■ введение налоговых льгот по налогу на землю;
■ рассмотрение возможности введения новых нормативных актов реализующих адресные льготы и преференции при реализации инвестиционных проектов;
■ продолжение работ по инициированию инвестиционных проектов;
■ систематизация работ по продвижению инвестиционных проектов;
■ развитие информационного обеспечения инвестиционных процессов и механизмов.
Мы надеемся, что в скором будущем данные рекомендации найдут свое применение на практике.
Литература
1. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования. - М., 2007.
2. Лебедев В.М. Иностранные инвестиции в экономике России - тенденции развития // Финансы, №8, 2001.
Е.Л. Курманова
3PL-ПРОВАЙДЕР - ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Ключевые слова: рыночная экономика, аутсорсинг, глобализация, цепочки поставок, 1PL, 2PL, 3PL, 4PL, 5PL логистические провайдеры, мультимодальный оператор, оптимизация затрат, собственные и привлеченные по субподряду активы, логистический центр.
История возникновения в нашей стране логистического аутсорсинга уходит корнями в период 1990-х годов, хотя такого понятия, как комплексные услуги, в аутсорсинге логистики тогда еще не существовало. На практике все сводилось к тому, что узкоспециализированные компании предоставляли услуги по грузоперевозкам, складскому хранению и т. п. Транснациональные корпорации, появившиеся на российском рынке того времени, ввели первичные стандарты для логистических операторов.
В мировой практике под аутсорсингом понимается передача несвойственных предприятию функций и процессов внешним исполнителям, в данном случае — логистическим компаниям [1]. При помощи аутсорсинга организация-заказчик получает:
возможность сосредоточиться на основном бизнесе благодаря поручению внешнему исполнителю операционных функций и получить конкурентное преимущество;
снижение затрат. Привлечение аутсорсера может обходиться дешевле содержания собственной структуры, занимающейся подобной деятельностью. Это связано с тем, что у узкоспециализированного аутсорсера, как правило, себестоимость выполнения функции ниже [1].
Аутсорсинг имеет и серьезные недостатки. Во-первых, привлечение персонала из другой организации увеличивает издержки компании-заказчика. Сумма, перечисляемая
© Курманова Е.Л., 2013
в пользу исполнителя, включает, помимо возмещения затрат на уплату налогов и других обязательных платежей, его вознаграждение. Во-вторых, остро стоит проблема информационной безопасности, поскольку сотрудники компании-исполнителя могут получить доступ к конфиденциальной информации [1].
1PL, 2PL, 3PL, 4PL, 5PL логистические операторы—это интеграторы логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок контролируется и управляется одним высококвалифицированным логистическим провайдером. Их услугами пользуются транснациональные корпорации, производящие высокотехнологичные продукты при непрерывном производственном цикле, в частности это SONY, TOSHIBA, автомобильные концерны FORD, DAIMLER CHRUSLER и другие.
Логистический оператор выполняет ряд важнейших функций для клиента:
1. за счет наличия значительного портфеля заказов от большого количества клиентов на перевозки, логистический оператор имеет возможность консолидировать их, выстраивая цепочки кругорейсов;
2. оперируя значительным грузопотоком, логистический оператор является крупным оптовиком на рынке закупок транспортных услуг, что позволяет ему закупать подвижной состав на рынке с дисконтом (скидкой), обеспечивая перевозчику гарантированную работу на постоянной основе;
3. являясь ключевым работодателем для перевозчика, имеет возможность обеспечивать достойный уровень сервиса, требуемый клиентом;
4. для обеспечения качества предоставляемых услуг клиентам, крупные логистические операторы сформировали собственные парки подвижного состава, призванные гарантировать сервис в независимости от внешних факторов [3].
1PL (First Party Logistics) - автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец. Типичными представителями группы 1PL являются холдинг «Совтрансавто» (автоперевозчик с крупным парком транспорта и широкой филиальной сетью в России, СНГ и странах Европы), а также Новая перевозочная компания — крупнейший в стране независимый железнодорожный перевозчик. Одно из главных условий успешной работы в сегменте 1PL — способность держать низкие цены на свои услуги. Помимо этого оператор должен уметь следовать графику клиента. Еще одно важное направление бизнеса lPL-операторов — работа на подряде у логистических компаний, которые предоставляют услуги более высокого уровня сложности [2].
2PL (Second Party Logistics) - оказание традиционных услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями. Данная модель бизнеса является ответом на меняющиеся запросы клиентов, которые все больше заинтересованы в том, чтобы получать разные логистические услуги от одного провайдера — доставку грузов «от двери до двери» и широкий спектр услуг по их терминальной обработке.
Реагируя на эту тенденцию, игроки сегмента 2PL расширяют ассортимент услуг и превращаются в общероссийских мультимодальных (т.е. работающих с разными видами транспорта) операторов. Этого они добиваются в основном за счет сделок слияния и поглощения. Например, компания «Российские железные дороги» (РЖД) вошла в капитал порта Усть-Луга, «Северстальтранс» стал владельцем контейнерного терминала «Петролеспорт» в порту Санкт-Петербурга, Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) весной 2007 г. завершило поглощение одного из крупнейших в России железнодорожных перевозчиков грузов промышленного назначения — «Трансгаранта». Игроки, предоставляющие 2PL-услуги, — это очень разные компании. Часть из них развивается от складского (Корпорация «ЕМСТС») бизнеса, остальные — от экспедиторского («Астра») или от транспортного («Евросиб») бизнеса [2].
3PL (Third Party Logistics) - расширение стандартного перечня услуг нестандартными (складирование, перегрузка, обработка грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью) услугами, использование субподрядчиков.
4PL (Fourth Party Logistics) - является организатором всей логистической цепи предприятия, сочетая в себе функции консалтинговой компании, менеджера логистических бизнес-процессов и 3PL-провайдера. Ключ его успеха — предоставление наиболее оптимальных решений для клиента за счет высокого уровня своих профессиональных компетенций и привлечения к сотрудничеству надежных и квалифицированных подрядчиков - 3PL-провайдеров. По оценкам экспертов, уже сейчас суммарный объем мирового рынка такой контрактной логистики составляет более $200 млрд. По некоторым исследованиям, интеграция технологий квалифицированного логистического провайдера в деятельность клиента, формирование общего информационного пространства способна сократить операционные затраты предприятия на 15%, материальные ресурсы - на 30%.
В Западной Европе доля 4PL-услуг не превышает 20% рынка, а в Соединенных Штатах — 10% рынка. 4PL-операторы занимаются не только организацией товарных потоков, но и управлением информационными потоками клиента путем интеграции в едином информационном поле компании-производителя с клиентами и поставщиками. Основная особенность этих операторов заключается в том, что они не только организуют и управляют всей цепочкой движения товар—клиент, но и предоставляют консультационные услуги по оптимизации производственного процесса заказчика.
5PL (Fifth Party Logistics) - система интернет-логистики — планирование, подготовка, управление и контроль за всеми составляющими единой цепи транспортировки и складирования грузов с помощью электронных средств информации.
Многие эксперты говорят о том, что, несмотря на глобализацию мировой информационной среды, крупнейшие транснациональные операторы не заинтересованы в интеграции в единое информационное пространство, поскольку это создаст намного более неблагоприятную для них конкурентную среду и нивелирует их достижения по созданию собственных сервисных сетей. Им более интересно развиваться в сторону монополизации рынка и утверждения своей исключительности, а не участвовать в создании открытого информационного логистического пространства [3]. На сегодняшний день работа большинства логистических операторов России ближе все-таки к стандарту 3PL, т. е. обеспечивает комплексный логистический сервис [2]. Характерным признаком 3PL-провайдера является сочетание собственных и привлеченных по субподряду активов. Дополнительный признак - наличие собственной агентской сети, обеспечивающей нарастание объемов услуг добавленной стоимости и экономию за счет масштаба.
В Восточной Европе применение 3PL-подхода в торговле и промышленности позволило: снизить логистические издержки на 8,2%; сократить логистические активы на 15,6%; сократить средний цикл заказа продукции с 10,7 до 8,4 дней; сократить общие запасы на 5,3 %. Если говорить о заметных тенденциях рынка, то, во-первых, очевидно стремление российских операторов совершенствовать информационную составляющую их деятельности и структуры. Во-вторых, происходит развитие сегмента 3PL в географическом измерении, что связано с региональной экспансией крупнейших производителей и ритейлеров. Крупными логистическими центрами становятся Ростов-на-Дону для Юга России, Самара для Поволжья, Екатеринбург для Урала, Новосибирск для Сибири, Хабаровск для дальнего Востока.
Если во всем мире можно насчитать около 100 компаний - 3PL-операторов, то на территории России действуют не более полутора десятков. В России сейчас лидируют
международные 3PL-компании, выросшие из экспресс-перевозчиков. Среди 3PL-операторов, действующих сейчас в России, необходимо выделить в первую очередь компанию FM LogisticVostok, которая осуществляет свою деятельность в составе холдинга FM Logistic, созданного во Франции в 1968 г., компания DSV, созданная в Дании в 1976 г., работает в России с начала девяностых. В 2008 г. произошло слияние этой компании с известным международным логистическим оператором ABX Logistic. На данный момент всех 3PL-операторов можно условно разделить на две группы: в одной из них преобладают "тяжелые" логистические активы в виде складских площадей и больших автопарков, другие же предпочитают наращивать "интеллектуальные мускулы", осуществляя свои операции на арендованных площадях и заключая долгосрочные договора с транспортными компаниями. При этом немалые средства идут на развитие информационных систем и складского оборудования.
Передача всей компании в полное управление 4PL-провайдеру (логистические, финансовые, маркетинговые и прочие процессы) в России пока не получила широкого распространения, так как нет сильных игроков, готовых оказывать весь комплекс услуг.
Литература
1. Баррат Кристофер, Уайтхед Марк. Покупки для бизнеса. Что такое снабжение и управление поставками / [Пер. с англ. М. Павловой]. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2008. — 224 с: ил.
2. Беляев В. М.Основы менеджмента на транспорте : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Беляев, Л.Б. Миротин, А.К. Покровский. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
3. Фёдоров Л.С. Общий курс логистики: учебное пособие / Л.С. Фёдоров, М.В. Кравченко. - М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.
Е.А. Лакомое
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
Ключевые слова: туризм, событие, мероприятие, управление, организация.
Существует несколько различных классификаций видов событийного туризма:
- по масштабу мероприятий: региональный, национальный, международный;
- по функциональной направленности: конгрессный, фестивальный, спортивный, международный выставочный и ярмарочный, развлекательный, познавательный.
Конгрессный туризм. Интернационализация хозяйственной и культурной жизни проявляется в расширении контактов между специалистами разных направлений и проведении многочисленных конгрессов, съездов, совещаний, симпозиумов, конференций. В 30-е годы ХХ в. в мире проводилось ежегодно около 200 международных конференций. В настоящее время число подобных мероприятий перевалило за 8 тысяч в год, а число участников — за 10 млн. (примерно 1,5 % от общемирового туристского потока) [2]
© Лакомов Е.А., 2013