Научная статья на тему 'К 40-летию юридического образования в российском университете дружбы народов'

К 40-летию юридического образования в российском университете дружбы народов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 40-летию юридического образования в российском университете дружбы народов»

Введение

К 40-ЛЕТИЮ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Настоящее издание «Вестника» приурочено к сороковой годовщине Российского университета дружбы народов (РУДН). Эга дата имеет большое значение для формирования новых традиций в отечественной юриспруденции, поскольку с созданием нашего университета стало складываться новое направление в подготовке кадров правоведов и развиваться соответствующие этому сферы юридической науки.

В самом деле, перед Университетом дружбы народов в 1960 г. среди прочих были поставлены задачи подготовки для стран Азии, Африки и Латинской Америки высококвалифицированных кадров юристов, владеющих достижениями мировой науки, а также выполнение исследовательских работ по актуальным проблемам современной науки, создание учебников и учебных пособий для студентов Университета дружбы народов и других учебных заведений1. Решение этой задачи было возложено на факультет экономики и права, на юридическом отделении которого началась подготовка студентов по специальности «Международное право». Выбор специальности, по всей видимости, был продиктован стремлением добиться наиболее благоприятных условий для признания дипломов выпускников юридического отделения факультета экономики и права в их родных странах. Дело в том, что в отличие от других специальностей профессия юриста отличается высокой степенью привязанности к национальной системе права и государству, в котором осуществляется соответствующая профессиональная юридическая деятельность (причем в любой сфере, будь-то государственная служба или работа в т.н. «частном секторе»). Если рассматривать с этих позиций профессию правоведа, то международно-правовая специализация представляется наиболее универсальной из всех возможных специализаций юриста. Несмотря на то, что отношение к советской доктрине международного права было как на Западе, гак и в развивающихся странах неоднозначным2, у нее было немало заслуг и се авторитет в мире был достаточно высок, что так же рассматривалось как один из аргументов в поддержку такого решения.

Особенностью учебных планов в Университете дружбы народов было сочетание двух подходов. С одной стороны, учебный план любого факультета основывался на основательном изучении общспрофессиональных дисциплин, включавшем, разумеется, и освоение более конкретных специальных курсов. С другой стороны, он должен был учитывать специфику стран Азии, Африки и Латинской Америки’. Применительно к учебным планам юридического отделения факультета экономики и права эта специфика нашла отражение в переплетении двух взаимосвязанных и близких, но далеко не тождественных методологий юридического образования. В строгом соответствии с избранной международно-правовой специализацией учебный план юридического отделения включал широкий набор общих и отраслевых дисциплин международного нрава. Однако наряду с этим, помимо обязательных общетеоретических и историко-правовых дисциплин, а также традиционных для практически всех мировых систем юридического образования отраслевых дисциплин, формирующих профессиональное мировоззрение правоведа (конституционное, административное, гражданское, уголовное право и др.), с целью приближения подготовки специалистов к практическим потребностям стран приема, было решено включить изучение сравнительного правоведения.

Это решение можно смело назвать новаторским по той причине, что в обычных юридических вузах и на юридических факультетах советских университетов учебные планы составлялись в соответствии с тремя профилями работы будущих выпускников (государственное управление и советское строительство, юридические службы в народном хозяйстве и прокурорско-следственный

'Университет дружбы народов имени Пагриеа Лумумбы. 25 лет. Справочник / Ред. коллегия: Станис В.Ф. и др. М., 1985, с.З.

2 Характеристику советской доктрины международного права, см.: например: Ilenkin L., Pugh R.C., Schächter О., Smit H. International Law. Cases and materials. St.Paul, 1993, p.XXYIIl.; Sepulveda C. Derecho internacional. Mexico, 1978, p.61-63.

’ Cm.: Stanis V. L’ IJniversite de Г amitie des peuples. Moscou, 1980, p.15-16.

аппарат)1. В связи с этим изучению сравнительного права уделялось внимание лишь в виде отдельных, как правило, завершающих тем или подразделов тем отраслевых дисциплин, посвященных соответствующим отраслям права зарубежных, главным образом основных капиталистических стран2. Исключение составляло преподавание некоторых фундаментальных дисциплин (всеобщей истории государства и права, римского права, конституционного права зарубежных стран). Кроме того, в некоторых ведомственных вузах (МГИМО МИД СССР, Академия внешней торговли и др.) изучалось гражданское и торговое право зарубежных стран (также преимущественно развитых капиталистических стран).

В этих условиях перед творцами первых учебных планов юридического отделения факультета встала проблема содержания, распределения и объема преподавания сравнительного права. Среди них были виднейшие отечественные правоведы (Шебанов А.Ф., Жидков O.A., Крашенинникова H.A., Мозолин В.П., Решетников Ф.М., Смолярчук В.И., Шуршалов В.М. и многие другие), которые смогли выработать оригинальную схему преподавания сравнительного права. Ее действительно можно назвать своеобразной, хотя бы потому, что ни в зарубежной, ни в отечественной правовой науке не существует общепринятой классификации правовых систем3. Было принято решение в рамках правового отделения факультета изучать не только «традиционные» правовые системы - англо-американскую и континентальную, но и «»ременное законодательство стран Азии, Африки и Латинской Америки4, получившее название в факультетском обиходе как «право развивающихся стран». Важно отметить, что в отличие от обычных советских вузов объем преподавания права развитых капиталистических государств был значительно увеличен (до размеров самостоятельных курсов), что имело свою логику и объяснение. В тот период в этих странах остро стояла задача формирования национальных правовых систем, проявлялись тенденции рецепции права метрополий. В этих условиях было необходимо ввести преподавание в солидных объемах сравнительно-правового изучения права и законодательства как тех западных стран, которые были метрополиями, так и тех, которые не относились к таковым, но начинали оказывать значительное влияние на становление законодательства развивающихся государств (США, ФРГ и др.). Особняком стояло право государств Латинской Америки, которые имели более чем столетний путь независимого развития, сформировавшееся еще в XIX в. и имевшее свою собственную историю.

Согласно сложившемуся подходу вначале студенты изучали дисциплины по отдельным отраслям права развитых капиталистических государств (гражданское и торговое право, гражданский процесс, административное право, финансовое право, уголовное право и процесс и т.д.), а затем уже приступали к изучению законодательства развивающихся стран. Разумеется, все основные дисциплины по советскому праву были также представлены в учебном плане юридического отделения. По мере становления и развития преподавания стало ясно, что избранная при создании УДН специализация уже не отвечает ни запросам практики, ни расширившимся кадровым и научным возможностям факультета, поэтому в 1980 г. было принято решение изменить специализацию на «правоведение», которая позволяла сочетать фундаментальную международноправовую подготовку студентов с колоссальными научными и методическими наработками в сфере сравнительного правоведения.

Особенности преподавания права в УДН вызвали к жизни и своеобразие ее научных школ. На правовом отделении усилиями профессоров Блищенко И.П., Шуршалова В.М., Шармазанашвили Г.В., Шатрова В.П. и др. сформировалась сильная международно-правовая школа. В индивидуальных и коллективных монографических разработках, учебниках и учебных пособиях поднимались и решались актуальные проблемы международного права и международно-правовые позиции развивающихся стран. Под руководством профессоров Жидкова O.A., Мозолина В.П., Решетникова Ф.М., Пучинского В.К., Муромцева Г.И., Безбаха В.В., Козочкина И.Д., Куфаковой

1 Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М., 1976, с. 197.

2 См.: Тилле А.А., ШвековГ.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1978, с. 161. Об этом же

свидетельствовали не только учебные программы ведущих вузов СССР, но и содержание выпускавшихся в тот период учебников и учебных пособий, см., например: Матвеев Г.К. Советское семейное право. Учебник. М., 1978; Советское трудовое право. Учебник./Под ред. Андреева B.C.М., 1976 и т.д.

3 Можно встретить различные классификации правовых систем. См.: Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные

правовые системы современности М , 1996, Теория государства и права Учебник/Огв Ред Корельский В.М., Перевалов В.Д. Екатеринбург, 1996, с.509-510 и т.д.

4 См.: Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. Указ.соч., с. 195-196.

H.A., Муциновой H.A., Гелицина В.М. и др. сложилась оригинальная научная школа сравнительноправового исследования права зарубежных стран. Благодаря работе профессоров Смолярчука В.И., Кузнецова A.B., Ивановой В. И., Игнатова А.Н., Волкова Б.С. в УДН сформировалась и собственная научная школа по исследованию актуальных проблем отечественного права. Нет нужды перечислять огромное количество научной и учебной литературы, изданной силами преподавателей факультета, в которой проявились лучшие черты, присущие научным школам юридической науки в нашем университете.

Совершенно неожиданный оборот специфика преподавания права на юридическом факультете получила в связи с начавшимися с 90-х годов XX в. в России радикальными экономическими реформами. Стало ясно, что выпускники правового отделения РУДН имеют огромное преимущество перед выпускниками обычных российских вузов, поскольку новые правовые понятия и категории рыночной экономики не представлялись им “terra incognita”, а были чем-то само собой разумеющимся, потому что они глубоко усваивались в рамках сложившихся курсов зарубежного права. Это вызвало значительный приток российских студентов на отделение, что имело своим следствием разделение в 1995 г. факультета экономики и права на два самостоятельных факультета - юридический и экономический. Несмотря на то, что современное юридическое образование в России осуществляется на основе утвержденных Правительством РФ Государственных образовательных стандартов, юридический факультет сумел и в этих условиях сохранить свою специфику и нынешний учебный план и программы сохраняют лучшие традиции правового отделения факультета экономики и права Университета дружбы народов им. П. Лумумбы.

Конечно, юридический факультет не останавливается на достигнутом. С 1997 г. наряду с выпуском учебников, учебных пособий и монографий стал издаваться «Вестник» факультета, который позволил активизировать и сконцентрировать научные исследования ученых факультета, перед которыми стоит задача анализа современных тенденций сравнительного и международного права, а также хода и результатов правовой реформы в Российской Федерации.

Кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета РУДИ. А.Я. Капустин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.