Научная статья на тему '95. 01. 038. Этносы и этнические процессы: памяти Р. Ф. Итца. Сборник статей /РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-маклая. - М. : Наука, 1993. - 344 с. - Библиогр. В конце ст. 1)'

95. 01. 038. Этносы и этнические процессы: памяти Р. Ф. Итца. Сборник статей /РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-маклая. - М. : Наука, 1993. - 344 с. - Библиогр. В конце ст. 1) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТЦ РФ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДЫ МИРА / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНОС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 038. Этносы и этнические процессы: памяти Р. Ф. Итца. Сборник статей /РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-маклая. - М. : Наука, 1993. - 344 с. - Библиогр. В конце ст. 1)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 95.01.001 - 95.01.045

МОСКВА 1995

формированием аристократии, ведущей свою генеалогию от южных кочевников (с.162).

А.ЕМедовичев

ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

95.01.038. ЭТНОСЫ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТИ Р.Ф.ИТЦА. Сборник статей /РАН. Ин-т этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1993. - 344 с. - Библиогр. в конце ст.1).

Предлагаемая читателю книга посвящена памяти выдающегося советского этнографа и востоковеда, доктора исторических наук, профессора Р.Ф.Итца (1928 - 1990) и представляет собой сборник статей, связанных с изучением рода актуальных проблем этнологии и этнокультурной динамики у различных народов мира. Сборник открывается статьей о творческом пути Р.Ф.Итца, которая фактически состоит из трех небольших разделов-эссе, написанных в довольно эмоциональном ключе.

Раздел, посвященный научной стороне деятельности Р.Ф.Итца, написан В.А.Козьминым; раздел об учебной и научно-педагогической работе - Н.Н.Цветковой; вводная часть и раздел о научно-популяризаторской деятельности - А.В.Гадло.

Остальные статьи сборника составляют несколько тематических блоков, первый из которых связан с разработкой теории этноса и методологии изучения этнической истории. Так, в статье П.Л.Белкова дан критический разбор методов построения теории этноса на основе анализа двух наиболее известных концепций. Как известно, большинство специалистов рассматривает этнос в качестве социального явления, а в концепции Л.Н.Гумилева этнос трактуется как явление природное. Автору удалось показать,

Материал представляет собой- незначительно сокращенное Предисловие

сборника.

что при наличии многочисленных противоречий обе теории, по сути, идентичны, что объясняется спецификой применяемого метода -индукции. В свое время С.А.Токарев указывал на несостоятельность попыток определить этническую общность путем перечисления "видовых" признаков, то есть предлагал отказаться от индуктивного (сравнительного) методе. Однако это предложение никак не сказалось на методологии этнологических исследований в отечественной этнографии. П.Л.Белков предлагает прибегнуть к методу восхождения от простейших абстракций, который является синтезом дедукции и индукции, а также- справедливо замечает, что представление об этносе нельзя превратить бесконечными уточнениями в понятие этноса, его надо заменить понятием этноса, и есть надежда, что упомянутый метод сделает эту задачу выполнимой.

Исходной посылкой статьи А.Н.Анфертьева "Пролегомены к изучению этнической истории" является бесспорное суждение, что этнической историей должны заниматься специально подготовленные лица, владеющие всем комплексом источников, относящихся к изучаемому предмету, способные также самостоятельно разбираться в методах смежных дисциплин (лингвистики, археологии, антрополгии, топонимики и др.) и давать , квалифицированную оценку тем или иным построениям в этих дисциплинах. Автор не питает иллюзий относительно возможности полной реконструкции этнической истории: исследователь всегда будет ограничен состоянием источниковой базы. А волюнтаристские попытки реконструкции, основанные на пережитках ложно понятой эволюционной теории, не имеют в глазах автора никакой когнитивной ценно«-*. Главную опасность в связи с этим составляют попытки произвольного сопоставления двух или более категорий источников (например, археологии и лингвистики), а также перенос лингвистической терминологии в иные дисциплины.

А.М.Решетов дает обзор современного состояния изучения проблемы древних юэ по работам отечественных ученых и считает

возможным рассматривать юэ в качестве предков современных малайе-полинезийских, тайских и мон-кхмерских народов. В статье Н.В.Ермоловой ставится под сомнение правомерность рассмотрения эвенков в качестве единого в своей основе этноса, отдельные группы которого приобрели в процессе расселения некоторые отличительные признаки, считающиеся у них заимствованными, вторичными. Автором показано, что в прошлом эвенки распадались на две большие группы • западную и восточную, каждая из которых включала ряд более мелких этнических подразделений. В статье Е.Г.Федоровой освещается состояние проблемы соотношения общего и особенного в культурах обских угров, при этом рассматривается методический аспект вопроса и уточняется ряд признаков, позволяющих относить элементы культуры к определенным комплексам, связанным с различными культурными компонентами. Основное содержание статьи представляет собой характеристику каждого из обозначенных комплексов элементов культуры, путей их включения в культуры хантов и маиси; затрагивается и вопрос о появлении оленеводства у обских угров, а также впервые объясняются причины изменений в отдельных сферах материальной культуры манси, в частности в одежде. А.Б.Спеваковский в своем обзоре обращает внимание на те аспекты изучения айнов, и прежде всего их этнической истории, которые до сих пор остаются слабо освещенными или совершенно не изученными в отечественной этнографии и истории.

О.М.Бронникова пытается найти ответ на вопрос: каков характер общности, известной под именем "сарты", обладала ли она этническими свойствами или только признаками хозяйственно-культурного единства? Автор рассматривает причины исчезновения сартов из официальной статистики, научного оборота и бытового обращения, а также ставит проблему специфики этнических обшностей Средней Азии, связанную с особенностями восприятия таких параметров, как конфессиональная принадлежность, образ жизни и язык. А.В.Курбанов излагает историю переселения части

туркмен из Средней Азии в пределы России и Северного Кавказа, а также прослеживает процесс формирования этнической группы ставропольских туркмен, возникшей в результате этнокультурных взаимодействий народов Северного Кавказа с населением территорий к востоку от Волги и Каспийского моря. Статья Э.Х.Г!анеш и Л.Б.Ермолова посвящена малоизученной этнической группе месхетинских турок, депортированных из Южной Грузии. Помимо этнографической характеристики месхетинцев в работе затрагиваются вопросы их этногенеза, которые приобрели сейчас известное политическое звучание, а также вопрос об изменении ихэтнокультурного облика при смене этнических контактов в условиях принудительных миграций. Уделено внимание и истокам турко-месхетинской проблемы и развитию национального движения месхетинцев в условиях современных этнополитических процессов, дан интересный анализ причин и последствий ферганских событий с точки зрения теории конфликта. Аналогичная тематика рассматривается и в статье М.-Р.А.Ибрагимова, который в свете современного обострения межнациональных отношений в Дагестане характеризует этническую, этнодемографическую и этнолингвистическую ситуацию накануне образования Дагестанской АССР, особо останавливаясь на проблемах этнической консолидации и взаимоотношениях автохтонного населения с пришлым.

Е.С.Соболева в статье о китайцах на Тиморе описывает этнические процессы, где, однако, не наблюдалось этнокультурного взаимовлияния китайцев и местных этнических общностей, хотя специфика Торговой деятельности и работа китайских ремесленников и оказали некоторое влияние на материальную культуру тиморцев.

В статье В.А.Попова описана особая • параполитейная • этнокультурная ситуация, возникающая в условиях межформационного взаимодействия синполитейной первобытной периферии и развитых капиталистических _ обществ. В западноафриканских параполитейных обществах-реципиентах 32-325

возникла тенденция к освоению лишь внешних форм культурных и технических достижений европейских обществ-доноров, а также наблюдались дискредитация традиционной мононормы и усиление престижа христианско-буржуазных ценностей.

Следующий блок статей связан с разработкой различных аспектов материальной культуры. Так, Н.В.Ушаков предлагает оригинальную методику структурно-типологического анализа жилища, позволяющего представить основные компоненты жилища в форме указателя типов с нумерацией. Проблемы материальной культуры деревни русского Севера затрагиваются в статьях А.НДавыдова и А.Е.Финченко. Т.Г.Бетехтина уточняет определение понятия "кустарные промыслы". Л.А.Иванова, исходя из конкретных обстоятельств, связанных с атрибуцией таитянского "плаща Р.Форстера", формулирует ряд универсальных положений, которые должны лежать в основе датировки этнографического предмета.

Статья КХА.Ямпольской открывает блок работ, посвященный разработке этнокультурных аспектов менталитета, и выявляет обусловленность конструктивных особенностей "шаманского чума" эвенков необходимостью моделировать в камлании деятельность человека и сверхъестественных сил в масштабе мифологического пространства. С.Н.Соломатина рассматривает популярные приемы символического ухода за ребенком (прежде всего - плетение по определенным правилам вязи) у тувинцев, привлекая сравнительный материал по другим народам Саяно-Алтая. А.Ю.Синицын стремится показать развитие "бирманского бокса" в контексте традиционных анимистических культов. К этому же блоку примыкает статья Т.Б.Щепанской, тема которой находится в русле исследований иррациональных механизмов социального регулирования и иррационального отражения в обыденном сознании общественных процессов, особенно в переходные периоды. Автор рассматривает современные городские поверья о таинстенных энергиях, которые используются как своего рода эзотерический язык для описания опыта социальных взаимодействий, в особенности

управлений. В виде поверий об энергии фиксируются навыки обретения поддержки, повышения статуса, борьбы с соперниками, организации и разрушения группировок. Приведенные материалы, собранные в конкретном сообществе молодежного андеграунда, позволяют по-новому взглянуть на архаические представления о магической силе, мане и т.п., с которыми поверья об энергии обнаруживают явное сходство. Работа Т.Б.Щепанской позволяет также подойти .к пониманию современного мистического бума и связанных с ним мифилогических форм обыденного сознания.

Несколько статей связайо е проблемой половозрастной стратификации и ее институтов. Так, Р.В.Янборисова проследила процесс изменений структур управления у оромо от функционально недифференцированного 'совета гада" (группы лидеров правящего возрастного класса) до института руководителей, первоначально формировавшегося из военных лидеров миграций. Н.Г.Шаханова предприняла попытку реконструкции конкретных форм реализации половозрастной стратификации в традиционном обществе казахов. КХЮ.Карпов определяет значимость института мужских союзов в социально-политической и культовой сферах жизни горских народов Кавказа, причем приведенные материалы позволяют внести некоторые уточнения в представления о культурно-исторических и, возможно, этногенетических связях горцев Кавказа с населением других регионов Евразии.

Еще один блок составляют статьи, исследующие этнокультурные контакты на материале семейно-брачных отношений. И.Г.Кисеяева рассматривает круг брачных связей хэваских ижор в условиях постоянных взаимоотношений с единоверцами (русские-православные) и представителями протестантов (финны-яюрямейсет и финны-савакот). В статье С.Э.Бокариус анализируется ассимиляционное воздействие ; немецкого окружения на свадебную обрядность серболужичан. В ' современных условиях, когда процессы ассимиляции малых народов становятся все более интенсивными и нередко болезненными, эти

статьи приобретают особую актуальность. Междисциплинарное исследование Г.М.Афанасьевой предлагает оригинальные способы приведения разнородных данных в корректное состояние, позволяющее сочетать анализ историко-этнографических источников со строгим поиуляционно-генетическим подходом. Выводы статьи вносят существенный вклад в представления об уровне кровнородственной близости и механизме соблюдения конкретной дистанции инбридинга в малочисленных изолированных группах, что позволяет сформулировать некоторые закономерности формирования замкнутых популяций

ВА.Попов

95.01.039. РАННИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ: ГЕНЕЗИС, ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА, ПОТЕСТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: ПАМЯТИ Л.Е.КУББЕЛЯ /РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая; Отв. ред. Попов В.А.-М.: Наука, 1993. - 332 с. - Библиогр. в конце ст.1)

Предлагаемая читателю книга посвящена памяти выдающегося советского этнографа-африканиста, доктора исторических наук Льва Евгеньевича Куббеля (1929-1988) и представляет собой сборник статей, связанных с изучением ряда актуальных проблем социальной стратификации на ранних стадиях развития общества. Открывается сборник статьей Ю.К.Поплинского о самом Л.Е.Куббеле и его творческом пути. Статью дополняет обширная библиография трудов Л.Е.Куббеля, которая наглядно свидетельствует о его вкладе в развитие отечественного обществоведения.

Остальные статьи фактически составляют два разновеликих

Материал представляет собой незначительно сокращенное Предисловие

сборника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.