3.16. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Краснопольский Станислав Олегович: соискатель. Место учебы: кафедра Коммерческого права, Санкт-Петербургский государственный университет. e-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена вопросам понятия, роли гарантирующего поставщика электрической энергии с учетом нового законодательства об электроэнергетике. В статье рассматриваются проблемы квалификации обязанности заключить договор.
Ключевые слова: поставщик, договор, электроэнергия, оферта.
CONCEPT AND FEATURES OF LEGAL REGULATION OF
ACTIVITY OF GUARANTEEING SUPPLIERS OF ELECTRIC ENERGY IN THE LEGISLATION ON ELECTRIC POWER INDUSTRY
Krasonopolsky Stanislav Olegovich, competitor. Place of study: commercial law chair, St.Petersburg state university. E-mail: [email protected]
Annotation: Article is devoted questions of concept, a role of the guaranteeing supplier of electric energy taking into account the new legislation on electric power industry. In article problems of qualification of a duty are considered to conclude the delivery contract.
Keywords: supplier, contract, electric power, offer.
В соответствии со статьей 3 Закона «Об электроэнергетике»1 гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
По мнению А.Н.Варламовой «фигура гарантирующего поставщика появилась в связи с необходимостью решить задачу, которая может возникнуть при переходе к рыночным отношениям, - требуется не допустить ситуации, при которой отдельные потребители останутся без электроэнергии»2. Однако роль гарантирующего поставщика состоит не только в том, чтобы обеспечить безболезненный для потребителей переход к рыночным отношениям. В будущей целевой модели розничного рынка электрической энергии гарантирующие поставщики также сохраняются, как его обязательные субъекты. Цель деятельности гарантирующих поставщиков - сохранение цен на электрическую энергию на розничном рынке в размере значительно не превы-
1 Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»// "СЗ РФ". 2003. №13. ст.1177.
2 Варламова А.Н. Реформирование электроэнергетики как естественной монополии // Законодательство. №3. 2004 . С.39
шающем закупочных цен за счет механизма регулирования сбытовой надбавки.
В соответствии с п. 2 статьи 38 Закона «Об электроэнергетике» основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.
В связи с данной декларацией законодателя, распространенным заблуждением является оценка роли гарантирующего поставщика как гаранта поставок электрической энергии надлежащего качества и количества (избежания аварий и перерывов в подаче электрической энергии). «Целью создания на розничных рынках таких сбытовых организаций, как гарантирующие поставщики, - пишет С.В.Матиящук, - является обеспечение надежного и бесперебойного снабжения электроэнергией населения, объектов жизнеобеспечения и стратегических объектов в необходимом им объеме»3. Не соглашаясь с такой позицией, В.В.Кудрявый указывает: «Не располагая ни основными фондами в виде сетей и электростанций, ни эксплуатационными и ремонтными ресурсами, они (гарантирующие поставщики
- прим. С.К.) на самом деле ничего не смогут гарантировать, в том числе в аварийных ситуациях4». Действительно, вероятнее всего, смысл тех гарантий, которые предоставляются гарантирующими поставщиками, заключается в ином.
«Содержанием «гарантии», предоставляемой гарантирующим поставщиком потребителю, является обязательство о непременном заключении с потребителем договора и обеспечении его электрической энергией при условии ее надлежащей (полной и своевременной) оплаты»5.
Таким образом, в соответствии со статьей 37 Закона «Об электроэнергетике» установлено, что в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратившееся к нему лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.
Однако формулировка данной нормы вызывает многочисленные споры об обязательности для гарантирующего поставщика заключения договора не только с потребителем электрической энергии, но с любым обратившимся к нему лицом, в частности с другой энергосбытовой компанией.
«Публичный характер, - пишет С.А.Свирков, - имеют договоры, заключаемые ГП с потребителями - как физическими, так и юридическими лицами, в том числе
3 Матиящук С.В.Участники договорных отношений, связанных со снабжением электрической энергией/ Матиящук С.В. // Юрист. - 2007. - №7. С.28.
4 В.В.Кудрявый. Об альтернативе проектируемому варианту реформирования отечественной электроэнергетике. Российский экономический журнал. №10. 2002 г. С.35
5 Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике»/Под общ. ред. В.Ю.Синюгина. - М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», - 2003. С.50
2'2010
Пробелы в российском законодательстве
другими энергосбытовыми организациями»6. Аналогичная позиция высказана в Постановлении Призидиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.11.08 №2215.
Представляется, что данная позиция ошибочна и не обусловлена необходимостью защиты интересов потребителей, а также иными экономическими целями.
Законодательство предусматривает возможность покупки энергосбытовой организацией электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика. В соответствии с п. 83 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии при переходе на обслуживание к энергосбытовой организации лица, приобретающего электрическую энергию у гарантирующего поставщика, такая энергосбытовая организация урегулирует отношения по купле-продаже электрической энергии с соответствующим гарантирующим поставщиком с условием поставки с даты вступления в силу договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) энергосбытовой организации с таким лицом до даты начала покупки ею электрической энергии в соответствующих точках (группах точек) поставки на оптовом рынке или по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии на розничном рынке с иной энергосбытовой организацией или производителем (поставщиком) электрической энергии.
Таким образом, возможность покупки электрической энергии энергосбытовой организацией не на оптовом, а на розничном рынке у гарантирующего поставщика предусмотрена только в виде срочного договора на период до выхода ее на оптовый рынок (перерегистрации на себя точек поставки потребителя на оптовом рынке) или заключения договора с иной энергосбытовой организацией или производителем электрической энергии, в то время как с последними двумя участниками розничного рынка электроэнергии энергосбытовая организация может состоять в долгосрочных отношениях по купле-продаже электрической энергии.
Установление только временной возможности покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика обусловлено экономической нецелесообразностью данных отношений. Тариф, по которому продает электрическую энергию гарантирующий поставщик, одинаков для всех потребителей соответствующей тарифной группы, и если покупателем будет выступать энергосбытовая организация, то в отношении нее будет применяться тот же тариф, что и в отношении обслуживаемого ею потребителя. Таким образом, энергосбытовая компания сможет продавать купленную у гарантирующего поставщика энергию только по цене равной цене покупки у гарантирующего поставщика, неся операционные издержки или по цене превышающей эту цену. Данные отношения также сложно охарактеризовать и как конкурентные, скорее как спекулятивные.
Право энергосбытовой организации не может быть обосновано соображениями развития конкуренции. На розничном рынке электрической энергии независимые энергосбытовые компании призваны конкурировать не только между собой, но и с гарантирующими поставщиками. Предоставление энергосбытовой компании права требовать заключения договора энергоснабжения (купли - продажи электроэнергии) от гарантирующего поставщика ставит эти стороны в неравное юридическое положение.
6 Свирков С.А. Основные проблемы функционирования розничных рынков электроэнергии на современном этапе реформы электроэнергетики//Энергетика и право.2007.№1.С.46.
7 Постановление Призидиума ВАС РФ от 13.11.08 по делу
№А34-930/2007 // “Вестник ВАС РФ”. 2009. №2.
В соответствии со статьей 3 Закона «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. Статья 38 этого же закона устанавливает, что публичным является договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии. Анализируя приведенные положения, следует согласиться с А.А.Труниным, что «в данной норме не идет речь о так называемом «представительстве в силу закона»8. Следовательно, энергосбытовая организация, вправе требовать заключения договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) только в том случае, если проект договора (оферта) подается от имени потребителя. Однако Высший арбитражный суд истолковал данную норму расширительно, признав также и за энергосбытовой организацией, действующей от собственного имени право на понуждение гарантирующего поставщика к заключению соответствующего договора.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п.2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из указанных выше положений Закона «Об электроэнергетике», ограничение принципа свободы договора при заключении гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) допускается только в пользу потребителей электрической энергии.
Установление обязанности гарантирующего поставщика по заключению договора энергоснабжения (купли
- продажи электроэнергии) с потребителем является необходимой и достаточной мерой для защиты интересов потребителей на либерализованном розничном рынке электрической энергии. Цена, по которой гарантирующий поставщик продает энергию будет аналогичной, независимо от того, кто будет выступать стороной по договору энергоснабжения (купли - продажи электроэнергии): энергосбытовая организация или потребитель, то есть, иными словами, потребитель не имеет никаких выгод от покупки энергии через посредническую энергосбытовую компанию, а, следовательно, и его права не будут ущемлены в случае покупки энергии у гарантирующего поставщика от собственного имени.
Таким образом, установление права энергосбытовой эрганизации требовать заключения договора энергоснабжения (купли - продажи электроэнергии) от гарантирующего поставщика не выступая при этом от имени потребителя, является чрезмерным, необоснованным ограничением прав компаний, действующих на рынке в статусе гарантирующих поставщиков, и противоречит п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ.
8 Трунин А.А. Споры о понуждении к заключению договоров поставки электроэнергии // Арбитражные споры. №4(44). 2008. С134.
Таким образом, статья 37 Закона «Об электроэнергетике» должна толковаться в совокупности со статьями 3 и 38 Закона «Об электроэнергетике», а также статей 426 ГК РФ и применяться только в отношении потребителей электрической энергии.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 27.09.2005 г. №4279/059, ФАС Уральского округа от 27.05.2008 г. № Ф09-3841/08-С110, ФАС Северо-Западного округа от 12.09.200711 и Определении ВАС РФ от 13 июля 2007 г. № 8025/0712.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Закона «Об электроэнергетике» в границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На первый взгляд не усматривается никаких противоречий в данной формулировке: гарантирующий поставщик должен действовать в границах зоны своей деятельности и не вправе заключать соответствующие договоры с потребителями на территории зоны деятельности других гарантирующих поставщиков.
Однако, при рассмотрении дела №А14-12980/435/10 суды заняли иную позицию, дав особое толкование данному правилу.
В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, в частности, указывается:
«Поскольку Борисоглебский муниципальный район отнесен к зоне деятельности МУП «БЭСО» как гарантирующего поставщика, ОАО «ВЭСК» (ГП «первого уровня» - С.К.) вправе продавать электрическую энергию в названной зоне как энергосбытовая организация (ст.3 ФЗ «Об электроэнергетике»)».13
Рассматривая дело №А75-3583/2008 Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа также приходит к выводу, что «ОАО «тЭк» (ГП «первого
уровня» - С.К.) в границах зоны деятельности ООО «НЭСКО» как гарантирующего поставщика, вправе продавать электрическую энергию в границе зоны деятельности ООО «НЭСКО» только, как энергосбытовая орга-
14
низация»
Указанная позиция судов, с одной стороны, является весьма спорной. Пункт 3 статьи 38 Закона «Об электроэнергетике» запрещает деятельность других гарантирующих поставщиков в границах зоны деятельности другого гарантирующего поставщика, не оговаривая того, в каком статусе они ее будут осуществлять или, иными словами, закон запрещает любую деятельность гарантирующего поставщика в других зонах. Статус гарантирующего поставщика состоит, прежде всего, в обязанности по заключению договоров энергоснабжения (купли - продажи) электрической энергии со всеми обратившимися к нему потребителями, находящимися границах установленной зоны обслуживания. Не имея данной обязанности вне установленной ему зоны, в любой другой зоне гарантирующий поставщик a priori будет представлять собой лишь энергосбытовую организацию. Предположение, что гарантирующий поставщик может осуществлять энергосбытовую деятельность в зоне деятельности другого гарантирующего постав-
9 Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2005 по делу №А53-4425/2004 // “Вестник ВАС РФ”. 2009. №2.
10 Постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2008 по делу №А34-3766/07 // СПС «Консультант».
^Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2007 г. по делу №А44-3427/2006 // СПС «Консультант».
12 Определение ВАС РФ от 13 июля 2007 по делу №63-8403/2006-С3 // СПС «Консультант».
13 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2009 года по делу №А14-12980/2008/435/10 // СПС «Консультант».
14 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2009 по делу №А75-3583/2008 // СПС «Консультант»
щика «как энергосбытовая организация» лишает рассматриваемую норму какого либо смысла.
С другой стороны, в буквальном понимании рассматриваемая норма, лишает гарантирующих поставщиков права участвовать в конкурентных отношениях на розничных рынках электрической энергии, за исключением собственной зоны обслуживания, что также является ничем не оправданным ограничением экономической деятельности.
Запрет всем гарантирующим поставщикам осуществлять энергосбытовую деятельность за пределами установленных им зон обслуживания приводит к ситуации, когда победившая в конкурсе на получение статуса гарантирующего поставщика энергосбытовая организация, имеющая обслуживаемых ею потребителей в различных регионах и зонах деятельности, будет вынуждена прекратить договорные отношения со всеми потребителями, находящимися вне зоны деятельности, в которой ей присвоен соответствующий статус.
В связи с указанными обстоятельствами представляется целесообразным исключить данный пункт из статьи 38 Закона «Об электроэнергетике», как противоречащий пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.
Список литературы:
1. Варламова А.Н. Реформирование электроэнергетики как естественной монополии // Законодательство. №3. 2004
2. Матиящук С.В.Участники договорных отношений, связанных со снабжением электрической энергией/ Матиящук С.В. // Юрист. 2007. №7.
3. Кудрявый В.В. Об альтернативе проектируемому варианту реформирования отечественной электроэнергетике. Российский экономический журнал. №10. 2002г.
4. Свирков С.А. Основные проблемы функционирования розничных рынков электроэнергии на современном этапе реформы электроэнергетики//Энергетика и право.2007.№1.
5. Трунин А.А. Споры о понуждении к заключению договоров поставки электроэнергии // Арбитражные споры. №4(44). 2008.
Рецензия:
В статье дается определение гарантирующего поставщика электрической энергии, установленное ст. 3 ФЗ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данное определение является нормативным. К сожалению, автор не предлагает доктринального определения, которое бы формировалось исходя из признаков данной коммерческой организации. Также в статье не представлены точки зрения различных авторов по вопросу понятия гарантирующего поставщика электроэнергии.
Далее автор определяет цели и функции, которые осуществляет гарантированный поставщик электрической энергии. Справедлив по нашему мнению вывод автора о том, что ВАС РФ не вполне обоснованно считает положение о том, что энергосбытовая организация «приравнивается» к потребителю и на основании этого гарантированный поставщик обязан заключить с ней договор поставки электроэнергии. В данном случае нарушается основной принцип договорного права - принцип свободы договора. Для признания верным позиции ВАС РФ справедливо отмечается, что энергосбытовая организация должна выступать как законный поручитель в правоотношении по поставке электроэнергии.
Рецензируемая статья представляет собой определенный научный интерес и, несомненно, заслуживает публикации в основных рецензируемых журналах.
К.ю.н., главный юрист ОАО «БИНБАНК» В.С. Петров