Научная статья на тему '«В ПРЕДДВЕРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ФЛОТА». ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ РККА В 1923-1932 ГГ'

«В ПРЕДДВЕРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ФЛОТА». ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ РККА В 1923-1932 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФЛОТА / КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / ОПЫТОВЫЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прасников Владислав Борисович, Добрякова Марта Александровна

В статье рассматривается деятельность Научно-технического комитета Управления Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии в 1923-1932 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ON THE EVE OF BUILDING THE BIG NAVY». WORK BY THE SCIENCE AND TECHNOLOGY COMMITTEE UNDER THE RED ARMY NAVAL FORCES DIRECTORATE IN 1923-1932

The paper looks at the work of the Science and Technology Committee under the Naval Directorate of the Red Army of Workers and Peasants in 1923-1932.

Текст научной работы на тему ««В ПРЕДДВЕРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ФЛОТА». ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ РККА В 1923-1932 ГГ»

В.Б. ПРАСНИКОВ, V.B. PRASNIKOV,

М.А. ДОБРЯКОВА M.A. DOBRYAKOVA

«В ПРЕДДВЕРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШОГО ФЛОТА»

Деятельность Научно-технического комитета Управления Военно-морских сил РККА в 1923—1932 гг.

«ON THE EVE OF BUILDING THE BIG NAVY»

Work by the Science and Technology Committee under the Red Army Naval Forces

Directorate in 1923—1932

f Л

Сведения об авторах. Прасников Владислав Борисович — старший научный сотрудник — руководитель группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru);

Добрякова Марта Александровна — научный сотрудник группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (Санкт-Петербург. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru).

Аннотация. В статье рассматривается деятельность Научно-технического комитета Управления Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии в 1923—1932 гг.

Ключевые слова: восстановление флота; кораблестроительная программа; научно-технический комитет; опытовый судостроительный бассейн; научно-исследовательский институт военного кораблестроения.

Information about authors. Vladislav Prasnikov — Senior Researcher, Head of the History of Domestic Shipbuilding and Armaments Group at the Shipbuilding and Armaments Research Institute, the Navy MESC «Naval Academy», Cand. Sc. (Hist.) (St. Petersburg. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru);

Marta Dobryakova — Researcher with the History of Domestic Shipbuilding and Armaments Group at the Shipbuilding and Armaments Research Institute, the Navy MESC «Naval Academy» (St. Petersburg. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru).

Summary. The paper looks at the work of the Science and Technology Committee under the Naval Directorate of the Red Army of Workers and Peasants in 1923—1932.

Keywords: restoration of the navy; shipbuilding program; science and technology committee; seakeeping basin; Military Shipbuilding Research Institute.

V

оздание Военно-морского флота CCCР после Гражданской войны во многом осуществлялось на основе сохранившегося дореволюционного научно-технического задела. В то же время задача строительства новых кораблей на отечественных заводах с учётом передовых достижений зарубежного кораблестроения требовала создания специализированного научного органа флота для решения возникавших научно-технических проблем.

Такой орган был создан приказом Реввоенсовета СССР от 8 ноября 1923 года № 2475. Он получил официальное название «Научно-технический комитет Управления Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии» (НТК УВМС РККА)1. Также было введено в действие «Положение о Научно-техническом комитете Морского ведомства»2. Первым председателем НТК был назначен бывший контр-адмирал П.Н. Лесков, комиссаром — бывший унтер-офицер В.В. Драницын. НТК состоял из шести секций: кораблестроитель-

J

ной, подводного плавания, артиллерийской, минной, физико-химической, механико-электрической и связи. В апреле 1924 года секция связи была выделена в самостоятельную структуру.

В качестве опытно-экспериментальной базы Научно-технический комитет мог пользоваться опытовым судостроительным бассейном3 (ОСБ), полигонами, мастерскими, лабораториями морского ведомства.

Из «Положения о НТК» следовало, что: «НТК Морского ведомства, состоя в непосредственном подчинении высшему морскому командованию, является высшим научно-техническим органом Морского ведомства и имеет своим назначением:

— разработку вопросов и предложений,касающихся теории и практики военно-морского дела и техники;

— руководство опытными исследованиями в этой области;

— рассмотрение новых изобретений, касающихся как оружия и технических средств, так

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

М*

Ш

Здание опытового бассейна на острове Новая Голландия по адресу: канал Круштейна, д. 2—4 (не сохранилось)

и методов их целесообразного и лучшего применения».

Также на НТК возлагались рассмотрение и разработка:

— проектов новых кораблей и судов для военного флота и их боевого вооружения и снабжения;

— проектов развития и усиления средств морской обороны;

— проектов оборудования баз, портовых плавучих средств, доков и другого оборудования.

Специалисты НТК должны были постоянно знакомиться с современным состоянием кораблестроения и военно-морской техники за границей и всеми усовершенствованиями и достижениями в этой области.

Штат сотрудников НТК был небольшим — всего 31 человек. В состав комитета входили председатель, почётные, постоянные и совещательные члены и учёный секретарь. Почётными членами НТК состояли академики А.Н. Крылов и Ю.М. Шокальский, профессора Ф.А. Брикс, К.П. Боклевский, В.Е. Егорьев, Н.И. Игнатьев, А.В. Шталь и др.

Постоянными членами с правом решающего голоса являлись председатели секций НТК, начальник Военно-морской академии, начальник тактико-технической части Оперативного отдела Морского штаба Республики, начальник Технического управления Главмортеххозупра4. Совещательные члены избирались комитетом из числа представителей науки и практических

работников различных специальностей. Председателю НТК также предоставлялось право в случае необходимости приглашать специалистов в качестве экспертов и консультантов.

Формирование Научно-технического комитета в основном было закончено к апрелю 1924 года. Располагался он в Ленинграде, в здании Главного адмиралтейства.

В период подготовки первой советской кораблестроительной программы в феврале 1925 года Оперативным управлением штаба РККА совместно с Военно-морской академией Научно-техническому комитету были выданы тактико-технические задания на проектирование подводных лодок водоизмещением около 1000 т. Одновременно в НТК было создано конструкторское бюро при секции подводного плавания, которую возглавлял известный подводник А.Н. Гарсоев. Несколько позже при кораблестроительной секции было создано бюро по разработке проектов надводных кораблей.

В ноябре 1926 года Совет труда и обороны СССР принял первую программу строительства Морских сил РККА на 1926—1932 гг. Программа разрабатывалась комиссией во главе с заместителем председателя Реввоенсовета СССР И.С. Уншлихтом. В состав комиссии входили: начальник и комиссар Морских сил РККА В.И. Зоф, его помощники и начальники управлений, а от высшего командования РККА — М.И. Тухачевский и С.С. Каменев. Необходимо отметить, что в этот период впервые за свою более чем 300-летнюю историю отечественный флот утратил структуру вида вооружённых сил, ему отводилась роль одного из родов войск в составе приморских военных округов. Приказом РВС СССР от 22 июля 1926 года № 390 за Управлением ВМС были оставлены лишь функции по руководству боевой, организационно-мобилизационной и технической подготовкой ВМС и частей береговой обороны, комплектованием личным составом, организацией службы, постройкой, ремонтом и оборудованием кораблей, специальных сооружений, на-вигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания.

Вопросы оперативного применения сил флотов стали прерогативой командующих войсками приморских военных округов. Решающая роль в формировании взглядов руководства страны на задачи флота и перспективы его развития отводилась руководству Штаба РККА, которое занималось прежде всего развитием сухопутных войск.

Таким образом, флоту в системе обороны страны отводилась второстепенная, вспомогательная роль. Поясняя замысел утверждённой программы, сменивший В.А. Зофа новый начальник Морских сил РККА Р.М. Муклевич отмечал, что в качестве приоритета при разработке программы было принято строительство кораблей, необходимых для оборонительных

Первая советская подводная лодка «Декабрист»

действий у своих берегов, исходя из возможностей промышленности.

Программа кораблестроения на 1926—1932 гг. предусматривала строительство 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей и 36 торпедных катеров. Также предполагалось достроить два крейсера и четыре эсминца. В дальнейшем программа под влиянием различных политических и экономических факторов неоднократно корректировалась. Так, предусматривались капитальный ремонт и модернизация трёх линкоров типа «Севастополь»5, постройка трёх лидеров эсминцев, четырёх подводных лодок, нескольких десятков торпедных катеров.

С принятием кораблестроительной программы на НТК была возложена задача выработки тактико-технических заданий на проектирование надводных кораблей и подводных лодок. 31 марта 1927 года приказом по ВМС РККА было объявлено «Положение о порядке составления и утверждения проектов кораблей, отдельных устройств и механизмов и капитального переустройства (модернизации)».

Согласно «Положению...» Учебно-строевое управление6 УВМС РККА разрабатывало оперативные задания на проектирование, включавшие в себя «общий оперативный замысел использования и тактические задания». На основе этих заданий Научно-технический комитет УВМС в два этапа (с промежуточным согласованием) разрабатывал эскизные проекты с основными расчётами по остойчивости, плавучести, ходовым качествам, а также предложения по проведению дополнительных исследований.

Эскизный проект, обладавший достаточной «полнотой для выработки технических заданий, необходимых при составлении общего проекта», вместе с оперативным заданием утверждался начальником УВМС РККА.

После утверждения проекта НТК разрабатывал технические задания, а Техническое управление УВМС выбирало исполнителя (конструкторское бюро и завод) и оформляло предварительный наряд на составление общего проекта и постройку корабля.

С целью совершенствования и оптимизации научно-исследовательской деятельности НТК приказом РВС от 31 июля 1927 года было утверждено новое «Положение об опытовом судостроительном бассейне»7. В нём было определено: «Все работы в опытовом бассейне ведутся по заданиям НТК УВМС РККА. Начальник бассейна непосредственно подчиняется Председателю НТК УВМС РККА».

В «Положении.» также определялось, что «ОСБ имеет назначением производство научных изысканий и опытов в области кораблестроения и технической эксплуатации кораблей. На бассейн возлагаются:

— выработка наивыгоднейших форм и размеров корпуса и движителей;

— изучение мореходных качеств;

— исследования в области конструкции корпуса;

Лидер эскадренных миноносцев типа

«Ленинград»

— исследование свойств материалов;

— вопросы эксплуатации».

В 1920-х годах был проведён капитальный ремонт здания опытового бассейна на острове Новая Голландия, капитально отремонтирована буксировочная тележка, заменены и отремонтированы станки в механической мастерской, из-за границы получено новое экспериментальное оборудование8.

Важным результатом деятельности конструкторского бюро при секции подводного плавания НТК и специалистов промышленности стало утверждение Реввоенсоветом СССР проекта подводной лодки I серии типа «Декабрист». Официальная закладка первенца советского подводного кораблестроения состоялась 5 марта 1927 года. В конструкторском бюро при кораблестроительной секции НТК велись работы над сторожевыми кораблями типа «Ураган» и лидерами эскадренных миноносцев типа «Ленинград».

Активное участие в создании новых образцов морского оружия принимали секции вооружения. Главными задачами артиллерийской секции, которую возглавлял профессор капитан 2 ранга Г.Н. Пелль, стали модернизация корабельных артиллерийских установок и улучшение качества боеприпасов. По инициативе минной секции в 1926 году на вооружение флота были приняты первая советская мина М-26 и минный защитник МЗ-26, разработанные известным минёром, председателем минной секции НТК контр-адмиралом П.П. Киткиным9. В 1927 году на вооружение флота была принята первая отечественная торпеда калибра 533 мм, получившая обозначение 53-27.

Специалисты физико-химической секции НТК приложили большие усилия, чтобы своими исследованиями и экспериментами доказать целесообразность и возможность замены высококачественного кардиффского каменного угля отечественным. Использование отечественного топлива принесло стране значительный экономический эффект.

С января 1928 года начал издаваться «Бюллетень НТК», в материалах которого рассматривались различные проблемы отечественного

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

М*

Ш

кораблестроения, вопросы усовершенствования оружия и техники.

Научно-технический комитет стал авторитетным органом в области кораблестроения и создания морского оружия. С его деятельностью связаны имена многих выдающихся учёных, таких как академики А.Н. Крылов, Ю.А. Шиманский, Ю.А. Шокальский, А.И. Берг; члены-корреспонденты АН СССР П.Ф. Папкович, М.И. Яновский; профессор В.Г. Власов, а также видные учёные-кораблестроители и конструкторы Н.И. Игнатьев, А.П. Шершов, Н.В. Алякринский, С.О. Барановский, И.В. Гирс, Г.И. Зотиков, Б.М. Малинин, В.Н. Перегудов.

Конец 1920-х годов в СССР характеризовался резким ростом объёмов гражданского судостроения. Советский Союз за необходимую для проведения индустриализации твёрдую валюту продавал за границу зерно, нефть, лес, другие сырьевые товары. Значительная часть внешней торговли осуществлялась морским путём. Стремление удешевить перевозки грузов, избежав высоких фрахтовых расценок, определило первоочередность развития в стране именно коммерческого судостроения. Для решения возникших неотложных задач научного обеспечения проектирования и постройки коммерческих судов в системе Народного комиссариата путей сообщения в 1930 году были образованы сразу три научно-исследовательских института: Научный институт судостроения и судовых стандартов (НИСС), Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта (ЦНИМТ), Центральный

Минный защитник образца 1926 г.

научно-исследовательский институт речного транспорта (ЦНИРТ). Наряду с положительными сторонами этого процесса — созданием специализированных научных организаций — он привёл к дроблению существовавших крайне немногочисленных научных сил, а главное — к созданию во многом параллельных научных организаций для решения, по существу, одних и тех же проблем. В то же время вся лабора-торно-экспериментальная база судостроения в виде опытового судостроительного бассейна и различных лабораторий была сосредоточена в НТК УВМС РККА.

1 февраля 1930 года начальником опытового судостроительного бассейна был назначен Н.В. Алякринский10. Возглавив бассейн, он практически сразу поставил перед руководством НТК УВМС вопрос о его преобразовании в полноценный научно-исследовательский институт. 6 июля 1930 года Н.В. Алякринский подал на имя председателя НТК УВМС РККА П.Ю. Ораса докладную записку следующего содержания: «Наименование "Опытовый Судостроительный Бассейн" не соответствует ни задачам, ни работе, ни оборудованию этого учреждения.

Неправильно называть "БАССЕЙН" учреждение, включающее в себя не только бассейн (т.е. гидродинамическую лабораторию по исследованию форм корпусов кораблей и движителей), но содержащую кроме этого ещё:

1) мощную механическую лабораторию по исследованию механических свойств металлов (и дерева),

2) физическую лабораторию, богато оборудованную вполне современными приборами, химическую лабораторию.

Кроме всех работ, являющихся прямой задачей перечисленных лабораторий, ОСБ выполняет разнообразнейшие задания, поручаемые ему флотом.

Понятно, что название "БАССЕЙН" лишь дезориентирует в отношении его работы всех, впервые соприкасающихся с этим учреждением.

Название "Опытовый Суд. Бассейн" не говорит ничего об исследовательском характере этого учреждения, между тем как научное исследование является основной задачей ОСБ, указанной в положении о Бассейне.

В настоящее время, при развёртывании кораблестроения, соответствующая исследовательская работа совершенно необходима. Её развёртывание становится острой задачей повестки дня. Очень важно поэтому подчеркнуть значение ОСБ в этом смысле. (Заметим мимоходом, что название "судостроительный" неприемлемо сейчас, когда термин "СУДНО" в Морск. Силах не применяется).

Учреждения РККА, занятые научно-исследов. работой носят наименования "Институтов": На-учно-Исследов. Институт Связи, Институт Химической обороны, Военно-Ветеринарный На-учно-Исследов. Институт.

И

Ш

Первая отечественная торпеда калибра 533 мм — 53-27

Вполне естественно поэтому назвать "Институтом" учреждение, ведущее научно-исследовательскую работу в столь сложной и ответственной отрасли техники, как кораблестроение.

На мой взгляд, следует заменить устарелое и неправильное название "Опытный Судостроительный Бассейн" названием "Научно-Исследовательский Институт Военного Кораблестроения"»11.

Из дальнейшей переписки видно, что речь шла не просто о смене названия и вывески, а о сложных вопросах ведомственной принадлежности и связанных с этим вопросах финансирования капитального строительства.

Не прошло и месяца, как Н.В. Алякринский в своём рапорте на имя начальника Военно-морских сил РККА, датированном 29 июля 1930 года, писал: «Всю работу по постройке как коммерческих, так и военных кораблей ведёт Союзверфь — орган ВСНХ. Естественно было бы, чтобы и соответствующий научный орган принадлежал бы Союзверфи... Зародыш такого института уже имеется: это НИСС...

Однако:

1) Этот Институт в настоящее время вовсе не имеет никаких лабораторий, без которых, конечно, его ни в какой мере нельзя назвать исследовательским органом. Строительство лабораторий пока только намечено.

2) Этот Институт не имеет своей задачей обслуживание военного кораблестроения.

3) В разработанной НИСС программе строительства лабораторий не учитываются потребности военного кораблестроения.

Последний пункт особенно важен в связи с намерением НИССа осуществить постройку собственного опытового бассейна»12.

В заключение Н.В. Алякринский обозначил следующие задачи:

«Выводы в перспективе:

1. Желательно создание мощного научно-исследовательского института по судостроению в системе исследовательских органов ВСНХ.

2. Этому институту надлежит включить в круг своей деятельности также и военное кораблестроение.

3. Этот институт должен строить свои лаборатории с учётом потребности военного кораблестроения.

Сейчас нужно:

Реорганизовать ОСБ в институт военного кораблестроения, придав ему теплотехническую лабораторию ВМИУ, проведя удлинение и частичное переоборудование бассейна»13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложения Н.В. Алякринского в целом получили поддержку начальника Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевича. Возражение вызвали первые три пункта рапорта Н.В. Алякринского, касавшиеся создания и деятельности института в системе судостроительной промышленности, что было признано нецелесообразным.

В августе 1930 года в своём докладе председателю Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилову Р.А. Муклевич в основном повторил доводы Н.В. Алякринского о необходимости создания института военного кораблестроения. В докладе было отмечено: «До настоящего времени не имеется научно-исследовательского органа, занятого работой в области кораблестроения. В области коммерческого кораблестроения также пока ещё не имеется соответствующего учреждения. учитывая сложность задач военного кораблестроения, нужно признать необходимой организацию собственного института Военного Кораблестроения, тем более что материальная база для такого учреждения имеется, это Опытовый Судостроительный Бассейн УВМС и Теплотехническая Лаборатория Военно-Морского Инженерного Училища им. Дзержинского. Опытовый Бассейн до сих пор не имел достаточно ясной установки в качестве исследовательского органа, но имел личный состав с большой эрудицией. Само название Бассейна далеко не соответствует ни содержанию работы, ни составу лабораторий этого учреждения.

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Ш

Рапорт Н.В. Алякринского на имя начальника Военно-морских сил РККА об организации Института военного кораблестроения

Прошу Вашего распоряжения об организации института военного кораблестроения в составе Военно-морских сил РККА»14.

Решение, принятое К.Е. Ворошиловым по данному докладу, неизвестно, но, учитывая продолжение переписки, конкретного решения тогда принято не было.

Надо отметить, что свою позицию Н.В. Алякринский старался донести даже через основные средства массовой информации того времени. Так, 13 октября 1930 года в газете «Известия» была опубликована его статья «К вопросу о научно-исследовательской работе в судостроении», написанная в соавторстве с начальником гидромеханического отдела НИСС Ю.В. Кривцовым. В статье говорилось о необходимости создания в СССР научно-исследовательского института судостроения с современной опытно-экспериментальной базой, в т.ч. «мощного полномерного опытного бассейна, в котором возможно было бы вести серьёзную планомерную научно-исследовательскую работу...». Интересно, что, по мнению авторов, «.вместо наблюдающегося сейчас дробления должен быть создан единый научно-исследовательский институт по судостроению. Его место — в промышленности». Как видно из

содержания статьи, позиция Р.А. Муклевича относительно подчинённости будущего института УВМС РККА не повлияла на первоначальное мнение Н.В. Алякринского.

29 марта 1931 года Р.А Муклевич даёт следующее указание председателю НТК П.Ю. Орасу: «Предложение т. Алякринского о переименовании Опытового бассейна в институт военного кораблестроения считаю заслуживающим внимания. Полагаю, что полезно было бы объединение института и кораблестроительной секции НТК в одну единицу. Прошу составить краткий доклад Наркому, проект приказа и штат, не выходя из рамок ныне существующего штата»15.

Доклад «О переименовании опытно-судового бассейна НТК в Институт военного кораблестроения» был заслушан 18 апреля 1931 года. Резолюция Р.А. Муклевича гласила: «НТК. Представить проект доклада РВС-ту и постановления». Резолюция К.Е. Ворошилова была краткой — «На РВС»16.

Итогом рассмотрения доклада стал приказ начальника Военно-морских сил РККА от 11 июля 1931 года №147/70. «Опытно-судовой бассейн переименовывается в Институт военного кораблестроения согласно постановлению РВС СССР от 28 апреля 1931 года. Начальнику Института военного кораблестроения к 15 июля закончить переход на новую организацию и штат, утверждённый заместителем председателя РВС СССР тов. Гамарником от 31 мая 1931 г.».

Однако в 1931 году Научно-исследовательский институт военного кораблестроения так и не был создан. Этому помешала подготовка более масштабного преобразования УВМС РККА, которое предусматривало в т.ч. воссоздание Управления кораблестроения, в подчинении которого должен был находиться и вновь создававшийся Институт военного кораблестроения. Вопросами кораблестроения и вооружения также ведали вновь созданные управление вооружения и организационно-плановое управление.

В сентябре 1932 года НТК УВМС РККА был ликвидирован. На базе его основных секций были созданы пять самостоятельных институтов:

— Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК);

— Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ);

— Научно-исследовательский минно-торпед-ный институт (НИМТИ);

— Научно-исследовательский морской институт связи (НИМИС);

— Научно-исследовательский морской химический институт (НИМХИ).

Штаты институтов были утверждены народным комиссаром по военным и морским делам — председателем РВС СССР К.Е. Ворошиловым 2 сентября 1932 года. На следующий день,

И

3 сентября 1932 года, начальник Морских сил РККА В.М. Орлов приказал институтам перейти на новые штаты. Эта дата является днём начала фактической деятельности научно-исследовательских институтов ВМФ.

В заключение надо отметить ту роль, которую сыграл Научно-технический комитет УВМС РККА в становлении советского кораблестроения в 20-е годы XX века. НТК в этот период явился инициатором и организатором научного подхода к проектированию боевых кораблей, определял приоритетные направления развития военно-морской техники с учётом состояния судостроительной и машиностроительной отраслей промышленности. Он положил начало созданию первых советских подводных лодок и надводных кораблей. Конструкторские бюро при секциях Научно-технического комитета стали основой для создания конструкторских и технических бюро на судостроительных предприятиях. НТК стал родоначальником системы научно-исследовательских учреждений ВМФ, в том числе НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В некоторых документах использовалась аббревиатура НТКМ.

2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-303. Оп. 2. Д. 57. Л. 2—3.

3 Построен в Санкт-Петербурге, на острове Новая Голландия, в 1894 г.

4 Главное морское технико-хозяйственное управление.

5 Из 7 линкоров типа «Севастополь» и «Императрица Мария», вошедших в состав российского флота в 1914—1917 гг., к концу 1920-х гг. в составе ВМФ СССР оставались только три: «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь»), «Марат» (бывший «Петропавловск»), «Октябрьская революция» (бывший «Гангут»).

6 Учебно-строевое управление УВМС РККА было образовано 22 июля 1926 г. на базе ликвидированного Штаба РККФ, поэтому название во многом не отражает многообразие деятельности этого органа военного управления.

7 РГА ВМФ. Ф. Р-303. Оп. 2. Д. 15. Л. 126.

8 Гирс И.В. Первый русский опытовый бассейн. Л.: Судостроение, 1968. С. 119.

9 Киткин Пётр Павлович (1876—1954) — видный специалист в области минного и противоминного оружия, также вошёл в историю как «дважды контрадмирал»: Российского императорского флота (1916), ВМФ СССР (1944).

10 Алякринский Николай Владимирович (21 декабря 1896 — 1938) — учёный, специалист в области корабельной энергетики и гидромеханики, инженер-флагман 2 ранга (1935). На военной службе с 1915 г. Окончил Морское инженерное училище в Кронштадте (1919), Военно-морскую академию (1926) первым по списку и был оставлен при ней адъюнктом. Участник Гражданской войны. С 1919 г. служил в Северо-Двинской речной флотилии инженер-механиком плавучей мастерской. С 1920 г. — начальник службы наблюдения

ПРВцСВДател»

ЖОШШОННОГО BQEH-1Г0 СОВЕТ* СССР.

С. С. С Р. litïu ha к '■ ■ ■ Aula НАЧПЛЬНИК

нсмкш nuit

MB ГПШЮНМ t D.C. Г. ■ Август Jtëùi

M**'«

и *iiî»L ifiSFiácí^ **

Эквеипллр Btîvf

НА бЙ8в ДОСТИГОЧИО рИВВврнуТОЙ

схоЁ работы в области корабде-"Ж КОРАБЛЬ ДОЛЖЕН ПРОСТАВЛЯТЬ

^Эффективная и успеякая постройка военных кораблей возможна лгаиь на С"* -«л—..-научно-кселвпаватедьско^

ifiFctBfUÎ РОДЖТ "СОЦИАЛЬНОГО ЙССЩШНИЯ/Стандарт здесь неприменим, эсо элементы военного корабля долины 6w?b "на пределе-" »овноаноетей техники, ко ее современном уродов клк, вернее, каздыЯ новый корабль является новой ступенью в технике кораблестроения. Ç Bsott точки зрения военное кораСлестрФенче сильно отличается от хонмерческого. С другой сторо-роемке /по сравнения с другими

особенно большой исследовательской работу. Йк в Koi! другой отрасли техники эксперимент и исследованы® не долены являтьоя в такой1 степени повседневными. Причини этого в той, что наука о корабле до сих пор не имеет еце достаточно надежных теоретических ос-нованнЯ для проектирования. Чтобы определить пот-ребну» мощность техникапор проектируемого корабля - необходимо произвести соответствующие испитании itro модели, без которых нельзя говорить о точной проекте.

Кораблестроение иыеет ряд отраслей, валнеЯяме ив которых: корабельная теплотехника /корабельнио котлы, корабельные паровые гурбими, КОрвйельные дизель-иаиины/, корабельная электротехника, корпус корабля /теория корабля и строительная механнка/.

До настоящего времени не ицеется научно-исследовательского органа занятого работой в области кораблестроения.

В области коммерческого кораблестроения тек*е пока еце не имеется соответствуетего учреждения.

Хотя в настоящее время и организовались Институты: ННСС в ВСВД ЦШГ» НКПС. КО все вти Институты:

I/, не ставят своей цель» обедукивание военного кораблестроения,

2/m в настоящее время не иыепт вовсе никаких лабораторий, их исследовательская роль саоди?ея fto атой причине почти к нулю.

Учитывая эти соображения, а таяв» :

раввертымние научно-исследовательской работы у нас отстало от кораблестроения, мекду тем, как оно должно не только сопутствовать, м-о, даже, в кввестной степени и сперемть таковое.

I/*

t

Z/. СМНКгСТЪ И «цииион ВаТфОСйт

3/. CJUJEHOCÏb. tióilfi.^ ВОЕННОГО K0C>№¿JMOf POtHtTJI НуЯНО Hi:iJLÍlGr,jlUÜ Г арГАНкаЯЦИП

созванного Института Военного Корайла. 4Ï р M RM я, таи ¿оеV что иатапиальнал быа для гового учрекаЕзя ииеетсл, S74 - flnjjTQtujf! \*удосгроктельнле ÉftcceÍH íflic? il Тоттлоталннчестя Ласорст-орил Воеико-Морелоро Внаанврно™ »ПМ» »¿ЛеЙян.

Доклад начальника Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевича председателю Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилову об организации Института военного кораблестроения

и связи Северной пограничной флотилии. В 1924 г. на сторожевом корабле «Воровский» участвовал в первом заграничном плавании из Архангельска во Владивосток. С 1928 г. — сотрудник опытового судостроительного бассейна. В конце 1920-х находился в командировках в Германии и Италии с целью ознакомления с опытом работы крупнейших бассейнов и закупки нового оборудования. В 1930 г. проходил стажировку в Гамбургском опытовом бассейне, после чего был назначен начальником опытового бассейна в Ленинграде, одновременно преподавал в Военно-морской академии. Один из инициаторов создания Научно-исследовательского института военного кораблестроения (НИИВК), с 1932 г. — его первый начальник. Участвовал в подготовке многотомного «Справочника по судостроению» (1934). Автор труда «Гидродинамические основания теории гребного винта» (1931). Редактор перевода книги французских инженеров Лобефа и Стро «Подводные лодки» (1934). В 1937 г. репрессирован. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован посмертно (1956).

11 Сборник статей памяти Н.В. Алякринского. СПб.: ЦНИИ имени академика Крылова, 1998. С. 50, 51.

12 РГА ВМФ. Ф. Р-360. Оп. 2. Д. 297. Л. 274.

13 Там же. Л. 275.

14 Там же. Л. 270, 270 об.

15 Там же. Ф. Р-303. Оп. 2. Д. 15. Л. 33.

16 Там же. Ф. Р-360. Оп. 2. Д. 52. Л. 123. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.