Научная статья на тему '95. 01. 033. Дагестан: Чеченцы-аккинцы / Ин-т гуманит. -полит. Исслед. ; сост. : кульчик Ю. Г. , Куза Л. Г. , Маргулис С. Д. И др. - М. , 1993. - 102 с'

95. 01. 033. Дагестан: Чеченцы-аккинцы / Ин-т гуманит. -полит. Исслед. ; сост. : кульчик Ю. Г. , Куза Л. Г. , Маргулис С. Д. И др. - М. , 1993. - 102 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 033. Дагестан: Чеченцы-аккинцы / Ин-т гуманит. -полит. Исслед. ; сост. : кульчик Ю. Г. , Куза Л. Г. , Маргулис С. Д. И др. - М. , 1993. - 102 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОС*Ш6ЯМНН«*Ш6УКАМ

И »4К1НМ« мя«

ж

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

1

издается с 1991 г. выходит 4 раза а год индекс РЖ 2 индекс серии 2,11 рефераты 95.01.001-95.01.035

МОСКВА 1995

град, Хабаровск, Владивосток, Архангельск. Поиск корреспондентов, подчеркивает заместитель директора РАФПРОФИО по связям с общественностью С. Климова, продолжается.

Юридическая программа РАФПРОФИО официально начала действовать с 1 февраля 1994 г. Руководитель программы А. Шугаев. Основными направлениями ее деятельности являются: консультации по правовым вопросам членов независимых профсоюзов; составление документов правового характера, необходимых для деятельности независимых профсоюзов; представительство интересов независимых профсоюзов и их членов в суде, арбитражном суде и других государственных органах, а также при переговорах с администрацией предприятий. Одним из важных направлений программы является участие юристов в экспертизе и подготовке нормативных актов.

Советник РАФПРОФИО проф. Л. Гордон в своем докладе акцентировал внимание на трех основных тенденциях в профсоюзном движении на современном этапе. Первая, главная тенденция — продолжается разрушение прежних псевдопрофсоюзов, которые составляли ВЦСПС. Лишь 15—20% людей, занятых в производстве, считают, что профсоюзы еще играют значительную роль. Вторая тенденция — преобразование старых профсоюзов: часть из них гибнет, другая часть превращается в реальные профсоюзы. В качестве примера Л. Гордон приводит профсоюзы учителей, врачей, профсоюз рабочих металлургической промышленности. Третья, очень важная тенденция — это развитие новых профсоюзов: НПГ, СОЦПРОФ, профсоюзы авиадиспетчеров, моряков, докеров и др.

На современном этапе положение трудящихся прямо зависит от развития трудового законодательства, от характера социальной политики, проводимой властью. С этой точки зрения очень важна политическая и особенно избирательная активность профсоюзов, что, по мнению Л. Гордона, проявилось явно недостаточно. "Неудаче свободных профсоюзов на выборах способствовала также глубоко ошибочная позиция демократической общественности, снобистское отношение к рабочему движению политической верхушки демократов" (5, с. 50).

95.01.033. ДАГЕСТАН: ЧЕЧЕНЦЫ-АККИНЦЫ / Ин-т гуманит,-полит. исслед,; Сост.: Кульчик Ю. Г., Куза Л. Г., Маргулис С. Д. и др.— М., 1993 102 с.

Данная работа является первой попыткой небольшой исследовательской группы, включающей в себя политологов, историков, архивных работников, подойти комплексно к проблемам одного из репрессированных народов — аккинцев (ауковцев). Анализ, современного состояния "аккинской проблемы" сочетаете!!! с приведением обширного

95.01.033

126

документального материала, отражающего как прошлое, так и настоящее положение аккинцев.

Открывается книга очерком Ю. Г. Кульчика и А. А Адилсулта-новд "Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования", который прослеживает путь этого народа с древности до наших дней. При анализе всех этнополитических процессов в регионе, подчеркивают авторы, необходимо иметь в виду, что "значительная часть проживающего здесь чеченского населения воспринимает землю в означенных границах как "исторический Аух", как единственное место в мире, где возможно существование аккинцев" (с. 5), место пресечения торгово-экономических и военно-политических связей громадного евроазиатского материка.

Начало установления связей аккинцев с Россией восходит к XV в. В русских источниках с середины XVI в. встречаются упоминания аккинцев и их этнотерритории — "Окоцкой земли", с которой в 1588 г. был заключен союзный договор. Однако с 30-х годов XVIII в. для аккинцев начался долгий процесс борьбы против царской администрации и местных северокавказских владельцев. Постепенно она стала приобретать характер священной войны за чистоту ислама. Но это было лишь прелюдией большой Кавказской войны, развернувшейся в 20-50-х годах XIX в. Для всех частей чеченского этноса Кавказская война по своей сути является национально-освободительной. По окончании Кавказской войны территория Акки (Ауха) вошла в состав Терской области под названием Хасавюртовского округа, населенного аккинцами, а также кумыками и ногайцами. "Вхождение Ауха в состав Терской области было органичным, поскольку все части чеченского этноса оказались объединенными в рамках одного областного административно-территориального образования, что благоприятствовало развитию экономических, социальных, культурных, семейных и прочих внутриэтнических связей" (с. 9).

В 1921 г. территория Хасавюртовского округа была включена в состав созданной Дагестанской республики. Согласно переписи населения 1926 г., в Дагестане проживало около 22 тыс. чеченцев, из них около 17 тыс. — на территории Хасавюртовского района. Однако обнаруженные в архивах документы отражают напряженность этнопо-литической ситуации, которая сложилась здесь в результате волюнтаристских действий верховной власти в разделенных границей районах ДагАССР и Чеченской автономной области; в вышестоящие инстанции направлялись петиции с доказательствами необходимости использования данной территории как единого экономического пространства.

В 1943 г. на базе девяти сельсоветов (15 колхозов) с учетом этнического состава населения был создан Ауховский район, в котором жили 14,5 тыс. чеченцев, т. е. около половины всех вайнахов Дагеста-

на. Предполагалось открыть школы с преподаванием на родном языке, наладить печать и т. д. Сегодня, пишут авторы, высказывается мнение, что создание района было предусмотрено вовсе не для поддержания чаяний аккинцев, а только для их успокоения перед предстоящей депортацией, что вполне вероятно, так как судя по вновь открывшимся архивным материалам выяснилось, что подготовка к крупномасштабной репрессивной акции началась еще в 1942 г. Подтверждает это предположение и тот факт, что между последним решающим документом по образованию Ауховского района и указом о депортации от 23 февраля 1944 г. — всего одиннадцать дней (с. 10). В результате "переселенческой" акции, согласно некоторым оценкам, аккинцы потеряли от 1/3 до 2/3 населения.

После выселения чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию на основании "Указа Президиума Верховного Совета об административно-территориальном устройстве Дагестанской АССР" от 7 июня 1944 г. Ауховский район был переименован в Новолакский, причем часть территории была передана в состав Казбековского района, получили новое название и все населенные пункты, чтобы стереть из памяти народа все следы проживания вайнахской этнической группы (аккинцев). В села Новолакского района из горных аулов переселялись лакцы, в чеченские населенные пункты Казбековского района — аварцы.

И хотя после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 г. аккинцы формально получили возможность вернуться домой, им предлагалось поселиться в пяти районах Дагестана, а территория бывшего Ауховского района оставалась Для них под строжайшим запретом. Со времени возвращения аккинцы ставили перед руководством Дагестана, РСФСР и СССР вопрос о восстановлении Ауховского района и преследовались за это властями. "Исторический Аух как естественная, складывающаяся в течение многих веков территория обитания аккинцев был разрушен тоталитарным режимом вследствие отторжения его сердцевины — Ауховского района. Тем самым... была заложена основа для формирования здесь очага острейших межнациональных противоречий, в ликвидации которого в настоящее время делаются лишь первые шаги" (с. 13).

Согласно переписи 1989 г. в Дагестане проживают 57 877 лиц чеченской национальности, из них в городах — 24 703 человека (42,7%), что составляет 3,5% всего городского населения республики, и лишь в Хасавюрте их доля составляет 31,6% (с. 13). Из 10 520 работающих граждан 3352 трудятся в промышленности, ИЗО — на транспорте, 1431 — в строительстве, 986 — в сфере торговли и общественного питания, 431 — в здравоохранении и социальном обеспечении, 481 — в системе управления. В сельской местности проживают-31 726 чеченцев (57,3%). Большинство чеченского населения занято физическим тру-

95.01.033

128

дом (78,7%) — показатель выше, чем у любого другого этноса Дагестана, в сфере же умственного труда самый низкий процент занятости — 12,3% (с. 14). Хотя чеченская интеллигенция Дагестана весьма немногочисленна, весьма значителен ее авторитет среди всего аккинского населения и основывается на следующих факторах: чеченцы и в сельской местности, и в городе живут очень компактными группами; аккинцы представляют собой в известной мере "закрытое" общество; характер труда делает аккинцев населением более мобильным, чем остальное население. А нерешенность проблемы восстановления Ауховского района поддерживает его высокую активность и сплоченность.

Гражданское движение аккинцев представляет собой многозвеньевую структуру: хасавюртовское общество "Мемориал", Оргкомитет по восстановлению Ауховского района, региональный Народный фронт "Вайнах", Исполнительный комитет съезда чеченцев Ауха. Возникнув в разное время для решения различных задач, эти движения остаются звеньями единого политического движения с единым довольно широким кругом активистов, средний возраст которых — 30-55 лет. Развернувшийся процесс реабилитации репрессированных народов откладывает заметный отпечаток на политическое мышление и поведение ауховцев. В марте 1991 г. вышел указ, полностью отменивший все акты, приведшие к репрессиям целого ряда народов, что дало толчок развитию гражданской активности ауховцев, потребовавших в своем Обращении от 14 апреля 1991 г. немедленного восстановления Ауховского района в границах 23 февраля 1944 г., реставрацию исторических названий чеченски^ сел, возвращения домов их законным владельцам. III съезд народных депутатов Дагестана, проходивший в июле 1991 г., поддержал чеченцев-аккинцев, установив переходный период для решения многих практических вопросов. Решением Правительства России от 24 января 1992 г. и правительства Дагестана от 18 февраля 1992 г. предусматривалось выделение кредитов и строительных материалов на обустройство переселенцев-лакцев из Иоволакского района.

По указанию съезда при Совмина Дагестана был создан Оргкомитет по восстановлению Ауховского района, в силу ряда причин не имеющий реальной власти. Однако несмотря на все недостатки принятых государственных постановлений я созданных для их реализации структур, вопрос возвращения тысяч людей в родные места перешел в реальную плоскость, что не могло не отразиться на политической обстановке в регионе. Первыми свое несогласие с решением о переселении лакцев на их исконные земли высказали кумыки. Заявление, сделанное осенью 1991 г. руководством кумыкского народного движения "Тенглик", не оставляло сомнений в том, что переезд тысяч лакцев в район севернее Махачкалы и образование новой административно-территориальной единицы повлечет за собой тяжелейшие последствия

для всего региона. Взаимоотношения чеченцев с аварцами, тесно связанными со значительным пластом аварского населения Казбековско-го района, оказались еще сложнее и острее. Возник даже Оргкомитет по защите прав насильственно переселенных аварцев. Учитывая, что напряжение явно нарастает, для предотвращения возможных национальных столкновений активизировалось исламское духовенство, выступившее 14 апреля 1991 г. с "Обращением", принятым на совещании имамов мечети.

В результате проведенного анализа "аккинской проблемы" авторы пришли к следующим выводам: 1) восстановление Ауховского района следует осуществлять, не создавая новые значительные группы обиженных из выселенных людей; 2) следует распространить действие закона "О реабилитации репрессированных народов" на всех чеченцев Дагестана. Признание властями "исторического Ауха" не должно вызывать какие-либо территориальные притязания; 3) решение этой сложной проблемы возможно лишь во взаимосвязи двух процессов: оказание материальной помощи всем втянутым во внутрирегиональные миграции и признание всех местных национальных гражданских формирований полноправными субъектами политической системы республики, а также заключение ими договора о решении "аккинской проблемы" .

Единственный путь сохранения Дагестана как единого государства — в глубоком реформировании его внутренней структуры, в федерализации. "Этот процесс уже вдет, он неизбежен, ибо отражает интересы различных национальных групп в большом полиэтническом государстве" (с. 32).

Второй раздел сборника составляют документы по истории и современному состоянию аккинцев (ауховцев) в Дагестане (составители: Л. Г. Куза, В. И. Романов). Первоначально составители планировали публикацию всех обнаруженных в архивах материалов, но их оказалось такое количество, что пришлось ограничиться представлением наиболее важных и значимых. Все опубликованные материалы разбиты на следующие главы. 1. "Чеченцы-аккинцы в первые десятилетия существования ДАССР". 2. "Образование Ауховского района в Дагестане" . -3. "Ликвидация Ауховского района и репрессии сталинского режима в отношении чеченцев-аккинцев". 4. "Современные формы общественно-политической активности чеченцев-аккинцев в республике Дагестан". 5. "Проблемы восстановления Ауховского района на современном этапе".

И. Ф. Рековская

17-4186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.