БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 3, с. 97-98
Рецензии
УДК 027.021:061.12(470) ББК 78.347.41(2Рос)
Леонов В. П. Библиотека Академии наук: опыт биографии. - М. : Наука, 2013. - 199 с.
БИБЛИОТЕКА
АКАДЕМИИ НАУК
300-ЛЕТИЕ БИБЛИОТЕКИ АКАДЕМИИ НАУК -ВРЕМЯ НОВЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ОТ БИБЛИОТЕКИ
«Представьте, что Вы хорошо знакомы с историей Библиотеки Академии наук, прочитали много сборников, статей, воспоминаний ее сотрудников и читателей. Казалось бы, что еще накануне 300-летия можно добавить к уже написанному?», - таким вопросом директор Библиотеки Академии наук (БАН) Валерий Павлович Леонов с первых строк интригует читателя, предлагая свою книгу «Библиотека Академии наук: опыт биографии», которая, по словам автора, «отличается от известных публикаций» [1, с. 7]. Оригинальность биографического подхода автора к осмыслению истории академической библиотеки как института науки и культуры, а также значительный объем документальных источников и воспоминаний удерживают внимание читателя до последних страниц.
На книгу В. П. Леонова уже опубликованы рецензии специалистов [2, 3], поднятые автором вопросы активно обсуждаются в научном сообществе библиотековедов, библиографоведов, книговедов. Все те, кто знаком с работами В. П. Леонова, знают, что книги этого автора требуют особого внимания, ассоциативного мышления, а не просто принятия к сведению. Леонов заставляет думать о прошлом, настоящем, будущем библиотек и библиотечной профессии. Его монографии «Библиотечный синдром. Записки директора БАН» (1996 г.), «Судьба библиотеки в России. Роман-исследование» (2000 г.), «Пространство библиотеки. Библиотечная симфония» (2002 г.), «Библиография как профессия» (2005 г.), «Besame mucho: Путешествие в мир книги, библиографии и библиофильства» (2008 г.), по справедливому утверждению Ю. Н. Столярова, стали «заметными звездами на нашем библиотечном небосклоне» [3]. Однако коллеги
Валерия Павловича Леонова могут подтвердить, что он всю сознательную жизнь ценил чтение гораздо выше, чем сочинительство, поскольку в книгах, по его собственному признанию, можно найти ответы почти на все вопросы.
Движимый целью ответить на вопросы, связанные с 300-летней историей БАН, В. П. Леонов преподносит читателю свои предположения и суждения, новые исторические и биографические факты, зарождающие сомнения в истинности некоторых устоявшихся представлений о давних событиях и роли личностей в их развитии. Зародившееся сомнение, как известно, первый шаг к поиску истины, объективному осмыслению не только истории библиотеки, но и более масштабных проблем становления и развития академической науки в России. При этом следует особо отметить корректность, с которой автор предлагает читателю способы поиска истины.
Для специалистов, знакомых с творчеством Валерия Павловича, очевидна свойственная некоторым его работам увлеченность эзотерикой и космизмом в попытке разгадать суть явлений, о которых нет достоверных сведений. Так, в первой главе имеют место аргументы из области астрономии и мифологии. Прежде всего, они призваны установить между легендой и человеком связь, ведущую к более глубокому пониманию событий. Во-вторых, служат удачным приемом, приглашающим к новому прочтению истории Петербурга и первых страниц биографии БАН. Далее читателя ждет максимально достоверная аргументация и сведения из надежных источников, многие из которых впервые введены в научный оборот.
Следование документальной точности в описании наиболее значимых и спорных страниц истории БАН сопровождается глубоким эмоциональным восприятием. «Изучать биографию БАН, - убежден В. П. Леонов, - возможно сделав ее в известном смысле частью
РЕЦЕНЗИИ
самого себя. Я имею право так писать, потому что за годы моей работы я сроднился с Библиотекой» [1, с. 33]. Как следствие такого признания звучат авторские мысли о «библиотечной чувственности», «шуме бескрайнего книжного мира», «умении слушать безмолвие Библиотеки» и т. п.
Прочувствованные рассуждения о предназначении библиотеки чередуются с глубоким историческим анализом. Валерий Павлович Леонов аргументировано высказывает собственную точку зрения на события в Академии и в библиотеке, происходившие на этапе становления науки в России XVIII в. Оценивая деятельность первого библиотекаря И. Д. Шумахера, автор доводит степень проникновения в анализируемую ситуацию до «иллюзии личного общения с первопроходцами Библиотеки» [1, с. 40] и высказывает суждения, отличные от устоявшегося представления о «немецкой партии» в Академии.
Для последующего анализа наиболее значимых событий в биографии Библиотеки В. П. Леонов избирает так называемую методику обнаружения критических точек, предлагая читателю подробно познакомиться с правилами, уставами, протоколами и другими документами, регламентировавшими деятельность БАН с XVIII по ХХ в. Обзор сопровождается некоторыми комментариями автора, словами типа «Библиотека вспоминает...» и завершается очень актуальным для нынешней ситуации выводом: «Библиотеке на каждом этапе все труднее доказывать государству свою уникальность и необходимость» [1, с. 86].
Последние главы книги посвящены «болевым» точкам биографии БАН: гонениям властей и пожарам, тому, как эти катастрофы прошли через судьбы людей, связанных многими нитями с судьбой библиотеки. Для читателей, знающих об этом понаслышке, книга будет интересным последовательным и детальным изложением, подкрепленным достоверными документами. Те, кто знает, как эти события прошли через жизнь автора, увидят между строк много личных переживаний, комментировать которые не вполне этично.
Следует отдать должное автору за смелость в суждениях, взвешенность в оценках и преданность делу, которую не смогли поколебать ни пожар, ни необоснованные подозрения и преследования. Выстоять помогли люди «из третьей эпохи воспоминаний», их
Валерий Павлович Леонов попытался «объединить в единый сюжет, который называется жизнь» [1, с. 116]. Среди многих имен особое внимание уделено Ирине Васильевне Гудовщиковой, она по утверждению автора стала первым его наставником и научным руководителем. Еще в студенческие годы И. В. Гудов-щикова показала, что значат научные исследования, и каковы критерии научной строгости. Именно Ирина Васильевна заложила основы преданности профессии библиографа.
В целом, после прочтения книги существующая в различных документах и наших представлениях виртуальная энциклопедия БАН приобретает все более реальные очертания. В. П. Леонову удалось воссоздать не только оригинальную биографию библиотеки, но и написать адекватные образы конкретных людей в ее истории, развеять не вполне справедливые мифы вокруг незаурядных личностей. Несмотря на то, что образно нарисованная стрелка компаса колеблется на грани критического отклонения, книга заряжает оптимизмом - единственно возможной внутренне не противоречивой человеческой стратегией. Автор уверен, что жизнь библиотеки продолжается, а на смену поколению «детей победителей» придет «молодая гвардия», которая обязательно напишет следующие страницы БАН.
Литература
1. Леонов В. П. Библиотека Академии наук: опыт биографии / Рос. акад. наук ; Б-ка Рос. акад. наук. - М. : Наука, 2013. - 199 с.
2. Марков Б. В. К 300-летию Библиотеки Российской академии наук // Библиотековедение. - 2013. - № 5. -С. 121-124.
3. Столяров Ю. Н. Биография библиотеки: В. П. Леонов об историко-культурной миссии Библиотеки Академии наук // Науч. и техн. б-ки. - 2014. - № 5. - URL: http:/ www.gpntb.ru/ntb/ntb/2014/5Mb_5_10_2014.pdf (дата обращения: 12.05.2014).
С. Н. Лютов, д-р ист. наук, профессор, заведующий лабораторией книговедения ГПНТБ СО РАН
Д. М. Цукерблат, канд. пед. наук, заместитель директора по связям с общественностью ГПНТБ СО РАН