Научная статья на тему '90 ЛЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И СОЗДАНИЯ МОРСКОГО ОРУЖИЯ'

90 ЛЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И СОЗДАНИЯ МОРСКОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОРСКОЙ УЧЕНЫЙ КОМИТЕТ / МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ / КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ / МОРСКОЕ ОРУЖИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Третьяков Олег Владимирович

Рассматриваются основные этапы становления и развития Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», направления и результаты его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Третьяков Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NINETY YEARS OF RESEARCH IN SHIPBUILDING AND NAVAL WEAPONS MAKING 90 YEARS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE FIELD OF SHIPBUILDING AND CREATION OF NAVY WEAPONS

The paper looks at the main stages in the establishment and development of the Shipbuilding and Armaments Research Institute of the Navy MESC “Naval Academy,” as well as at its activity lines and results.

Текст научной работы на тему «90 ЛЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И СОЗДАНИЯ МОРСКОГО ОРУЖИЯ»

90 лет научных исследований в области кораблестроения и создания морского оружия

Капитан 1 ранга О.В. ТРЕТЬЯКОВ, доктор технических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассматриваются основные этапы становления и развития Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», направления и результаты его деятельности.

Морской ученый комитет, Морской технический комитет, Главное управление кораблестроения, Научно-технический комитет, Научно-исследовательский институт военного кораблестроения, кораблестроение, морское оружие.

The paper looks at the main stages in the establishment and development of the Shipbuilding and Armaments Research Institute of the Navy MESC "Naval Academy," as well as at its activity lines and results.

KEYWORDS

Naval Academic Committee, Naval Technical Committee, Main Shipbuilding Directorate, Science and Technology Committee, Military Shipbuilding Research Institute, shipbuilding, naval weapons.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

БОЛЕЕ чем трехвековая история отечественного кораблестроения убедительно доказывает, что создание мощного и современного Военно-Морского Флота невозможно без квалифицированного решения множества научно-технических проблем. Сегодня ведущей научно-исследовательской организацией ВМФ в области военного кораблестроения, создания морского оружия и морских авиационных комплексов является Научно-исследовательский институт кораблестроения и вооружения ВМФ Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВМФ «Военно-морская академия». Он был образован 3 сентября 1932 года в Ленинграде как Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК).

Его предшественником следует считать созданный 25 ноября 1799 года по указу Императора Павла I первый специализированный научный орган отечественного флота — «Комитет для обсуждения вопросов по кораблестроению и мореплаванию»1. В состав комитета входили

такие видные ученые и кораблестроители-практики, как президент Российской академии наук вице-адмирал

A.С. Шишков, член Петербургской академии наук капитан-командор* П.Я. Гамалея, корабельный мастер

B.М. Сарычев и другие. Через шесть лет функции комитета были переда-

ны Ученому отделению Адмиралтейского департамента2, который в 1827 году упраздняется, а его Ученое отделение преобразуется в Морской ученый комитет.

В 1867 году в результате масштабной реформы Морского министерства вместо Кораблестроительного и Артиллерийского департаментов создается высшее научно-техническое учреждение флота — Морской технический комитет (МТК), в состав которого вошли Кораблестроительный технический и Морской ученый комитеты. МТК составлял технические условия** на проектирование кораблей, их механизмов и морско-

го оружия. Специалисты комитета наблюдали*** за проектированием и постройкой кораблей, а также участвовали в решении многочисленных научно-технических вопросов, возникавших при их создании. В 1890 году МТК был одобрен проект первого научно-исследовательского учреждения флота**** — Опытового бассейна для испытаний моделей судов, разработанного по инициативе великого русского ученого Д.И. Менделеева. Спустя четыре года в Санкт-Петербурге на острове Новая Голландия в присутствии императора Александра III состоялось торжественное его открытие (рис. 1).

* Чин в российском флоте, промежуточный между капитаном 1 ранга и контр-адмиралом. Упразднен в 1827 году.

** В настоящее время используется термин «тактико-техническое задание». *** В настоящее время используются термины «военно-научное и военно-техническое сопровождение».

**** Здание Опытового бассейна было снесено в 2006 году.

Рис. 1. Здание Опытового бассейна

В разные годы в МТК работали видные военно-морские деятели и ученые: И.Г. Бубнов, А.Н. Крылов (рис. 2),

С.О. Макаров, Д.И. Менделеев, К.П. Пилкин, А.А. Попов и многие другие. Главным результатом деятель-

Рис. 2. Полковник Корпуса корабельных инженеров И.Г. Бубнов (слева) и генерал-лейтенант по Адмиралтейству А.Н. Крылов (1911 год)

ности комитета стал третий по численности в мире (после Великобритании и Германии) Российский императорский флот. По своим тактико-техническим элементам отечественные корабли всех классов не уступали иностранным аналогам. К сожалению, многочисленные стратегические и тактические просчеты высшего военного руководства Российской Империи в ходе русско-японской войны 1904—1905 годов привели к потере боевого ядра флота в Порт-Артуре и Цусимском сражении.

С учетом тяжелых уроков этой войны начал формироваться единый комплекс военно-морских и кораблестроительных наук. Созданный в 1906 году Морской генеральный штаб определял стратегические задачи флота, его специалисты разрабатывали кораблестроительные программы и обосновывали тактико-технические элементы перспективных кораблей. Научно-технические проблемы их создания решал МТК, преобразованный в 1911 году в Главное управление кораблестроения (ГУК). Ему

подчинялись четыре научно-исследовательские и научно-испытательные организации флота: Опытовый бассейн, лаборатория порохов и взрывчатых веществ, Ржевский морской артиллерийский полигон и торпедная пристрелочная станция на Копанском озере.

Ведущую роль в возрождении флота играли выдающиеся русские ученые и кораблестроители: И.Г. Бубнов, М.М. Египтеос, Л.Л. Коромальди, В.П. Костенко, А.Н. Крылов, Р.А. Матросов, К.А. Теннисон, В.И. Юркевич и другие. Под их руководством были спроектированы и построены линейные корабли типа «Севастополь» (рис. 3) и «Императрица Мария», несколько серий эсминцев типа «Новик», подводные лодки типа «Морж» и «Барс».

В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1917—1922) вопросы кораблестроения и его научного обеспечения в деятельности ГУК по понятным причинам отошли на второй план. В 1919 году он переименовывается в Главное морское техническое управление, которое через два года расформировывается, а его функции передаются Главному морскому техническо-хо-зяйственному управлению.

Первым научным органом восстанавливаемого после Гражданской войны флота стал созданный в 1923 году Научно-технический комитет Управления военно-морских сил РККА, включавший семь секций: кораблестроительную, подводного плавания, артиллерийскую, минную, связи, механико-электрическую и физико-химическую. В структуру НТК также входил Опытовый бассейн.

Основными итогами работы НТК стали первые советские подводные лодки типа «Декабрист», «Ленинец» и «Щука», сторожевые корабли типа «Ураган», отечественная торпеда 53-27

Рис. 3. Линейный корабль «Севастополь» (1914 год)

и морская мина М-26. С деятельностью комитета связаны имена выдающихся ученых: академиков АН СССР А.Н. Крылова, Ю.А. Шиман-ского, Ю.М. Шокальского, А.И. Берга; членов-корреспондентов АН СССР П.Ф. Папковича, М.И. Яновского; профессора В.Г. Власова, а также видных ученых-кораблестроителей и конструкторов Н.И. Игнатьева, А.П. Шер-шова, Н.В. Алякринского, С.О. Барановского, И.В. Гирса, Г.И. Зотикова, Б.М. Малинина, В.Н. Перегудова.

Постоянное возрастание роли науки и техники в создании подводных лодок, надводных кораблей и морского оружия потребовало реорганизации основных секций НТК в пять научно-исследовательских институтов. В сентябре 1932 года были образованы НИИВК, Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ), Научно-исследовательский минно-торпедный институт (НИМТИ), Научно-исследовательский морской химический институт, Научно-исследовательский морской институт связи. Основоположником и первым начальником НИИВК был инженер-флагман

2 ранга Н.В. Алякринский (рис. 4). К середине 1930-х годов НИИВК стал крупнейшим учреждением флота, который координировал деятельность всех остальных научно-исследовательских организаций.

Рис. 4. Н.В. Алякринский

Специалистами НИИВК был решен целый ряд проблем в области прочности корабля. Исследования Ю.А. Шиманского и П.Ф. Папкови-ча позволили создать отечественную нормативно-техническую базу, обеспечивающую проектирование и строительство кораблей всех классов. В 1934 году увидел свет многотомный справочник по строительной механике корабля под редакцией Ю.А. Шиманского. Институтом были выпущены обязательные для использования в конструкторских бюро промышленности нормативные документы по прочности подводных лодок и надводных кораблей. Работы Ю.А. Шиманского и В.И. Першина позволили разработать нормативные документы по расчетам подкреплений под артиллерийские установки. Также были разработаны технические условия на поставку брони для линейных кораблей проекта 23 типа «Советский Союз» и тяжелых крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт». Специалистам НИИВК в основном удалось решить сложнейшую проблему кавитационной эрозии (разрушения поверхностей) лопастей гребных винтов быстроходных кораблей и катеров, которая впервые была выявлена в 1936 году на испытаниях лидера эсминцев проекта 1 «Ленинград».

В 1933 году была опубликована работа Г.И. Зотикова «Проблема турбины внутреннего сгорания. Турбина равного давления». В ней обосновывалась возможность создания принципиально нового типа теплового двигателя — газовой турбины. Под наблюдением и при научном сопровождении института велась разработка прямоточного парового котла системы профессора Л.К. Рамзина. Однако эсминец проекта 45 «Опытный» с такими котлами ввести в строй до начала Великой Отечественной войны так и не удалось. Корабль защищал Ленинград огнем своей артиллерии.

В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1917—1922) вопросы кораблестроения и его научного обеспечения в деятельности ГУК по понятным причинам отошли на второй план. В 1919 году он переименовывается в Главное морское техническое управление, которое через два года расформировывается, а его функции передаются Главному морскому техническо-хозяйственному управлению.

В 1938 году в связи с образованием Народного комиссариата судостроительной промышленности (НКСП) потребовалось в кратчайшие сроки создать его головной научно-исследовательский институт. С этой целью постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 26 мая 1938 года НИИВК был передан в состав НКСП вместе со всей его научно-экспериментальной базой и большинством сотрудников (Институт назывался НИИ-45, затем ЦНИИ-45. В настоящее время это Крыловский государственный научный центр). После передачи НИИВК из системы научно-исследовательских организаций флота выпало центральное координирующее звено, поэтому менее чем через полтора месяца образовывается Научно-технический комитет3 ВМФ. Это название не совсем точно отражало направление его деятельности, так как он стал научным учреждением кораблестроительного профиля, т. е. тем же НИИВК, но уже без мощной научно-экспериментальной базы. До июня 1941 года по обоснованным НТК тактико-техническим заданиям при непосредственном уча-

стии и под наблюдением его специалистов конструкторскими бюро НКСП были спроектированы около 100 подводных лодок, надводных кораблей и боевых катеров.

Перед Великой Отечественной войной флот располагал крейсерами проектов 26 (рис. 5) и 26-бис, эсминцами проектов 7 и 7У подводными лодками типа «К», «С», «Щ» и «М», 180-мм, 130-мм, 76-мм корабельными артуста-новками, парогазовыми торпедами, минами КБ, АМГ-1 и многими другими образцами оружия. Все они задумывались в стенах научно-исследовательских организаций ВМФ. Становление и деятельность институтов кораблестроения и вооружения в предвоенный период неразрывно связаны с именами их начальников: Н.В. Алякринского, К.Л. Григайтиса, П.П. Шешаева, И.И. Грена, А.Е. Брыкина, А.И. Берга, Н.М. Хайта4.

С началом войны научные учреждения ВМФ стали полностью заниматься обеспечением боевых действий флота. Ученые и специалисты институтов оперативно помо-

гали устранять боевые повреждения, достраивать и вводить в строй надводные корабли и подводные лодки. Решались вопросы размещения на них систем радиолокации и гидроакустики, а также усиления зенитного вооружения надводных кораблей. В сотрудничестве с учеными АН СССР во главе с будущим академиком А.П. Александровым специалисты НТК ВМФ и НИМТИ обеспечили защиту надводных кораблей и подводных лодок от неконтактных мин. По техническим заданиям АНИМИ было создано несколько десятков новых артиллерийских систем, большое количество образцов различных боеприпасов, артиллерийской оптики, приборов управления стрельбой, боевых прожекторов. Одним из наиболее крупных достижений АНИМИ стало принятие на вооружение армии и флота эффективного взрывчатого вещества А-1Х-25. За выдающиеся успехи в деле создания артиллерийского вооружения АНИМИ в 1945 году был награжден орденом Ленина.

Рис. 5. Крейсер «Киров»

По мере того как все явственнее вырисовывались контуры нашей победы, в деятельности НТК ВМФ все большее место стали занимать исследовательское проектирование с учетом опыта войны и забота о послевоенном развитии флота. Неудивительно, что к концу войны встал вопрос о новом статусе для главного научного органа военного кораблестроения. Создание Центрального научно-исследовательского института военного кораблестроения

(ЦНИИВК) для осуществления координации и обеспечения строительства кораблей ВМФ было организационно оформлено решением Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова от 22 декабря 1945 года № 002906. 26 июня 1946 года Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР директивой № Орг./6/247659 объявил НТК ВМФ реорганизованным в ЦНИИВК.

В послевоенные годы главной задачей военно-морской науки стало формирование научных основ создания в СССР океанского ракетно-ядерного флота. По тактико-техническим заданиям, разработанным в научно-исследовательских институтах ВМФ, были созданы десятки атомных и дизель-электрических подводных лодок, надводных кораблей, катеров и вспомогательных судов, сотни образцов морского оружия — от межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок до подводных пистолетов боевых пловцов. Флот, созданный в Советском Союзе в годы холодной войны, обладал огромным потенциалом стратегического сдерживания, и это был главный результат деятельности научных организаций ВМФ.

В соответствии с требованиями времени структура научно-исследовательских учреждений кораблестроения и вооружения постоянно совершенствовалась. Так, в связи с появлением в конце Второй мировой войны ракетного оружия в 1948 году был создан

Научно-исследовательский институт реактивного вооружения (4-й НИИ ВМФ). В качестве филиала к нему был присоединен АНИМИ (1957), а затем — НИМТИ (1960). В 1965 году 4-й НИИ ВМФ был переименован в 28-й Научно-исследовательский институт вооружения ВМФ.

Возглавляли институты видные ученые и организаторы научных исследований. ЦНИИВК (затем 1-й ЦНИИ Министерства обороны) — инженер-контр-адмирал Н.В. Алексеев (1945—1950); доктор технических наук, профессор инженер-вице-адмирал Л.А. Коршунов (1950—1969, рис. 6); Герой Социалистического труда, доктор технических наук, профессор вице-адмирал В.Н. Буров (1969—1983); доктор технических наук, профессор вице-адмирал М.М. Будаев (1983—1992). 4-й НИИ ВМФ (28-й Институт ВМФ, 28-й Институт Министерства обороны) — инженер-контр-адмирал Н.А. Сулимовский (1948—1959); инженер-контр-адмирал А.Т. Мельников (1959—1962); Герой Социалистического Труда, док-

Рис. 6. Л.А. Коршунов

тор военно-морских наук, профессор вице-адмирал Н.И. Боравенков (1962—1984, рис. 7); кандидат военно-морских наук контр-адмирал A.M. Петров (1984—1990).

Рис. 7. Н.И. Боравенков

За успешное выполнение заданий по разработке, созданию и освоению новой техники ЦНИИВК — 1-й ЦНИИ МО СССР был награжден орденами Ленина (1966) и Трудового Красного Знамени (1981), а 28-й НИИ МО СССР — орденом Октябрьской революции (1978).

В 1992 году начальником 1-го ЦНИИ МО РФ был назначен видный ученый-кораблестроитель, доктор технических наук, профессор контр-адмирал И.Г. Захаров (рис. 8). Для нашей страны и ее Вооруженных Сил 90-е годы прошлого века были очень трудными, предстояло не только защитить институт от пагубных тенденций «дикого капитализма», но и найти пути его развития в новых условиях. Эту задачу И.Г. Захаров успешно решил. Институт не толь-

ко сохранил свои ведущие позиции в отечественном кораблестроении, но и получил дальнейшее развитие. В 1999 году 28-й НИИ МО РФ в качестве Научно-исследовательского центра оружия вошел в состав 1-го ЦНИИ МО РФ. Объединение институтов сопровождалось весьма затратным и трудоемким переездом 28-го НИИ МО РФ в здания бывших Гренадерских казарм на набережной реки Карповки (рис. 9).

Возглавляя наш институт до 2006 года, контр-адмирал И.Г. Захаров внес большой личный вклад в развитие и совершенствование системы автоматизированного исследовательского проектирования кораблей «Чертеж», научное обоснование направлений развития корабельного состава ВМФ России, создание лабораторно-экспе-риментальной базы института, разработку нормативных, методических и эксплуатационных документов флота, формирование научного аппарата для анализа мирового рынка военно-морской техники.

В 2009 году решением Правительства России был создан Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

Рис. 8. И.Г. Захаров

Рис. 9. НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ

В его состав вошло большинство военно-морских училищ, учебных центров и все научно-исследовательские институты Военно-Морского Флота. В 2012 году 1-й ЦНИИ получил свое нынешнее наименование — Научно-исследовательский институт кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Как и прежде, его главной задачей является формирование облика перспективных кораблей, разработка и обоснование оперативно-тактических и тактико-технических заданий на их проектирование. Специалисты института осуществляют военно-научное и военно-техническое сопровождение на всех этапах создания кораблей и образцов морского оружия, неукоснительно требуя от конструкторских бюро и предприятий промышленности реализации всех заданных такти-

ко-технических элементов (характеристик, данных).

Объектами исследования института являются подводные лодки, надводные корабли, их комплексы оружия, корабельная энергетика и обитаемость, а с 1 января 2020 года еще и морские авиационные комплексы (рис. 10, 11, 12). Многолетние комплексные исследования, обобщение опыта отечественного и зарубежного кораблестроения и создания мор-

Рис. 10. Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»

Рис. 11. Атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами «Князь Владимир»

Рис. 12. Палубный истребитель МиГ-29К

ского оружия, решение прикладных научно-технических проблем, возникающих в процессе проектирования, постройки и эксплуатации кораблей, их оружия и вооружения, позволили создать в институте уникальный высококвалифицированный коллектив ученых. За свою 90-летнюю деятельность наш институт внес огромный вклад в дело строительства океанско-

го ракетно-ядерного флота, в теорию и практику создания кораблей и морского оружия. И сегодня, в очень сложное для нашей Родины и ее героических Вооруженных Сил время, сотрудники НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» с честью выполняют задачи по укреплению могущества Военно-Морского Флота России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Ф. 227. Оп. 1. Д. 69. Л. 9.

2 Огородников С.Ф. Исторический обзор развития и деятельности Морского Министерства за 100 лет его существования (1802—1902). СПб.: Изд-во Морского министерства, 1902. С. 6.

3 Григайтис К.Л. Советская кораблестроительная наука (в 1937 г.). К 70-летию

ЦНИИВК // Военно-технический альманах «Тайфун». 2002. Вып. 44. С. 24.

4 Коршунов Ю.Л. Флот и наука неразделимы: (к 210-летию Морского научного комитета). СПб.: Моринтех, 2009. С. 54—55.

5 Коршунов Ю.Л. Военно-морская наука в годы Великой Отечественной войны. СПб.: Галея Принт, 2005. С. 56.

6 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 14. Оп. 47. Д. 277. Л. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.