС.)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 007. Пригожин И. Время и становление. Prigogine I. temps et devenir // Bull, de la classe des lettres et des Sciences Morales et politiques. - Bruxelles, 1993. - ser. 5, № 7/12. - P. 313-324»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 3

ФИЛОСОФИЯ

2

издается с 1991г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,3 рефераты 95.02.001-95.02.041

МОСКВА 1995

71

95.02.007

объясняет все. Именно такой теорией является фрейдизм. Можно ли фальсифицировать подобные теории? Считается, что теорию, которая объясняет все, нельзя фальсифицировать. Правда, фрейдизм представляет исключение из этого правила: он дает информацию о внутренних силах организма, на его основе можно делать фальсифицируемые предсказания. Однако его почти невозможно опровергнуть практически.

Седьмой грех — некритические и чрезмерные претензии. Именно этот грех в конечном итоге разделяет ученых и псевдоученых. Претенциозность, по мнению автора, в полной мере свойственна и Фрейду: он, не колеблясь, распространяет сферу применения своей теории на такие разные области, как сознательное и бессознательное, оговорки, неврозы, мифы, сказки, религию и культуру, часто сравнивает себя с Н. Коперником и Ч. Дарвиным, негодует на недостаточное признание.

Эти семь грехов можно свести к двум смертным грехам: неумению хорошо обосновать собственные притязания и неумению критически отнестись к своим достижениям. "Так как Фрейд повинен ?о всех семи грехах, его теория представляет собой классический случай псевдонауки..." (с. 38). Такой вывод был сделан автором на основе анализа фрейдизма с точки зрения философии науки, прежде всего концепций А. Грюнбаума (подчеркнувшего необходимость хорошего элиминационно-индуктивного подтверждения) и К. Поппера (подчеркнувшего необходимость критически проверить причастность той или иной теории этим смертным грехам).

3. В. Каганова

95.02.007. ПРИГОЖИН И. ВРЕМЯ И СТАНОВЛЕНИЕ. PRIGOGINE I. Temps et devenir // Bull, de la classe des lettres et des sciences morales et politiques. — Bruxelles, 1993. — Ser. 5, № 7/12 .— P. 313-324.

Илья Пригожин обсуждает вопрос о "парадоксе времени". Дело в том, что прототипом физических законов являются законы Ньютона. Для них характерны две взаимосвязанные особенности: 1) детерминизм — если знать первоначальные условия, то можно определить, что будет в будущем или же что имело место в прошлом; 2) "обратимость во времени" — в том смысле, что между прошлым и будущим нет никакой принципиальной разницы. Во всех других науках — биологии, геологии и т. д. — прошлое и будущее несимметричны, существует "стрела времени", история. Эйнштейн неоднократно писал, что время как необратимость есть иллюзия. Однако возникает вопрос, каким же образом время появляется из невремени?

Последние 15 лет своей жизни И. Пригожин посвятил изучению того, каким образом можно переосмыслить фундаментальные законы

95 02 007

72

физики таким образом, чтобы включить в них "стрелу времени", как создать эволюционную физику, аналогичную в определенном смысле дарвиновской биологии В своих размышлениях он пришел к тому, что парадокс времени может быть связан с другими парадоксами, существующими в квантовой физике и космологии (относящийся к так называемому "Большому Взрыву" (big-bang)

Решение парадокса времени обнаруживается в физике неравновесных процессов, в физике необратимых явлений, развившейся на протяжении 30 последних лет Здесь было показано, что материя, находящаяся в состоянии, далеком от равновесия, обнаруживает новые свойства, значительно отличающиеся от тех, которые она имеет в состоянии, близком к равновесию Вблизи равновесия каждая молекула контактирует только со своими соседями, тогда как вдали от равновесия воз-'никает "коллективное поведение" ("когеренция"), затрагивающее всю совокупность молекул Возникают т н "диссипативные структуры"

Поведение молекул в состоянии диссипативного хаоса описывается нелинейными уравнениями, имеющими в этих условиях целый ряд возможных решений Их изучает теория бифуркаций Кроме того, в последнее время удалось описать вероятностную динамику хаотических систем, ведущих себя по типу сдвига Бернулли (эта заслуга принадлежит молодым сотрудникам И Пригожина) Поведение хаотических систем удалось описать с помощью статистических законов в терминах траекторий

Это означает, что то, что мы видим вокруг, возникает не в силу единственной траектории, но зависит от поведения совокупности траекторий Примерно так же, как в человеческой истории, мы не можем написать ее, имея в виду лишь одну-единственную личность Мы должны думать о коллективе личностей и о его истории, но не истории ряда отдельно взятых индивидов

Пригожин выделяет три формулировки законов природы Первая — ортодоксальная — формулировка Ньютона (в классической механике), Шредингера (в квантовой механике) и Эйнштейна (в теории относительности), которая относится к траекториям, волновым функциям, следовательно, к "индивидуальным" объектам

Вторая формулировка связана с динамической интерпретацией термодинамики и энтропии, которые относятся к статистическим совокупностям Однако подобное описание, предложенное около 100 лет назад, сводимо к траекториям или к волновым функциям

Сейчас возникает третья формулировка законов природы — несводимая, вероятностная и необратимая Подобная формулировка означает нечто принципиально иное, чем законы Ньютона или Шредингера Законы Ньютона и Шредингера выражали универсальный детерминизм Однако если все определяется первоначальными условиями, то

73

95 02 008

условия, существовавшие 15 млрд лет назад, должны были определить все затем последовавшее и, в частности, написание данной статьи Несводимое же описание означает, что законы природы указывают возможности, среди которых одни реализуются, а другие — нет Из нестабильности и хаоса рождается время с его направленностью, энтропией и различием между обратимостью и необратимостью, равновесием и неравновесностью и всем тем разнообразием мира, в котором мы живем В квантовой механике парадокс возникает из-за того, что базисное уравнение является детерминистическим Но человек своими способами измерения вносит необратимость в по сути своей обратимый мир (с 322)

Что касается космологии, то здесь присутствует утверждение о грядущей смерти Вселенной, будь то в результате теплового рассеяния или в результате сжатия Пригожин считает, что Вселенная не плод, упавший с ветки, который может лишь сгнить Вселенная продолжает взаимодействовать с квантовой пустотой, нестабильность которой породила ее Наш мир не изолирован, и мы не можем предугадать, какова будет судьба Вселенной через несколько миллиардов лет

Новая формулировка законов природы в конечном счете связана с определенным философским поворотом Идея науки отражала представление о могуществе разума, которое сделает человека хозяином Вселенной Однако это же привело к изоляции человека от природы, поскольку по одну сторону оказался человек, наблюдающий и мыслящий, а по другую — Вселенная-автомат, в которой нет места ни возникновению нового, ни творчеству Необходимо восстановить и утвердить связь человека с природой

JI П Мордвинцева

95 02 008 БАРОНА Ж Л РЕСПУБЛИКА ТЕЛА ОБЩЕСТВЕННЫЙ УКЛАД И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО В МЕДИЦИНСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

BARONA J L The body republic Social order and human body in Renaissance médical thought // History a philosophy of life science — Valencia, 1993 — № 15 — P 165-180

Жозеф Луис Барона (отделение истории науки, Валенсия, Испания) отмечает, что в трактатах историков медицины эпохи Возрождения имеются многочисленные свидетельства использования образа человеческого тела организации и иерархической взаимозависимости его частей для проведения аналогий с социальным порядком и функционированием всего механизма общественных отношений, преподносимым как естественный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.