УДК 332.12
М. Ю. МАКОВЕЦКИЙ П. С. ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ
Омский государственный технический университет
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Омский филиал
300 ЛЕТ ОМСКУ: ВЕЛИКОЕ ПРОШЛОЕ, НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСТОЯЩЕГО И ВОЗМОЖНЫЕ ТРАЕКТОРИИ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ
В статье проводится анализ экономики города Омска, освещаются сильные и слабые стороны социально-экономического положения Омска и Омской области. Основной акцент сделан на выявлении наиболее острых проблем в сфере социально-экономической динамики Омского региона и его столицы, а также определении возможных направлений их развития для достижения позитивных показателей, повышения качества жизни населения, роста конкурентоспособности с целью сокращения миграционных потоков омичей в другие города Российской Федерации.
Ключевые слова: Омск, Москва, города России, экономика регионов, кризисы городов, миграция населения, инвестиции, социальный климат города.
«Столица белой России» — таким почетным статусом был наделен город Омск в период правления адмирала Колчака. Недолгая слава главного города великой державы сумела зародить столичные амбиции, которые после, уже в советские годы, позволили Омску заслужить еще два статуса: «Крупнейший промышленный центр Сибири» и «Город-сад». Но годы реформ, трансформация советской экономики в российскую, смена политических устоев кардинально изменили ситуацию, превратив город и вместе с ним весь Омский регион в депрессивную территорию, все более уверенно занимающую крайние, аутсайдерские позиции в большинстве рейтинговых таблиц.
Как мы знаем, 2016 год — особый период в истории города Омска. Это не только празднование 300-летнего юбилея крупнейшего города Западной Сибири, но и период подведения итогов одного из самых продолжительных программных проектов регионального центра — подготовка к празднованию юбилея города.
Когда до столь знакового события оставались считанные месяцы и дни, пришлось констатировать тот факт, что большинство работ по модернизации Омска не просто не были выполнены или недовыполнены, они превратились в системные проблемы юбиляра, породив в народе их анекдотичное восприятие.
К крупным провалам можно отнести не только проекты по созданию чего-то нового, но и некоторые проекты по поддержанию уже созданного. Примером может служить дорожная сеть региона и областного центра. Многократные провалы при реализации масштабных проектов в городе и регионе привели к формированию образа его депрес-сивности и бесперспективности, особенно среди
молодых, экономически активных групп населения [1, с. 26-27].
Помимо этого, каждый из жителей города, кажется, окончательно осознал факт отставания Омска в развитии от своих ближайших соседей, что выразилось в снижении качества жизни, растворении мощного промышленного потенциала и хронической слабости экономики города и региона. Объективный экономический анализ показывает, что после краха военно-промышленного комплекса никакими ключевыми показателями Омский регион похвастать не может [2, с. 302-303]. Поэтому можно сколько угодно долго рассказывать о том, какая низкая у нас стоимость продуктовой корзины или какие низкие у нас цены на хлеб, кардинальных выводов это не меняет. Омск уверенно вполз в состояние глубоко депрессивного и бесперспективного места человеческого обитания и шансов выползти из него с каждым годом все меньше и меньше.
Совокупный успех государства зависит от успехов каждого региона страны. Это правило применимо и к Российской Федерации — самой большой по площади стране мира. На такой большой территории невозможно осуществлять полный контроль одному человеку. Поэтому в каждом из ныне существующих 85 субъектов Российской Федерации назначены ответственные лица: губернаторы, главы или президенты республик, мэры городов. Именно от качества их работы зависит успешное функционирование государства в целом.
Позиция руководителя нашего региона, к сожалению, не может порадовать. Губернатор Омской области В. И. Назаров занимает в рейтинге эффективности губернаторов «более чем скромное» 81-83 место. Связано это с объективно тяжелой
экономической ситуациеи в нашем регионе, повышающимся уровнем безработицы, разрушающейся инфраструктурой и неблагоприятной социальной обстановкой в городе и области [3]. Действительно, что подарил омичам В. Назаров? Вопрос, скорее, риторический, и ответ на него, увы, даже в сатирической обработке никого не способен насмешить.
Одновременно с этим снизился и без того убогий уровень жизни населения, растворился в небытие промышленный потенциал. Все это стало благоприятной почвой для взращивания недоверия и формирования чувства неуважения к родному городу, причем, на наш взгляд, отнюдь не лишенного оснований. Прошло всего несколько лет, и многие омичи (в основном молодежь) на призыв известного в молодежной среде фильма об Омске «Не пытайтесь покинуть Омск», имевшего некоторый налет патриотизма, последовали иной, в точности противоположной, идее и ставшему как никогда модному и актуальному призыву «Попытайтесь покинуть Омск...».
Подобная ситуация в обществе определила актуальность изучения проблемы миграции омичей. Осознание серьезности проблемы, ее отражение на потенциале Омска и Омской области в настоящий момент и перспективном будущем заставило осуществить разработку и введение в действие различных мероприятий, направленных на воспитание любви к малой родине и сокращение оттока населения в высокоразвитые мегаполисы России.
Анализ статистики населения и коэффициента миграционного прироста отражает высокую мобильность омичей: в период с 2012 по 2014 год коэффициент миграции в Омской области меняет свой показатель с —16 на +4, что стоит отметить как положительное явление — в Омск стали приезжать [4, с. 62].
Однако уже в 2015 году Омск покидает более 19 тысяч, тогда как приезжает чуть больше 11,5 тысячи человек [5]. Отрицательная тенденция сохраняется и в первой половине 2016 года: Омск покидают более 17 000 человек, новыми жителями города становятся всего 10 900 человек [6].
Как показывают проведенные по этому поводу исследования, в Омской области существуют факторы деструктивного влияния на использование трудовых ресурсов [7, с. 192—193]:
1. Низкий уровень заработной платы.
2. Неразвитость социальной инфраструктуры целого ряда территорий региона.
3. Трудности в трудоустройстве по целому ряду специфических групп населения.
4. Распространение алкоголизма и наркомании.
5. Снижение уровня соответствия профессиональной подготовки потребностям рынка труда.
В результате действия указанных факторов в городе Омске и Омской области сформировался замкнутый круг по деградации трудовых ресурсов, который заключается в следующем: низкий производственный потенциал трудовых ресурсов вызывает низкий уровень конкурентоспособности экономики. Это, в свою очередь, влечет кризисные явления в экономике региона.
Далее происходит ухудшение социально-экономических условий жизни, что порождает бедность населения и деградацию качеств человеческого капитала, локализованного в регионе. Кроме того, развиваясь или деградируя в результате модифицирующего воздействия внешней среды, трудовой потенциал работника определяет направление
развития всей системы, перенося в дальнейшем это развитие и на себя.
В материалах проведенной работы нами были сопоставлены различные индикаторы Омска, являющиеся базисными элементами для экономического развития современной территории. Подобное сопоставление не просто позволяет отразить разрывы показателей, но и выявить источники и способы повышения данных показателей в городе Омске для улучшения экономической и социальной ситуации в регионе, в том числе учитывая столичный опыт.
Омский регион, как и другие территории страны, объективно включен в систему глобальных экономических отношений. Обозначим основные причины, которые, на наш взгляд, препятствуют прогрессивному развитию города Омска и Омской области [8, с. 100]: провинциальный имидж Омска и всего Омского региона и отсутствие внятных благоприятных перспектив развития; отсутствие больших проектов и откровенный провал «строек века» (омского метрополитена, международного аэропорта Федоровка, Красногорского гидроузла); неразвитая инфраструктура (дороги, жилье и т.п.); крайне низкая заработная плата; неудовлетворительное разнообразие культурного пространства; проблемы с безопасностью; отсутствие внятной идеи, объединяющей людей и ориентирующей их на позитивное мышление и восприятие окружающей действительности.
Актуальность проводимого исследования обусловлена необходимостью возрождения и укрепления экономического, промышленного потенциала города Омска и всего Омского региона. Кризисное состояние экономики города серьезным образом находит свое отражение на социальных настроениях общества. Сегодняшнюю ситуацию нельзя не назвать крайне критичной, что определяет необходимость разработки и анализа путей решения сформировавшихся проблем в целях дальнейшей стабилизации экономики регионального центра и формирования потенциала к ее развитию.
По нашему мнению, ключевыми направлениями работы по развитию города Омска должны стать: бюджетное и инвестиционное развитие, психологический климат общества, городская инфраструктура и бизнес. Бюджетный процесс, эффективность исполнения бюджета по доходам и расходам является одной из самых сложных задач. Хронический дефицит, кредитная загруженность не позволяют нашему городу формировать средства на развитие собственного потенциала и обеспечение экономической привлекательности.
Тенденция сокращения количества основных налогоплательщиков, которая отражается на структуре доходов бюджета суммарным уменьшением поступлений от налоговых доходов, выступающих основой любого бюджета Российской Федерации, отсутствие стабильности в динамике неналоговых доходов, стимулирует рост дефицита бюджета, определяя высокий уровень дотационной зависимости региона [9, с. 369].
Согласно представленным данным (рис. 1), в ближайшей трехлетней перспективе Омск ждет существенное сокращение объемов городского бюджета, что, на наш взгляд, является критичным для города-миллионника. Стоит отметить, что в 2016 году Омск занял последнюю строчку в рейтинге доходов бюджетов городов с численностью жителей более 1 млн человек [10].
Рис. 1. Динамика основных параметров бюджета города Омска в 2012-2018 годах, в млрд руб. [10]
В предыдущие годы наращение объемов поступлений в бюджет за счет кредитования с целью исполнения обязательств перед гражданами в социальных и инфраструктурных вопросах, на наш взгляд, привело к той ситуации, когда 2017-2018 и последующие годы становятся периодом расчета по задолженности города перед кредиторами. Необходимость исполнения своих обязательств влечет за собой существенное сокращение расходов городского бюджета, что автоматически увеличивает период кризисности и депрессивности омской экономики.
Для решения бюджетной проблемы города Омска необходимо увеличение налоговой базы областного центра, сокращение объемов кредиторской задолженности, выравнивание показателя дефицита бюджета. На наш взгляд, также целесообразна эмиссия муниципальных ценных бумаг, поскольку данная практика, принятая к проведению в 2014 и 2015 году, позволила сократить объемы кредиторской задолженности и снизить давление на бюджет со стороны кредиторов [10].
Расширение налоговой базы Омска как ключевое направление в решении проблемы хронической бедности города и его жителей требует формирования устойчивых инвестиционных процессов. Поэтому задача привлечения инвестиций является важнейшим направлением деятельности для руководителей организационных систем любых уровней. Формирование благоприятного инвестиционного климата позволяет в итоге значительно улучшить социально-экономические показатели, но для этого требуется приток инвестиционных ресурсов, их рациональное использование, а также эффективное применение полученной прибыли [11, с. 94].
Период с 2010 по 2012 год можно охарактеризовать как «золотой» период инвестиционной активности в экономике региона, что позволяет нам делать выводы о росте инвестиций и в областном центре.
Сопоставление объемов инвестиций 2012 года к показателям 2005 года свидетельствует о более чем трехкратном росте инвестиционных вложений в основной капитал (с 38 611 млн руб. в 2005 г. до 108 706 млн руб. в 2012 г.), но уже начиная с 2013 года суммарный объем инвестиций в экономику области характеризуется отрицательными тенденциями [4, с. 1176].
Преобладающая часть инвестиций в основной капитал Омска приходится на крупные и средние организации (68 % общего инвестиционного потока
в 2014 году), средний и малый бизнес (8,3 % общего инвестиционного потока в 2014 году) [4, с. 1178].
В качестве ключевых проблем функционирования инвестиционной сферы Омска стоит отметить [12, с. 202]:
1. Недостаточное функционирование механизмов, способствующих формированию инвестиционной привлекательности региона: необходимость создания бренда города Омска как инвестиционной площадки; обеспечение инвесторов актуальной инвестиционной информацией; согласование Стратегии развития города Омска до 2025 года с Генеральным планом города как способ определения незаполненных ниш для инвестирования.
2. Низкая активность хозяйствующих субъектов: активизация участия организаций в инвестиционных программах различного уровня по наиболее приоритетным для города направлениям.
3. Высокая стоимость формирования производственных комплексов, в том числе энерго- и мате-риалоемких, требующих привлечения сильного кадрового потенциала: решение проблемы допустимо благодаря развитию научно-исследовательской работы омских высших и средних учебных заведений, в том числе повышению кадрового потенциала региона.
4. Дефицит инвестиционных площадок: требуется не просто увеличение количества инвестиционных платформ по наиболее приоритетным для Омска направлениям, но и результативности их работы.
5. Низкий уровень развитости инфраструктуры города: повышение количества дублирующих дорог для крупных городских автомагистралей, в том числе расширение существующих магистральных сетей, способствующих организации не только качественной внутригородской логистике, но и региональной, федеральной, а также международной.
С особой уверенностью можно предположить, что в мышлении как минимум каждого второго омича Омск не имеет хорошего будущего. Совокупность современных проблем нашего города известна даже младенцу: разбитые дороги, неспособность общественного транспорта к минимальному осуществлению качественных пассажироперево-зок, нищенский уровень заработной платы и существенное отставание Омска от многих других городов Сибирского федерального округа по качеству жизни становятся ключевыми показателями для зарождения тяжелого психологического климата в городском обществе.
Отсутствие любви к городу и уверенности в его развитии (даже способности к развитию) — один из самых крупных балластов для функционирования и совершенствования мегаполиса. Посмотрите на Москву, ее любят!.. Омск, может, и любят из былого уважения, но и ругают от души. Воспитание любви к городу — это огромная по своим объемам работа с населением. Формирование бренда города как места для комфортной жизни является стратегической задачей любого города Российской Федерации. На наш взгляд, особое значение это имеет для городов-миллионников: влюбленные горожане — это хорошие трудовые ресурсы, люди, готовые работать во благо города, это воспитанное общество, уважающее историю, традиции и сам город с его парками, улицами и площадями [13, с. 82].
Но решение вопроса городского бренда не может быть безосновательным. Для осуществления этого процесса недостаточно устроить конкурс народных героев [14], разместить на городских улицах рекламные баннеры с изображениями детей, радующихся жизни в городе с непомерным количеством социальных и экономических проблем.
На наш взгляд, сегодня для города важно решить проблемы с транспортом, причем попытка ее решения через покупку списанных московских трамваев вряд ли вызовет у омича должное уважение [15], починить дороги или поддержать, пусть не делом, а хотя бы словом «дорожную фею» [16]. Готовность омского мэра В. В. Двораковского поставить свечку, чтобы прекратился снег, поскольку его нечем убирать, тоже повод для мягкой иронии, ведь кардинально это вряд ли решит наши проблемы. Иными словами, сегодня необходимо решить те проблемы, которые актуальны для каждого жителя Омска.
При оценке существующих проблем надо быть реалистами и понимать, что далеко не все проблемы связаны с личностями руководителей города и региона. Только ленивый не вспомнил про налоги Омского нефтеперерабатывающего завода — былой гордости нашего города, которые каким-то чудесным образом, с чьей-то легкой руки перетекли в другой не менее уважаемый и значимый город Санкт-Петербург. На этой волне «политические гиганты» федерального и регионального пошиба оперативно продемонстрировали, выражаясь в терминах В. В. Путина, «заметный и позитивный оживляж».
К примеру, В. Ф. Шрейдер уверенно и со знанием дела поведал о том, как вернуть налоги крупных предприятий, базирующихся в Омске, в муниципальный и областной бюджеты: «Те налоги, которые нарабатывает предприятие, независимо от того, где зарегистрировано головное предприятие. налоги, наработанные этим подразделением, должны оставаться на территории. Это логично и правильно, об этом говорил и президент В. В. Путин, и я думаю, что следующий состав депутатский в окончательном варианте этот закон примет и наконец-то эта проблема решится». В случае, если законопроект по возврату налогов удастся пролоббировать, Омская область сможет получать ежегодно по 30 млрд рублей [17]. Аналогичную инициативу на волне предвыборной агитации озвучил и другой политический деятель и предприниматель В. М. Кокорин.
Кто же с этим будет спорить?! Ответ, пожалуй, очевиден: никто. Интерес в данном случае вызывают лишь два обстоятельства: во-первых, почему эта гениальная идея посетила их накануне очередных выборов и, во-вторых, почему эту очевидную для
многих «простых граждан» идею, об интересах которых день и ночь пекутся «народные слуги», нельзя было озвучить и активно продвигать в жизнь ранее?
Любой современный город вынужден вступать в конкуренцию с другими городами, причем сегодня конкуренцию можно назвать действительно жесткой. Конкуренция всех и за все: инвестиции, информация, талантливые и высокообразованные люди, профессионалы. Для большинства городов участие в этой конкурентной борьбе — вопрос выживания, что обусловливается высокой мобильностью всех современных ресурсов. Современный Омск, к великому сожалению, нельзя назвать лидером в конкурентной борьбе. Начавшаяся в 1990 е гг. тенденция затухания города как одного из крупных и значимых участников экономических отношений в Сибирском федеральном округе и на территории России в целом имеет тенденцию к усилению.
Однако темп жизни современного человека, желающего собственной самореализации и реализации своих амбиций в отношении карьеры, семьи, стиля жизни, не позволяет ждать. Человеку с первого дня его реализации в рамках общества необходимо наличие качественной инфраструктуры, хорошего образования, сферы карьерного роста и обеспечения благополучия своей семьи. Низкий уровень развитости города по ключевым направлениям, определяющим благосостояние жизни человека, заставляет многих отважиться на переезд. Современный Омск стоит отнести к городам, пригодным к проживанию людей более старшего (пенсионного) возраста, нежели молодежи. Сохранение подобной ситуации, неспособность городских властей к решению острых вопросов подвергает будущее города существенной угрозе.
Преодоление существующих трудностей выступит качественной основой для реализации схемы позиционирования нашего города как места для комфортного проживания и собственной самореализации. Все это позволит омичу понять ценность той территории, на которой он живет, и при этом даст осознать необходимость в этом конкретном человеке здесь и сейчас. По нашему мнению, это действенный способ для того, чтобы сократить объемы продаж билетов в один конец и сделать Омск действительно конкурентоспособным и привлекательным для жизни городом, что в своем масштабе и перспективе времени окажет влияние и на экономику России.
В этом контексте формирование благоприятного инвестиционного климата региона может стать хорошей основой для наиболее качественного функционирования бизнеса и развития его новых направлений, что позволит не только увеличить количество налоговых поступлений в бюджет города Омска, но и усилит сформированные инвестиционные базисы, улучшит ситуацию на рынке труда.
По нашему мнению, одним из способов, позволяющих обеспечить реализацию мер, направленных на улучшение ситуации в социальной и экономической сфере, может стать событийное региональное развитие. Это — новый и весьма действенный способ регионального развития для нашего государства, благодаря которому сегодня Сочи стал многофункциональным курортом мирового уровня, а, к примеру, Казань — городом прогрессивного многофакторного развития (наука, спорт, культура и др.).
Помимо этого, в качестве дополнительного вектора развития стоит рассматривать культурную
сферу. «Омск — третья столица России» — новый статус, полученный городом в период юбилейных празднеств. Учитывая тот факт, что эти слова были сказаны министром культуры РФ, справедливо предполагать, что Омск — культурная столица России. По нашему мнению, это также один из векторов развития города, поскольку уже сегодня город принимает международные фестивали искусства, а в 2021 году может стать одной из центральных площадок празднования юбилея Федора Михайловича Достоевского.
Использование городским менеджментом описанных выше событий в целях регионального экономического развития позволит с абсолютной уверенностью произнести строки из повести Ф. М. Достоевского «Записки из Мертвого дома»: «Свобода, новая жизнь, воскресение из мертвых...» с ощущением больших перспектив и возможностей к последующему развитию города Омска и Омской области.
Библиографический список
1. Иванов, В. Н. Три простые истины для укрепления региональной власти (на примере Омской области) / В. Н. Иванов // Проблемы и перспективы развития менеджмента в России : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 17 мая 2016 г. / Минобрнауки России, ОмГТУ ; редкол. : Д. И. Чернявский (отв. ред.) [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. -С. 26-30.
2. Маковецкий, М. Ю. Почему Омск не Москва, а пельмени не красная рыбка / М. Ю. Маковецкий, П. Н. Грекова // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : материалы науч.-практ. конф. студентов и аспирантов : в 3 ч. / под ред. В. А. Ковалева, Б. Г. Хаирова. - Омск : Финансовый ун-т при Правительстве РФ, Омский филиал, 2016. - Ч. 2. - С. 301-304.
3. Рейтинг эффективности губернаторов. Четырнадцатый выпуск. - Режим доступа : http://civilfund.ru/mat/101 (дата обращения: 01.10.2016).
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
5. Из Омска уезжают и не возвращаются. Новостной портал города Омска «Новый Омск». - Режим доступа : http://newsomsk.ru/news/33754-iz_omska_uezjayut_i_ne vozvrachshayutsya/ (дата обращения 10.03.2016).
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. - Режим доступа : http://omsk.gks.ru (дата обращения 20.09.2016).
7. Рудаков, Д. В. Особенности формирования и эффективного использования трудовых ресурсов региона / Д. В. Рудаков // Социально-культурное и политико-экономическое развитие территорий РФ : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Э. В. Алехина. - Пенза, 2015. -С. 188-194.
8. Ахметова, Г. З. Место и роль интеллектуально-креативных ресурсов в инновационной стратегии развития экономики Омского региона / Г. З. Ахметова, М. Ю. Маковецкий,
Д. В. Рудаков, Д. И. Чернявский // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2016. - № 1. -С. 96-102.
9. Симонова, Н. Ю. Проблемы организации межбюджетных отношений в Омской области / Н. Ю. Симонова // Вестник Омского университета. - 2012. - № 3 (65). - С. 368-374.
10. Бюджет для граждан. Официальный портал администрации города Омска. - Режим доступа : http://www. admomsk.ru/web/guest/progress/budget/open/ (дата обращения: 10.03.2016).
11. Чернявский, Д. И. Инвестиционная деятельность в РФ в современный период в условиях санкций // Проблемы и перспективы развития менеджмента в России : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 17 мая 2016 г. / Минобрнауки России, ОмГТУ ; редкол. : Д. И. Чернявский (отв. ред.) [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. -С. 94-99.
12. Дроболюк, Т. Б. Деловая среда на территории города Омска: инвестиции / Т. Б. Дроболюк // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы междунар. науч.-практ. конф., Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омск 12 апреля 2015 г.. -С. 203-208.
13. Симонова, Н. Ю. Оценка социально-экономического развития регионов (на примере г. Москвы) / Н. Ю. Симонова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2015. - № 4. - С. 78-82.
14. Официальный сайт Омской региональной премии «Народный герой». - Режим доступа : http://народныйгерой.рф/ (дата обращения 10.03.2016).
15. Мэрия Омска попросит у мэра Москвы несколько списанных трамваев. Информационный портал города Омска «Om1.ru». - Режим доступа : http://www.om1.ru/news/ society/80136/ (дата обращения 10.03.2016).
16. Омские дороги снова обсмеяли на федеральном ТВ. Информационный портал города Омска «Om1.ru». - Режим доступа : http://www.om1.ru/auto/news/76610/ (Дата обращения 10.03.2016).
17. Шрейдер рассказал о возврате 30 млрд налогов в Омск. Информационный портал «Супер Омск». - Режим доступа : http://superomsk.ru/news/37460-shreyder_ rasskazal_o_vozvrate_30_mlrd_nalogov_v_om// (дата обращения 12.10.2016).
МАКОВЕЦКИЙ Михаил Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры менеджмента Омского государственного технического университета.
Адрес для переписки: [email protected] ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ Павел Сергеевич, студент гр. ЭФК-403 факультета экономики Омского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.10.2016 г. © М. Ю. Маковецкий, П. С. Череповецкий