Научная статья на тему '80-летие исторического образования в Мордовии и 20-летие Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева'

80-летие исторического образования в Мордовии и 20-летие Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арсентьев Николай Михайлович, Кистанов Сергей Васильевич, Комаров Кирилл Владимирович

В статье рассматривается программа научных, образовательных и внеучебных мероприятий, приуроченных к 80-летнему юбилею восстановления исторического образования в России и 20-летию Историко-социологического института. Авторами отмечается огромный труд, проведенным коллективом института в юбилейный год, а также масштабная вовлеченность коллектива института в мероприятия. Отдельно подчеркиваются важнейшие мероприятия года работа над книгой «Истина в слове: прошлое и настоящее Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева», а также масштабные праздничные мероприятия, состоявшиеся 17 октября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Арсентьев Николай Михайлович, Кистанов Сергей Васильевич, Комаров Кирилл Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

80th ANNIVERSARY OF THE RESTORATION OF HISTORICAL EDUCATION IN MORDOVIA AND THE 20th ANNIVERSARY OF THE HISTORY AND SOCIOLOGY INSTITUTE OF OGAREV MORDOVIA STATE UNIVERSITY

The article discusses the program of scientific, educational and extra-curricular activities to mark the 80th anniversary of the restoration of historical education in Russia and the 20th anniversary of the History and Sociology Institute. The authors note a lot of work conducted by the Institute staff during the jubilee year, as well as large-scale involvement in the activities of the Institute staff. Separately they emphasize the most important event of the year the work on the book «The Truth in the word: past and present of the History and Sociology Institute of Ogarev Mordovia State University», as well as large-scale celebrations held on October 17, 2014.

Текст научной работы на тему «80-летие исторического образования в Мордовии и 20-летие Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева»

птопяо

УДК 378.4(091)(470.345) ББК Ч448

н. м. Арсентьев, С. в. кистанов, к. в. комаров

80-летие исторического образования в Мордовии и 20-летие Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

N. M. Arsentiev, S. V. Kistanov, K. V. Komarov

80th anniversary of the restoration of historical education in Mordovia and the 20th anniversary of the History and Sociology Institute of Ogarev Mordovia State University

2014 г. - особенный в историографии российской истории. Это годовщина 80-летия восстановления в стране исторического образования. Выступая по этому поводу на торжествах в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, декан исторического факультета академик С. П. Карпов справедливо отметил, что «1934 год стал поворотным пунктом в отношении власти к национальному достоянию, к глубинным факторам формирования самосознания народа. Из исторического небытия возродились образы национальных героев - от Александра Невского до Суворова и Кутузова, любовь к Родине получила свое воплощение в изучении прошлого в текстах и вещественных памятниках. Этот поворот к патриотизму не только укрепил историческую науку, спас само ее существование, но и стал основой воспитания молодежи в преддверии тяжелейших военных испытаний Великой Отечественной войны» [14].

Дата 80-летия восстановления отечественного исторического образования - веха, которая имеет чрезвычайно важное значение для исторического образования, как для тех славных лет, так и в сегодняшние дни [1-5]. Начиная с 1934 г. в Советском Союзе наконец-то отошли от упрощенных сверхидеализированных и политизированных форм рассмотрения прошлого страны, которые, кроме того, отличались откровенным субъективизмом.

Сразу после Октябрьской революции советская власть и ВКП(б) поставили задачу превращения высшей школы, и прежде всего университетов, в центры формирования социалистической культуры и сближения их деятельности с интересами пролетарского государства. Новые задачи повлекли за

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ,, л ..., _

В этом здании

в 1931 г.

открылся

Мордовский

агропедвуз

собой значительную реорганизацию всей системы преподавания общественных наук. Советизация университетов проходила в различных направлениях: большевизация управления, пролетаризация студенчества, создание рабочих факультетов и т. д. Самой сложной проблемой было изменение содержания преподавания, его теоретических и методических основ.

Реформа высшего образования, разработанная Наркомпросом и Государственной комиссией по народному просвещению в 1918 г., предполагала значительное расширение сети высших учебных заведений, чтобы сделать образование массовым и доступным. Помимо этой достаточно прогрессивной меры правительство и ВКП(б) в области образования выдвигали три основные задачи: демократизировать науку (пошатнуть позиции старых, «буржуазных», ученых), демократизировать знания (предоставить рабочей молодежи право учиться в вузах) и демократизировать просвещение.

В 1919 г. по решению Наркомпро-са в Московском и Петроградском

университетах (а затем и в других университетах) вместо историко-филологических и юридических факультетов были созданы факультеты общественных наук (ФОНы) с отделениями: экономическим, юридическо-политическим и историческим [10, с. 237].

Существенно изменилась программа занятий по общественным дисциплинам. По решению XIII партконференции с 1924 г. во всех вузах страны было введено изучение истории партии и ленинизма, что значительно усилило насаждение сталинских взглядов в преподавании общественных дисциплин.

В 1920-е - начале 1930-х гг. предпринимались неоднократные попытки властей сузить роль истории как главного компонента гуманитарных знаний, коренным образом изменить содержание и хронологические рамки курсов по истории и даже полностью прекратить ее преподавание в средней и высшей школе. Согласно новой научно-методологической парадигме, изучение курса истории на гуманитарных факультетах в вузах нередко начиналось с периода 60-х гг.

XIX в., т. е. ряда событий, непосредственно связанных с пониманием «современного положения». С 1921 г. в вузах РСФСР было введено обязательное изучение таких предметов, как «Исторический материализм», «История пролетарской революции», «Политический строй, организация производства и распределения в РСФСР». Русская история в конце 1920-х - начале 1930-х гг. была заменена «Историей СССР», а историки, преподававшие русскую историю, стали обвиняться в «великодержавном шовинизме».

Островки исторического образования в 1920-е - начале 1930-х гг. сохранились в Московском

и Ленинградском государственных университетах на этнологических факультетах с рядом отделений, в частности с историческим, где преподавали С. В. Бахрушин, П. Ф. Преображенский, Ю. В. Готье и другие видные историки. Центрами исторического образования стали также Ленинградский институт истории, филологии и литературы (ЛИФЛИ) и такой же в Москве (МИФЛИ). С середины 1920-х гг. одновременно со свертыванием преподавания истории в школах и вузах страны ее изучение было перенесено в систему партийных учебных заведений: коммунистические университеты, а также Институт красной профессуры, который стал средоточием элитных кадров нарождавшейся партийной

Д. И. Васильев — декан исторического факультета Мордовского государственного педагогического института (1932—1937 гг.)

интеллигенции. С 1925 г. в университетах начали открываться аспирантуры, хотя их работа оказалась неэффективной (во многом ввиду того, что основными критериями при отборе аспирантов была классовая и партийная принадлежность) [12].

В преподавании общественных наук в конце 1920-х - начале 1930-х гг. наблюдалось заметное снижение теоретического уровня. Все возраставший спрос на специалистов требовал ускоренной подготовки кадров, поэтому многие вузы перешли на сокращенный срок обучения -три года, а в 1931-1932 гг. -два с половиной года. Ускоренная подготовка кадров проходила за счет снижения профессионального и общетеоретического уровня молодых специалистов. Вместо историков широкого профиля стали готовить музейных работников, краеведов и учителей. Заметно сократился объем лекционно-семинарской работы, стал внедряться порочный бригадно-лабораторный метод обучения. Индивидуальные формы работы вытеснялись коллективными. Были отменены экзамены, зачеты и защиты дипломных работ.

Новации 1920-х гг. (акцент на трудовую деятельность учащихся школ, излишняя идеологизированность и политизированность учебных программ, отмена классно-урочной системы преподавания, введение примерных, необязательных программ,

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ,, ^ ,Л1,

фактическая отмена систематического изучения истории и др.) грозили выхолащиванием научного содержания образования, снижением качества общеобразовательной подготовки учащихся. Все это реально показали неутешительные итоги вступительных экзаменов в вузы конца 1920-х гг.

В связи с нехваткой кадров квалифицированных историков, которые, по мысли партийных идеологов, должны были стать центром и проводниками государственной идеологии, а также в целях повышения престижа советского государства, которое проводило активную внешнюю политику, в середине 1930-х гг. началось возвращение «академического облика» уже утраченной системе гуманитарного образования.

С Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР», вышедшего в мае 1934 г., начался новый этап в

Государственный экзамен на историческом факультете Мордовского государственного педагогического института. В центре — Д. И. Васильев. 1936 г.

Консультация по истории партии Мордовский государственный педагогический институт. Май 1936 г.

развитии высшего исторического образования [8, с. 108]. Именно в эти годы власть осознала ценности истории как средства формирования не только идеологии, но и национально-

го самосознания, особенно важного в период утверждения государства на международной арене. Уже в начале 1934/1935 учебного года исторические факультеты были восстановлены в Московском и Ленинградском университетах.

Возрождение отечественно-

го исторического образования потребовало пересмотра его содер-

жания. Историческая наука как в центре, так и в регионах в 1934 г. получила определенный импульс к развитию, который при этом сдерживался репрессивной машиной складывавшейся административно-командной системы. В содержании исторического образования, как и в исторической науке, в середине и конце 1930-х гг. единственно верным направлением был провозглашен формационный подход в рамках марксистско-ленинской теории. На этой методологической и методической основе были пересмотрены учебники по истории.

80

Что же касается исторического образования в Мордовии, то следует сразу отметить, что преподавание гуманитарных дисциплин началось с момента возникновения в 1931 г. Мордовского агропединститута, затем, пройдя путь через создание историко-экономического отделения, а в дальнейшем и исторического, и специализированных кафедр, привело к открытию в 1934 г. исторического факультета. Важно отметить тот факт, что к моменту создания в Мордовском пединституте исторического факультета здесь уже имелись традиции преподавания истории, что облегчило процесс становления новой структуры [13].

Таким образом,

2014 г. стал особым в жизни Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Этот год стал годом праздничным: все мы вместе отмечали две даты в нашей истории - 80-летие восстановления исторического образования, а также и 20-летие Исто-рико-социологического института, структуры, в которой в настоящее время реализуются программы исторического образования [11, с. 10-11].

Так устроено, что любая структура, гордящаяся своей историей, стремится максимально возможно актуализировать свое прошлое. Поэтому празднование 80-летия восстановления исторического образования и 20-летия Историко-социологического института не могло состояться как единичное событие. Наоборот, весь 2014 г. в институте представил собой череду научных, внеучебных, но вместе с тем и праздничных мероприя-

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ _

Студенты ИСИ Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева на линейке 1 сентября

тий, программа которых была разработана еще в 2013 г. Весь 2014 г. коллектив института совместно проходил эту программу мероприятий шаг за шагом, показывая свое уважение к прожитым годам, а, главное, степень своей сплоченности, достигнутого высокого уровня деятельности.

Уже с самого начала зимы 2014 г. все проходящие мероприятия на базе Историко-социологического института были пронизаны общей идеей предстоящего праздника. Наглядным примером стало проведение цикла дней открытых дверей, прошедших как в 2013/14, так и в 2014/15 учебном году под общим лозунгом «Нам 20 лет».

Пришедшим абитуриентам, а большинство из них стали летом 2014 г. студентами Историко-социо-логического института, демонстрировались наши двадцатилетние победные традиции, наглядно выраженные в огромном числе призов, дипломов и наградных знаков за победы в учебной, научной и внеучеб-ной деятельности. Особый трепет вызывал переходящий приз победителя внутриуниверситетского студенческого фестиваля, представлявший собой полуметровую вазу, который в 2012 г. был навечно подарен коллективу Историко-социологического института за его постоянное лидерство в этом престижнейшем университетском конкурсе.

Не меньший интерес представляла собой и коренным образом переработанная презентация ИСИ, сделанная по передовым информационным технологиям, позволяющая максимально раскрыть жизнь и деятельность института за все время его существования и, самое главное, насытить фоторяд, что безусловно придавало презентации некую одухотворенность. Все это и позволяет нам говорить, что дни открытых дверей стали превосходной акцией Историко-социологического инсти-

ИСИ — чемпион!

тута. Следует отметить, что дни открытых дверей внесли свой вклад в популяризацию института, что подтвердил конкурс на поступление на направления подготовки ИСИ в 2014 г. По бюджетному приему институт был четвертым в университете.

Тематикой двадцатилетия Исто-рико-социологического института была пронизана и внеучебная деятельность. Сразу же после зимней сессии, студенты отправились в традиционный лагерь творческого актива «ИСИ-Чемпион!», ставший один-

надцатым в своей истории. Лагерь актива ИСИ было проведен с целью укрепления корпоративного духа и активного включения первокурсников в деятельность института. Насыщенная программа лагеря помогла студентам познакомиться ближе в ходе игр на лидерство, сплочение, развитие творческого мышления. Яркими моментами стали также открытие и закрытие лагеря, на которых каждый участник мог проявить себя на сцене. Каждое из двадцати мероприятий лагеря было тем или иным образом приурочено к цифрам двадцать, восемьдесят, аббревиатуре ИСИ и, конечно же, слову «юбилей».

В феврале студенческой общественностью института было запущено интернет-радио института, а также профили в популярных сетях Instagram, Twitter и Facebook, что придало импульс росту популярности деятельности ИСИ. Обновлен дизайн газеты «ИнСтИтут», получивший сине-зеленые тона, олицетворяющие единение корпоративного духа со студенчеством университета и, конечно же, молодость и оптимизм.

Студенческим советом был разработан план мероприятий, приурочен-

Студенты ИСИ на линейке 1 сентября 2014

ных к празднованию знаменательной даты. Рекламно-оформительский центр студенческого совета совместно с информационно-аналитическим центром провели мероприятия, направленных на разработку афиш юбилейных мероприятий, конкурса информационных стендов, стихов и прозы. Интеллектуально-развивающий центр и научный центр провели ряд конкурсов и олимпиад на знание истории института. Культурно-массовый центр в свою очередь продолжил череду традиционных мероприятий, в рамках 20-летия ИСИ. Так, в мае были проведены конкурсы «Мистер ИСИ» и «Мисс ИСИ», где победителями стали студент первого курса направления подготовки «Психология» Артем Сушков и студентка первого курса направления подготовки «История» Юлия Хра-менкова.

Традиционно учебный год в вузе начинается 1 сентября, но студенческий актив принял решение начать его на день раньше, проведя культурно-адаптационное мероприятие для вновь прибывших первокурсников «ИСИ начинается в августе». А уже 1 сентября впервые студенты трех институтов: Аграрного, Механики и энергетики и Историко-социологического - провели первую совместную линейку под лозунгом «Мы все университет».

Важной традицией юбилейного 2014 г. стало приглашение в институт представителей академической общественности для укрепления сложившихся связей между Историко-социологическим институтом и Историко-филологическим отделением Российской академии наук, установившиеся после прове-

82

ГУМАНИТАРИИ: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования

№ 1 (29), 2015

Участники Международной научной конференции «Мордовский народ в истории и культуре многонационального Российского государства»

дения на базе института выездной сессии отделения в рамках проведения Международной научной конференции «Мордовский народ в истории и культуре многонационального Российского государства», ставшей научным украшением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами многонационального Российского государства, прошедшей 31 мая - 2 июня 2012 г. в Саранске.

Эти традиции академической и вузовской солидаризации были заложены еще в бытность Историко-филологического факультета Мордовского университета. В настоящее время они еще более укрепляются.

2014 г. стал годом наиболее тесного научного сотрудничества между Историко-социологическим институтом и Институтом востоковедения Российской академии наук, что нашло свое выражение в визитах в Саранск его директора - члена-

корреспондента РАН В. В. Наумки-на - и ряда ведущих сотрудников института в феврале-апреле 2014 г.

Визит директора Института востоковедения в Мордовский государственный университет состоялся 7-11 февраля 2014 г. и отличался предельной насыщенностью мероприятиями, прежде всего научного характера. В первый день своего визита В. В. Наумкин помимо встречи с проректорами по научной и учебной работе провел круглый стол с представителями студенчества Историко-социологического института во главе со Студенческим научным обществом института «Виде вал». На мероприятии студенты института показали свою заинтересованность во встрече с видным представителем российской науки, а также интеллектуальную зрелость и широкий кругозор. Вопросы, рассматриваемые на круглом столе, охватывали как непосредственно сферу научной деятель-

Визит директора Института востоковедения В. В. Наумкина в Мордовский государственный университет

ности В. В. Наумкина (Ближний Восток, проблемы геополитики), оценку положения Российской Федерации в мировой политико-экономической системы, так и сугубо «мирные темы», как, например, перспективы России на предстоящей Олимпиаде в Сочи (самое интересное, что мероприятие прошло в день открытия зимней Олимпиады).

8 февраля состоялась встреча В. В. Наумкина с преподавателями и студентами Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, а 11 февраля - открытая лекция для студентов и сотрудников Историко-социологического института. Тематика лекции предельно конкретно обозначена не была, спектр вопросов, рассмотренных на ней, касался прежде всего понимания роли и места восточных цивилизаций в современной геополитике. Акцент в лекции был сделан на развитие стран Ближнего Востока и Тихоокеанского региона.

10 февраля в первой половине дня была проведена пресс-конференция

В. В. Наумкина для представителей СМИ республики и широкой научной общественности. Во второй половине того же дня состоялась трогательная церемония вручения видному российскому ученому «Паспорта мордвина» первым заместителем министра по национальной политике РМ А. И. Карьгиным.

Теплые отношения, сложившиеся между Институтом востоковедения РАН и Историко-социологическим институтом были укреплены во время визита в Саранск ведущих сотрудников института А. В. Акимова и А. И. Яковлева, состоявшегося 22-23 апреля 2014 г.

Наши московские коллеги приняли деятельное участие в работе проводившейся 22 апреля на база Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Мордовия выставки-презентации изданий Историко-социологического института «Этнокультурное образование в Республике Мордовия: навстречу VI Съезду мордовского народа», собравшей на одной научной площадке представителей вузов, школ,

84

№ 1 (29), 2015

церкви и сотрудников Министерства образования Республики Мордовия. 23 апреля сотрудниками Института востоковедения для сотрудников и студентов Историко-социоло-гического института был проведен круглый стол «Проблемы и перспективы развития восточных цивилизаций в XXI веке», который был завершен ими весьма оригинальным способом: среди студентов института было проведено анкетирование по вопросу об их предпочтении восточной или западной системе мировоззрения и ценностей. Результаты показали, что современное студенчество в разрезе нашего института ориентируется на западный образ жизнедеятельности.

Традиция проведения встреч студентов и сотрудников ведущих образовательных центров страны продолжился и летом 2014 г. в форме открытых лекций председателей Государственных аттестацион-

ных комиссий по направлениям подготовки студентов Историко-социологического института.

Теплыми июньскими днями лекции в форматах круглых столов со студентами Историко-социологи-ческого института провели доктор исторических наук руководитель центра «Россия, СССР в истории ХХ века» Института российской истории А. С. Сенявский; доктор психологических наук декан гуманитарного факультета Саровского физико-технического института (филиала) ФГАУО ВПО «Национальный исследователь-

ский ядерный университет МИФИ» Н. В. Володько; доктор исторических наук заведующий кафедрой международных отношений и политологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова С. В. Устин-кин; доктор социологических наук руководитель Центра региональной

социологии Института социологии РАН В. В. Маркин, доктор философских наук, профессор Российского государственного университета туриз-маиспорта П. Д. Пав-ленок, доктор исторических наук, заведующий кафедрой исторической информатики исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Л. И. Бородкин.

На встречах активно обсуждались процессы реформирования системы образования в связи с переходом вузов на новые образовательные стандарты, требования, предъявляемые к современным выпускным квалификационным студенческим работам, варианты будущей профессиональной самореализации современного студенчества. В рамках дискуссий затрагивались вопросы, связанные с преемственностью поколений в вузах, направлениями перспективных научных исследований, грантовой поддержки современной науки.

Традиции круглых столов были закреплены традиционной еже-

Презентация изданий Историко-социологического института «Этнокультурное образование в Республике Мордовия»

годной встречей директора ИСИ Н. М. Арсентьева, заместителей директора института по учебной, научной и внеучебной деятельности со студентами-первокурсниками, состоявшейся в сентябре 2014 г. Студентам были озвучены основные направления разного рода деятельности дирекции и организационных структур института. Подобного рода

Директор Историко-социологического института член-корреспондент РАН Н. М. Арсентьев представляет книгу «Истина в слове: прошлое и настоящее Историко-социологического института им. Н. П. Огарева»

встречи позволяют выявить наиболее активных и подготовленных первокурсников, которые в ближайшей перспективе составят костяк студенческого актива института.

Насыщенным выдался юбилейный 2014 г. в плане выставочной деятельности Историко-социологического института.

Мощный задел был совершен 22-23 апреля, когда в выставочном зале Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Мордовия состоялась широко освещенная в республиканской прессе выставка-

презентация изданий Историко-социологического института «Этнокультурное образование в Республике Мордовия: навстречу VI съезду мордовского народа». Выступавший в рамках выставки директор ИСИ Н. М. Арсентьев поднял вопросы важности гуманитарного образования в современном технократическом обществе, а также отметил значение миссии гуманитариев в формировании российского образовательного пространства и мировоззрения современного человека. В рамках выставки особо прозвучали выступления авторов школьных учебников по истории и культуре мордовского края, истории религии, вузовских учебников, подавляющее число которых представляло Историко-социологический институт.

Выставка-презентация изданий Историко-социологического института была развернута во время работы VI съезда мордовского народа, проводившегося 23-25 октября в Республиканском театре оперы и балета.

Следует отметить, что выставки изданий института в несколько меньших масштабах были проведены еще дважды - в день празднования юбилея института (17 октября) и в день проведения ассоциации выпускников университета (29 ноября).

В параде праздничных выставок книжной продукции Историко-социологического института особняком стоит выставка-презентации главной книги юбилея года - «Истина в слове: прошлое и настоящее Историко-социологического института им. Н. П. Огарева». Данная кни-

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ,, ^ ,Л1,

га словно подытожила всю славную историю исторического образования в Республике Мордовия, начиная от его восстановления в 1934 г. и завершая днем сегодняшним.

Книга была написана на использовании огромного пласта источников - материалов архивов и университетской периодической печати. Она подготовлена под редакцией члена-корреспондента РАН Н. М. Арсентьева. Авторский коллектив сработал как одно целое, охваченное общей идеей создания монументального труда по истории родного института. Введение к книге было написано членом-корреспондентом РАН Н. М. Арсентьевым и доктором философских наук Е. В. Моча-ловым. Историческая часть книги (т. е. период с 1934 по 1995 гг.) написана кандидатами исторических наук, доцентами В. А. Григорькиным, С. В. Кистановым, В. С. Луниным, С. И. Малоземовым, О. К. Синдян-киной, старшим преподавателем Н. В. Расловой и заведующей музейным комплексом университета Н. Ю. Прасаловой. Над периодом современной истории Историко-социологического института работали доктор исторических наук Э. Д. Богатырев, доктор педагогических наук И. А. Винтин и старший преподаватель К. В. Комаров. Следует отметить и прекрасно подобранный фоторяд книги и оригинально составленный макет, над которым работала старший преподаватель Г. Н. Давыдова.

Презентация книги, проведенная 17 октября (т. е. в день юбилейных торжеств) в конференц-зале Института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарева, стала значимым научным и культурным явлением в жизни Республики Мордовия. На освещении мероприятия находились представители основных средств массовой информации республики.

Венцом праздничных торжеств юбилейного года стала торжествен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ная церемония празднования 80-летнего юбилея исторического образования в Мордовии и 20-летия Историко-социологического института, прошедшая 17 октября 2014 г. во Дворце культуры и искусств университета. На торжественном заседании присутствовали представители органов власти Республики Мордовия, руководители вузов республики, выдающиеся выпускники института, сотрудники и ветераны Историко-социологического института, студенты.

Торжественные и трогательные слова приветствия, пожеланий и напутствия были высказаны в адрес руководства и сотрудников института со стороны заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М. С. Сезганова, ректора Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева С. М. Вдовина, митрополита Саранского и Мордовского Зиновия, руководителей вузов и научно-исследовательских структур Б. М. Кевбрина и В. А. Юрченкова. Следует заметить, что пожелания сопровождались ценными подарками. Например ректором С. М. Вдовиным институту был подарен сертификат на новый компьютерный класс. Торжественная часть вечера была ознаменована награждением заслуженных сотрудников института почетными грамотами, благодарственными письмами и иными наградами.

Премией Главы РМ в области образования был награжден директор Историко-социологического института, член-корреспондент РАН Н. М. Арсентьев.

Благодарностями Главы РМ были награждены доктора исторических наук, профессора О. И. Марискин и В. М. Арсентьев кандидаты исторических наук В. И Захаров и В. С. Лунин.

Почетной грамотой Правительства РМ была награждена доктор политических наук, профессор Н. И. Изер-гина.

Выступление директора Историко-социологического института члена-корреспондента РАН Н. М. Арсентьева

Поздравление ректора Национально -го исследовательского Мордовского

государственного университета им. Н. П. Огарева С. М. Вдовина

Почетными грамотами Государственного Собрания РМ были награждены доктор исторических наук, профессор Е. Н. Мокшина, кандидаты исторических наук, доценты С. В. Кистанов и И. С. Максимов, доктор политических наук, профессор О. В. Бахлова, доктор социологических наук, профессор И. М. Фадеева, кандидаты философских наук О. В. Мизонова и Л. Н. Тарасова.

Почетной грамотой Администрации городского округа Саранск были

награждены кандидаты исторических наук, доценты В. А. Григорькин, С. А. Мальченков, Р. С. Тарасов, кандидат социологических наук, доцент Е. В. Камышова, старший преподаватель Н. В. Раслова.

Почетными грамотами Университета были награждены доктор социологических наук, профессор Т. М. Да-даева, кандидат исторических наук, доцент О. К. Синдянкина, специалисты по учебно-методической работе Н. В. Ермакова и Л. Е. Телегина.

88 ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы № 1 (29), 2015 гуманитарной науки и образования - \ Ь

Исто социолог

Архиерейскими грамотами Саранской и Мордовской епархии были награждены директор Историко-социологического института член-корреспондент РАН Н. М. Арсентьев, доктора философских наук, профессора Е. В. Мочалов и М. Ю. Грыжан-кова, кандидат философских наук, доцент М. А. Елдин.

Почетными грамотами Министерства образования РМ были награждены доктор биологических наук, профессор Т. В. Тарасова, кандидаты психологических наук, доценты С. Н. Никишов и И. С. Осипова.

Почетной грамотой Министерства по национальной политике Республики Мордовия была награждена кандидат психологических наук, доцент И. В. Тараскина.

Медалью Министерства по национальной политике Республики Мордовия «За межнациональное согласие» был награжден доктор исторических наук, профессор Э. Д. Богатырев.

Благодарностями Министерства по национальной политике Республики Мордовия были награждены кандидаты исторических наук, до-

90

центы Е. Н. Макшаева и С. И. Мало-земов.

Почетными Грамотами министерства социальной защиты РМ были награждены кандидаты социологических наук, доценты З. Н. Лазарева, Д. А. Бистяйкина, Т. В. Соловьева.

Особенно трогательными выглядели поздравления из других городов от друзей нашего института. Завершилось торжественное заседание праздничным концертом, подаренным гостям вечера творческими коллективами студенчества Историко-социологического института.

Продолжением праздничных мероприятий стал обновленный смотр-конкурс среди первокурсников «Золотой Винт», проведенный впервые на большой сцене Дворца культуры и искусств Мордовского университета. Благодаря профессиональной подготовке и работе студенческого актива мы смогли получить новый качественный уровень проведения и подготовки творческих номеров, которые в последующем были представлены на смотре-конкурсе среди первокурсников университета «Звездопад». Об успешности проведенного «Золотого Винта» можно судить и по количеству призовых мест, полученных на «Звездопаде»: первое место в номинации «Современный танец (ансамбль)», первое место в номинации «Художественное чтение», второе место в номинации «Конферансье», третье место в номинации «Вокал. Эстрадный» и третье место в номинации «Игра на музыкальном инструменте». Таким образом, было получено пять призовых мест в пяти заявленных номинациях.

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы

Десятые юбилейные Саранские философские чтения: образ России в русской философии, истории и культуре. 10 ноября 2014 г.

В декабре 2014 г. на базе Историко-социологического института прошли две олимпиады.

Коллективом кафедры философии была проведена республиканская открытая олимпиада по религиоведению, собравшая более 40 участников из всех вузов Республики Мордовия. Следует отметить активность студентов нашего института, блеснувших на олимпиаде успехами в отдельных конкурсах. Победителем олимпиады стал студент медицинского института Павел Замышляев, второе и третье место досталось студентам-«исишникам» Анфисе Будариной и Руслану Ахунову.

8-9 декабря на базе института традиционно (начиная с 1999 г.) прошел III (финальный) этап Всероссийской студенческой олимпиады по специальностям «История» и «Регионове-дение» [6-7]. В 2014 г. в олимпиаде приняло участие более 110 человек из почти 40 вузов со всей страны. В рамках двухдневного соревнова-

ния сильнейших российских студентов победителями олимпиад стали:

- олимпиада по специальности «История»: первое место - Руслан Кильмаматов (г. Уфа), второе место -Павел Аликин (г. Пермь), третье место - Хункар-Паша Вазаров (г. Грозный);

- олимпиада по специальности «Ре-гионоведение»: первое место - Олег Черевков Олег (г. Ростов-на-Дону), второе место - Иван Гришечкин (г. Санкт-Петербург), третье место -Павел Рыжов (г. Архангельск).

Проведение Всероссийской студенческой олимпиады на базе Историко-социологического института как всегда было успешным. Олимпиада прошла в дружественной обстановке, что показал специально проведенный «Вечер дружбы», привела к налаживанию и расширению дружеских и научных контактов между студентами и преподавателями вузов, участвовавших в олимпиаде. Закрывавший олимпиаду ректор

Открытие Всероссийской студенческой олимпиады. 2014 г.

Ректор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева С. М. Вдовин и директор Историко-социологического института Н. М. Арсентьев с победителями Всероссийской студенческой олимпиады. 2014 г.

МГУ им. Н. П. Огарева С. М. Вдовин, в частности, объявил, что вскоре после олимпиады планируется подписание договора о сотрудничестве между Мордовским и Чеченским государственными университетами. Важно также подчеркнуть, что проведение финального этапа всероссийских студенческих олимпиад по специальностям «История» и «Регионоведение» признано «лучшей практикой олимпиад» и включено в тройку лучших сту-

денческих олимпиад, проведенных в Российской Федерации в 2014 г.

Таким образом в юбилейный 2014 год Историко-социологическим институтом было проведено огромное количество разнопрофильных мероприятий, охвативших научную, образовательную и внеучебную деятельность, сыгравших важную роль в формировании современного гуманитарного пространства Республики Мордовия.

Библиографический список

1 Арсентьев Н. М. Академическая и университетская гуманитарная наука в формировании общероссийской идентичности : региональная практика гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания // Интеграция образования. - 2008. - № 4. - С. 83.

2. Арсентьев Н. М. Идея единения народов в стратегии современной национальной политики Российской Федерации / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 6-11.

3. Арсентьев Н. М. Мемориальная (монументальная) история в современном гуманитарном пространстве Республики Мордовия (о Тысячелетии единения мордовского народа с народами Российского государства) / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - № 3. - С. 4-8.

4. Арсентьев Н. М. Празднование Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства как фактор формирования социальной памяти россиян / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. -№ 2.- С. 24-31.

92 ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ (29) 2015

гуманитарной науки и образования - У Ь

5. Арсентьев Н. М. 75-летие исторического образования в Республике Мордовия. 15-летие Историко-социологического института. размышления о... / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2009. - № 8. - С. 81-88.

6. Богатырев Э. Д. Опыт подготовки и проведения III тура Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «Регионоведение» в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева / Э. Д. Богатырев, С. В. Першин // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. -С. 103-110.

7. Григорькин В. А. Традиции проведения финального этапа Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «История» в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева (1999-2013 г.) / В. А. Григорькин, С. В. Кистанов, М. И. Рутковская // Вестн. Мордов. ун-та. - 2012. - № 3-4. - С. 138-142.

8.. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сб. док. 1917-1947. - М., 1947.

9. Истина в слове: прошлое и настоящее Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева / Н. М. Арсентьев [и др.] ; под. ред. чл.-кор. РАН Н. М. Арсентьева ; Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2014. - 480 с.

10. Историческое образование в России в конце XIX - начале XXI в. / В. А. Ищенко, К. А. Ушмаева [и др.]. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2005. - 383 с.

11. Мордовский государственный университет. 75 лет / сост. Н. М. Арсентьев [и др.] ; под общ. ред. Н. П. Макаркина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 365 с.

12.. Ушмаева К. А. Основные этапы и особенности развития исторического образования в вузах России (20-90-е годы ХХ века) : автореф. дис...д-ра ист. наук / К. А. Ушмаева. - Пятигорск, 2011. - 44 с.

13. 2001 факт из жизни Мордовского университета / рук. авт. Н. П. Макаркин ; сост.: Н. М. Арсентьев, Р. Н. Бусарова, Г. М. Газина [и др.] - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 224 с.

14. http://ww.histmsu.rn/News/20140515-3.htm?sphrase_id=3310

По ступила в редакцию 9 декабря 2014 г.

Сведения об авторах

Арсентьев Николай Михайлович - член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Мордовия, директор Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: социально-экономическая история России конца XVIII - начала XX в., информационные технологии в исторической науке. Автор более 200 научных публикаций, в том числе 19 монографий, 30 учебников и учебных пособий.

Тел.: (8342) 24-25-90

E-mail: direktor_isi@bk.ru

Кистанов Сергей Васильевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: политическая история России начала ХХ в., история российских политических партий начала ХХ в. Автор более 60 научных и научно-методических работ.

Тел.: +7 903 051-62-07

E-mail: kistanov-viz@yandex.ru

Комаров Кирилл Владимирович - преподаватель кафедры философии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - молодежная политика, общественные объединения, ценностные ориентации студенческой молодежи, молодежное движение финно-угорских народов. Автор более 20 научных и научно-методических работ.

Тел.: +7 927 1757379

E-mail: kirill-komarov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.