Раздел I. Юридическое образование в России: взгляд из советского
прошлого
© Чхиквадзе В.М.
55 ПЛЕНУМ ВЕРХСУДА СССР О ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ*
Чхиквадзе Виктор Михайлович, доктор юридических наук, профессор ИГП РАН
Аннотация. Статья академика Виктора Михайловича Чхиквадзе, продолжающая нашу рубрику «Юридическое образование: взгляд из советского прошлого», впервые была опубликована в 1936 году в журнале Социалистическая законность. Статья представляет собой анализ доклада члена Верховного Суда СССР Я.Н. Бранденбургского на 55 пленуме Верховного Суда «Об итогах подготовки и переподготовки судебных кадров за 1935-1936 учебный год». Современному читателю статья будет интересна не только общим контекстом проблемы подготовки юридических кадров в Советском Союзе в 1930-е годы, но и интересными статистическими данными. Я.Н. Бранденбургский указывает на необходимость усиления подготовки юридических кадров, сравнивает в организации этого процесса союзные республики и называет главной причиной низкого уровня работы советского суда отсутствие у большинства работников судов системного юридического образования.
Журнал Историко-правовые проблемы: новый ракурс приводит текст в авторской редакции, выдержав стиль, пунктуацию и оформление автора.
Ключевые слова: юридическое образование, советский суд, подготовка юристов, правовые институты, юридические факультеты, юридическая неграмотность.
Историческое постановление ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» полностью направлено к подготовке «высококвалифицированных, политически воспитанных, всесторонне образованных и культурных кадров, обладающих «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (Ленин), и способных полностью использовать технику до дна и по-большевистски связать теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой».
Это положение легло в основу информационного доклада т. Бранденбургского «Об итогах подготовки и переподготовки судебных кадров за 1935-1936 учебный год» на 55 пленуме Верхсуда Союза ССР.
«Несмотря на достигнутые советским судом успехи в деле осуществления стоящих перед ним задач, заявил на пленуме т. Бранденбургский, - он все еще отстает от требований, предъявляемых к нему нашей партией, правительством, широкими массами трудящихся».
* Впервые статья была опубликована в журнале Социалистическая законность. 1936. № 10. С. 52-53.
Много еще в работе советского суда серьезных недостатков.
О низком качестве работы советского суда говорит хотя бы тот факт, что по РСФСР за второе полугодие 1935 г. в результате кассационной проверки утверждено лишь 62,3% приговоров, отменено 14,5% и вовсе прекращено производством 6,3% уголовных дел, - т.е. свыше 20% приговоров народных судов по РСФСР - брак.
- В чем заключаются причины низкого качества работы советского суда? - спрашивает тов. Бранденбургский.
- Причины низкого качества работы советского суда лежат не в плохом социально-партийном составе наших работников и не в отсутствии необходимого судебного стажа работы в органах юстиции, - заявил тов. Бранденбургский.
Основную массу судебных работников составляют рабочие и крестьяне, имеющий достаточный стаж и опыт работы в судебных органах; с точки зрения партийной принадлежности подавляющее большинство народных судей, доходящее местами до 95%, - члены ВКП(б) и ВЛКСМ.
Низкое качество работы судебных органов, большой процент судебного брака является, главным образом, результатом отсутствия у основной массы судебных работников специальной юридической подготовки, а иногда и низкого уровня общеполитической грамотности.
Таков первый вывод, сделанный т. Бранденбургским в своем докладе.
Отсюда и вся политическая важность вопроса о подготовке и переподготовке судебных кадров в нынешних условиях.
Далее т. Бранденбургский указал, что несмотря на то, что наши работники чрезвычайно нуждаются в повышении юридической квалификации, изданный 5 марта 1935 г. президиумом ЦИК и СНК Союза ССР специальный закон, предусмотревший ряд очень существенных мер, направленных к дальнейшему развертыванию и улучшению подготовки судебных кадров, в жизнь проводится далеко неудовлетворительно.
Особенно бросается в глаза чрезвычайная неравномерность в выполнении установленного правительством плана по союзным республикам. Сравнительно удовлетворительное выполнение общего плана подготовки и переподготовки судебных работников по всему Союзу имело место за счет перевыполнения установленного плана по РСФСР. В других же союзных республиках выполнение правительственного плана подготовки и переподготовки судебных кадров явно неудовлетворительно.
Так по УССР в 1935 г. в правовых школах и на юридических курсах должно было обучаться 1010 человек, а обучалось лишь 505 человек. Контрольные цифры для БССР подготовки и переподготовки правовых работников через правовую школу и юридические курсы в 250 человек не выполнены: переподготовлено фактически 120 человек. Еще хуже обстоит дело с выполнением контрольных цифр в Закавказских и Среднеазиатских республиках.
Что касается правовых институтов и факультетов, то план приема 1935 г. не выполнен ни в одной из союзных республик.
Затем т. Бранденбургский дал содержательную характеристику состояния правого образования по отдельным союзным республикам, характеристику работы и недостатков правовых институтов, правовых школ, юридических курсов, работы Всесоюзной правовой академии, Заочного правового института и т.д.
Большое внимание в докладе т. Бранденбургского было уделено вопросу о комплектовании правовых учебных заведений.
- Комплектование учащимися как правовых вузов и факультетов, так и краткосрочных курсов и правовых школ, не может быть признано удовлетворительным, - заявил докладчик на пленуме.
Низкий уровень общей грамотности принимаемых слушателей -приводит к необходимости пересмотра состава учащихся и освобождению от учебы слушателей, не отвечающих условиям приема, или же к необходимости введения в учебные планы общеобразовательных дисциплин, что вызывает большую перегрузку и напряженность в работе.
В дальнейшем необходимо будет значительно строже, чем в прошлом году придерживаться условий приема, предъявляя к поступающим в правовые школы, институты и Правовую академию, более высокие требования в смысле общей грамотности.
- Подбор квалифицированных преподавателей для всей системы правового образования, - сказал в своем докладе т. Бранденбургский, -представляет большие трудности. Если правовые институты Москвы и Ленинграда еще недостаточно укомплектованы высококвалифицированными профессорско-преподавательскими силами, то на местах мы имеем острый недостаток не только в высококвалифицированных преподавательских кадрах, но и в просто мало-мальски квалифицированных лекторах.
Преподавание правовых дисциплин еще не на достаточной высоте.
Немало еще преподавателей с большим теоретическим знанием, но недостаточно знакомых с практикой судебной работы. И, наоборот, на местах имеются преподаватели - практические работники органов юстиции, хорошо знакомые с повседневной судебной практикой, но с низкой теоретической подготовкой. Есть и такие преподаватели, которые помимо основной административной работы ведут преподавание по нескольким дисциплинам.
Вот т. Смирнов - зав. консультационным пунктом заочного правового образования в г. Воронеже, недавно кончил Московский правовой институт. Наряду с основной работой (зав. консультационным пунктом) ведет преподавание в Воронежской правовой школе по трем дисциплинам: по ленинизму, государственному устройству и судоустройству. О качестве преподавательской работы т. Смирнова можно не говорить, но к сожалению таких Смирновых пока еще много.
Вот почему так остро ставил т. Бранденбургский на Пленуме вопрос об улучшении качества преподавания, чего можно достигнуть путем повышения теоретической и практической подготовки наших преподавателей, с одной стороны, и подготовкой новых кадров преподавателей из существующих аспирантур, с другой.
Подробно останавливаясь на вопросах об обеспечении слушателей учебными пособиями и о материально-бытовых условиях учебных заведений и самих слушателей, т. Бранденбургский в заключительной части своего доклада сделал ряд выводов-предложений, проведение в жизнь которых будет означать дальнейшее улучшение качества правовой подготовки судебно-прокурорских работников.
Суть этих предложений заключается в следующем:
1. Большая потребность в кадрах советских юристов, неограничивающихся органами суда, прокуратуры, следствия, необходимость подготовки квалифицированных и широко образованных юристов для всех нуждающихся в них ведомств, - все это ставит в порядок дня вопрос о восстановлении в системе государственных университетов юридических факультетов, рассчитанных на 5-годичный срок обучения.
2. Признать основными звеньями подготовки новых кадров юристов высшие учебные заведения (правовые институты и юридические факультеты), вместе с тем необходимо подчеркнуть, что все существующие юридические курсы, правовые школы, а также и Всесоюзная правовая академия должны заниматься исключительно лишь переподготовкой уже работающих правовых кадров, не имеющих юридического образования.
3. Исходя из того, что комплектование учащихся как правовых институтов и факультетов, так и правовых школ, юридических курсов и Всесоюзной правовой академии, все еще находится в неудовлетворительном положении, необходимо дать строгие указания руководителям этих учебных заведений сугубо серьезно подходить к приему слушателей, обратив главное внимание на степень их общей подготовки.
4. Ввиду того, что установленные на 1936 учебный год НКЮ союзных республик контрольные цифры подготовки и переподготовки правовых работников не обеспечивают достаточно быстрой ликвидации юридической неграмотности среди правовых работников, следует в самое ближайшее время разработать проект плана подготовки и переподготовки правовых работников на 1937 и 1938 учебные годы по всем союзным республикам для внесения на утверждение Союзного правительства. Одновременно надо признать необходимыми значительное увеличение контингента приема во Всесоюзную правовую академию, примерно до 600 человек, и организацию при ней подготовительного отделения.
5. В целях оказания реальной помощи среднеазиатским и закавказским республикам в деле подготовки и переподготовки правовых работников, необходимо, во-первых, командировать в указанные
республики бригады из московских профессоров-преподавателей для прочтения цикла лекций членам верховных судов и народным судьям и, во-вторых, разработать мероприятия по оказанию помощи этим республикам по переводу для них русских учебников на национальные языки.
6. Учитывая имеющиеся в преподавании правовых дисциплин серьезные недостатки, мешающие нормальному развитию и улучшению правового образования, необходимо практиковать организацию краткосрочных курсов-семинаров для повышения теоретической подготовки и преподавателей правовых дисциплин.
Приняв информационный доклад «О подготовке и переподготовке кадров судебных работников» к сведению, 55 пленум Верховного суда Союза ССР постановил поставить перед НКЮ Союза ССР на разрешение выдвинутые т. Бранденбургским и одобренные пленумом мероприятия.
В заключительном слове т. Бранденбургский выразил уверенность, что вновь организованный НКЮ Союза ССР сумеет обеспечить подготовку именно таких кадров юристов, которые требуются проектом Сталинской Конституции, предусматривающей независимость судов и подчиненность их только закону. Верхсуд же Союза ССР окажет всю необходимую помощь НКЮ Союза ССР в выполнении этой большой задачи.