4.5. ПРОБЛЕМЫ КОДИФИКАЦИИ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Озерова Анастасия Геннадьевна, аспирантка. Место учебы: Международный юридический институт. Должность: ведущий специалист. Место работы: ООО «Центр энергоэффективности ЕЭС». E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена исследованию официально принятых в России систем кодификации отходов. Приводится описание каждой из действующих в нашей стране систем кодификации отходов, выявляются и анализируются их достоинства и недостатки.
Ключевые слова: отходы, кодификация отходов, код отхода, законодательство РФ, воздействие на окружающую среду, обращение с отходами.
THE PROBLEMS OF WASTE CODIFICATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Ozerova Anastasiya Gennadievna, postgraduate student. Place of study: International Law Institute. Position: leading specialist. Place of employment: Center for energy efficiency of United Power System. E-mail: [email protected]
Annotation: The article reveals the research of systems of codification of waste officially accepted in Russia. The description of each of systems of waste codification operating in our country is resulted, their merits and demerits come to light and analyzed.
Keywords: waste, codification of a waste, code of a waste, the Legislation of the Russian Federation, influence on environment, waste management.
Промышленность Российской Федерации кроме различных видов продукции также производит большое количество отходов. И опасные, и инертные отходы зачастую являются либо актуальными источниками сырья, веществ и материалов, когда научнотехнические и экономические возможности позволяют их использовать в производстве, либо для некоторых отходов таких возможностей в настоящее время нет, и тогда они подлежат уничтожению или захоронению.
Кодирование отхода - технический приём, позволяющий представить классифицируемый объект в виде знака или группы знаков по правилам, установленным данной системой классификации. На данный момент в Российской Федерации официально приняты два противоречащих друг другу кодификатора отходов. Кроме этого в различных ситуациях (например, при трансграничной перевозке) отходам присваиваются коды, в соответствии с требованиями соответствующего законодательства. Рассмотрим их более подробно.
1. Федеральный классификационный каталог отходов
Основной кодификатор отходов в Российской Федерации принят Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Данный кодификатор принят в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», Приказа Министер-
ства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (с изменениями от 30 июля 2003 г.).
Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) предназначен для использования в системе государственного управления в области обращения с отходами при учёте, контроле и нормировании в области обращения с отходами, лицензировании деятельности в области обращения с отходами, выдаче разрешений на трансграничные перевозки и размещение отходов, при проектировании природоохранных сооружений и проведении средозащитных мероприятий, при оценке материального ущерба или риска возникновения аварии при обращении с отходами.
ФККО представляет собой перечень видов отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: по происхождению отхода, агрегатному состоянию, химическому составу, экологической опасности.
ФККО имеет несколько уровней классификации, расположенных по иерархическому принципу: блоки, группы, подгруппы, позиции, субпозиции. Высшим уровнем классификации являются блоки, сформированные по признаку происхождения отходов. Каждый блок отходов того или иного происхождения заключает в себе группы, группы делятся на подгруппы, в каждой подгруппе выделяются позиции и соответствующие им субпозиции. В основу выделения групп, подгрупп, позиций и субпозиций положены следующие признаки: происхождение исходного сырья; принадлежность к определённому производству, технологии; химический состав; агрегатное состояние и другие свойства. Название виду отхода присваивается с учётом его происхождения и химического состава.
Для каждого отхода должен быть определён его вид (тринадцатизначный код), который определяет вид отхода. Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используется для кодирования агрегатного состояния и физической формы. Одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций. Тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды.
2. Классификатор отходов по ГОСТ 30775-2001
В государственном стандарте ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения» разработана система классификации отходов, гармонизированной в части разработки номенклатурного перечня отходов с соответствующим перечнем, действующим в странах Европейского экономического сообщества, с включением в нее всех основных элементов системы кодификации отходов, действующей в странах Организации экономического сотрудничества и развития, и ее расширение за счет внесения некоторых основных данных статистического учета, а также опасных, ресурсных и технологических характеристик.
В ГОСТ 30775-2001 устанавливаются основные признаки классификации, идентификации и кодирования отходов в виде классификационных групп характеристик отходов и распространяется на образуемые в промышленном производстве, сельском хозяйстве, в быту отходы и их смеси.
Классификация отходов основана на последовательном рассмотрении и определении основных признаков отходов. Классификации подлежат местонахождение, состав, количество, агрегатное состояние отходов, а также их токсикологические, экологические и другие опасные характеристики. Установленные признаки классификации не исключают дополнительных, отражающих отраслевую, региональную или иную специфику отходов. Полный классификационный код отходов состоит из 11 блоков многозначных кодов, разделенных двумя косыми чертами.
Каждая группа обозначена буквой латинского алфавита и отделена пробелом. Полный код отходов включает в себя следующие кодовые группы (блоки):
1 - наименование;
2 - вид экономической деятельности, в результате которой образовались отходы;
3 - предприятие, на котором образовались отходы;
4 - организация, в чьей собственности/владении находятся отходы в настоящий момент;
5 - количество отходов;
6 - причины перевода материала (изделия) в отход;
7 - агрегатное состояние отходов;
8 - идентификатор класса опасности отходов;
9 - идентификатор опасных составляющих отходов;
10 - свойства, определяющие опасность отходов;
11 - реализованный способ обращения с отходами.
Классификация построена так, что при необходимости количество кодовых блоков и объемы информации в них можно увеличивать в соответствии с наличием достоверных данных и конкретными потребностями субъектов деятельности по обращению с отходами.
Номенклатурный классификатор отходов в ГОСТ 30775-2001, содержит несколько иерархических уровней: группы, подгруппы и позиции:
- блок 1 (^ идентификационного кода формируют путем выбора позиции, наиболее точно соответствующей классифицируемому отходу, после чего классифицируемому отходу присваивают соответствующий шестизначный код;
- блок 2 (Р) классификационного кода состоит из первых четырех позиций ОК 004-93 (КВЭД). Код КВЭД выбирают в соответствии с видом деятельности, в результате которой образовались данные отходы. Например, если на авиазаводе изготовляют детские коляски, и образовавшийся отход - обрезки отделочных материалов, то код КВЭД для него соответствует виду деятельности «производство детских колясок». В поле проставляют первые четыре цифры кода КВЭД;
- блок 3 (М) классификационного кода состоит из восьмизначного кода ОК 019-95 (ОКАТО) и восьмизначного кода ОК 007-94 (ОКПО) предприятия, на котором образовались отходы. Коды ОКПО и ОКАТО разделяют точкой; если сведения о предприятии, на котором образовался данный отход, отсутствуют или он представляет собой смесь отходов, образованных на множестве предприятий (к примеру, террикон), то все значимые цифры кода заменяют на нули;
- блок 4 (В) идентификационного кода формируют по аналогии с блоком 3, проставляя коды ОКАТО и ОКПО организации, в собственности или владении которой находится классифицируемый отход. Если собственник и владелец данного отхода не совпадают, приводят только коды организации, во владении которой находится данный отход;
- блок 5 (К) состоит из восьмизначного кода, накопленного на момент заполнения количества классифицируемого отхода в тоннах, восьмизначного кода ин-
тенсивности образования отхода, измеряемого в тоннах в год. Коды разделяют точкой. Если код количества отхода имеет менее восьми значащих цифр, на месте недостающих до этого числа цифр проставляют нули;
- блок 6 ^) представляет собой перечень причин, по которым классифицируемый материал относят к категории «отходы»;
- блок 7 ^) состоит из номера позиции, наиболее точно соответствующей агрегатному состоянию классифицируемых отходов;
- блок 8 (С) состоит из номера (номеров) одного или более веществ, перечисленных в приложении Г к данному стандарту. Если отходы содержат более трех приведенных в таблице веществ, то коды выстраивают в ряд в порядке убывания степени их опасности, выделяя не более трех групп наиболее опасных компонентов;
- блок 9 (Т) формируют проставлением цифрового номера класса опасности ;
- блок 10 (Н) состоит из одной или двух позиций, наиболее точно соответствующих опасным свойствам, которые способны проявлять классифицируемые отходы, разделенных знаком “+” (если выбраны две позиции);
- блок 11 ^, D) определяет фактически используемый метод обращения с классифицируемым отходом.
3. Классификация отходов при трансграничном перемещении (таможенное регулирование).
Перемещение товаров через границу регламентирует Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
Постановление Правительства от 17 июля 2003 г. №442 «О трансграничном перемещении отходов» устанавливает требования к участникам трансграничного (транзитного) перемещения отходов и вводит два перечня опасных отходов, указанных в Приложениях 1 и
2.
Ввоз на территорию Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложении № 1 к Правилам, в целях их использования и вывоз с территории Российской Федерации опасных отходов, указанных в приложениях № 1 и 2 к Правилам, осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании разрешения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов на трансграничное перемещение отходов.
В основном эти ограничения распространяются на перемещение опасных отходов. Тем не менее, по действие этого постановления попадают такие виды отходов, как использованные шины, алюминиевый шлак, отработанные аккумуляторные батареи и пр.
Для упрощения таможенного регулирования перемещения отходов, каждому виду отхода присваивается код ТН ВЭД. Данный код устанавливается отходу, как перевозимому «товару». Коды ТН ВЭД для основных видов перевозимых отходов представлены в таблице 1:
Таблица 1. Коды ТН ВЭД для основных видов перевозимых отходов.
Код ТН ВЭД Наименование товаров (отходов)
2306 Жмыхи и др. твердые отходы пр-ва растит. масел
2619 Шлак и др. отходы пр-ва черных металлов
2620 Зола и др. остатки содержащие металлы
3915 Отходы, обрезки пластмасс
401220 Шины пневматические б/у
4401 Древесина топливная, щепа, стружка, опилки
4707 Макулатура и отходы бумаги
5103 Отходы шерсти
5202 Отходы хлопка
530130 Очесы и отходы льна
7204 Отходы и лом черных металлов
7302109 Рельсы использованные
7404 Отходы и лом медные
7503 Отходы и лом никелевые
7602 Отходы и лом алюминиевые
7802 Отходы и лом свинцовые
7902 Отходы и лом цинковые
81019700 Отходы и лом вольфрамовые
81033000 Отходы и лом танталовые
81042000 Отходы и лом магниевые
81043000 Опилки, стружка, гранулы магниевые
8908 Суда и плавучие средства на слом
Выводы:
В своем Постановлении № 818 от 26.10.2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведении паспортизации опасных отходов» Правительство РФ поручает Министерству природных ресурсов РФ вести государственный кадастр отходов. Организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется этим Министерством и его территориальными органами совместно с Госстроем РФ. Министерству природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральным горным и промышленным надзором России, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии поручается разработать и принять в установленном порядке нормативные правовые акты, регламентирующие правила инвентаризации объектов размещения отходов, отнесения отходов к конкретному классу опасности, учета в области обращения с отходами, а также порядок предоставления информации индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.
Составной частью государственного кадастра отходов является Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Классификация отходов, осуществляемая в соответствии с ФККО, утвержденным Приказом МПР России от 30 июля 2003 г. № 663, применяется при лицензировании, учете и отчетности, а также при определении платы за размещение отходов и установлении лимитов на размещение отходов.
Согласно Приказа МПР РФ от 30 июля 2003 г. № 663 в ФККО на некоторое виды отходов установлены опасные свойства и класс опасности, что противоречит не только федеральному законодательству (это должен
делать заявитель), но и самой физической сущности отходов, т.к. в каждом процесс образуются отходы со своими специфическим свойствами. Так, например, имеют существенную разницу по составу автомобильные шины, моторные масла разных типов и производителей.
Довольно спорным является тот факт, что у некоторых видов отходов в ФККО установлен 4 класс опасности, при том, что опасные свойства данного отхода не определены (11 и 12 разряды кода отхода в ФККО содержат «два нуля», что означает: «опасные свойства неопределенны»). Данный факт является нарушением природоохранного законодательства: как может быть опасным отход, если не определены его опасные свойства? Аналогичная спорная ситуация складывается с отходами, у которых нет опасных свойств (11 и 12 разряды кода отхода в ФККО содержат «две девятки», что означает: «опасных свойств нет»), однако при этом отходу присвоен 4 класс опасности. На каком основании данный отход считается опасным?
Недостатки ФККО этим не ограничиваются. К какому коду, например, отнести отработанные шины по ФККО:
- 57500200 13 00 4 Шины пневматические отработанные;
- 57500202 13 00 4 Покрышки отработанные;
- 57500203 13 00 4 Покрышки с тканевым кордом отработанные;
- 57500204 13 00 4 Покрышки с металлическим кордом отработанные.
Идея же расширять и дополнять ФККО не только не реализуется не деле, но сравнима с попыткой «объять необъятное». Так, например, можно ввести новые коды для грузовых и легковых шин. Потом разделить их по содержанию серы, присадок и т.д. Такой процесс может быть бесконечен, и в тоже время абсолютно лишен практического смысла.
Действующий ФККО построен по иерархическому принципу и представляет собой весьма грубую форму классификации всего многообразия отходов, значительно уступающую классификации и кодированию отходов, приведенную в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения». Этот стандарт гармонизирован в части разработки номенклатурного перечня отходов с соответствующим перечнем, действующим в странах ЕС, с учетом всех основных элементов системы кодификации отходов, действующей в странах ОЭСР, и ее расширение за счет внесения основных параметров статистического учета, а также опасных, ресурсных и технологических характеристик.
Достоинством классификатора ГОСТ 30775-2001 является то, что он составлен в соответствии с перечнем, действующим в странах ЕЭС, с включением в нее всех основных элементов системы кодификации отходов, действующей в странах ОЭСР, и ее расширение за счет внесения некоторых основных данных статистического учета, а также опасных, ресурсных и технологических характеристик.
Классификация отходов, установленная ГОСТом 30775-2001 в настоящее время фактически не применяется. Взамен используется ФККО, недостатки которого описаны выше.
Новый Федеральный классификационный каталог отходов (утвержден Приказом МПР РФ от 30 июля 2003 г. № 663) был составлен вопреки ГОСТу 307752001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Классификация, идентификация и кодирование отходов». Какой смысл было тратить средства и силы на разработку ГОСТ 30775-2001, если для тех же целей был позже разработан обновленный Федеральный классификационный каталог отходов, абсолютно не соответствующий принципам международной классификации и имеющий вышеописанные недостатки?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерству природных ресурсов РФ были поручены организация и ведение государственного кадастра отходов, включающего федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. А в 2002 году был утвержден ГОСТ 30775-2001 «Классификация, идентификация и кодирование отходов», фактически заменяющий ФККО, однако реформирование классификации отходов не произошло.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 ведение государственного кадастра отходов поручено Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с просьбой прояснить ситуацию с ведением государственного кадастра отходов осталось без ответа. Складывается впечатление, что государственный кадастр отходов не ведется в полном объеме уже 10 лет (с опубликования Постановления Правительства № 818).
Межу тем, государственный кадастр отходов представляет собой мощное средство для анализа и выработки политики. Анализ данных государственного кадастра отходов позволил бы разработать технические, экономические, экологические и другие решения. Создание публичного банка данных отходов на основании ГОСТ 30775-2001 позволило бы создать эффективный рынок отходов.
Список литературы:
1. А.Д.Козлов, В.А.Улицкий «Экотехнологии. Спрос и предложение в регионах России» АНО «Институт консалтинга экологических проектов», 2001 год.
2. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».
4. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (с изменениями от 30 июля 2003 г.).
5. ГОСТ 30775-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения».
6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61 -ФЗ.
7. Постановление Правительства от 17 июля 2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов».
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Проблемы кодификации отходов в Российской Федерации» аспирантки Международного юридического института,
Озеровой Анастасии Геннадьевны
В статье А.Г. Озеровой подробно исследованы основные нормы Российского законодательства в области кодификации отходов. Освещены основные достоинства и недостатки официально принятых в Российской Федерации систем кодификации отходов производства и потребления.
Статья «Международные обязательства России в области регулирования деятельности по обращению с отходами» является актуальной, так как в России, как и во всем мире, значительное внимание уделяется развитию и совершенствованию природоохранного законодательства, и, в особенности, вопросам, касающимся обращения с отходами. Автором демонстрируется «отставание» норм Российского права об отходах от соответствующих норм международного Европейского права, а также указываются недостатки фактически применяемой в Российской Федерации системы кодификации отходов производства и потребления.
Предложенные автором решения по приведению Российского законодательства в области обращения с отходами в соответствие с международными требованиями аргументированы. Научная статья А.Г. Озеровой «Российское федеральное законодательство в области обращения с отходами» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Научный руководитель:
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой природоресурсного и предпринимательского права Юридического института Московского государственного университета путей сообщения, Чубуков Георгий Васильевич