Научная статья на тему 'Реализация федерального Закона «Об отходах производства и потребления»'

Реализация федерального Закона «Об отходах производства и потребления» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
843
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ / УПРАВЛЕНИЕ / LEGAL REGULATION OF WASTE MANIPULATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Островский Н. В.

В статье проведён анализ на наличие, предусмотренных Законом нормативно-правовых актов, и рассмотрены некоторые вопросы правоприменительной практики. Выявлены отдельные расхождения в ведомственной трактовке установленных законом норм и сделаны предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности по обращению с отходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISATION OF THE FEDERAL LAW “ON WASTES OF PRODUCTION AND CONSUMPTION”

The article analyzes the presence of legal acts, are prescribed by law, and some questions of enforcement practice are described. It is revealed some discrepancies in the departmental interpretation of statutory rules and is made ​​proposals to improve the legal regulation of waste management facilities too.

Текст научной работы на тему «Реализация федерального Закона «Об отходах производства и потребления»»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЭКОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОЕ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Островский Н.В.

кандидат технических наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности, Вятский государственный университет (Россия), 613044, Россия, г. Кирово-Чепецк, ул. 60 лет Октября, д. 5/1, к. 76, [email protected]

УДК 349.6

ББК 67.407.07

В статье проведён анализ на наличие, предусмотренных Законом нормативно-правовых актов, и рассмотрены некоторые вопросы правоприменительной практики. Выявлены отдельные расхождения в ведомственной трактовке установленных законом норм и сделаны предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности по обращению с отходами.

Ключевые слова: правовое регулирование обращения с отходами, управление.

Ostrovskiy N.V.

REALISATION OF THE FEDERAL LAW "ON WASTES OF PRODUCTION AND CONSUMPTION"

The article analyzes the presence of legal acts, are prescribed by law, and some questions of enforcement practice are described. It is revealed some discrepancies in the departmental interpretation of statutory rules and is made proposals to improve the legal regulation of waste management facilities too.

Key words: legal regulation of waste manipulation, management.

В СССР и РСФСР не было специального закона, регулирующего деятельность по обращению с отходами. Для управления ею использовался набор государственных стандартов и санитарных правил. Существовали также нормативы Госснаба СССР для расчёта расходы различных материалов, которые могли быть использованы при учёте образования отходов.

В современной России ФЗ «Об отходах производства и потребления» [1] (далее по тексту Закон) был ^ принят одним из последних в ряду законов, регулирую-'55 щих природопользование и охрану окружающей среды ^ — лишь в 1998 г. Это, вне всякого сомнения, связано со § сложностью управления данной сферой человеческой В- деятельности, как бытовой, так и производственной. О Вступление в силу Закона позволило упоря-

© дочить деятельность, как органов государственного

управления, так и хозяйствующих субъектов, отрегулировать ряд сложных вопросов. Но остались и определённые проблемы. Именно им посвящена данная статья. В ней прежде всего, вопросы, связанные с принятием подзаконных актов, предусмотренных Законом, а также некоторые аспекты правоприменительной практики.

Законодательная реализация ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит ряд отсылок к подзаконным актам, которые должны быть приняты на уровне Правительства РФ или специально уполномоченного органа, которым в настоящее время является Министерство природных ресурсов и экологии [2].

Ст. 11 Закона устанавливает требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооруже-

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ Н.В. Островский

ний и иных объектов, которые предусматривают, по смыслу, наличие соответствующих правил и инструкций. По большинству позиций соответствующие документы приняты, но есть и определённые пробелы.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Но собственно «экологических» требований технического характера по обращению с отходами в настоящее время не существует. Существуют санитарные правила «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03).

Одним из принципов осуществления государственного контроля и надзора является разграничение полномочий [3, ст. 3, ч. 10]. Это означает, что контролировать соблюдение СанПиН 2.1.7.1322-03 может лишь Роспотребнадзор, а Росприроднадзор — нет. Роспри-роднадзор может контролировать соблюдение норм и правил, установленных Минприроды РФ и его предшественниками, которые касаются организации деятельности по обращению с отходами, но не касаются чисто технических вопросов, от решения которых, в конечном итоге, зависит эффективность защиты окружающей среды от отходов.

Это относится, в частности, к накоплению отходов. Под «накоплением отходов» понимается (ст. 1 Закона) «временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования». Действующий порядок утверждения лимитов на размещение отходов [4] не предусматривает лимиты для объектов накопления. Это не означает, что количество накапливаемых отходов может быть произвольным. Накопление допустимо в пределах ёмкости площадок, обустроенных в соответствие с требованиями законодательства. Но сами требования отсутствуют, что делает невозможным контроль за накоплением отходов со стороны Ро-сприроднадзора.

Другим, не урегулированным в достаточной степени вопросом, является обязанность «проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов». Опять таки, положение о порядке подобного мониторинга отсутствует, что осложняет составление Порядка осу-

ществления производственного контроля в области обращения с отходами, который согласно ст. 26 Закона должен быть согласован с органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Ст. 14 Закона содержит специальные требования к обращению с опасными отходами. Дело в том, что на момент принятия Закона по действующим тогда санитарным правилам отходы делились на опасные и неопасные. В настоящее время все отходы рассматриваются как опасные, но действие данной статьи ограничено отходами с I по IV класс опасности.

Согласно ст. 4.1 Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;

II класс — высокоопасные отходы;

III класс — умеренно опасные отходы;

IV класс — малоопасные отходы;

V класс — практически неопасные отходы.

Отнесение отходов к классу опасности для

окружающей среды проводится на основании критериев, утверждённых МПР [5]. Приказ об утверждении критериев не зарегистрирован Минюстом и, следовательно, критерии носят методический характер. Юридический статус класс опасности отхода приобретает после регистрации вида отхода в Федеральном классификационном каталоге [6].

Кроме того, существуют Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.138603, зарегистрированные в Минюсте, т.е. имеющие статус нормативно-правового акта. Согласно данным правилам отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности. Сопоставлению этих систем классификации посвящена достаточно подробная статья [7], в которой отмечено, что обе системы базируются на общих подходах. Поэтому целесообразным является создание унифицированной методики по определению классов опасности токсичных отходов и создание методики по классификации отходов, обладающих пожаро- и взрывоопасными свойствами.

Нам представляется, что по вопросам, носящим межведомственный характер, целесообразно принятие нормативно-правовых актов на уровне Правительства РФ, с тем, чтобы исключить ведомственную разобщённость.

Ст. 16 Закона содержит требования к транспортированию отходов I - IV класса опасности и предусматривает, что порядок транспортирования отходов

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ Н.В. Островский

I - IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I - IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Необходимый порядок до сих пор так и не разработай. Актуальность проблемы в настоящее время существенно понизилась в связи с исключением транспортирования отходов из лицензируемых видов деятельности. По существу вопросы безопасности регулируются «Правилами перевозки опасных грузов» и «Гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Тем не менее, раз порядок транспортирования отходов предусмотрен Законом, он должен быть разработан и утверждён.

Трансграничное перемещения отходов в целом регулируется ратифицированной Россией в 1994 г. Ба-зельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой отходов и их удалением [8]. Ст. 17 Закона содержит норму о том, что «ввоз отходов на территорию РФ в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке». В действующих Правилах трансграничного перемещения отходов [9] содержится упоминание о лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли. Такое лицензирование в настоящее время не осуществляется, поэтому данную ссылку целесообразно исключить. Трансграничное перемещение особо опасных отходов, приведённых в приложениях к Правилам, осуществляется на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным органом (в настоящее время — Росприроднадзором [10, п. 5.3.16]). Порядок выдачи разрешений для перемещения прочих отходов на федеральном уровне не отрегулирован.

Ст. 19 Закона устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Порядок предоставления статистической отчётности утверждён постановлением Росстата № 17 от

28.11.2011, Порядок ведения учёта в области обращения с отходами — приказом Минприроды № 721 от 01.09.2011.

Порядок ведения учёта отходов предусматривает ежеквартальное заполнение таблиц установленной формы по каждому структурному подразделению хозяйствующего субъекта. Форма таблиц аналогична форме статистического отчёта 2-тп «отходы», что упрощает его заполнение и исключает внутренние противоречия. Но важно подчеркнуть, что формы, установленные Порядком ведения учёта, являются, по сути, сводными. И для их заполнения необходимы данные первичного учёта.

Конечно, деятельность по обращению с отходами весьма разнообразна, как по видам деятельности, так и по видам отходов. Поэтому для обращения с отходами невозможно введение унифицированных форм первичного учёта, как это сделано для выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух [11] или для сбросов ЗВ со сточными водами [12]. Однако, представляется необходимым в Порядке ведения учёта отходов отразить принципиальные моменты, указав порядок постановки отходов на учёт, основные способы ведения первичного учёта для различных групп отходов (например, изделия, утратившие свои потребительские свойства, остатки сырья и материалов, отходы обработки материалов, особо опасные отходы и т.п.) и типовые формы журналов первичного учёта. Нужно отметить, что подобные наработки методического характера есть в отдельных субъектах РФ (например, Типовое положение о порядке ведения первичного учета, сбора, хранения, транспортировки, сдачи и утилизации ртутьсодержащих отходов на территории республики Татарстан [13]).

Правоприменительная практика

Эффективность применения норм права зависит как от того, насколько корректно и точно они сформулированы, так и от того, насколько эти нормы комплиментарны возможностям субъектов и объектов управления.

Рассмотрим полномочия органов местного самоуправления, установленные ст. 8 Закона. К ним относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Прежде всего, возникает вопрос: вывоз куда и для каких целей? Вероятно, раз не указано иное, то на переработку и утилизацию. Между тем, в самом Законе эти термины не определены. В нем (ст. 1) как виды деятельности по обращению с отходами установлены: накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов. Под размещением понимается хранение (временное) и захоронение (постоянное).

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ Н.В. Островский

Конечно, специалисты в состоянии разобраться с тем, что «утилизация» — это синоним слова «использование», а переработка включает в себя сортировку, использование и обезвреживание отходов. Более сложная проблема связана с тем, что в Законе отсутствует субъект, в компетенции которого находится захоронение отходов. Т.е. получается, что вид деятельности предусмотрен, а как эта деятельность должна быть организована — нет. Возможно, законодатели создали данный пробел потому, что считают экологически неоправданным захоронение отходов. Между тем, согласно данным статистики на переработку направляется лишь 10,1 % вывозимого с территории населённых пунктов мусора [14]. Т.е. большая часть его подвергается захоронению. Но, покуда не определён субъект, ответственный за организацию захоронения бытовых отходов и мусора, мы можем в судебном порядке лишь запретить эксплуатацию свалки, но нам не от кого потребовать создания полигона ТБО отвечающего санитарным нормам.

Другая тема — это «организация утилизации и переработки промышленных отходов». Конечно, ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления [15] относит к вопросам местного значения муниципального района (ч. 9 ст. 15) «организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды» и к вопросам местного значения городского округа (ч. 11 ст. 16) «организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа». Но насколько по силам органам местного самоуправления решение подобных задач, в особенности, если речь идёт о крупных промышленных предприятиях? Можно ли к вопросам местного значения относить «обслуживание» крупных предприятий. На наш взгляд, данная норма Закона требует уточнения.

В том, что касается лицензирования деятельности по обращению с отходами, рассматриваемый Закон содержит отсылку к ФЗ о лицензировании [16], который (п. 30, ч. 1, ст. 12) в настоящее время предусматривает лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-1У классов опасности. Исключение из лицензируемых видов деятельности «использования отходов» должно способствовать большему распространению этого использования и, следовательно, уменьшению количества отходов, поступающих на захоронение. Но при этом существенно возрастают риски, связанные с ненадлежащим использованием отходов. Объём доклада не позволяет привести данные по известным правонарушениям и преступлениям, связанным с использованием отходов, но среди них есть и вопиющие случаи.

Ст. 18 Закона вводит институт нормирования в сфере обращения с отходами — «нормативы образования и лимиты на размещение». С 2008 г. от обязан-

ности утверждать нормативы образования и получать лимиты на размещение отходов освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства. Вместо этого они представляют в уполномоченные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке [17]. Хотя, навряд ли, это способствует повышению экологической безопасности, с формальной точки зрения здесь всё ясно.

Сложнее ситуация с реализацией Уведомительного порядка осуществления отдельных видов деятельности, предусмотренного ст. 8 закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [3]. Согласно данной статье «предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности не допускается».

В то же время к видам деятельности, которые можно начинать в уведомительном порядке, относятся и те, что сопряжены с образованием высоко опасных отходов:

- обработка древесины (а это может быть и химическая обработка),

- производство масложировой продукции,

- автотранспортные услуги,

- производство кожи.

Было бы более корректно, если бы уведомительный порядок распространялся лишь на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Ст. 20 Закона вводит понятие «Государственного кадастра отходов», который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Порядок ведения государственного кадастра отходов утверждён постановлением Правительства РФ № 818 от 26.10.2000. В соответствии с данным Порядком на сегодняшний день существует лишь ФККО, который был утверждён в 2002 г. и с 2003 года не корректировался, что создало для субъектов хозяйственной деятельности существенные проблемы. Дело в том, что ст. 14 Закона требует, чтобы на отходы 1-1У классов опасности был составлении паспорт, а паспорт может быть составлен лишь на отход, включённый в ФККО.

С 01.08.2014 постановление Правительства РФ № 818 прекращает своё действие [18] и в силу вступает приказ Минприроды РФ № 792 от 30.09.2011

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ Н.В. Островский

«Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». Этот документ предусматривает нескольку иную классификацию отходов, а, следовательно, и переиздание ФККО. Будет ли новый каталог отходов утверждён своевременно и не возникнут ли у предпринимателей новые проблемы покажет будущее.

Документа, определявшего порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов, до выхода приказа Минприроды РФ № 792 не было. Тем не менее, реестр ведётся. Первоначально, на основании инвентаризации объектов размещения отходов, проведённой ещё Госкомэкологии РФ в конце 90-ых годов прошлого века, в него были включены все объекты. Затем, Росприроднадзор оставил в реестре, как это и предусмотрено новым Порядком, лишь объекты, соответствующие требованиям, установленным законодательством РФ. А кто должен собирать и систематизировать информацию об объектах, не соответствующих нормативным требованиям, и объектах, выведенных из эксплуатации? Их количество исчисляется десятками тысяч, и они представляют реальную угрозу для экологической безопасности страны. Представляется, что в законодательство должны быть внесены необходимые коррективы для того, чтобы устранить данный пробел.

Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов пока не создан. Создание научно обоснованного банка данных это неформальная задача, которую должны решать специалисты. Но специалисты, во-первых, не хотят бесплатно делиться своими ноу-хау. Во-вторых, если доверить составление такого банка какой-то одной организации, то мы наверняка столкнемся с лоббированием интересов ограниченного числа фирм. На наш взгляд, наиболее реальным является создание двух баз данных [19]:

- о лицензированных организациях, занимающихся переработкой отходов, с указанием видов перерабатываемых отходов и используемых для этого методов;

- об источниках информации, посвященных методам переработки отходов, сгруппированным как по видам отходов, так и по методам их переработки.

Наличие таких баз данных позволит потенциальным потребителям осуществить выбор контрагента для передачи своих отходов или провести анализ для выбора консультанта или разработчика необходимой ему технологии.

В заключение остаётся подчеркнуть, что ФЗ «Об отходах производства и потребления» не исчерпал свой потенциал и развитие, заложенных в нём положений, как в сфере законодательного регулирования, так и в сфере правоприменительной практики позволит

улучшить ситуацию с сфере управления обращения с

отходами и уменьшить их вредное влияние на окружающую среду.

Литература:

1. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от

28.07.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии: Утверждено постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404-ПП (в ред. от

07.11.2013) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в ред. от 26.04.2010) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: Утверждён приказом Министерства природных ресурсов РФ № 50 от 25.02.2010 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды: Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 № 511 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Федеральный классификационный каталог отходов: Утверждён приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 (в ред. от 30.07.03) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Островский Н.В. О классификации токсичных отходов. // Экология и промышленность России. 2009. Август. С. 30-33.

8. О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением: Федеральный закон от 25.11.1994 № 49-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

9. Правила трансграничного перемещения отходов: Утверждены постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

10. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования: Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ Н.В. Островский

ред. 24.03.2011) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

11. Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»: Утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 29.09.2000 № 90 (в ред. от 05.08.2005) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

12. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества: Утверждён приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2009 № 205 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

13. Типовое положение о порядке ведения первичного учета, сбора, хранения, транспортировки, сдачи и утилизации ртутьсодержащих отходов на территории республики Татарстан [электронный ресурс] // Интернет-сайт EcoKub. URL: http://www.ecokub.ru/ load/20-1-0-161. (дата обращения: 22.12.2013).

14. Охрана окружающей среды в России: статистический сборник. М.: Росстат, 2012.

15. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

16. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

17. Порядок представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности): Утверждены приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.02.2010 № 30 (в ред. от 09.12.2010) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

18. О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности: Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712-ПП [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

19. Островский Н.В. Проблемы управления отходами в контексте улучшения инвестиционного климата в России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 8 / Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: ИНИОН РАН, 2013. Ч. 1. С. 617-619.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. On wastes of production and consumption: Federal law dated 24.06.1998 № 89-FL (as revised dated

28.07.2012) [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

2. Statute of Ministry of natural resources and ecology: Approved by the statement of the RF Government dated 29.05.2008 № 404-PP (as revised dated

07.11.2013) [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

3. On protection of rights of juridical persons and sole proprietors in realization of state and municipal control: Federal law dated 26.12.2008 № 294-FL (as revised dated 26.04.2010) [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

4. Plan and approval of norms wastes development and limits for their location: Approved by the decree of the RF Ministry of natural resources № 50 dated 25.02.2010 [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

5. On approval of criteria for ranking wastes as dangerous products for environment: Decree of the RF Ministry of natural resources dated 15.06.2001 № 511 [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

6. Federal classification catalogue of wastes: Approved by the RF Ministry of natural resources dated 02.12.2002 № 786 (as revised dated 30.07.03) [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

7. Ostrovskiy N.V. On classification of toxic wastes. // Ekologiya i promyshlennost Rossiyi. 2009. August. P. 30-33

8. On ratification of Basel convention on control of cross-border shipment of dangerous wastes and their liquidation: Federal Law dated 25.11.1994 № 49-FL [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

9. Regulations for cross-border shipment of wastes: Approved by the decree of the RF Government dated 17.07.2003 № 442 [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

10. Statutes on the Federal service for Supervision in the Sphere of Natural Resources Use: Approved by the Decree of the RF Government dated 30.07.2004 № 400 (as revised dated 24.03.2011) [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

11. Instruction on filling the form of the federal state statistical observance 2-tp (air) "Information on air protection": Approved by the decree of the Federal service of state statistics dated 29.09.2000 № 90 (as revised dated 05.08.2005) [e-resource]. Access from

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ Н.В. Островский

the reference-legal system "Konsultant Plus".

12. Rules of accounting order of withdrawal of water resources out of water objects and amount of sewage discharge or drainage waters, their quality by the owners of water objects: Approved by the order of the RF Ministry of natural resources dated 08.07.2009 № 205 [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

13. Standard statute on the order of the primary accounting, collection, storing, shipment and utilization of mercurial wastes on the territory of Tatarstan republic [e-resource] // Интернет-сайт EcoKub. URL: http:// www.ecokub.ru/load/20-1-0-161. (date of reference: 22.12.2013).

14. Environmental protection in Russia: statistical collection. М.: Rosstat, 2012.

15. On general principles of an organization of self-government in the RF: Federal Law dated 06.10.2003 № 131-FL (as revised dated 25.07.2011) [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

16. On licensing of certain types of activity: Federal Law dated 04.05.2011 № 99-FL (as revised dated 28.07.2012) [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

17. Order of accounting presentation and control on education, use, deactivation location of waste (except statistical accounting): Approved by the RF Ministry of natural resources dated 16.02.2010 № 30 (as revised dated 09.12.2010) [e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

18. On the order of the waste range classification of I-IV classes of danger: Decree of the RF Government dated 16.08.2013 № 712-[e-resource]. Access from the reference-legal system "Konsultant Plus".

19. Ostrovskiy N.V. Problems of wastes control within the context of investment climate in Russia improvement // Rossiya: tendentsiyi i perspectivy razvitiya. Ezhegodnik. Vip. 8 / Editor-in-chief Yu.S. Pivovarov. M.: INION RAN, 2013. P. 1. P. 617-619.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.