Научная статья на тему '45 лет юридическому факультету РУДН'

45 лет юридическому факультету РУДН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «45 лет юридическому факультету РУДН»

ЮБИЛЕИ

45 ЛЕТ ЮРИДИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

А.Я. Капустин

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В феврале 2005 года Российский университет дружбы народов отметил сорок пять лет. В 1960 году, когда создавался Университет дружбы народов, подготовка юристов осуществлялась на факультете экономики и права, объединявшем, как и следовало из его наименования, два отделения: экономическое и юридическое. Однако в 1995 году было принято решение разделить факультет экономики и права на два самостоятельных факультета — юридический и экономический, что было обусловлено как общими изменениями в России, так и вызванным этими изменениями увеличением притока российских студентов на юридическое отделение факультета экономики и права, приведшем к осознанию необходимости формирования новой факультетской структуры. Таким образом, в 2005 году юридический факультет отмечает сразу две круглые даты: 45-летие со дня основания и 10-летие существования в качестве самостоятельного подразделения университета.

1960 год вошел в мировую историю как год Освобождения от колониальной зависимости и создания, в связи с этим, десятков новых молодых государств. Свобода как одна из важнейших ценностей человеческой цивилизации перестала быть достоянием лишь избранных народов, она стала возможна для тех народов, которые ранее признавались находящимися на обочине мировой истории. Но свобода — это не только благо, у нее есть и обратная сторона, состоящая в том, что наряду с обретением независимости народы получают в наследство от прошлого груз тяжких проблем, способных превратить свободу в ее противоположность. Одним из таких бедствий, наряду с нищетой, голодом, разрухой является безграмотность и отсутствие национальных квалифицированных кадров в различных отраслях национального хозяйства и в государственном аппарате.

Поэтому уже в первые годы независимости практически все новые независимые государства, образовавшиеся в результате процесса деколонизации, столкнулись с необходимостью формирования национальной интеллектуальной элиты, которой было бы по плечу решение исторических задач ускоренного развития развивающихся стран.

Всемирная антиколониальная революция проходила в самый разгар «холодной войны» между СССР и западными странами, когда мир балансировал на опасной грани ядерной войны. Но тот факт, что СССР пошел на беспрецедентный шаг в мировой истории и решил оказать помощь в решении острейшей проблемы подготовки национальных кадров, свидетельствует о многом. Говоря современным языком, это был жест гуманитарной помощи и человеческой солидарности, которая выражалась не в удовлетворении сиюминутных потребностей (поставки продовольствия или медикаментов и т.д.), это была помощь, обращенная в будущее. Люди, получающие высшее образование сегодня, смогут завтра создать в своих странах ту духовную среду, которая будет работать на прогресс их народов и создаст условия

для преодоления кризиса в экономике, социальной и культурной жизни.

Конечно, в то время было много наносного и случайного при оказании подобной помощи, но не эти досадные моменты стали определяющими в отношениях между СССР и развивающимися странами в вопросе подготовки квалифицированных кадров. Главным явилось то, что молодежь из стран «Третьего мира» обрела возможность бесплатно получать высшее образование, отвечающее высоким мировым стандартам. Отсюда можно утверждать, что сам факт открытия Университета дружбы народов явился выполнением СССР его международно-правовой обязанности по оказанию содействия реализации права на самоопределение и права на развитие бывшими колониальными странами и народами.

Следует напомнить, что именно в 1960 году мировое сообщество государств откликнулось на процесс деколонизации принятием резолюции «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» (резолюция 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН), которая, отметив в преамбуле, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность их национальной территории, провозгласила необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах и проявлениях. В п. 3 этого документа специально подчеркивалось, что недостаточная подготовленность в области образования не должна использоваться как предлог для задержки независимости. В п. 2 отмечалось, что все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они свободно осуществляют свое культурное развитие. В данной декларации ничего не говорилось о необходимости оказания помощи бывшим колониальным народам, однако эта обязанность была установлена в другом документе ООН — Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 году.

Неудивительно, что с момента своего основания в 1960 году Университет дружбы народов стал восприниматься как международный образовательный центр, что в полной мере относилось и к факультету экономики и права, перед которым были поставлены задачи подготовки для стран Азии, Африки и Латинской Америки высококвалифицированных кадров юристов, владеющих достижениями мировой науки, а также выполнение исследовательских работ по актуальным проблемам современной науки, создание учебников и учебных пособий для студентов Университета дружбы народов и других учебных заведений [9, с. 3]. На юридическом отделении факультета экономики и права было решено осуществлять подготовку студентов по специальности «Международное право». Выбор специальности, по всей видимости, был продиктован стремлением добиться наиболее благоприятных условий для признания дипломов выпускников юридического отделения факультета экономики и права в их родных странах.

Дело в том, что от других специальностей профессия юриста отличается высокой степенью интегрированности в национальную систему права каждого отдельно взятого государства, в котором осуществляется соответствующая профессиональная юридическая деятельность (причем в любой сфере, будь-то государственная служба или работа в так называемом «частном секторе»). Если рассматривать с этих позиций профессию правоведа, то международно-правовая специализация представляется наиболее универсальной из всех возможных специализаций юриста. Несмотря на го, что отношение к советской доктрине международного права было как на Западе, так и в развивающихся странах неоднозначным , у нее было немало заслуг в разработке норм и институтов современного международного права, поэтому ее авторитет в мире был достаточно высок, чго также очевидно рассматривалось как один из аргументов в поддержку введения международно-правовой специализации.

Новизна образовательных задач, стоящих перед Университетом дружбы народов, определила и новаторское отношение к организации учебного процесса, кото-

рое отличалось сочетанием двух подходов. С одной стороны, обучение на факультете предполагало основательное изучение общепрофессиональных дисциплин и освоение ряда специальных юридических курсов. С другой стороны, оно должно было учитывать потребности иностранных выпускников, которым приходилось трудиться в рамках правовых систем, отличных от советской, и близких правовым системам ведущих западных стран. Это обстоятельство определило приоритетное значение международно-правовой специализации и сравнительного правоведения, которые были положены в основу формирования учебных планов. Такого сочетания образовательных подходов не было ни в одном советском вузе, поскольку в них учебный процесс строился в соответствии с тремя профилями работы будущих выпускников (государственное управление и советское строительство, юридические службы в народном хозяйстве и прокурорско-следственный аппарат) [4, с. 197].

Особенностью учебных планов в Университете дружбы народов было сочетание двух подходов. С одной стороны, учебный план любого факультета основывался на основательном изучении общепрофессиональных дисциплин, включавшем, разумеется, и освоение более конкретных специальных курсов. С другой стороны, он должен был учитывать специфику стран Азии, Африки и Латинской Америки [12, р. 15-16]. Применительно к учебным планам юридического отделения факультета экономики и права эта специфика нашла отражение в переплетении двух взаимосвязанных и близких, но далеко не тождественных методологий юридического образования. В строгом соответствии с избранной международно-правовой специализацией учебный план юридического отделения включал широкий набор общих и отраслевых дисциплин международного права. Однако наряду с этим, помимо обязательных общетеоретических и историко-правовых дисциплин, а также традиционных для практически всех мировых систем юридического образования отраслевых дисциплин, формирующих профессиональное мировоззрение правоведа (конституционное, административное, гражданское, уголовное право и др.), с целью приближения подготовки специалистов к практическим потребностям стран приема было решено включить изучение сравнительного правоведения.

Это решение можно смело назвать новаторским по той причине, что в обычных юридических вузах и на юридических факультетах советских университетов учебные планы составлялись в соответствии с тремя профилями работы будущих выпускников (государственное управление и советское строительство, юридические службы в народном хозяйстве и прокурорско-следственный аппарат) [4, с. 197]. В связи с этим изучению сравнительного права уделялось внимание лишь в виде отдельных, как правило, завершающих тем или подразделов тем отраслевых дисциплин, посвященных соответствующим отраслям права зарубежных, главным образом основных капиталистических стран [7, с. 161] . Исключение составляло преподавание некоторых фундаментальных дисциплин (всеобщей истории государства и права, римского права, конституционного права зарубежных стран). Кроме того, в некоторых ведомственных вузах (МГИМО МИД СССР, Академия внешней торговли и др.) изучалось гражданское и торговое право зарубежных стран (также преимущественно развитых капиталистических стран).

В этих условиях перед творцами первых учебных планов юридического отделения факультета встала проблема определения содержания предмета сравнительного права, его распределения по отдельным учебным дисциплинам, а также установление объема его преподавания. Среди них были виднейшие отечественные правоведы (Шебанов А.Ф., Жидков O.A., Крашенинникова H.A., Мозолин В.П., Решетников Ф.М., Смолярчук В.И., Дадиани Л.Я., Шуршалов В.М. и многие другие), которые смогли выработать оригинальную схему и своеобразную методику преподавания сравнительного права. Их работу действительно можно оценить как уникальную, хотя бы потому, что ни в зарубежной, ни в отечественной правовой науке не существует общепринятой классификации правовых систем3. Было приня-

то решение в рамках правового отделения факультета изучать не только «традиционные» правовые системы — англо-американскую и континентальную, но и современное законодательство стран Азии, Африки и Латинской Америки [4, с. 195-196], получившее название в факультетском обиходе как «право развивающихся стран». Важно отметить, что в отличие от обычных советских вузов объем преподавания права развитых капиталистических государств был значительно увеличен (до размеров самостоятельных курсов), что имело свою логику и объяснение. В тот период в этих странах остро стояла задача формирования национальных правовых систем, проявлялись тенденции рецепции права метрополий. В этих условиях было необходимо ввести преподавание в солидных объемах сравнительно-правового изучения права и законодательства как тех западных стран, которые были метрополиями, так и тех, которые не относились к таковым, но начинали оказывать значительное влияние на становление законодательства развивающихся государств (США, ФРГ и др.). Особняком стояло право государств Латинской Америки, которые имели более чем столетний путь независимого развития, сформировавшееся еще в XIX в. и имевшее свою собственную историю.

Согласно сложившемуся подходу вначале студенты изучали дисциплины по отдельным отраслям права развитых капиталистических государств (гражданское и торговое право, гражданский процесс, административное право, финансовое право, уголовное право и процесс и т.д.), а затем уже приступали к изучению законодательства развивающихся стран. Разумеется, все основные дисциплины по советскому праву были также представлены в учебном плане юридического отделения.

По мере становления и развития преподавания в руководстве факультета сложилось мнение, что избранная при создании УДН международно-правовая специализация уже не отвечает ни запросам практики, ни расширившимся кадровым и научным возможностям факультета, поэтому в 1980 г. было принято решение изменить специализацию на «правоведение», которая позволяла сочетать фундаментальную международно-правовую подготовку студентов с большими научными и методическими наработками в сфере сравнительного правоведения.

Специфика обучения юристов в Университете дружбы народов обеспечила в кратчайший срок формирование его преподавательского корпуса за счет профессуры из ведущих вузов и научно-исследовательских учреждений г. Москвы. Со временем особенности преподавания права в УДН вызвали к жизни и своеобразие ее научных школ. На правовом отделении усилиями профессоров Блшценко И.П., Дадиани Л.Я., Жукова Г.П., Тузмухамедова P.A., Шуршалова В.М., Шармазанашвили Г.В., Шатрова В.П. и др. сформировалась сильная международно-правовая школа. В индивидуальных и коллективных монографических разработках, учебниках и учебных пособиях поднимались и решались актуальные проблемы международного права и международноправовые позиции развивающихся стран. Под руководством профессоров Жидкова O.A., Мозолина В.П., Решетникова Ф.М., Пучинского В.К., Муромцева Г.И., Безбаха В.В., Козочкина И.Д., Куфаковой H.A., Муциновой H.A., Телицина В.М. и др. сложилась оригинальная научная школа сравнительно-правового исследования права зарубежных стран. Благодаря работе профессоров Смолярчука В.И., Кузнецова A.B., Ивановой В.И., Игнатова А.Н., Волкова Б.С. в УДН сформировалась и собственная научная школа по исследованию актуальных проблем отечественного права. Нет нужды перечислять огромное количество научной и учебной литературы, изданной силами преподавателей факультета, в которой проявились лучшие черты, присущие научным школам юридической науки в нашем университете.

Неожиданный оборот специфика преподавания права на юридическом факультете получила в связи с начавшимися с 90-х годов XX в. в России радикальными экономическими реформами. Стало ясно, что выпускники правового отделения РУДН имеют огромное преимущество перед выпускниками обычных российских вузов, поскольку новые правовые понятия и категории рыночной экономики не представлялись им “terra incognita”, а были им хорошо знакомы, потому что они

глубоко усваивались в рамках сложившихся курсов зарубежного права.

Несмотря на то, что современное юридическое образование в России осуществляется на основе утвержденных Министерством образования и науки РФ Государственных образовательных стандартов, юридический факультет сумел и в этих условиях сохранить свою специфику и нынешний учебный план, и учебные программы, которые сохраняют лучшие традиции правового отделения факультета экономики и права Университета дружбы народов им. П. Лумумбы.

В 1995 г. в связи с созданием юридического факультета его первым деканом был избран выпускник факультета автор данной статьи, который работает в этом качестве до настоящего времени.

Новые условия, в которых начал работать факультет, выдвинули новые задачи и обусловили необходимость совершенствования внутренней структуры. В 1996 году из кафедры теории и истории государства и права была выделена кафедра конституционного, административного и финансового права. В том же году в структуре факультета была восстановлена кафедра иностранных языков.

Дальнейшее развитие факультета потребовало новых организационных решений, и в 2003 году кафедра конституционного, административного и финансового права была преобразована в две новые кафедры — конституционного и муниципального права (заведующий кафедрой д.ю.н., профессор В.В. Гребенников) и административного и финансового права (заведующий кафедрой к.ю.н., доцент А.Б. Зеленцов). В 2004 году решением Учёного Совета Университета в структуру факультета была включена кафедра русского языка, ведущая обучение иностранных студентов русскому языку (заведующий кафедрой д.ф.н., профессор В.В. Воробьев).

Все кафедры юридического факультета отличает высокий профессиональный состав. Кафедру теории и истории государства и права возглавляет профессор Муромцев Г.И. В разное время ее руководителями были профессора А.Ф. Шебанов и O.A. Жидков. За годы существования на кафедре работал ряд крупных отечественных ученых — таких, как профессора A.A. Мишин, В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, H.H. Разумович, H.A. Крашенинникова, В.П. Казимирчук, Н.В. Черноголовкин, A.C. Пиголкин, П.С. Грацианский и др. Сегодня на кафедре трудятся профессора Блинов Н.В., доценты Горячева М.В., Ковалева H.A., Федоров М.В., Шарце М.Г., старшие преподаватели Глебов В.А., Павлова Н.Г. и др.

Кафедра конституционного и муниципального права возглавляется заслуженным юристом РФ, депутатом Государственной Думы РФ профессором В.В. Гребенниковым. В состав кафедры входят профессора Еремян В.В., Иванова В.И., Марчук Н.Н, доценты Хачим Ф.И., Шумский И.Н., старшие преподаватели Клишас

A.A., Захарова В.И., ассистенты Ешинимаева Е.Т., Кокорев И.В. и др.

Под руководством доцента А.Б. Зеленцова на кафедре административного и финансового права трудится слаженный коллектив преподавателей, среди которых можно упомянуть профессора Куфакову H.A., доцентов Белова В.А., Демина A.A., Штатину М.А., Макарчук З.В., Иванского В.П., старших преподавателей Цинде-лиани И.А., Яхина Ф.Ф., Прошунина М.М., Бешкарева В.В., Капустина С.А. и др.

Кафедру гражданского и трудового права возглавляет профессор В.В. Безбах. Ее также возглавляли профессора Мозолин В.П., Пучинский В.К., Смолярчук В.И. Целая плеяда ярких имен, таких, как профессора С.Н. Братусь, Е.А. Флейшиц, Р.Л. Нарышкина, H.A. Боровиков, Б.Н. Жарков, А.Б. Сахаров, Ф.М. Решетников, доценты М.И. Кулагин, В.М. Зайцев оставила след в истории кафедры. В настоящее время на кафедре работают профессора В.К. Пучинский, М.Г. Масевич, Н.А. Муцино-ва, М.Н. Кузнецов, В.М. Телицин, доценты Е.П. Ермакова, В.В. Иванов, О.В. Протопопова, В.Г. Ульянищев, М.В. Шаропуто, В.Ф. Понька, старшие преподаватели Н.Г. Бай, Е.А. Бегунков, Н.В. Ивановская, С.И. Ковалев, Н.П. Рогова и др.

С 2003 года кафедру уголовного права и процесса возглавляет профессор Т.Ф. Минязева. С момента ее создания кафедрой руководили профессора A.B. Кузнецов,

А.Н. Игнатов, И.Д. Козочкин. В состав кафедры входят профессора А.Н. Игнатов,

И.Д. Козочкин, В.Н. Махов, A.A. Леви, А.И. Папкин, доценты И.И. Белозерова,

O.K. Манна, М.А. Пешков и др. Большой след в памяти коллег оставил недавно ушедший из жизни профессор Е.С. Волков.

С 2001 году кафедру международного права возглавляет профессор А.Я. Капустин — ученик профессора И.П. Блищенко. В разное время ее руководителями были профессора Блищенко И.П., Дадиани Л.Я., Тузмухамедов P.A., Шуршалов

В.М., доцент Любомудрова В.В. За период ее существования на кафедре работали такие известные в стране юристы-международники как профессора М.М. Аваков,

Н.С. Барчукова, К.А. Бекяшев, К.Г. Борисов, М.Н. Кузнецов, Ю.Н. Малеев, В.М. Менжинский, Л.А. Моджорян, С.В. Молодцов, A.C. Пирадов, Ю.М. Рыбаков, А.Н. Талалаев, Г.В. Шармазанашвили, доценты И.А. Макейчев, Н.И. и Н.Ф. Капустьян, Мохаммад Хасан, Н.И. Петренко, В.Г. Эмин и др.

Сегодня на кафедре работают профессора Â.X. Абашидзе, Ю.Г. Барсегов, А.Г. Богатырев, В.Д. Бордунов, Г.П. Жуков, P.A. Каламкарян, В.А. Карташкин, М.Н. Копылов, М.И. Лазарев, Г.С. Стародубцев, доценты Ф.Р. Ананидзе, O.P. Гусейнов, Е.В. Мартыненко, старшие преподаватели A.C. Агапеева, В.А. Боженко, В.А. Со-киркин, ассистенты Е.С. Алисиевич, Н.В. Терехин, С.Н. Тунгускова-Кузьмина и др.

Помимо общепрофессиональных кафедр учебный процесс на факультете обеспечивают две так называемые сервисные кафедры: иностранных языков и русского языка. Кафедру иностранных языков возглавляет профессор A.A. Атабекова. До нее заведующими кафедрой работали профессор Л.А. Заева (более 16 лет), доцент Л.А. Семенкова. На кафедре работают как молодые, так и опытные, высококвалифицированные специалисты: профессор Л.К. Заева, доценты Л.А. Семенкова, Р.Г. Горбатенко, И.Н. Мешкова, В.В. Новичкова, Н.С. Еремина, Е.Д. Кокорева, A.A. Колосова, Н.В. Болдовская, старшие преподаватели М.Г. Шарапов, М.Б. Рудзеев-ская, И.В. Спевакова и др.

Первым заведующим кафедрой русского языка стал профессор В.В. Воробьев. Ядро кафедры составил сильный преподавательский коллектив, в который входят известные в университете и за его пределам преподаватели, например, доценты Л.В. Анисимова, Н.В. Балкина, В.В. Дронов, В.Д. Котова, старшие преподаватели

В.В. Лукичева, H.A. Тихомирова.

Юридический факультет РУДН не останавливается на достигнутом. С 1997 г. наряду с выпуском учебников, учебных пособий и монографий стала издаваться серия “Юридические науки” «Вестника Российского университета дружбы народов», которая позволила активизировать и сконцентрировать научные исследования ученых факультета, перед которыми стоит задача анализа современных тенденций сравнительного и международного права, а также хода и результатов правовой реформы в Российской Федерации. С 1998 года кафедра международного права совместно с Российской ассоциацией международного права издает двуязычный (на русском и английском языке в одной обложке) журнал «Международное право — International Law».

Несмотря на то, что современное юридическое образование в России, как и в целом российское образование, переживает эпоху реформ и преобразований, юридический факультет РУДН в этих условиях сумел сохранить свои достижения, основанные на лучших традициях факультета экономики и права Университета дружбы народов, а по целому ряду показателей смог значительно продвинуться вперед. С 1989 г. обучение на юридическом факультете ведется по двухуровневой системе: бакалавр-магистр, за последние десять лет факультет удвоил количество магистерских специализаций, ряд из которых имеет мало аналогов в России (Европейское право), хотя остро востребован современной юридической практикой. В 1995 г. впервые в истории Университета на факультете было создано вечернее и заочное отделения, ставшие эпохой в развитии нашего Университета. Сегодня — это динамично развивающийся сектор факультета и Университета, наряду с бакалавриатом и магистратурой на этом отделении введен специалитет, позволяющий гибко реагировать на потребности рынка образовательных услуг.

Наконец, что касается науки, то наряду с уже привычным сравнительноправовым и международно-правовым направлением стали активно развиваться исследования российского законодательства и права, причем, что особенно важно подчеркнуть, анализ российских правовых реалий строится на основе сравнительно-правовой и международно-правовой методологии. Это —- новаторский подход к исследовательскому полю российской правовой системы, и будем надеяться, что его также ждет большое будущее.

Успешно развиваются международные связи факультета. Заключены и реализуются договоры о научном сотрудничестве с юридическим факультетом университета г. Ниш (Югославия), с юридическим колледжем им. С. Чейза Северокентукского университета (США), университетом Париж-8 (Франция), поддерживаются контакты с рядом университетов США, Франции, Германии, а также осуществляется сотрудничество с международными организациями (ООН, Совет Европы, МККА и др.). Студенты факультета участвуют в работе Европейской Ассоциации студен-тов-юристов (ELSA) в Москве, принимают активное участие в мероприятиях, организуемых другими международными и российскими студенческими объединениями. Студенты факультета вовлечены в участие в различных международных конкурсах (Европейский молодежный парламент, ВТО, Телдерса, Джессепа и т.д.). Факультет принимает активное участие в деятельности Европейской ассоциации образовательного права и политики (ЕАОПП).

Профессорско-преподавательский состав факультета активно участвует в научной и учебно-методической жизни российского юридического образовательного и научного сообщества. Преподаватели и аспиранты принимают деятельное и заметное участие в международных, всероссийских, московских городских и общеуниверситетских научных конференциях, симпозиумах и семинарах. В содружестве с международными и российскими благотворительными фондами был проведён ряд коллоквиумов и круглых столов по наиболее актуальным проблемам российского, сравнительного и международного права.

Профессора и сотрудники факультета активно взаимодействуют с высшими государственными органами, в том числе судебными. Ряд преподавателей (профессора В.В. Безбах, А.Я. Капустин, В.К. Пучинский, доцент А.Б. Зеленцов и др.) являются членами научно-консультативных советов высших судебных органов России.

Профессор В.В. Гребенников — депутат Государственной Думы РФ.

На факультете действуют два диссертационных совета, один из них по защите докторских диссертаций. Создаются условия для дальнейшего расширения сети диссертационных советов на факультете.

Одним словом, юридический факультет живет, расширяется, совершенствует свою работу, стремится к тому, чтобы быть достойным продолжателем лучших традиций отечественного юридического образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Характеристику советской доктрины международного права, см., например: Henkin L., 1993, p.XXYIII; Sepulveda С., 1978, p.61-63.

2. Об этом же свидетельствовали не только учебные программы ведущих вузов СССР, но и содержание выпускавшихся в тот период учебников и учебных пособий [3; 5].

3. Можно встретить различные классификации правовых систем [1; 2; 6; 8].

ЛИТЕРАТУРА

1 .Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности.

— М., 1996.

2. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. •— М., 2001.

3. Матвеев Г.К. Советское семейное право. Учебник. — М., 1978.

4. Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. — М., 1976.

5. Советское трудовое право. Учебник / Под ред. Андреева B.C. — М., 1976.

6. Теория государства и права. Учебник / Отв. Ред. Корельский В.М., Перевалов В. Д. —Екатеринбург, 1996.

7. Тилле A.A., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах.

— М., 1978.

8. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. —М., 1996.

9. Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. 25 лет. Справочник / Ред. коллегия: Станис В.Ф. и др. — М., 1985.

10. Henkin L., Pugh R.C., Schächter О., Smit H. International Law. Cases and materials. —■ St. Paul, 1993.

11. Sepulveda C. Derecho internacional. —Mexico, 1978.

12. Stanis V. L’ Universite de Г amitie des peuples. — Moscou, 1980.

JURIDICAL FACULTY OF THE RUSSIAN PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY IS 45

A.Ya. Kapustin

The Department of International Law Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya Str., 6, 117198 Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.