Научная статья на тему '50 ЛЕТ ИЗУЧЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АККЛИМАТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ '

50 ЛЕТ ИЗУЧЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АККЛИМАТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «50 ЛЕТ ИЗУЧЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АККЛИМАТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ »

17/VIII 1925 г. рабочий поселок Озеры был преобразован в город. В том же году организовался Озерский райздравотдел. С 1926 г. в городе развернулось большое строительство по всем видам коммунального хозяйства. В течение одного года была построена первая очередь городского водопровода. Начаты электрификация и замощение улиц. Комсомольцы и молодежь заложили первые аллеи городского сада. Возникла прачечная. Началось строительство городского канализационного коллектора и других предприятий.

В 1935 г. в Озерах была образована государственная санитарная инспекция, в распоряжении которой имелись дезинфекционное бюро, вновь организованная сани-тарно-бактериологическая лаборатория, прививочный пункт, противомалярийная станция; один работник ведал вопросами санитарного просвещения. Усилия работников санитарной инспекции были направлены на борьбу с брюшным и сыпным тифом, и надо сказать, что им удалось достигнуть больших успехов.

Новые испытания на их долю выпали в годы Великой Отечественной войны. Врачей не было. Работу выполняли помощник санитарного врача В. И. Фирсов, помощник эпидемиолога К- А. Агапова и др. При поддержке советских и партийных органов были созданы противоэпидотряды, которые проводили подворные обходы с целью выявления и изоляции инфекционных больных. Под особый контроль были взяты общежития, бани, прачечные, парикмахерские, пункты водоснабжения.

Годы войны резко сказались на состоянии здоровья населения, особенно детей. Так, отчетные данные 1947 г. свидетельствуют, что из 17 628 осмотренных учащихся малокровие выявлено у 79, туберкулез — у 70, кожные заболевания — у 166, освобождены от физкультуры 26, к группе ослабленных отнесено 353 человека. У '/з детей ясельного возраста обнаружена гипотрофия.

Работники санитарной инспекции принимали решительные меры к ликвидации заболеваемости. Вопросы о мерах предупреждения заболеваемости туляремией, малярией, паразитарными тифами, скарлатиной, кишечными инфекциями и ряд других выносились на рассмотрение исполкома районного Совета, на заседания горкома партии, партийные собрания райздравотдела.

В послевоенный период санитарная инспекция еще более активизировала свою деятельность. Улучшились и условия работы санитарных врачей и эпидемиологов. Было выделено отдельное помещение и новое оборудование для бактериологической лаборатории, увеличены штаты.

Ушли в прошлое вспышки инфекционных заболеваний. Смертность детей до 1 года по сравнению с 1930 г. в городе сократилась во много раз.

Решая вопросы санитарно-гигиенического характера, санитарные врачи способствовали снижению и ликвидации заболеваемости, улучшению условий труда и быта населения, благоустройству города. Сейчас в городе нет ни одного шахтного колодца, используемого для питьевых целей, большинство улиц асфальтировано и утопает в зелени. Широко используется и планово-поквартирная очистка с использованием ■ специальных машин. Ведется строительство городского канализационного коллектора с очистными сооружениями. Отпущены средства на строительство газопровода, городской больницы и других объектов. В течение ряда лет городу присуждалось областное переходящее Красное знамя за лучшие показатели по благоустройству.

Возникли профилактические" учреждения: детский санаторий раннего возраста, детский санаторий школьного возраста, ночной профилакторий. Санэпидстанция для обслуживания сельского населения имеет 2 специальные машины и походную дезинфекционную камеру. Резко улучшены условия труда в бактериологической и химической лабораториях и во всех отделах санэпидстанции. Хочется отметить, что из 4 врачей, работающих в ней, 3 состоят в научном обществе гигиенистов. Коллектив санэпидстанции неустанно борется за поддержание санитарного благополучия в городе.

Поступила 5/V 1967 г.

УДК 613.11.001(-в2.61)(091)(47)«1917—1967»

50 ЛЕТ ИЗУЧЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АККЛИМАТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Проф. И. С. Кандрор (Москва)

«Посмотрите на карту РСФСР! К северу от Вологды и Томска... на протяжении огромных территорий, где могли бы разместиться десятки культурнейших государств,.. царит патрипрхалыцина, полудикость и самая настоящая дикость»,— говорил В И Ленин на VIII Всероссийском "съезде Советов в 1921 г., выступая с докладом о плане ГОЭЛРО и характеризуя уровень развития производительных сил на территории советского Крайнего Севера. Тогда на Крайнем Севере РСФСР не было ни одного культурного населенного пункта, ни одного крупного города или поселка городского

типа. Но если теперь посмотреть на карту СССР, то в зоне высоких широт или Заполярья можно найти десятки городов и городских поселков с развитой промышленностью, многотысячным населением, высоким уровнем культурного и санитарного обеспечения. Среди них такие города, как Мурманск, Кировск, Воркута, Норильск, Игарка, и такие крупные поселения городского типа, как Нарьян-Мар, Диксон, Амдерма, Сургут, Тикси, Провидение, Певек, Анадырь и многие другие, население которых достигает или превышает 10 тыс. человек. В зоне высоких широт в СССР (по данным переписи 1959 г.) проживает свыше 18 млн. человек, из которых громадное большинство составляет городское население.

Интересно для сравнения привести данные о численности населения высоких широт в других странах, чтобы показать, насколько далеко продвинулось вперед решение проблемы освоения этих суровых в климатическом отношении, почти пустынных и бездорожных территорий СССР. Так, население американского сектора Аляски не превышает 250 тыс. человек; в канадском секторе Арктики проживает не более 25 тыс., в странах Скандинавского полуострова — около 1,5 млн. и в Гренландии — немногим более 30 тыс. человек. Народнохозяйственное и демографическое освоение Севера и Северо-Востока является осуществлением предвидения великих корифеев русской науки М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева, указывавших, что будущее России — на Севере.

В этой деятельности известная заслуга принадлежит гигиенистам и практическим врачам, разрабатывавшим и осуществлявшим санитарно-гигиенические мероприятия, которые учитывали специфические условия жизни населения на Крайнем Севере, физиологические потребности организма, изучали процессы акклиматизации населения, добровольно переезжавшего на жительство в эти районы из умеренных и южных широт СССР. В довоенный период медицинские исследования в северных районах носили главным образом физиологический характер. В очень трудной обстановке на оторванных от Большой Земли полярных зимовках, на зазимовавших во льдах арктических морей судах врачи проводили наблюдения за состоянием организма, за течением некоторых физиологических функций. Это были преимущественно самонаблюдения, наблюдения над отдельными участниками с использованием простейшей аппаратуры и простейшей методики.

Нельзя не упомянуть, например, таких авторов, как Л. М. Старокадомский;, Н. И. Бойко, А. Синодский, X. Эдель-Смольников, С. Е. Шрайбер и др., в трудах которых можно найти бесценные свидетельства влияния, испытываемого зимовщиками на полярных станциях. Уже тогда объектом внимания служили вопросы теплообмена в условиях крайнего охлаждения, недостаточности ультрафиолетовой радиации, гипови-таминозов, психических следствий нарушения нормального образа жизни и т. д. Но планомерное целеустремленное изучение проблемы акклиматизации значительных масс населения на Крайнем Севере в широком гигиеническом аспекте началось лишь после победоносного завершения Великой Отечественной войны.

Уже в первые послевоенные годы А. Н. Сысин оценил значение этой проблемы как одной из важнейших в гигиене для недалекого будущего. Народнохозяйственное освоение северных районов Европейской и особенно Азиатской частей Советского Союза становилось неотложной задачей ближайших лет. Однако она не могла быть решена без перемещения в эти районы из густонаселенных областей страны значительных контингентов рабочих и самых различных специалистов.

В те годы была принята система добровольной вербовки лиц мужского пола и цветущего возраста на 3-летний срок. При сравнительно низком уровне санитарного и культурно-бытового обеспечения завербованные получали весьма высокую зарплату и ряд льгот.

Однако недочеты этой системы, неизбежные на первых порах, с каждым годом становились все очевиднее. Текучесть кадров, при которой ежегодно сменялась */з работающих, становилась серьезной помехой дальнейшему освоению Севера. В то же время оседание здесь кадров на более длительный срок или постоянное жительство было невозможно из-за того, что существовавшие в те годы условия не позволяли вести нормальный образ жизни из-за отсутствия семьи, развлечений, возможности учиться и т. д.

Большую роль играло то обстоятельство, что на первых порах (а эта «первая пора» иногда длилась год и больше) эффективность труда работников была очень низкой из-за невозможности быстро приспособиться к своеобразным во многих отношениях обстоятельствам жизни в районах Заполярья с суровым климатом, долгой полярной ночью, бедностью ландшафта, своеобразием питания, оторванности от близких и т. д.

Только создание на местах достойных советского человека условий жизни могло решить проблему кадров. А это требовало изучения многих совершенно неизвестных вопросов. Надлежало выяснить, в частности, какова длительность акклиматизации человека к природным условиям Севера; в чем она выражается; каковы его физиологические возможности в этом отношении и какова «цена» акклиматизации; как влияют эти условия на здоровье, работоспособность и заболеваемость населения; каковы физиологические потребности в этих условиях людей разного пола, разного возраста, в том числе и детей, а также в зависимости от конкретных особенностей труда; как влияет на организм своеобразие светового климата; каким должно быть жилье на Севере, какова должна быть его внутренняя планировка, как планировать поселок, как

защищать здания от ветра и заносов снега; какой должна быть одежда; каковы потребности человека в отношении качества и количества питания, витаминов и солей; как обеспечить в условиях вечной мерзлоты водоснабжение и очистку населенных пунктов; как протекают на Севере те или иные болезни; каковы показания и противопоказания к проживанию на Крайнем Севере.

Все эти и многие другие вопросы вставали перед научными и техническими работниками, занятыми проблемой Севера. Прежде всего они возникли у руководителей Главного управления Северного Морского Пути (ГУСМП), обратившихся еще в начале 1946 г. в АМН СССР с просьбой включить эти проблемы в план исследований академии и ее институтов. Непосредственную связь с академией осуществляли начальник отдела полярной медицины ГУСМП старый большевик Б. И. Шворин и водный полярный исследователь А. И. Минеев. Вместе с А. Н. Сысиным они были главными организаторами комплексных экспедиций в различные районы северного Заполярья и Арктики.

Уже после первых рекогносцировочных экспедиций 1946—1947 гг., когда выявился широкий круг актуальных для изучения задач, стало ясно, что выполнение их не под силу одному Институту общей и коммунальной гигиены, которым в те годы руководил А. Н. Сысин. Проблема акклиматизации населения на Крайнем Севере была признана одной из ведущих гигиенических проблем в АМН СССР, и в течение многих лет именно с достижений в этой области начинались все отчеты президиума ее на сессиях АМН СССР. К работе был привлечен ряд гигиенических и клинических институтов АМН СССР—Институт общей и коммунальной гигиены. Институт питания. Институт им. Н. Ф. Гамалеи, институты педиатрии, терапии и хирургии, криогруппа проф. С. С. Гирголава и др. Значительную работу провели также Институт им. Ф. Ф. Эрисмана, Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, некоторые периферийные медицинские институты Севера, врачи местных органов здравоохранения.

Работу всех институтов координировала специальная проблемная комиссия под непосредственным руководством вице-президента АМН СССР проф. Ф. Г. Кротко-ва. В последние годы эта проблема перешла в ведение Ученого медицинского совета Министерства здравоохранения СССР.

В различные районы были проведены десятки экспедиций с участием специалистов разных профилей. Результаты их освещены в ряде монографий и сборников, о них шла речь на специальных выездных сессиях Отделения гигиены, эпидемиологии и микробиологии АМН СССР. Труды по гигиеническим вопросам, связанным с акклиматизацией и оздоровлением условий жизни населения на Крайнем Севере, исчисляются сейчас многими сотнями; большое место среди них занимают исследования практических врачей Мурманска, Магадана и Якутской АССР.

Впервые в столь широком объеме изучены физиологические сдвиги в организме человека на Крайнем Севере под влиянием различных условий труда и быта, их динамика, ¿езонные колебания физиологических функций, состояние отдельных физиологических систем, сдвиги в иммунобиологическом состоянии взрослого и особенно детского населения, физическое развитие детей, ряд важнейших санитарно-демографиче-ских показателей; изучены картина, уровни и динамика общей заболеваемости в зависимости от сроков проживания на Севере; дана достаточно полная характеристика всех элементов внешней среды и разработаны гигиенические нормативы в отношении питания, витаминного обеспечения, планировки кварталов, жилых зданий, детских учреждений и школ, требования к климатической одежде, рациональные приемы водоснабжения, очистки и др. Можно считать, что в своей совокупности эти работы заложили основу новой отрасли медицинской науки — полярной медицины.

Исследования фнзиолого-гигиенического характера создали научную основу того, чтобы освоение районов Крайнего Севера не только не сопровождалось каким-либо ущербом для здоровья, работоспособности, естественного воспроизводства и удовлетворения разносторонних культурно-бытовых потребностей акклиматизирующегося населения, но и чтобы процесс акклиматизации значительных масс населения совершался в оптимальных условиях.

Поступила 12/УП 1967 г.

УДК 613.5:725.57

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР

К. И. Лучина (Москва)

Анализ проектных материалов, а также многочисленные обследования и наблюдения, проведенные в 1964—1966 гг. санэпидстанциями под руководством научных институтов и кафедр, позволяют дать гигиеническую оценку опыта проектирования и строительства детских дошкольных учреждений в СССР и внести некоторые предложения по созданию в них оптимальных условий для развития и воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.