Том 87 Номер 857 Март 2005 г. .МЕЖДУНАРОДНЫЙ ШЙШ красного креста
ДОКЛАДЫ И ДОКУМЕНТЫ
61-я сессия Комиссии по правам человека ООН,
16 марта 2005 г.
Выступление Президента Международного Комитета Красного Креста Якоба Келленбергера
При оказании помощи людям, пострадавшим от вооруженных конфликтов или в другой ситуации насилия, очень важно проявлять величайшую бдительность и осторожность. Помня об этих людях, я хочу рассказать вам сегодня о той защите, которая им предоставляется. Как вам известно, предоставление защиты людям в подобных ситуациях является основной задачей, которую выполняет Международный Комитет Красного Креста.
Международное гуманитарное право требует, чтобы стороны в конфликте предоставляли защиту всем, кто не принимает или прекратил принимать активное участие в военных действиях или актах насилия -гражданским лицам, раненым, лицам, захваченным в плен. Обязанности защищать эту последнюю категорию лиц - лиц, лишенных свободы, и будет посвящено мое сегодняшнее выступление. Однако мы не должны ни на минуту не забывать, в каком тяжелом положении находятся сотни тысяч -если не миллионы - гражданских лиц, пострадавших от вооруженных конфликтов или насилия внутри страны, тех, кто слишком часто является объектом неизбирательных нападений, подвергается насильственному пе-
281
Доклады и документы - 61-я сессия Комиссии по правам человека ООН, 16 марта 2005 г.
ремещению, сексуальному насилию и ограблению и не пользуется той основной защитой, на которую имеет право.
МККК накопил большой опыт, посещая различные места содержания под стражей, расположенные в разных странах. Так, в 2004 г. делегаты МККК посетили 571 503 задержанных в 2 435 местах содержания под стражей почти в 80 странах.
В прошлом году я говорил о том, как международное гуманитарное право и право прав человека дополняют друг друга, и о том, что в основе этих отраслей права лежит принцип, в соответствии с которым все люди имеют право на защиту от жестокого обращения. Сегодня в своем выступлении я хочу остановиться на том, какую защиту эти отрасли права предоставляют лишенным свободы лицам в период любого вооруженного конфликта или в другой ситуации насилия.
Из множества людей, затронутых вооруженным конфликтом или другими ситуациями насилия, нередко именно лица, лишенные свободы, подвергаются наибольшей опасности стать жертвой посягательств на их физическую и психическую неприкосновенность или бесследно исчезнуть, именно их основные потребности в воде, пище и медицинском обслуживании часто не удовлетворяются должным образом.
Под сомнение не ставится право государств заключать людей под стражу по целому ряду причин, в том числе, и по соображениям безопасности. Однако наряду с этим правом на государствах лежит обязанность гуманно обращаться с лицами, лишенными свободы, - обязанность, которая предусматривается нормами как международного гуманитарного права, так и права прав человека. Эти нормы говорят о необходимости устанавливать равновесие между законными интересами государства в области обеспечения безопасности и необходимостью соблюдать права лиц, лишенных свободы.
Что же предусматривают в этом смысле обе отрасли права?
Гуманное обращение с заключенными может быть обеспечено при выполнении трех условий: речь идет о запрете пыток и других форм жестокого обращения, обязательстве обеспечить приемлемые условия содержания и соблюдении процессуальных гарантий. Каждое из этих условий мы рассмотрим отдельно.
Запрет на пытки и другие формы жестокого обращения носит абсолютный характер. И международное гуманитарное право, и право прав человека запрещают при любых обстоятельствах прибегать к пыткам и другим формам жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, являющегося посягательством на физическую или психическую неприкосновенность человека. Женевские конвенции и международные договоры в области прав человека за-
282
Том 87 Номер 857 Март 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
прещают также применение методов принуждения (физического и психологического), запугивания, унижения, непристойные посягательства, сексуальное насилие (принуждение к проституции и изнасилование).
Удерживающие власти должны соблюдать запрет, который налагается на пытки и другие виды жестокого обращения, не только потому, что они объявлены вне закона в соответствии с международным правом (да и с большинством внутригосударственных законов), но и потому, что подобного рода обращение нарушает основополагающие принципы гуманности до такой степени, что никогда не может быть оправдано с нравственной точки зрения. Даже незначительное попустительство такой практике может спровоцировать ее недопустимое распространение в более широких масштабах.
Исходя из опыта МККК и с учетом политической перспективы можно сказать, что нередко дурное обращение ожесточает население, представителем которого является содержащееся под стражей лицо, создавая тем самым почву для эскалации насилия и роста оппозиции. Когда одна из сторон в конфликте прибегает к методам дурного обращения, противная сторона может подвергнуться искушению воспользоваться этим, чтобы оправдать аналогичное поведение. Тем самым, методы жестокого обращения используются все более широко. Опасность распространения пыток и других видов дурного обращения, а также ослабление запрета на них перевешивают любые аргументы в пользу их использования. Взяв на себя обязательство соблюдать принцип невыдворения, государства сделали серьезный шаг вперед по пути борьбы с использованием методов жестокого обращения. Этот принцип означает, что то или иное лицо не может быть передано государству, на территории которого оно рискует подвергнуться жестокому обращению.
Государствам следует также принять собственные законы, в соответствии с которыми методы жестокого обращения должны быть запрещены; информация, полученная в результате применения таких методов, не должна рассматриваться как доказательство в ходе судебного разбирательства; лица, прибегающие к методам бесчеловечного обращения, должны нести за это наказание; а люди, пострадавшие от жестокого обращения, должны получать помощь и компенсацию. Важно также, чтобы сотрудники правоохранительных органов - как гражданских, так и военных - проходили соответствующую подготовку и имели в своем распоряжении средства, которые позволяли бы им выполнять требование, которое гласит, что с задержанными лицами следует обращаться гуманно и с уважением.
Государства должны также принимать все меры и не допускать, чтобы лица, лишенные свободы, исчезали и пополняли тем самым ряды пропавших без вести. Поэтому все лица, лишенные свободы, должны быть за-
283
Доклады и документы - 61-я сессия Комиссии по правам человека ООН, 16 марта 2005 г.
регистрированы и находиться в официальных местах содержания под стражей, которые контролировались бы вышестоящими начальниками или судебными органами. Им должна быть также предоставлена возможность общаться со своими родственниками и поддерживать с ними постоянную связь.
Да и сами условия содержания этих лиц позволяют определить, обращаются ли с ними гуманно или нет. Лицам, лишенным свободы, должны быть обеспечены нормальные условия содержания: в достаточном количестве им должно выдаваться питание, они должны получать питьевую воду, у них должны быть приемлемые санитарно-гигиенические условия, они должны получать квалифицированную медицинскую помощь и достаточное время находиться на свежем воздухе. Во многих странах условия содержания под стражей являются недопустимо плохими, если не сказать -представляющими угрозу для жизни лиц, лишенных свободы. МККК отмечает, что за последние годы ситуация здесь ухудшилась. У властей, отвечающих за содержание под стражей, очевидно, не хватает политической воли или возможностей, чтобы обеспечить удовлетворительные условия содержания. Государства должны безотлагательно взяться за решение этих серьезных проблем, а международному сообществу, организациям, содействующим развитию, и финансовым институтам следует оказывать им соответствующую помощь.
Среди лиц, лишенных свободы, имеются категории, которые испытывают специфические потребности и чьи права особенно легко ущемить - именно поэтому они требуют особого обращения. Государства должны принять все меры, чтобы оградить содержащихся под стражей женщин от опасностей, которые им чаще всего угрожают - изнасилования, принуждения к проституции и других проявлений сексуального насилия. Особо следует позаботиться об удовлетворении потребностей в питании и медицинском обслуживании, которые испытывают беременные женщины, а также дети, содержащиеся вместе со своими матерями в заключении. Следует также подумать о подростках и представителях других уязвимых групп - этнических меньшинств, престарелых и инвалидах.
Государства должны сделать все возможное, чтобы все содержащиеся под стражей лица, против которых выдвинуты те или иные обвинения, а также интернированные могли пользоваться процессуальными гарантиями. Для лиц, лишенных свободы, эти гарантии означают следующее: они должны знать о причинах задержания; их содержание под стражей должно носить законный характер, а их дело должен рассматривать независимый и беспристрастный суд. Необходимо, чтобы на всех этапах содержания под стражей власти руководствовались законом. Обеспечение соблюдения законности и предоставления процессуальных гарантий яв-
284
Том 87 Номер 857 Март 2005 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ
Красного Креста
ляется необходимой формой защиты против исчезновения, незаконного содержания под стражей и жестокого обращения.
Отмеченные выше требования, суть которых сводится к запрещению жестокого обращения, созданию нормальных условий содержания и предоставлению процессуальных гарантий, позволяют обеспечить гуманное обращение со всеми лицами, лишенными свободы.
Тем не менее, некоторые продолжают утверждать, что эти люди не заслуживают гуманного обращения: ведь действия, в совершении которых их подозревают, и преступления, за которые их наказывают, - ужасны. Подобные аргументы неприемлемы. Гуманное обращение не препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, совершивших преступные деяния. Там, где международное гуманитарное право применяется, лица, его нарушающие, должны подвергаться судебному преследованию. Однако у каждого человека есть определенные права - права, которые международное сообщество кодифицировало в международном праве, а государства - в национальном законодательстве. Лишение лиц, содержащихся под стражей, права на гуманное обращение может вывести этих лиц из-под защиты, которую предоставляет им право. И это было бы недопустимо. Сам принцип главенства права означает, что ни один человек не может быть лишен защиты, которая положена ему по закону.
Я кратко остановлюсь на вопросе, касающемся той роли, которую МККК играет в деле защиты лиц, лишенных свободы, в условиях вооруженного конфликта и других ситуациях насилия. Но прежде следует подчеркнуть, что многие государства отклонили предложение МККК посещать таких лиц по различным соображениям, в том числе потому, что не несут никаких юридических обязательств в этом плане. Существует много мест, куда МККК не может попасть, чтобы выполнить свою миссию по защите лиц, лишенных свободы.
Цель посещений МККК заключается в том, чтобы помочь властям соблюдать лежащие на них обязательства и решать проблемы, о которых я уже говорил. Делегаты МККК посещают заключенных для того, чтобы выяснить, в каких условиях они содержатся и как с ними обращаются, а также выработать рекомендации с целью улучшения этих условий, если это необходимо. МККК может также оказывать поддержку властям в том, что касается выполнения этих рекомендаций, предоставляя, например, непосредственную помощь лицам, содержащимся под стражей, обучая сотрудников тюрем и правоохранительных органов или комментируя проекты нормативных и законодательных актов, в которых рассматриваются вопросы обращения с заключенными.
МККК стремится установить с удерживающими властями конструктивный диалог, позволяющий ему обсуждать с ними выявленные проблемы
285
Доклады и документы - 61-я сессия Комиссии по правам человека ООН, 16 марта 2005 г.
и делать рекомендации. В этом МККК придерживается принципа конфиденциальности. Конфиденциальность необходима для того, чтобы МККК мог получить доступ к лицам, лишенным свободы, и создать условия для открытой дискуссии с властями. При определенных чрезвычайных обстоятельствах, когда исчерпаны все другие возможности и когда ситуация с гуманитарной точки зрения остается серьезной, МККК может принять решение предать огласке вызывающие у него обеспокоенность факты. И все же МККК сохраняет приверженность принципу конфиденциальности, рассматривая его как один из своих методов работы, и не намерен менять установившуюся практику.
Деятельность МККК в местах содержания под стражей дополняет ту большую работу, которую ведут другие национальные и международные органы и организации в целях обеспечения соблюдения норм международного права. В заключение своего выступления призываю все государства продолжать обеспечивать соблюдение законов и принципов, отражающих успехи, достигнутые за последние годы содружеством государств в области гуманности и уважения достоинства каждого человека.
286