Научная статья на тему 'К 50-летию российского университета дружбы народов'

К 50-летию российского университета дружбы народов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 50-летию российского университета дружбы народов»

К 50-ЛЕТИЮ

РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

В 2010 г. Российскому университету дружбы народов исполняется пятьдесят лет. За истекшие годы университет приобрел мировую известность, его выпускники трудятся в более чем 150 странах мира, включая Россию и страны Содружества Независимых Государств, а также десятки развивающихся и развитых стран.

Так получилось, что 2010 г. оказался щедрым на юбилеи. В этом году наша страна и все миролюбивые силы планеты отмечают 65-ю годовщину победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, которая стала поистине самым крупнейшим историческим событием ушедшего ХХ века. Великая Победа не только спасла человечество от возможности установления одной из мрачнейших в его истории систем порабощения, губительные последствия которой в полной мере на себе испытали народы оккупированных фашистскими государствами-агрессорами территорий, но и создала условия для дальнейшего поступательного развития человеческого общества, его прогресса в самых различных сферах. Одним из ее результатов стало развитие национально-освободительного движения, покончившего с мировой колониальной системой, унаследованной человечеством от прошлых эпох.

Советский Союз внес немаловажный вклад в политическую, моральную и иную поддержку национально-освободительного движения, но, пожалуй, одним из значительнейших результатов подобной политики стало создание в 1960 г. Университета дружбы народов (УДН), позднее переименованного в УДН имени Патриса Лумумбы, а в 1991 г. получившего новое имя — Российский университет дружбы народов, отражавшее новую эпоху не только в жизни обновляемой России, но и самого университета.

Конечно, сам факт создания университета и его значение для развития гуманистических традиций высшего образования получал различные конъюнктурные оценки как за рубежом, так и в нашей стране. Однако сегодня по прошествии пятидесяти лет совершенно очевидно, что мировая система высшего образования получила в лице УДН уникальный, ни с чем несравнимый опыт — опыт межчеловеческого, межцивилизационного общения, опыт формирования мировой интеллектуальной элиты в совершенно новой среде и новых условиях. Такого еще не было в мировой истории, и вряд ли кому-нибудь известно, будет ли нечто подобное в будущем.

Конечно, не все в истории университета было гладко и беспроблемно. Приобретение нового опыта, так же как и становление нового учебного заведения, шло в муках и трудностях, известным всем первопроходцам методом проб

и ошибок. Было немало наносного, конъюнктурного, временного, но главного нельзя было ничем отменить — это был опыт совместного обучения молодежи из самых различных уголков мира, представляющих различные культуры, системы образования, идеологии, религии, традиции. Лучшим доказательством того, что этот опыт был приобретен не напрасно, является нынешнее положение университета, когда, несмотря на все произошедшие в нашей стране и соответственно в РУДН перемены, его выпускники стремятся посетить Alma mater, присылают на учебу в него своих детей и детей своих близких и родственников. Это самый эффективный метод общественной аккредитации современного вуза (о возможностях которой еще только начинают говорить в нашей стране!), поскольку именно выпускники в процессе своей жизни имеют немало возможностей для того, чтобы сравнить полученное в университете образование и приобретенный опыт с тем, что имеют выпускники других вузов, с которыми они общаются по роду своей профессиональной или иной деятельности.

При учреждении университета наряду с другими был создан факультет экономики и права, состоявший из двух отделений: юридического и экономического. В период непосредственного формирования университета, когда принималось решение о возможности подготовки в Университете дружбы народов правоведов для нужд развивающихся стран, перед его создателями встал непростой вопрос практического порядка, теоретическое значение которого в полной мере не оценено до настоящего времени. Каких юристов следует готовить в университете, если известно, что правовые системы всех государств носят сугубо «национальный», не похожий друг на друга характер? Это с одной стороны. С другой стороны, Россия в прошлом, а затем и Советский Союз, конечно, поддерживали некоторые отношения с народами бывших колоний, но никакого практического влияния российское и советское право на развитие этих народов не оказывало. Скорее, наоборот, на соответствующих территориях осуществлялась совершенно очевидная рецепция права метрополий (либо континентальной системы права, либо англо-саксонского права). В таких условиях преподавать только советское право студентам УДН было подобно только одному — наладить канал «утечки мозгов» из развивающихся стран в СССР, причем в сфере, в которой у нашей страны в тот период, как, кстати говоря, и сейчас, особого дефицита высококвалифицированных кадров не ощущалось.

Такого допустить было нельзя, и выход из сложившейся ситуации был найден изящный, другого слова для этого не подобрать. На факультете экономики и права было решено готовить специалистов по международному праву, которое обладало необходимой чертой универсальности, позволяющей выпускаемым УДН специалистам получить работу практически в любой стране мира. Юрист-международник, в отличие от других юридических специальностей (го-сударствоведа, цивилиста, специалиста по уголовному праву и т.д.), как и математик, например, он и в Африке, и в Азии «юрист», что вызвало естественный интерес у выходцев из развивающихся стран, которым было трудно попасть на эту престижную специальность в вузах государств-метрополий. Вот так и полу-

чилось, что факультет экономики и права на юридическом отделении начал готовить специалистов по международному праву, хотя вначале, в 1961 г., была создана только одна кафедра — теории и истории государства и права, что было логично и диктовалось логикой учебного плана, предусматривавшего изучение на первом этапе обучения дисциплин теоретико-исторического цикла (1). Руководителем кафедры и первым деканом факультета стал доктор юридических наук, профессор А.Ф. Шебанов.

В 60-х гг. завершилось формирование структуры факультета, укомплектование его кадрами. Кафедра теории и истории государства и права была реорганизована. В 1963 г. из нее выделились две кафедры: уголовного и гражданского права (позднее переименованная в кафедру гражданского и уголовного права) и государственного и международного права (позднее переименованная в кафедру международного права). С 1970 г. кафедру теории и истории государства и права возглавил крупный ученый и педагог, исследователь с мировым именем профессор О.А. Жидков. Несколько позже профессор О.А. Жидков стал деканом факультета.

Предыдущая эпоха завершилась важным событием в жизни факультета. В 1980 г. было принято решение завершить подготовку студентов по специальности «Международное право» и начать обучение по специальности «Правоведение». Это решение было обусловлено многими причинами, среди которых можно назвать обретение юридическим факультетом к этому времени кадровой и профессиональной зрелости, формирование собственной научной школы, позволившей организовать обучение и подготовку на началах сравнительного правоведения и международного права квалифицированных юридических кадров для различных сфер юриспруденции развивающихся стран.

Развитие исследовательской и образовательной деятельности на факультете, его кадрового потенциала сопровождалось дальнейшей специализацией кафедр. Так, в конце 1983 г. кафедра гражданского и уголовного права была преобразована в две кафедры: гражданского и трудового права и уголовного права и процесса. В 1988 г. было принято решение о переходе всех факультетов университета (кроме медицинского) на двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавры и магистры). Деканату факультета пришлось разрабатывать новый учебный план и график перехода на двухуровневую систему подготовки юристов, аналога которой не было в Советском Союзе. Это решение было продиктовано интересами зарубежных выпускников, значительная часть которых сталкивалась с трудностями при трудоустройстве в своих странах, поскольку советский диплом специалиста приравнивался к магистерскому, что не соответствовало мировой практике постепенного повышения квалификации специалистов — вначале бакалавра, потом магистра. К слову сказать, решение это было своего рода пророческим, поскольку через несколько лет в России законодательством также была введена двухуровневая подготовка специалистов высшего образования.

В 1995 г. факультет экономики и права был преобразован в два факультета: юридический и экономический. С этого времени юридический факультет существует как автономная единица в структуре Российского университета дружбы народов. Деканом факультета был избран выпускник факультета А.Я. Капустин. Это решение означало новую важную веху в развитии факультета.

Если подвести итоги первого этапа в развитии факультета, то можно сделать следующие выводы.

За первые тридцать пять лет существования факультета сформировалась его структура как компактного учебного подразделения, предназначенного в основном для подготовки кадров для развивающихся стран (две трети студентов были выходцами из этих стран). За этот же период сложилась оригинальная научно-педагогическая школа, не имевшая аналогов в мире: образование было основано на сочетании преподавания фундаментальных дисциплин, отечественного права, зарубежного права (права основных капиталистических государств и развивающихся стран) и международного права. Научные исследования были ориентированы на сравнительное правоведение и международное право. На факультете был открыт диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по трем научным специальностям — теории и истории государства и права, гражданскому праву, международному праву. В основном сложился педагогический коллектив, состоящий из выпускников факультета и профессуры, пришедшей на факультет в ходе его становления.

Однако справедливости ради надо сказать, что кризисные явления в России начала 90-х гг. не лучшим образом сказались на его кадровом потенциале. Начался отток преподавателей молодого и среднего возраста в бизнес или государственные органы, где условия оплаты труда были более благоприятными. Стало снижаться качество преподавания, поскольку преподаватели стали уделять больше времени зарабатыванию средств вне университета. Подобное происходило не только в РУДН, но, пожалуй, было характерно для всей высшей школы страны.

Новые условия, в которых начал работать факультет, выдвинули новые задачи и обусловили необходимость совершенствования внутренней структуры и перехода на новые принципы организации работы факультета. Прежде всего, деканат поставил задачу стабилизации кадрового состава, что было невозможно без зарабатывания собственных внебюджетных средств, поскольку надежды на помощь со стороны государственного бюджета были весьма призрачны. В этих условиях деканат принял ряд смелых решений, направленных на кардинальное изменение обстановки на факультете.

Среди прочего было решено серьезно увеличить плату за обучение на дневном отделении факультета, а также создать вечернее и заочное отделение на платной основе, львиная доля средств от обучения на котором поступала на факультет. Уже в сентябре 1995 г. отток кадров был приостановлен, было сформировано два деканата — дневного отделения и вечерне-заочного отделения. Заместителем по учебной работе на дневном отделении была назначена

доцент Э.М. Прасолова, позднее перешедшая на должность зам. декана по учебной работе вечерне-заочного отделения. На дневном отделении ее сменил старший преподаватель В.В. Еремян. Заместителем декана по экономической деятельности на вечерне-заочном отделении был назначен доцент А.А. Белоусов.

Внутренняя структура факультета совершенствовалась на всем протяжении второго периода и, судя по всему, эта работа еще не завершена окончательно. В 1996 г. из кафедры теории и истории государства и права была выделена кафедра конституционного, административного и финансового права (заведующим кафедрой стал доцент А.Б. Зеленцов). В том же году в структуре факультета была восстановлена кафедра иностранных языков (заведующая кафедрой профессор Л.К. Заева, которую в 2005 г. сменила профессор А.А. Атабеко-ва). В 2003 г. кафедра конституционного, административного и финансового права была преобразована в две новые кафедры — конституционного и муниципального права (заведующим кафедрой д.ю.н., профессор В.В. Гребенников) и административного и финансового права (заведующий кафедрой к.ю.н., доцент А.Б. Зеленцов). В 2004 г. решением Ученого Совета университета в структуру факультета была включена кафедра русского языка, ведущая обучение иностранных студентов русскому языку (заведующий кафедрой д.ф.н., профессор В.В. Воробьев). Самой молодой кафедрой факультета является кафедра экологического и земельного права, созданная в 2008 г., первым заведующим которой стал выпускник факультета к.ю.н. В.Ф. Понька.

Сложные социально-экономические условия в стране, а также стремление сформировать гражданское общество, которое было бы в состоянии находить адекватные ответы на вызовы времени, привели к созданию ряда профессиональных организаций юридических факультетов и вузов.

В 1996 г. было учреждено два объединения юридических вузов страны: Межрегиональная ассоциация юридических вузов и Федеральная ассоциация юридических вузов. Факультет стал членом обеих ассоциаций, а декан факультета доцент А.Я. Капустин был избран вице-президентом Межрегиональной ассоциации и членом Президиума второй ассоциации.

Юридическая общественность вузов стремилась к консолидации на двух основных принципах: первая (Межрегиональная ассоциация) стремилась возродить лучшие традиции отечественного образования в государственных вузах, поэтому в нее принимались лишь сложившиеся в советское время университеты и вузы, в то время как вторая (Федеральная ассоциация) была основана на более либеральных принципах и включала любой вуз, разделяющий ее уставные цели и желающий участвовать в ее работе. Это привело к тому, что к Федеральной ассоциации примкнуло много негосударственных вузов и государственных вузов, юридические факультеты которых были учреждены уже в постсоветское время. Участие факультета в обеих ассоциациях объяснялось стремлением консолидировать вузовское юридическое сообщество и искать решение стоящих перед юридическим образованием задач совместными усилиями.

Но не только текущие задачи был вынужден решать факультет. Реформирование высшего образования в стране в 90-е гг. ХХ века характеризовалось не только решением текущих задач, но и поиском стратегически важных направлений его модернизации.

Юридическая общественность вузов не осталась в стороне от этих процессов. Можно указать на два интересных течения, которые характеризовали ситуацию в юридическом образовании того времени: стремление придать планомерный характер грядущим переменам и разработать в этих целях программу развития высшего юридического образования и желание закрепить достигнутый (пусть и незначительный) прогресс в совершенствовании законодательства об образовании, которое в научном плане получило отражение в концепции образовательного права, разработанной в трудах профессоров В.М. Сырых и В.И. Шкатулла. Инициатором первой программы развития выступила Уральская государственная юридическая академия (УРГЮА), а идея совершенствования законодательства об образовании последовательно развивалась на конференциях, организуемых Академией труда и социальных отношений (АТиСО) и РУДН совместно с федеральными государственными органами страны и профсоюзами.

На указанных конференциях были развернуты интересные дискуссии по актуальным проблемам не только образовательного законодательства, но и целому кругу теоретико-правовых вопросов, которые в практическом плане имели на выходе разработку проекта Кодекса об образовании России, который должен был прийти на смену отдельным законам. Идея кодекса не утратила своей актуальности до настоящего времени, однако она так и не вышла за рамки проектной разработки. Идеи же, заложенные в Программу развития образования, получили продолжение и поддержку со стороны Федеральной ассоциации юридических вузов, которая, заслушав доклад проректора УРГЮА профессора В.Д. Перевалова, утвердила ее на своем ежегодном собрании.

К концу 90-х гг. ХХ века на рубеже столетий стало ясно, что дальнейшее развитие российского образования не может находиться в стороне от процессов, которые были обусловлены двумя тенденциями мирового развития: глобализацией и регионализацией, которая свое наиболее высшее проявление получила в европейской интеграции.

Глобализация характеризуется многими факторами, это сложное и многоаспектное явление, которое явилось своеобразным ответом на вызов кризиса способности современного государства к управлению социальными процессами [1. С 70]. Одним из непременных постулатов неолиберальной глобализации является маркетизация политики через осуществление приватизации публичных услуг [1. С 71], в том числе в сфере образования. Образование как сфера частных услуг — вот идеал неолиберальной политэкономии.

Юридическое образование, как одно из наиболее престижных и востребованных в странах с переходной экономикой, сразу стало объектом внимания со стороны идеологов глобализации, однако их попытки фронтально провести подобный эксперимент в России встретили непонимание со стороны российского

юридического сообщества, да и приватизация российского высшего юридического образования приобретала такие масштабы, которые и не снились теоретикам из кабинетов «мировых мозговых трестов». Автор настоящей статьи помнит одно из заседаний Московского юридического клуба, на котором был представлен проект реформы российского юридического образования, подготовленный специалистами МВФ, в котором за основу был взят опыт подобной деятельности в Венесуэле.

Одно из предложений, содержащихся в этом проекте, состояло в том, чтобы сократить в нашей стране количество вузов, имеющих право готовить юристов, до семи. Лучшей иллюстрацией интеллектуального потенциала (невольно напрашивается слово с прямо противоположным значением) этой идеи был гомерический хохот в зале, потому что уже тогда (во второй половине 90-х гг. ХХ века) количество таких вузов в России «зашкаливало» за семьсот, а использование примера Венесуэлы как образца для подражания и вовсе вызвало массу колких комментариев. С высоты сегодняшнего дня невольно напрашивается вопрос о том, что было бы с нами, если подобные, с позволения сказать, «творения» начали претворяться в жизнь.

Не знаю, у кого хватило ума, чтобы не допустить подобный сценарий для России, но хочется заочно поблагодарить его за проявленный здравый смысл и уважительное отношение к своей стране.

Несмотря на «глобальный размах», идея тотальной приватизации высшего образования (включая и юридическое образование) пока что не получила широкого признания в мире, за исключением тех стран, разумеется, где подобная организация высшего образования сложилась исторически, и ряда других стран, рискнувших пойти по этому пути.

Однако было бы неправильно видеть в воздействии глобализации на высшее образование только негативные последствия. Глобализация, как и любой другой объективно развивающийся процесс, порождена вполне реальными факторами современной действительности. По мнению американского профессора М. Селлерса, «интернационализация права и юридического образования являются неизбежным результатом изменений в технологии и коммуникациях, которые делают глобальные контакты и сотрудничество более возможными и, таким образом, более вероятными для осуществления» [4. P. 4].

При этом нельзя отрицать, что проникновение глобализации в различные регионы мира неодинаково. В развитых странах она имеет более ярко выраженные последствия, проявляющиеся в том числе и в юридической сфере, в странах менее развитых и странах с переходной экономикой ее влияние воспринимается не всегда однозначно. Зачастую она несет не прогресс и благосостояние, а углубление бедности и нищеты или трудно преодолимые экономические проблемы, отчего иногда говорят о том, что она имеет как светлую, так и теневую стороны [3. P. 160].

На высшее юридическое образование глобализация бесспорно оказывает влияние по самым различным параметрам, но что касается России, то следует

признать, что ее результаты более чем скромны. Все сводится к внедрению в учебный процесс отдельных образовательных технологий, что, разумеется, не может коренным образом изменить содержания юридического образования или его характера. Возможно, причина состоит в том, что Россия еще не полностью интегрирована в мировую экономику, например, не решен окончательно вопрос о ее вступлении в ВТО, что, естественно, сдерживает адаптацию ее правовой системы к общемировым тенденциям. Может быть, причина состоит в инерционности нашего мышления, сформировавшегося под влиянием изоляционизма, навязанного разделением мира на два противоположных блока и последовавшей за этим «холодной войной». Одним словом, факторов, влияющих на подобное положение вещей, может быть множество, мы же ограничиваемся лишь его простой констатацией.

Несмотря на то что подготовка кадров в РУДН с момента его зарождения имела некий «глобальный смысл», она была нацелена, разумеется, на совершенно иные интересы. Главная задача заключалась в том, чтобы подготовить специалистов для национальных экономик и национальных правовых систем, поэтому она не отвечала «интересам глобалистских сил». Но это лишь целепо-лагание, что же касается самого содержания образования, то ряд присущих ему изначально «интернационалистских» характеристик объективно сближал его с требованиями «глобализирующегося» мира.

Что я имею в виду?

Прежде всего, нацеленность на международное право и постижение содержания права отдельных государств через принципы сравнительного правоведения формировали правоведов с достаточно широким юридическим кругозором, которые получали возможность работать на равных со специалистами, получившими подготовку в других странах. Более того, общение между студентами, принадлежащими к различным правовым системам, в учебных аудиториях лишь усиливало синергетический эффект подобного образования.

Особое внимание в условиях юридического образования в РУДН уделялось изучению иностранных языков, когда иностранные студенты, знающие один из европейских языков, изучали русский, а советские (а затем российские) студенты изучали один или несколько европейских языков. При этом изучался не вообще иностранный язык, а язык будущей специальности, что неизбежно заставляло студентов задумываться над сопоставлением правовых категорий, имеющих различное языковое выражение в различных правовых культурах. Профессиональные переводчики знают, как трудно иногда найти соответствие какому-либо термину или понятию из иностранного языка, если не понимаешь его значения на родном языке. А в РУДН это происходило каждый день на совершенно ординарных занятиях по изучению иностранных языков. Так складывалась своего рода лингвопрофессиональная правовая культура студентов, которые в результате специфики своего образования по своему кругозору могли превосходить своих университетских учителей.

Помимо таких глобальных новаций в истекшие пятнадцать лет на юридическом факультете РУДН были апробированы многие более конкретные образовательные технологии, получившие широкое распространение в мире. В их числе можно отметить использование методики «имитационных занятий» со студентами (по типу «moot court»), когда в игровой манере, но достаточно приближенной к реальной действительности студенты разыгрывают «выдуманные дела», выполняя роль судей, сторон процесса, ну и, разумеется, зрителей. Преподаватели участвуют в этих конкурсах на правах наблюдателей, не имея права вмешиваться в процесс, они в конце заседания лишь оценивают правильность и профессионализм работы каждого из участников «имитационного занятия». В нашей факультетской практике такие заседания проводятся ежегодно в виде конкурса между отдельными студенческими группами по самым различным видам процесса (конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и международного), как правило, весной, перед самым завершением учебного года.

Второй формой инновационной образовательной технологии является организация студенческого консультирования, которое уже не является какой-либо игрой, хотя элементы образовательного и воспитательного характера в нем сохраняются. Речь идет о студенческой клинике, задачи которой состоят в выработке профессиональных навыков общения юриста с населением. Первые опыты по созданию такой клиники были предприняты деканатом еще в 1997 г., ну а с приходом к руководству клиникой методически грамотного и опытного преподавателя доцента О.В. Протопоповой стало возможным придать этой форме стабильный статус структурного подразделения юридического факультета.

В феврале 2002 г. Ученый Совет РУДН принял Положение «О Студенческом консультативном бюро юридического факультета РУДН», в котором были закреплены основные цели, принципы, направления деятельности СКБ, определена его внутренняя структура. Одним из главных направлений деятельности СКБ является предоставление бесплатной юридической помощи населению (малоимущим, инвалидам, пенсионерам, ветеранам и иным лицам, нуждающимся в ней). Такая деятельность дает возможность студентам юридического факультета РУДН на практике реализовать свои теоретические знания, полученные во время обучения в университете, приобрести необходимый практический опыт работы по выбранной специальности.

СКБ формируется на добровольной основе из числа студентов 2-го, 3-го и 4-го курсов юридического факультета. Перед тем как допустить студентов к практической деятельности, с ними проводятся специальные занятия по разработанной в СКБ Программе «Юридическая клиника». После прохождения теоретического курса занятий студенты допускаются к практической деятельности в качестве практикантов без самостоятельного права консультирования клиента и помогают в работе консультантам — студентам старших курсов, которые имеют определенный опыт работы в СКБ и могут самостоятельно вести прием населения, а также способны передать свой опыт младшим коллегам. После прохождения специальной аттестации, проводимой руководством СКБ, студен-

ты-практиканты могут быть допущены к самостоятельному консультированию и приобретают статус консультанта.

Способность высших учебных заведений предоставлять своим студентам возможность реализовать их теоретические знания на практике — это показатель всесторонних, разнообразных, а главное — эффективных методик преподавания в образовательном процессе этих вузов. Это всецело повышает престиж и уровень образования в глазах общественного мнения, других учебных заведений, а также специалистов и работодателей. Юридический факультет РУДН успешно справляется с данной задачей.

Регионализация мировых экономических и политических процессов не минула и высшего юридического образования.

Для российского высшего образования на рубеже столетий актуальной стала задача интеграции с процессом реформирования высшего образования в европейских странах, получившего наименования «европеизации» образования. Реформы высшего образования в Европе стали ассоциироваться с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в 2002 г.

О Болонском процессе сегодня написано немало, как хорошего, так и плохого. Еще не пришло время подводить его итоги, хотя кое-какие соображения, так сказать, о промежуточных результатах высказать вполне возможно. РУДН приступил к реализации болонских принципов еще в 2000 г. Юридический факультет с учетом реакции юридической общественности вузов России проявил известную сдержанность, хотя, как было указано выше, один из краеугольных болонских принципов — многоуровневости высшего образования — он начал реализовывать еще в конце 80-х гг. ХХ века.

В 2005 г. по примеру других факультетов университета юрфак приступил к внедрению кредитно-модульной системы, подразумевающей новую систему оценки знаний студентов (ECTS) и компетентностный подход к подготовке специалистов. Была проведена большая работа по разработке новых учебных планов, построенных на новых принципах обучения, было разработано и принято большое количество новых методических и нормативных документов.

Сказать, что на этом процесс внедрения новой системы завершен, было бы очень смелым утверждением. Скорее наоборот, идет медленная и не всегда простая «притирка» новой системы к сложившимся традициям и привычкам образовательного процесса, порой лежащим за пределами самых технологично продуманных документов. Вскрывается множество «проклятых мелочей» и вопросов, готовых ответов на которые нет у идеологов внедрения новой системы. Традиционный российский «административный кнут», который используется для решения всех возникающих проблем, не дает ключа не только к пониманию глубинных причин их возникновения, но и мешает поиску адекватных и взвешенных решений.

Полученный опыт пригодился факультету, когда декану было предложено в 2007 г. возглавить рабочую группу Учебно-методического объединения и Ассоциации юридического образования по разработке «третьего поколения» госу-

дарственных образовательных стандартов по юриспруденции. И хотя они окончательно еще не утверждены, можно признать, что пусть частично, но в них сделан шаг в направлении к имплементации компетентностного подхода и кре-дитно-модульной системы в российском юридическом образовании. И пусть нас не смущает половинчатый и медленный процесс адаптации новых принципов организации учебного процесса в юридических вузах России. Такой подход имеет несомненные плюсы, поскольку позволит избежать серьезных ошибок, обычно сопровождающих радикальные и неотложные решения.

Нельзя не сказать и еще об одной инициативе юрфака, которая высвечивает новые грани и возможности «европеизации» высшего юридического образования за пределами Болонского процесса. Речь идет о том, что в 2009 г. кафедра международного права РУДН в составе консорциума российских вузов (РУДН, МГИМО, РГГУ), заключившего грантовое соглашение с ООН, приступила к реализации уникальной для России магистерской программы по международной защите прав человека.

Особенность этой программы не только в том, что подобный проект впервые осуществляется в нашей стране, но и в том, что партнером консорциума выступает Европейский центр по правам человека в Венеции, объединяющий 41 европейский вуз, реализующий магистерские программы по правам человека. Соглашение о сотрудничестве консорциума с Центром предусматривает возможность стажировок студентов российского консорциума в вузах Центра. Достигнуто понимание о того, что российские студенты смогут сдавать государственные экзамены и защищать свои дипломы на английском языке в вузах Центра.

Еще одним возможным проявлением регионализации высшего юридического образования может быть использование потенциала региональных организаций, в которых участвует Россия, действующих в пределах так называемого постсоветского пространства. В данной концепции должны быть выстроены иные приоритеты, нежели в «болонизации» высшего образования, направленной на расширение использования западного опыта и традиций организации высшего образования с целью сближения национальных образовательных систем. Здесь главным, во всяком случае на первом этапе, должно быть восстановление естественного лидерства российского высшего образования и его содействие становлению и развитию национальных систем высшего образования у бывших союзных республик, разумеется, на основе принципов добровольности, равенства партнеров и международного права. По нашему мнению, в этих целях можно использовать возможности таких международных организаций, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Надо сказать, что РУДН, как и ряд других вузов России и соседних стран, приступил к реализации этой концепции на основе формирования так называемых «сетевых университетов». Юридический факультет также принял участие в этом.

В частности, в 2008 г. кафедра международного права РУДН приступила к реализации соглашения участников консорциума по созданию сетевого университета СНГ о подготовке магистров в области международного права (специализация — право СНГ). В состав этого консорциума входит 11 вузов из различных стран СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и др.). Кафедра международного права РУДН является базовой кафедрой консорциума, отвечающей за реализацию проекта сетевого университета СНГ по магистерской программе в области международного права. Хотя сделаны пока только самые первые шаги, будем надеяться на то, что этот опыт послужит дальнейшей интеграции высшего юридического образования стран — участниц СНГ.

Конечно, на этом не хочется ставить точку. Можно еще многое рассказывать об уникальном опыте юридического факультета РУДН, который в сложных социально-экономических условиях развития российской системы высшего образования стремится быть на уровне тех требований, которые современное мировое развитие предъявляет к высшей школе.

2010 год не исчерпывается проведением пышных официальных церемоний. Факультет сможет использовать его для того, чтобы осуществить самые активные дискуссии о путях и судьбах российского высшего юридического образования и о том месте, которое занимает в них юридический факультет РУДН.

А.Я. Капустин,

доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета РУДН

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Любопытно сравнить историю кафедр УДН с историей Московского университета, на котором были открыты три кафедры: «всей юриспруденции», «юриспруденции Российской» и «политики», то есть истории международных отношений и международного права [2. C. 58].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире. — М., 2010.

[2] Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. В.Г. Кинелева. — М., 1995.

[3] Gilbert de Feraminan J.M. Luces y sombras de la globalizacion // Homenahes a la professora Victoria Abellan Honrubia. Vol. 1. — Madrid, 2009.

[4] Sellers M. The Internationalization of Law and Legal Education // Klabbers J., Sellers M. The internationalization of Law and Legal Education. — Springer, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.