Научная статья на тему '3. 9. Правовые традиции наследственного права Азербайджана'

3. 9. Правовые традиции наследственного права Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4148
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-РАЦИИ / ЦИВИЛИСТИЧЕСКАЯ И ДОКТРИНАЛЬНАЯ БАЗА / МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ / NORMS OF INHERITANCE LAW IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN AND RUSSIAN STANDARDS OF JURISPRUDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аббасов Салим Гулам Оглы

Настоящая статья посвящена акту-альным вопросам гражданского права, а именно во-просу проявления традиций религиозной (мусульман-ской) и романо-германской правовых семей в законо-дательстве Азербайджанской республики, соотношению норм наследственного права Азербай-джанской Республики и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDS OF JURISPRUDENCE OVER LAW OF INHERITANCE IN AZERBAIJAN

This article deals with actual issues of civil law, namely on matter of appearance of standards of reli-gious (Muslim) and Roman-German legal system in the legislations of the Republic of Azerbaijan, comparison of the norms of inheritance law in the Republic of Azerbaijan and Russian Federation.

Текст научной работы на тему «3. 9. Правовые традиции наследственного права Азербайджана»

3.9. ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА АЗЕРБАЙДЖАНА

Аббасов Салим Гулам оглы, соискатель. Место учебы: кафедра гражданского и трудового права, юридический факультет, Российский университет дружбы народов. E-mail: [email protected]

Аннотация: Настоящая статья посвящена актуальным вопросам гражданского права, а именно вопросу проявления традиций религиозной (мусульманской) и романо-германской правовых семей в законодательстве Азербайджанской республики, соотношению норм наследственного права Азербайджанской Республики и Российской Федерации.

Ключевые слова: нормы наследственного права Азербайджанской Республики и Российской Федерации; цивилистическая и доктринальная база; мусульманские правовые традиции.

STANDARDS OF JURISPRUDENCE OVER LAW OF INHERITANCE IN AZERBAIJAN

Abbassov Salim Goulam ogly, postgraduate student. Place of study: Civil and Labor Law chair, Law department, Peoples’ Friendship University of Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: This article deals with actual issues of civil law, namely on matter of appearance of standards of religious (Muslim) and Roman-German legal system in the legislations of the Republic of Azerbaijan, comparison of the norms of inheritance law in the Republic of Azerbaijan and Russian Federation.

Keywords: norms of inheritance law in the Republic of Azerbaijan and Russian standards of jurisprudence.

Азербайджан одно из немногих государств, в правовой системе которого прослеживается институт наследования как цивилистическая концепция, где сохраняются традиции мусульманского права. В этой связи смешение классических правовых институтов романогерманской правовой семьи и религиозно-правовых представлений мусульманской правовой традиции, соединяются воедино .

Стоит отметить, что в настоящее время, действующее гражданское законодательство Азербайджана в области наследственного права построено в рамках континентальной правовой семьи по модели пандект-ной группы, где значительное влияние его как на отдельные правовые институты, так и сущность правовых конструкций оказало традиционное мусульманское право , долгое время доминирующее на территории государства. Современному состоянию правовой системы Азербайджана в большей мере способствовало включение государства в систему экономических и правовых отношений с государствами Европы, наследие правовой традиции Союза Советских Социалистических Республик. Однако отдельные категории, институты и сущностные подходы религиозного права мусульманских государств не могли не оказать существенного влияние на формирование правовой концепции.

В настоящее время в азиатских государствах стран СНГ значительное внимание уделено соотношению цивилистических и мусульманских традиций в области прав . Кроме того, ряд исследователей небезосновательно приходит к выводу о заимствовании отдельных правовых традиций постсоветскими государствами

бывшего СССР и их отдельными территориями традиций и правовых подходов развитого мусульманского

права при общем преобладании континентального

-.-1

права романо-германской правовой семьи .

Отдельного внимания заслуживает семейное и наследственное право. Это связано с тем, что мусульманское право серьезную роль отводит регулированию именно этой группы отношений, и как отмечает ряд исследователей, мусульманская концепция наследственного права развита в значительной степени детальнее европейского наследственного права, при этом ряд черт этих правовых семей перекликаются, а ряд подходов весьма схож, но при этом не заимствован ни одной из них.

Так: «в мусульманском праве наследования некоторые принципы мирового гражданского права: такие, как учение о частной собственности, ее охране и стремлению не допустить при наследовании дробления имущества в той степени, которое могло бы повредить установившемуся сословному делению общества, а также сохранить имущество в рамках рода, определяемого по мужской линии»2.

Высокому развитию религиозного мусульманского наследственного права способствовала многовековая история существования развитых мусульманских государств, особая правовая категория собственности, выработанная в этих государствах, особый порядок регулирования имущественных отношений, существенно отличный от континентальной европейской традиции, и особое отношение к браку и семье, а, следовательно, и наследованию.

Мусульманское право наследования по пути своего развитая прошло три этапа. На первом этапе наследниками Мухаммед объявил сподвижников - наследующими друг за другом; во - втором этапе наследниками объявлены не только мужские родственники, а также женщины имели право быть наследниками своих близких родственников; третий этап права, наследования развивался мусульманскими факхиками (видными учеными-юристами, формировавшими правовые концепции, на которые опиралась правовая действительность государств позднего мусульманского пра-

1 См. например:

Самигуллин В.К. Об инкорпорации мусульманского права в правовую систему постсоветскую и России/ Ислам и право в России, выпуск 2 - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2004. - 216 с. (стр. 84 - 93)

Соловьева Л.Т. Формы бытования народного ислама// Ислам и право в России: Правовой статус ислама на Северном Кавказе, Вып. 3/ Составитель И.Л. Бабич - М.: РУДН, 2004 - 189 с. (стр. 118-160).

Усманова Д.М. Российские мусульмане в правовом пространстве империи: соотношение общеимперского и мусульманского права в государственной доктрине на рубеже Х1Х-ХХ вв.// Ислам и право в России, Вып I/ Составители и редакторы: И.Л. Бабич, Л.Т. Соловьева. - М.: РУДН, 2004 - 210 с. (стр. 34-48).

Аутаев С.Х. Частичное применение мусульманского права на территории Российской Федерации/ Ислам и право в России: Материалы научно-практического семинара: «Мусульманское право в мире и России (северный Кавказ, Поволжье)/ Составители и редакторы: И.Л. Бабич, Л.Т. Соловьева. - М.: РУДН, 2004, Вып. 2. - 216 с. (стр. 79-81).

Ван ден Берг, Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Канифа и Шафин: (перевод с голландского)/ Л.В.С. Ван ден Берг;Предиен Л.Р. Сюкияйнена. - М.: Наталис, 2005. - 240 с.

2 Ахмеджанов У.М. Институт вакфной собственности в мусуль-

манском праве. -Научные работы и сообщения отделения обще-

ственных наук АН УзбССР. Кн. 7. Таш.,1953.

1G2

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО АЗЕРБАЙДЖАНА

Аббасов С. Г.

ва)3, согласно учению которых к наследникам относились и другие родственники, рабы покойного и религиозные учреждения бейтел-мад4.

«Азербайджанские факихы, учитывая сложившуюся обстановку и местные условия, особое внимание обратили таким правовым институтам и нормам мусульманского наследственного права как правовые положения хунса (евнухов, гермафродитов), без вести пропавших и подавших в плен, наследников по нескольким линиям; разработали приемы раздела имущества по разным степеням, в том числе по ред-

ду»5.

Имея цель усиливать роль исламской религии в жизни мусульман и не допустить переходов материальных ценностей в руки немусульман, мусульманское право ограничивало дееспособность мусульман, и определило, что владелец при смерти мог завещать только 1/3 своего имущества, а остальные 2/3 должно быть разделено согласно догмы Корана, между наследниками по фараизу и такое положение считалось как установление справедливости6.

Очевидно, многие изположений, предусмотренные классическим религиозным мусульманским правом не могут быть применимы в современных условиях правового государства, построенного по модели романогерманской правовой семьи, однако влияние отдельных категорий, механизмов, подходов достаточно велико.

Так, в настоящее время сложно оценивать с принятых правовых позиций приведенные выше положения о приоритете наследовании имущества мусульманами, наследовании рабов и рабами, однако отдельным категориям и подходам стоит уделить особое внимание.

К таким категориям относится, в частности, обязательная доля в наследстве, порядок ее приобретения и права на обязательную долю. Как мы уже отметили ранее, вопросы, посвященные правовому регулированию обязательной доли в наследуемом имуществе, традиционно занимают важное место в мусульманском наследственном праве. Связано это с особым положением отдельных категорий наследников, их правовой незащищенности в случае смерти единственного кормильца, а так же с особым отношением мусульманского права к наследованию немусульман за мусульманами.

Такая наследственность правовых традиций сохранилась и в азербайджанском наследственном праве. Продемонстрируем это на примере правового института обязательной доли в наследстве. Так если в Гражданском кодексе Российской Федерации вопросам, посвященным правовому регулированию права на наследование обязательной доли отведена статья 1149,

3 Прудникова Ю.О. Наследование по завещанию по праву Российской Федерации и по мусульманскому праву: сравнительный анализ.// http://takafol.ru/arts.php?art=37

4 Айбатов М.М. Мирза Казем-Бек о наследственных отношениях в мусульманском праве./ Аграрное и земельное право. 2008. № 8. С. 138-145.

5 Джалилов Э.М. (Эльман Мехти оглы) Азербайджанское право XIII - XIV веков: Решение вопросов семейных и наследственных прав: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01. - Теория и история государства и права ; История политических и правовых учений. Академия наук СССР. Институт государства и права. -М.,1991.

6 Джалилов Э.М. Указ. соч.

Гражданский кодекс Азербайджанской республики отводит этому вопросу главу 667.

По основным моментам правового регулирования указанные юрисдикции схожи: по субъектному составу, по размеру обязательной доли и др. Однако такое внешнее сходство связано с существенными правовыми различиями.

В Российской Федерации право на обязательную долю в наследстве имеют согласно части 1 статьи 1149 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, тогда как законодательство Азербайджана относит к этой категории наследников гораздо более широкий круг: «Дети,

родители и супруг наследодателя имеют обязательную долю в наследстве, независимо от содержания завещания»8, что говорит о большей правовой защищенности указанной категории в Азербайджане.

Перечень лиц, имеющих право на обязательную долю, является исчерпывающим, т.е. право на обязательную долю не имеют не только лица, которые вообще не могут быть наследниками по закону, но и наследники по закону второй - седьмой очередей, за исключением случаев, когда эти лица находились на иждивении умершего (п. 1 ст. 1148 ГК)9. Право на обязательную долю не переходит к потомкам умершего наследника по праву представления.

Законодательство Азербайджанской республики не связывает право на получение обязательной доли с какими либо иными условиями, за исключением родственных отношений и брака, тогда как российской законодательство определяет дополнительные условия для данной категории наследников, такие как возраст (несовершеннолетние дети), трудоспособность наследников.

В отношении размера обязательной доли в наследстве положения гражданских кодексов обоих государств существенно схожи.

Так, «... наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля)»10, «Эта доля должна составлять половину доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная до-

ля)»11.

При определении по законодательству Азербайджана обязательной доли для каждого наследника должны быть учтены все наследники по закону, подлежащие к призыву на принятие наследства, если бы отсутствовало завещание. Наследники по завещанию не принимаются во внимание. Кроме того, лицо, имеющее право получения обязательной доли, обязано включить в обязательную долю все полученное от наследодателя при его жизни имущество с условием включения в обязательную долю12.

Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наслед-

7 Глава 66 «Обязательная доля в наследстве» Гражданский кодекс Азербайджанской республики.

8 Ч.1 ст. 1193 Гражданского кодекса Азербайджанской республики.

9 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части третья, четвертая ГК Р// под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. - "Издательство Юрайт", 2009 г.

10 Ч. 1 ст. 1149 ГК РФ.

11 Ч.1 ст. 1193 ГК АР.

12 Ст. 1197 ГК АР.

ственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещан-ной части имущества для осуществления права на обязательную долю - из той части имущества, которая завещана13.

Аналогичную норму о применении к категории обязательной доли завещанного имущества содержит и ГК АР: Если в завещании предусмотрено не все наследственное имущество, обязательная доля выделяется, в первую очередь, с имущества, не предусмотренного в завещании, а при недостаточности указанного восполняется за счет имущества, предусмотренного в завещании14.

Кроме того азербайджанское наследственное право законодательство предусматривает ряд правоположе-ний , которые могут значительно увеличить размер имущества передаваемого в рамках обязательной доли. Так, лицо, имеющее право получения обязательной доли, обязано включить в обязательную долю все полученное от наследодателя при его жизни имущество с условием включения в обязательную долю15.

Еще одной отличительной особенностью азербайджанского законодательства, в большей мере защищающей права наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве, а так же важной гарантией соблюдения и защиты их прав служит тот факт, что законодательство Азербайджана не допускает ограничения наследников, имеющих право на обязательную долю, в случае, если осуществление права на обязательную долю в наследстве повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и тому подобное) или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и тому подобное). Российским законодательством такая возможность предусмотрена. Суд может с учетом имущественного положения наследников, имеющих право на обязательную долю, уменьшить размер обязательной доли или отказать в ее присуждении16.

Единственным основанием исключения наследников из категории имеющий право на обязательную долю в наследственном праве Азербайджанской республики является совершение ими действий, свидетельствующих о том, что они были недостойными наследниками. Это положение поддержано институтом лишения права получения обязательной доли.

Так, лишение права получения обязательной доли возможно при наличии обстоятельств, являющихся причиной лишения права наследования17. Лишение права получения обязательной доли может осуществляться и при жизни наследодателя путем обращения в суд. Решение суда о лишении права получения обязательной доли вступает в силу с момента открытия наследства. В случае, когда наследодатель обращается в суд при жизни, а решение принято после его смерти, возникает тот же самый результат.

Весьма интересное положение азербайджанское законодательство унаследовало из мусульманского пра-

13 Ч. 2 ст . 1149 ГК РФ.

14 Ст. 1199 ГК АР.

15 Ст. 1197 ГК АР.

16 Ч. 4 ст. 1149 ГК РФ.

17 Ст. 1203 ГК АР.

ва и органично включило в гражданский кодекс Азербайджанской республики . Это является положение об исключении из наследственной массы отдельного имущества.

Так, в мусульманской юриспруденции разработаны правила дележа наследства, если оно представлено единичными неделимыми вещами. Например, если после покойного остались перстень, Коран, сабля, какая-то одежда, и все в одном экземпляре, в единичном числе, то их получает старший сын умершего.

Если же указанных предметов осталось по несколько, тогда старший сын должен поделиться ими с другими наследниками. Если у покойного остались два сына одинакового возраста от разных жен или близнецы, то эти предметы они должны поделить между со-бой18. Но если у покойного остались долги, наследники должны погасить их за счет имущества покойного, к которому должны быть отнесены и вещи, о которых только что говорилось.

В действующее законодательство Азербайджанской республики это положение вошло статьей 1155 Гражданского кодекса как «Имущество, не относящееся к наследству». Не входят в наследство и не распределяются между наследниками семейные альбомы (или записи), семейные хроники, предметы воспоминаний и иные культовые предметы и могилы. Эти предметы передаются в собственность наследника по сложившимся традициям. Указанные предметы могут быть приняты также и наследником, отказавшимся от наследства.

Таким образом, положения, приведенные выше, на наш взгляд, существенным образом свидетельствуют о значительном влиянии мусульманских правовых традиций на формирование действующего наследственного законодательства Азербайджанской республики в его сравнении с родственным законодательством Российской Федерации.

Реиензия:

Научная статья Аббасова С.Г. посвящена актуальным вопросам гражданского права, а именно формированию правовых традиций в области наследственного права Азербайджана, а также соотношению норм наследственного права Азербайджанской Республики и Российской Федерации.

Выводы автора относительно влияния на современную правовую действительность Азербайджана в области наследственного права не только романо-германской, но и мусульманской правовых семей, заслуживают внимания и вызывают определенный интерес.

Вместе с тем, соискатель убедительно аргументирует различия в правовых системах Азербайджанской Республики и Российской Федерации, указывая на то, что в азербайджанской Республике кроме цивилистической правовой и доктринальной базы сохранены черты мусульманских традиций.

Особое внимание в научной статье отводится вопросу наследования по закону, соотношению норм наследования по закону согласно действующему Гражданскому кодексу Азербайджанской Республики, нормам мусульманского права и Гражданскому кодексу Российской Федерации. Автором подчеркивается существенное влияние норм мусульманского права на гражданские правоотношения в области наследственного права Азербайджанской Республики.

В целом, статья выполнена на хорошем уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода, может быть рекомендована для опубликования.

К.ю.н., профессор кафедры гражданского и трудового права РУДН В.М. Телицин.

18 Интернет сайт, посвященный исламской культуре и исламским правовым традициям: http://www.islamculture.ru/rules/33.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.