Научная статья на тему '95. 01. 026. Пилке Р. Данные и методология для расчета затрат по программе "космический челнок". Pielke R. data on and methodoloty for calculating "Space shuttle" programme costs // Space policy. - Guildford, 1994. - Vol. 10, № 1. - P. 78-80'

95. 01. 026. Пилке Р. Данные и методология для расчета затрат по программе "космический челнок". Pielke R. data on and methodoloty for calculating "Space shuttle" programme costs // Space policy. - Guildford, 1994. - Vol. 10, № 1. - P. 78-80 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ -ИР США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 026. Пилке Р. Данные и методология для расчета затрат по программе "космический челнок". Pielke R. data on and methodoloty for calculating "Space shuttle" programme costs // Space policy. - Guildford, 1994. - Vol. 10, № 1. - P. 78-80»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ /) ?),//, }

___гд&йййсная акалёлня ( ч ч у i

НАУК

и».»**! т »цкиммт •

н

с/ -х.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.01.001-95.01.030

МОСКВА 1995

жа, который, по расчетам, займет не менее четырех лет. Возможность удержать станцию на постоянной орбите будет зависеть от доставки горючего для ракетных двигателей "Альфы". HACA изучает в этой связи в качестве одного из вариантов использование русских "Прогрес-сов"; второй вариант — обратиться к ракете "Ариан-5", построенной во Франции (023, с. 5).

Русская ориентация в международной политике HACA по-разному оценивается в научных и политических кругах США. Скептики считают недальновидной политику связывания космической программы США с таким нестабильным партнером, как Россия. Некоторые полагают, что подключение русских партнеров — это политический маневр, призванный обеспечить станции голоса либерально настроенных конгрессменов.

Новые международные акценты в политике HACA оказались в центре внимания Отдела по научной политике при Исследовательской службе конгресса США. Эксперт этого отдела М. С. Смит (Smith) считает, что отказ от такого сотрудничества может поставить HACA в сложное положение. Однако и сотрудничество с русскими вряд ли решит проблемы, в которых увязла эта программа. Более того, новое партнерство может сделать ее еще более уязвимой, ибо ''Администрация Клинтона соединила перспективы станции с обременительными политическими проблемами будущего России" (024, с. 4).

Т. В. Горбунова

95.01.026. ПИЛКЕ Р. ДАННЫЕ И МЕТОДОЛОГИЯ ДЛЯ РАСЧЕТА ЗАТРАТ ПО ПРОГРАММЕ "КОСМИЧЕСКИЙ ЧЕЛНОК". PIELKE R, Data on and methodoloty for calculating "Space Shuttle" programme costs // Space policy.— Guildford, 1994.— Vol. 10, № 1.— P. 78-80.

Автор — сотрудник Исследовательского центра по проблемам государственной политики при Колорадском университете. Обосновывая важность предлагаемой им темы, он подчеркивает, что информация о затратах на программу "Шаттл" может оказаться полезной при принятии политических решений о будущем этой программы, ее возможных продолжений и аналогичных программ, типа исследовательской станции.

Начатая в 1972 г. программа "Космический челнок" с начала 1980-х годов является крупнейшим дейс твующим компонентом космической программы управляемых полетов в США. Предстоящие в ближайшие годы решения о дальнейшей судьбе этой программы, о ее роли в реализации программы космической станции требуют более полной информации о затратах на разработку и эксплуатацию "Шаттла".

101

95.01.026

Бюджеты HACA не дают возможности сразу приступить к анализу затрат по данной статье, поскольку расходы классифицируются здесь не столько по специальным программам, сколько по отдельным разрядам (категориям) бюджета. Поэтому при расчете валовых затрат на "шаттл" пришлось использовать соответствующие данные из следующих четырех бюджетных категорий в ежегодной заявке HACA, подаваемой в конгресс:

1. Исследования и разработки. В эту графу включаются затраты, выделяемые на этап разработки проекта. Они проходят по статье "Пилотируемые космические полеты: "космический челнок". Сюда включались расходы за период с 1972 по 1984 фин. г.

2. Космические полеты, управление и передача данных. По данной категории проходят затраты на эксплуатационную фазу проекта. Они представлены в виде двух статей бюджета: мощности по производству и эксплуатации "шаттла" и реализация космических перевозок. Включены затраты за 1985-1990 фин. гг.

3. Строительство установок. В данную графу включают все расходы, отчетливо прослеживаемые в бюджете HACA как затраты на программу "шаттла", необходимые для ремонта, модификации, нового строительства, проектирования испытательного оборудования.

4. Управление исследованиями и программами. К этой категории относятся расходы на гражданский персонал, в том числе на зарплату, на текущее техническое обслуживание установок и оборудования, прочие административные услуги. К сожалению, в рамках данной расходной статьи более дробная классификация идет не по программам HACA, а по отдельным центрам. Для выявления данных по программе "шаттл" автор сделал следующее допущение. Расходы на "шаттл" по данной статье были приравнены к общим затратам на управление в одном из центров HACA, умноженным на долю персонала данного центра, участвующего в работе над "шаттлом". Такого рода расчет проведен для трех главных центров по разработке И изготовлению "шаттлов": Космического центра им. Кеннеди, Центра космических полетов им. Маршалла и Космического центра им. Джонсона. Затраты на программу, производившиеся в других центрах, в расчет не принимались (с. 78).

Автор полагает, что неучтенная сумма затрат по всем перечисленным бюджетным статьям составляет для программы "шаттл" не более 10% (с. 79). Следует учесть также, подчеркивает он, что значительные суммы на данную программу выделяло министерство обороны. Так, к 1980 г. МО вложило в нее 1,8 млрд. долл., за 1980-1984 фин. гг. к указанной сумме добавлено, по оценкам, 1,2 млрд. долл. Это финансирование предназначено для покрытия затрат на разработку инерци-альной верхней ступени, на сооружение стартового комплекса на базе

ВВС (г. Ванденберг), на запуски за счет МО и на покрытие прочих затрат МО в связи с "шаттлом".

HACA получает также средства в качестве возмещения затрат на полеты "шаттла", например, когда они осуществляются для целей МО, на коммерческой основе или для зарубежных заказчиков. Такие дополнительные фонды также не учтены при расчете затрат на "шаттл". По оценкам, в 1990 фин. г. компенсация за использование "шаттла" составила 82 млн. долл., а в 1985 г., когда было отмечено значительное расширение такого рода деятельности, HACA получило в качестве возмещения около 480 млн. долл. (с. 79). Представление о динамике затрат на программу "шаттл" дает таблица.

Таблица (с. 79)

Текущие и накопленные расходы на программу "шаттл", 1971-1993 фин. гг.; млн. долл. в ценах 1992 г.

Фин. гг. Текущие Накопленные Число по-

расходы расходы летов "шаттла"

1971 255,8 255,8

1975 2483,6 5682,0 —

1980 3583,5 24012,5 —

198S 3996,0 45882,7 8

1990 4585,0 69771,9 5

1991 4684,5 74456,5 8

1992 4775,0 79231,5 7

1993 4495,0 83731,5 7

(оценка)

Разработка программы "шаттл" продолжалась с 1971 по 1982 г., в 1983 г. совершен первый "рабочий" полет корабля, а до этого'с 1981 г. производились "пробные" полеты, всего четыре. К концу фин. г. "шаттл" совершил 53 "рабочих полета". Затраты на разработку программы за 1972-1982 гг. составили 32,5 млрд. долл., а расходы за период эксплуатации "шаттла", т. е. с 1983 по 1993 ^характеризуются цифрой 51,2 млрд. долл., или в среднем 4,7 млрд. долл. в год (с. 79).

Средняя удельная величина затрат на каждый полет за все время

103

95.01.026

разработки и эксплуатации корабля составляет 1,6 млрд. долл.; если не учитывать затраты, произведенные в период разработки "шаттла", то средняя величина затрат на каждый полет к 1992 г. составила около 1,0 млрд. долл. На основании приведенных данных, пишет автор, можно предложить вероятную оценку будущих затрат. Так, если в рамках программы будет производиться ежегодно в среднем 4,8 полетов, а сумма ежегодных ассигнований сохранится на уровне 4,7 млрд. долл., то средняя стоимость одного полета будет около 1 млрд. долл. (с. 79).

Т. В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.