Научная статья на тему 'Российские космические полеты - сегодня и завтра'

Российские космические полеты - сегодня и завтра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Т.В., Рожкина Н.Р., Рымарчук А.А.

Рассмотрен анализ вариантов обеспечения пилотируемых космических полетов для перевозки экипажей на орбитальную станцию в период монопольного положения России в связи с завершением американской программы «Шаттл».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN SPACE FLIGHTS - TODAY AND TOMORROW

The authors present analysis of versions of maintenance of manned space flights for transportation of crews on orbital station during a monopoly position of Russia in connection with completion of the American program of «Shuttles».

Текст научной работы на тему «Российские космические полеты - сегодня и завтра»

УДК 332.1

Т. В. Андреева, Н. Р. Рожкина, А. А. Рымарчук

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

РОССИЙСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ - СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Рассмотрен анализ вариантов обеспечения пилотируемых космических полетов для перевозки экипажей на орбитальную станцию в период монопольного положения России в связи с завершением американской программы «Шаттл».

Делающая виток вокруг Земли за 90 мин Международная космическая станция (МКС) - это самый дорогой проект за всю историю освоения космоса. Для его эффективного использования требуются космические корабли, обеспечивающие систематическую связь МКС с Землей. До настоящего времени такие необходимые транспортные операции осуществляли российские космические аппараты (КА) «Союз» и «Шаттл» (США).

Еще в 2004 г. президент Джордж Буш объявил о завершении программы «Шаттл». Последний космический челнок США отправился на орбиту летом. После этого Соединенные Штаты и другие страны вынуждены пользоваться старым и проверенным российским космическим кораблем, который перевозит их астронавтов на МКС, стоящую 100 млрд долл. Россия обрела монополию на пилотируемые космические полеты. Напряженность по этому поводу усиливается все больше с каждым днем, так как Россия намерена почти в три раза повысить цену за использование своих космических кораблей «Союз» для перевозки экипажей на орбитальную станцию. У других стран просто нет иного выхода, и они вынуждены будут оплачивать предоставляемые Россией космические услуги.

В отличие от России, США создавали свою космическую программу на базе самого сложного летательного аппарата, когда-либо изобретенного человеком: это космический челнок многоразового использования. Соединенные Штаты с момента появления кораблей «Шаттл» потратили на них 209,1 млрд долл., тогда как вся российская космическая программа обходится стране в 2 млрд долл. ежегодно. Таким образом, корабли «Союз», которые изготавливаются уже почти 40 лет, стали триумфом низкозатратного подхода к освоению космоса.

Российская монополия на пилотируемые космические полеты не будет длиться вечно. Если все пойдет так, как планирует NASA (National Aeronautics and Space Administration - Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства), то она закончится в 2016 г. К этому сроку агентство надеется остановить свой выбор на одном из новых кораблей для перевозки экипажей, которые сегодня существуют только в чертежах. Сейчас же NASA стремится создать коммерческую службу космического такси, чтобы сократить расходы и ускорить темпы разработки.

С тех пор как президент Джордж Буш объявил о завершении программы «Шаттл», российское космическое агентство в восемь раз увеличило цену за перевозку американских астронавтов на станцию. По условиям последнего контракта, стоимость одного места на борту КА «Союз» в 2016 г. обойдется NASA в 63 млн долл. Самое значительное увеличение цены произойдет в ближайшее время. В этом году полет на борту КА «Союз» в расчете на человека будет стоить 43,4 млн долл. [1].

Очевидно, что российское правительство вряд ли будет использовать свою монополию на доступ к космической станции в качестве рычага дипломатического давления, но оно обязательно извлечет из этого коммерческую выгоду.

Пока NASA закупило 46 мест на полеты КА «Союз» до 2016 г. и хочет закупить еще больше. Увеличение цен объясняется инфляцией и повышением стоимости производства космических кораблей «Союз». Россия и сегодня продолжает вносить в КА «Союз» усовершенствования, и в этом году выйдет уже новая версия этого космического корабля.

Несмотря на рост цен на билеты, конструкция космического корабля «Союз» довольно дешева в сравнении со стоимостью космических челноков NASA. В основном это связано с тем, что в данных транспортных средствах используются совершенно иные инженерно-технические подходы к пилотируемым полетам в космос.

Поскольку на КА «Шаттл» теперь рассчитывать не приходится, руководство NASA вынуждено в срочном порядке менять подходы к эксплуатации МКС. Были пересмотрены способы ремонта станции и проведения там исследований на предстоящие десять лет. Последние полеты челноков специалисты NASA использовали для создания на орбите запасов крупногабаритных запчастей, которые не помещаются на борту грузовых беспилотных кораблей из России, Европы и Японии, снабжающих в настоящее время МКС.

В итоге США столкнулись с парадоксальной ситуацией - они одержали победу в технической битве за создание космического челнока, но проиграли войну. Можно сказать, что Россия все время была на правильном пути, запуская большие и примитивные ракеты-носители.

Библиографическая ссылка

1. Официальный сайт американской деловой газеты. URL: http://public.wsj.com/home.html.

Решетневскце чтения

T. V. Andreeva, N. R. Rozhkina, A. A. Rymarchuk Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

THE RUSSIAN SPACE FLIGHTS - TODAY AND TOMORROW

The authors present analysis of versions of maintenance of manned space flights for transportation of crews on orbital station during a monopoly position of Russia in connection with completion of the American program of «Shuttles».

© Андреева Т. В., Рожкина Н. Р., Рымарчук А. А., 2011

УДК 658.1

Ю. А. Анищенко, К. В. Пичуева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЕМКИМИ ПРОИЗВОДСТВАМИ

Рассматривается роль и значение наукоемких отраслей в современной экономике. Определены специфические особенности организации и управления наукоемкими производствами.

В условиях интенсификации научно-технического развития, инновационных процессов и превращения их в фактор экономического роста, завоевание и удержание рыночных позиций все более зависит от способности хозяйствующих субъектов выдерживать динамичную технологическую и организационную конкуренцию, т. е. обеспечивать непрерывное обновление производства и процессов управления, создание новых видов товаров и услуг, используя достижения научно-технического прогресса.

За последние десятилетия доля продукции высокотехнологичных, наукоемких отраслей в объеме экспорта развитых стран значительно возросла. Сегодня именно использование наукоемких технологий позволяет им успешно конкурировать на мировом рынке. Так, ежегодный оборот рынка наукоемкой продукции составляет более 3 трлн долл. Это в несколько раз превышает оборот на рынке сырья, включая нефть. По прогнозам экспертов, к 2015 г. внешний рынок наукоемкой продукции должен достичь 6 трлн долл. в год, из которых до 2 трлн долл. могут составлять информационные услуги.

В нашей стране проблемы создания высоких технологий и использования накопленного научно-технического, производственного, интеллектуального и кадрового потенциала длительное время решались не самым эффективным образом, результатом чего стало технологическое отставание по ряду определяющих направлений развития науки и техники (электроника, биотехнологии и др.). Потеря имеющихся наукоемких технологий, производственного потенциала на самом деле означает деградацию социально-экономического развития общества, отход от прогрессивного эволюционного замещения устаревших технологических укладов новыми, вследствие

чего страна лишается научно-производственной и технологической базы экономического роста.

Такая обстановка вызвала острую необходимость осуществления государственных мер экономической промышленной политики, направленных в настоящее время на переход России на инновационный путь развития, а также реализацию национальных конкурентных преимуществ и потенциала обрабатывающего сектора экономики.

Специфическими особенностями в организации и управлении наукоемкими производствами являются:

- комплексный характер, позволяющий решать все проблемы создания техники от научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) до серийного производства и эксплуатации;

- сочетание целевой направленности исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;

- большой объем НИОКР, выполняемых НИИ, КБ и машиностроительными предприятиями, в результате чего у последних значительные производственные мощности загружаются выполнением экспериментальных образцов продукции, их доводкой в течение всего времени производства из-за конструктивных изменений и модификаций;

- доминирование процесса изменения технологии над стационарным производством и связанная с этим необходимость регулярного обновления основных производственных фондов, развития опытно-экспериментальной базы;

- высокая динамичность развития производства, проявляющаяся в постоянном обновлении его элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.